Файл: Понятие и признаки правового государства (Зарождение и развитие взглядов о правовом государстве)..pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 186
Скачиваний: 1
ВВЕДЕНИЕ
Правовое государство подразумевает такой тип государства, при котором власть основана на праве, им ограничивается и через него реализуется. Еще в древности, за много веков до нашей эры, на ранних этапах развития человечества появляются представления о государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона.
Идея построения правового государства волновала умы мыслителей, с ней связывались поиски совершенных и справедливых форм общественной жизни, противостоящих деспотическому правлению и абсолютизму.
Проблемы становления и развития правового государства, его основополагающие принципы, взаимоотношения государства и общества до сих пор остаются не разрешенными. Сегодня государства стремятся к объединению в единое мировое сообщество, построенное на взаимодействии и взаимоуважении, что еще больше увеличивают интерес к вопросу правового государства. Разработка единых ценностей для каждого в отдельности и всеобщего для всех государств, признание достижений цивилизации станут основой внедряемых процессов.
Естественно, что к числу таких относятся права и свободы человека, признание индивида перед обществом, учет именно личностных интересов всего народа, ориентирование государства на защиту этих прав, являются приоритетными и значимыми. Учет данных факторов может создать надежный и основной фундамент для формирования совместной мировой политики, которая ориентирована на полное, всестороннее развитие личности.
Правовое государство тесно связано с правами и свободой человека. Они составляют государство, регламентируют основную функцию, выступают главной целью его существования. Государство же выступает гарантом их реальности, основной инструмент осуществления и защиты.
Зарождение и формирование именно российской модели правового государства, прежде всего, выражена потребностью российской действительности в последние годы. Своего рода не развитость правосознания, присущая советскому периоду, затормаживают политические и экономические преобразования. А интегрирование России в геополитическую систему основным мировых государств, ставит необходимостью признания и принятия (на уровне экономики, политики, права, психологии) мировых стандартов в экономике, политике и праве. Однако влияние запада в тоже время ведет Россию к выработке именно своей, только ей присущей модели правового государства.
Научные размышления и открытия, международная гуманизация, опыт построения государственности многих поколений, ставят концепцию «правового государства» в качестве одного из уникальных явлений, возникающих на стыке теории и практики. Однако разнообразные идеи, особенности их применения к конкретному государственному строительству в определенный период не должны служить определяющим фактором и препятствием понимания концепции правового государства в целом, как комплексной системы, раскрывающей суть подобного феномена.
Основополагающие принципы правового государства, взаимосвязаные и взаимообусловленные в своем единстве, и выражают суть общей концепции и в тоже время дают государству дополнить своими, только присущими ему чертами, основанными на традициях и культурных ценностях.
Объект курсовой работы – общественные отношения, возникающие в системе государство-общество при построении, развитии и функционировании правового государства.
Предмет курсовой работы – комплексное изучение теоретических основ и принципов правового государства.
Целью настоящей курсовой работы выступает изучение системы основных принципов «правового государства», среди которых - это принципы признания человека, его прав и свобод высшей ценностью; принципы, связанные с пониманием роли права и его приоритета в правовом государстве; принципы, регулирующие построение идеальных отношений «государство-общество».
Для достижения поставленной цели следует решить следующие задачи:
- провести ретроспективный анализ зарождения и развития взглядов о правовом государстве;
- провести анализ возникновения и формирования идеи правового государства в России;
- исследовать особенности формирования российской концепции правового государства;
- раскрыть понятие и признаки правового государства;
- исследовать принцип разделения и власти и верховенство закона в правовом государстве.
Теоретическую основу курсовой работы составляют труды российских и зарубежных юристов в области теории государства и права, а также отраслевых юридических наук: Алексеев С.С., Авакьян С.А., Боботов C.B., Воеводин Л.Д., Гессен В.М., Гришаев П.И., Завадский JI.H., Иванов С.А., Кистяковского Б.А., Ковалевского М.М., Кудрявцев В.Н., Кутафина O.E., Лазарев Б.М., Лукашева Е.А., Лукьянова Е.А., Марченко М.Н., Мюллерсон P.A., Нерсесянц B.C., Салищева Н.Г., Топорнин Б.Н., Четвернин В.А., Чиркин В.Е., и др.). Также была использована литература по философии, истории, политологии.
В работе использовались методы: всеобщий диалектический метод познания, а также основанные на нем общенаучные, специальные и частноправовые методы исследования.
Структура работы определена целями и задачами работы, и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
ГЛАВА 1. ГЕНЕЗИС И РАЗВИТИЕ ИДЕИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА
1.1 Зарождение и развитие взглядов о правовом государстве
Различные теоретические концепции, выражавшие идею и понятие правовой государственности, сформировались давно. Уже в древности мыслители начинают рассуждать о концепциях, принципах, формах для установления надлежащих взаимосвязей и согласованного взаимодействия человека, права и власти. Учёные древности придерживались мнения о том, что наиболее эффективна, разумна, истинна та политическая модель при которой закон общеобязателен и для граждан, и для самого государства.
Генезис понятия правовой государственности проходил в русле постепенной рационализации первоначальных мифических представлений. М.М. Журавлев отмечает, что «право появляется как сила, во власти которой – исключить из человеческих отношений отношения индивидуального произвола, сами же правовые нормы наделены такими свойствами, как всеобщность деперсонифицированность»[1]. В своем возникновении политическая правовая мысль восходит к мифическим истокам. Божественный первоисточник сложившихся социальных и политико-правовых порядков - основная идея и тема древних мифов.
В своей «Истории» Геродот сообщает, что, согласно источникам, со времени первого египетского царя до времени геродотовского посещения Египта (пятый век до нашей эры) правило 341 поколение верховных жрецов и царей, в течение этого времени правили только смертные. До этого же «в Египте царствовали боги, которые жили совместно с людьми, и один из них всегда был самым могущественным»[2].
Таким образом, полагалось, что первоначально на земле правили боги, которые научили искусству правления людей.
Значительную связующую роль между мифологическими представлениями и последующими рационалистическими ориентациями, политико-правовыми воззрениями и концепциями сыграла религия. В них в начальном и незамутненном виде предстает процесс рождения права как специфического регулятора человеческих отношений, тогда, когда они выходят за рамки ограниченного круга лиц и возникает потребность в их упорядоченности и предсказуемости. Право рождается как сил, необходимая установить урегулировать общение между людьми благодаря исключению из него, насколько это вообще возможно, индивидуальных произволов. Это становится возможным благодаря таким качествам правовых норм, как деперсоницицированность и всеобщность. Не случайно представления о праве зародились как о некоей надчеловеческой божественной воле, привносящей порядок в земной мир[3].
В античном мире довольно быстро началось отделение законотворческих и судебных функций от жреческих, произошло изменение сознания, а сам принцип всеобщности, деперсонофицированнности, и обязательности укрепился в правопонимании как базовый
Зачатки теории правового государства в виде идей гуманизма прослеживаются в рассуждениях передовых для своего времени мыслителей-философов, историков, писателей и юристов Древней Греции, Рима, Индии, Китая и других государств Древнего мира. Мыслители античности (Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон) пытались выявить такие связи и взаимодействия между правом и государственной властью, которые обеспечивали бы гармоничное функционирование общества той эпохи.
Античное правопонимание строилось на противопостановлении закона как упорядоченности беззаконию, как беспорядку и анархии. В окончательном виде было сформулировано Аристотелем (384 - 322 гг. до н.э.),а начинало развитие данная идея уже с Гераклита.
Он выступал в области государственного строительства как приверженец аристократии. Господство немногих он пытался оправдать присущим им превосходством перед массами: «Для меня один стоит десяти тысяч, если он лучший».
Гераклит отрицал демократию, которая существовала в то время в его родном городе Эфесе. «Эфесянам следовало бы, – говорил он, – перевешать у себя всех взрослых и предоставить свой город несовершеннолетним».
Однако, опасаясь выступлений против рабовладельческого строя, Гераклит подчеркивал значение соблюдения законов в государстве. Он призывал народ бороться за свой закон, как за свои стены. Законы государства Гераклит объявлял отражением вечных законов миропорядка. Гераклит призывал смириться перед законом – тушить свое высокомерие, как пожар. Но, имея в виду при этом не закон, установленный демократией, а закон тиранов или олигархов, Гераклит напоминал, что «законом называется также следовать воле одного». Именно этому закону неравенства, установленному одним или немногими, мыслитель призывает безоговорочно повиноваться[4].
Что бы иметь верное представление о праве, личности, государстве в античное время необходимо указать два момента, которые были закреплены в убеждениях народа «личность-часть общества, что общество включено в природу, а природа-лишь проявление божественного» и второй момент связан с феноменом античного полиса, представляющего собой гражданскую общину, которая воспринималась древними греками как единственно возможную форму человеческого общения. Цицерон выразил эту идею в понятии полиса как общего правопорядка, хотя она присутствовала в греческой мысли на протяжении столетий[5]. Цицерон считал, что в основе права находится справедливость, которая присуща природе. При этом справедливость эта понимается как обязательное, неотъемлемое и устойчивое свойство не только всей природы, но и человеческой природы тоже. Цицерон отмечал, что «она воздает каждому свое и сохраняет равенство между ними»[6]. Греческие и римские предшественники считалаи также. При этом имеется ввиду не уравнивание имущественного положения людей, а говорится о правовом равенстве. Цицерон дает такое развернутое определение естественного права: «Истинный закон — это разумное положение, соответствующее природе, распространяющееся на всех людей, постоянное, вечное, которое призывает к исполнению долга, приказывая, запрещая, от преступления отпугивает, оно, однако, ничего, когда это не нужно, не приказывает честным людям и не запрещает им и не воздействует на бесчестных, приказывая им что-либо или запрещая. Предлагать полную или частичную отмену такого закона — кощунство; сколько-нибудь ограничить его действие не дозволено; отменить его полностью не возможно, и мы ни постановлением сената, ни постановлением народа освободиться от этого закона не можем»[7].
Цицероном сформулирован такой правовой принцип при котором закон охватывает всех граждан, его действие распространяется на всех. Значимым оказалось разработанное им положение, в соответствии, с которым закон не всегда должен принуждать насильственно, ему должно быть присуще стремление убеждать; выдвигавшиеся им призывы к гуманности, законосообразности, к стремлению быть свободным и справедливости, за отношение государства к свободным гражданам и даже рабам[8].
Еще один знаменитый древнегреческий мыслитель – Сократ. Он давал предпочтение закону, как дающему «меру всем человеческим поступкам». Для Сократа подчинение закону- это условие существования полиса. «Законное и справедливое- одно и то же» - говорил он[9].
Таким образом, у Сократа система законов осуществляется только в форме всеобщего исполнения его законом. Именно порядок основанный на законе справедлив, а не закон сам по себе. «Повсюду в Элладе, - говорит Сократ, - установлен закон, что бы граждане приносили клятву в единомыслии…Это делается для того чтобы они повиновались законам. Когда граждане сохраняют это повиновение, государства бывают самыми счастливыми и сильными»[10]. По мнению Сократа высшая справедливость заключается в соблюдении законов, что приводит к единомыслию граждан, сплочению, упорядоченности их жизни. Гармония при этом достигается благодаря обязанностям, имеющих не столько юридический характер, сколько нравственный.
Учеником Сократа являлся Платон, который отталкивалося от идей своего наставника. Анализ проблем государства, права, политики занимает ведущее место во всей философии Платона. Идеальное государство трактуется им как реализация идей в земно общественно-политической жизни[11]. Он прекрасно уяснил сущность правовой нормы как общего и абстрактного поведения, неизбежно оставляющего объективные пределы воздействия на людей. Планом считает, что такие качества правовых норм, как всеобщность и абстрактность являются достаточно существенными недостатками. Истинным, знающим правителям государства не нужны законы, а государство, где доминирует закон, занимает второе место в платоновской иерархии. Следовательно, там где нет настоящего разумного правителя, необходимо всеобщее подчинение закону. В таком государстве «законности» закон лишь подавляет, а рабами являются не только граждане, но и правители. Государство становится не правовым, а только подобным ему.