Файл: Понятие и признаки правового государства (Зарождение и развитие взглядов о правовом государстве)..pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 190
Скачиваний: 1
Наряду с Конституционным Судом специализированный контроль в Российской Федерации осуществляют также конституционные (уставные) суды, комитеты и палаты ее субъектов. В настоящее время они действуют в тридцати из них: Республика Адыгея, Бурятия, Дагестан, Кабардино-Балкария, Карелия, Коми, Марий-Эл, Саха (Якутия), Северная Осетия, Татарстан а также в Иркутской и Свердловской областях.
Можно сказать, что споры о целесообразности создания таких судов завершены: Федеральный Конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации». От 31 декабря 1996 года в этом отношении, образно говоря «поставил точку» Конституционные (уставные ) суды законодательно стали реальностью судебной системы Российской Федерации.
В современном демократическом государстве эффективность правового закона сопряжена с наличием единого правового пространства, в котором приоритетное значение имеет принцип верховенства законов, принимаемых от имени народа и выражающих его суверенную волю, над всеми действующими в стране нормативными актами. Подзаконные акты, включая ведомственные распоряжения, приказы, инструкции, подлежат конституционному контролю. Это означает, что они могут быть опротестованы, обжалованы и аннулированы по мотивам нарушения законности или, напротив, после определенной судебной процедуры подтверждены как соответствующие конституции и иным законам. Идея единого правового пространства становится национальной. В странах Западной Европы концепция правового пространства наряду с концепцией европейского экономического пространства, получает все большее признание, и выражается в борьбе с терроризмом, защитой прав человека, праве убежища, отношениями между правоохранительными органами.
В правовом государстве существуют определенные гарантии законности, которые обеспечивают соблюдение и исполнение закона. Это – социально-экономические, политические, юридические и международные гарантии. Политические гарантии законности - это прежде всего демократизм общественного и государственного строя Российской Федерации, политический и идеологический плюрализм, активное участие граждан в управлении делами государства. Социально-экономические гарантии законности – многообразие форм собственности, создание необходимых условий для их развития, обеспечение им равной защиты, свободное предпринимательство, право граждан распоряжаться своими способностями к производительному и творческому труду, справедливые условия найма, увольнения, оплаты и охраны труда и т. д.
К юридическим гарантиям относятся следующие: нормативная урегулированность законами или подзаконными актами всех общественных отношений, нуждающихся в правовом закреплении, эффективная деятельность специальных органов, контролирующих соблюдение законов, а также правоохранительных органов, привлечение к юридической ответственности должностных лиц, посягающих на права и свободы граждан.
К международным гарантиям относятся: деятельность международных организаций, специализированных органов ООН по контролю за соблюдением прав человека в различных странах, инспекционные поездки их представителей в регионы, где нарушается законодательство, закрепляющее права и свободы граждан, право граждан обращаться в международные органы за защитой своих нарушенных прав. Политические проблемы теории государства.
Законность и правовое государство - категории во многом тождественные, но у них несколько разные акценты. Законность требует безусловного соблюдения законодательства всеми субъектами правовой сферы, в то время как правовое государство предъявляет подобное требование к государственным структурам, выполняющим функции публичной власти. Поэтому реализация режима правового государства означает торжество закона прежде всего в деятельности властных структур - государственных органов власти, управления, суда и прокуратуры и их должностных лиц[76]. В итоге законность и правовое государство ведут к превращению закона в самостоятельную, объективную силу жизнедеятельность которой не зависит от отношения к ней.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В соответствии с действующей Конституцией, Российская Федерация является правовым государством. Но то, что пишется в основном законе, не совсем соответствует реальному положению дел в России, что и показал нам анализ политической, социальноэкономической и духовно-культурной сфер общества. Формирование правового государства в РФ еще не закончилось.
Правовое государство – это очень сложное, многомерное развивающееся явление. В ходе общественного прогресса оно приобретает новые свойства, наполняется новым содержанием, соответствующим конкретным условиям существования общества и уровню его развития.
История идеи о правовом государстве берет свое начало еще с античных времен. Разумеется, до полного завершения процесса создания данной концепции правового государства было еще очень далеко. Но, тем не менее, начало, причем весьма обнадеживающее, было положено.
Стоит заметить, что эпоха средневековья, давшая многие примеры разума человека, не создавала необходимых условий для развития права и правопонимания. Вообще правовые концепции того времени были построены на противопоставлении позитивного и естественного права. Большой вклад в возникновение и развитие идеи правового государства внесли такие мыслители как: Фома Аквинский, Никколо Макиавелли, Жан Боден, Г. Гроций и т.д.
В период Нового времени возникла система качественно новых взглядов в сравнении с предыдущими эпохами. В основе идей мыслителей того времени стояла личность, а именно необходимость ее утверждения, признание достоинства индивида, обеспечения условий для развития человека в обществе.
В современном понимании правового государства концентрируется внимание на общечеловеческих ценностях, сформированных в процессе длительного развития государственно-организованного общества. Правовое государство неразрывно связано с такими принципами как разделение властей, верховенство закона, гарантированность прав и свобод человека и гражданина, взаимная ответственность государства и личности. Данные основополагающие идеи, определяют в своей совокупности идеальную конструкцию (модель) государства, которое могло бы называться правовым.
Благодаря разделению властей правовое государство организуется и функционирует правовым способом: государственные органы действуют в рамках своей компетенции, не подменяя друг друга; устанавливается взаимный контроль, сбалансированность, равновесие во взаимоотношениях государственных органов, осуществляющих законодательную, исполнительную и судебную власть.
Не стоит забывать и о таком признаке как верховенства федерального закона. Главное в идее правового государства - связанность государства правом. Верховенство права - это в первую очередь верховенство закона. Оно выражается в том, что главные, ключевые, основополагающие общественные отношения регулируются (нормируются) законами.
Незыблемость свободы личности ее прав и интересов, чести и достоинства их охраны и гарантированность - еще один признак правового государства. Обеспечение свободы личности посредством закона важнейшая функция государства.
Необходимо также ограничение всевластия в правовом государстве. Подчинение любых должностных лиц закону; разделение власти для предотвращения сосредоточения ее у одного лица или органа и пресечения злоупотреблений полномочиями; судебная защита граждан от должностных лиц. Эти идеи были сведены в теорию правового государства, рассматривающую личность не как объект власти, а как субъект права, гражданина, в отношении которого государство имеет не только права, но обязанности. Отсюда вытекает следующий признак – взаимная ответственность государства и личности.
Вместе с тем, российскому обществу необходимы практические результаты построения правового государства, реальный переход на закрепленный в Конституции Российской Федерации тип правопонимания («правовое государство»). Многие признаки правового государства не реализуются в полной мере, существуют пробелы в формировании правового государства в РФ в политической, социально-экономической и духовной сферах общества.
Среди основных элементов, составляющих основу правового государства можно выделить: гарантии государством прав и свобод личности, функционирование системы разделения власти, функционирование представительной и законодательной власти, принципы федеративного устройства, нормативный порядок демократической политики, возникновение гражданского общества.
Кроме основополагающих принципов правового государства, проводится также их исследование как определенной системы. Основное ядро этой системы составляет принцип приоритета прав и свобод личности. Он является детерминирующим для всех остальных принципов, оказывая определяющее влияние на всю деятельность государства и его потенциальные возможности. Именно приоритетное признание всех прав и свобод личности, обязанность их соблюдения, законодательное закрепление, демонстрирует реализованность концепции правового государства и декларирует соответствующие цели и задачи. Все остальные принципы выступают гарантами первого и могут реализовываться только в условиях его признания.
В связи с этим правовое государство, построенное на принципе верховенства закона, который всегда считался первоочередным, меняет определение. Ценности личности, гуманистическая направленность целей и задач развития государства и общества определяют в качестве основного принципа именно права и свободы человека. В связи с этим создание системы политических, юридических гражданских и общественных гарантий, обеспечивающих действительность этих конституционных положений, взаимная ответственность государства и личности, составляют процесс формирования правового государства. Развитие и совершенствование законодательства направленного на формирование новой по существу правовой системы, выступает одной из важнейших задач государства.
Готовность государства и общества к практической реализации модели правового государства, определенная апробация ее элементов, определяется в конституционном закреплении ее основных принципов. Анализ конституционного закрепления принципов правового государства показывает эволюционное развитие, постоянно дополняющееся на законодательном уровне обогащает его содержание за счет практики государственного строительства, изменения отношений "государство-гражданское общество".
В последнее время принято достаточно много законодательных актов, создающие основы для дальнейшего развития государства как демократического и правового.
Сама идея построения правового государства в России продолжает завоевывать общественное сознание, что связано с изменением российского правосознания. Все более возникает потребность в достижении баланса между старыми представлениями общества и объективными современными потребностями государства. Обретение социального консенсуса как главного условия построения правового государства и должен стать итогом. И все же будущее России нельзя оценивать однозначно. Заложенные основы воспитания новой личности, как гражданина правового государства, во многом определяет путь развития, а значит и реализацию данной модели. От способности общества в целом и отдельного гражданина в частности зависит дальнейшее развитие государственности и будущее страны.
Несмотря на то, что задача построения правового государства не в первый раз встает перед российской общественностью, она впервые определяется правящей политической элитой как приоритетная задача. Идеалы правовой государственности в обществе все более осознаются как приоритетные. Общество познает ценность политической свободы, и видит наиболее справедливый порядок общественного устройства. Уровень политической и правовой культуры в обществе является необходимым фактором, определяющим во многом успех многих преобразований в государственной и политической жизни общества. Уважение, соблюдение конституции, закона всеми членами, всеми должностными лицами - неотъемлемая черта демократического правового государства.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Конституция Российской Федерации /принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 №2-ФКЗ, от 21.07.2014 №11-ФКЗ). // Собрание законодательства РФ. – 2014. - №31. - Ст. 4398.
- Алексеев A.C. Учение о главе государства и правовой связанности государства. Харьков, 1908.
- Аристотель «Политика» [пер. с древнегреческого С. А. Жебелева, М. Л. Гаспарова]. М.: Норма, 2012.
- Баренбойм П.Д. Правовое государство как партнер гражданского общества: к 150-летию опубликования концепции «Государство как произведение искусства» //Законодательство и экономика. 2010. № 9.
- В.С. Нерсесянц Концепция социалистического правового государства в контексте истории учений о праве и государстве- М.: Социалистическое правовое государство: проблемы и суждения,1989.
- Воротилин Е. А,. Лейст О. Э., Мачин И. Ф История политических и правовых учений - М. ЗЕРЦАЛО, 2004.
- Вышинский А.Я. Революционная законность и задачи советской защиты. М.: РИС Мособлисполкома, 1934.
- Габитов Р.Х. «Россия на пути к правовому государству» //Аграрное и земельное право. №7. 2004.
- Гессен В.М. Теория правового государства //Политический строй современных государств. Т.1. СПб, 1905.
- Головастикова А.Н., Дмитриев Ю.А. Теория государства и права: Учебник. М.: Эксмо, 2007.
- Горбачев М.С. О ходе реализаций решений XXVII съезда КПСС и задачах по углублению перестройки //Избранные речи и статьи. Т. 7. М.: Политиздат, 1989.
- Грязин И.Н. Правовое государство //Новый мир. 1988. № 8.
- Дж. Локк Сочинения в 3 томах (Т. 3) – М. : Мысль,1988.
- Длугач Т. Б. Три портрета эпохи Просвещения. Монтескьё. Вольтер. Руссо: (от концепции просвещенного абсолютизма к теориям гражданского общества) – М.: ИФ , 2006.
- Дынника М. А. Материалисты древней Греции : Собрание текстов Гераклита, Демокрита и Эпикура /АН СССР, Ин-т философии- М. : Госполитиздат , 1955.
- Журавлев М. М. Философия правовых инноваций/Под ред. Н. П. Кириллова-Томск : Издательство Томского университета , 2001.
- Златопольская А.А.Ж.Ж.Руссо pro et Contra. – СПБ: Издательство Русского Христианского Гуманитарного Института,2005.
- Кант И. Метафизика нравов в двух частях // Кант И. Критика практического разума. СПб., 1995.
- Ковалев С.А. Наше будущее — свободные граждане свободной страны // Российская газета. 1994. 9 августа.
- Козлихин И.Ю.Идея правового государства: История и современность – СПб.: Издательство С.- Петербургского университета, 1993.
- Комментарий к Конституции Российской Федерации./ Под редакцией Л.А. Окунькова. - М.: Издательство БЕК, 1994.
- Комментарий к Конституции РФ / Общ. ред. Кудрявцева Ю. В. М.: Фонд «Правовая культура», 1996.
- Конституция Российской Федерации. Комментарий. Москва, "Юридич. литература",1994.
- Конституция, закон, подзаконный акт./ Под редакцией Ю.А. Тихомирова. - М.: Юрид. лит., 1994.
- Котляревский С. А. Правовое государство и внешняя политика – М: Тип. Г. Лисснера и Д. Совко, 1909.
- Котляревский С.А. Власть и право. Проблема правового государства – М., 1915.
- Мами К. Правовое государство: социальный идеал и реальность // Законодательство – 2003 г. - №2.
- Марченко М.Н. Теория государства и права. - М.: Проспект, 2005.
- Монтескье Ш.Л. О духе законов. - М.: Мысль, 1999.
- Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства – М. : Норма-Инфра.М , 2000.
- Нерсесянц В. С. Политические учения Древней Греции – М.: НОРМА [и др.] , 2012.
- Нерсесянц В. С. Право и закон. Из истории правовых учений. - М.: «Наука», 1983.
- Нерсесянц В. С. Философия права: Учебник для вузов /Институт государства и права Рос. АН, Академический правовой ун-т - М. : Норма-Инфра.М , 1998.
- Нерсесянц В.С. История политических и правовых учений. - М.: Норма-ИНФРА, 1999.
- Нерсесянц В.С. Социалистическое правовое государство: проблемы и суждения. М., 1989.
- Новгородцев П. И. К постановке проблемы правового государства // Юридический вестник. 1917.
- Новгородцев П.И. Лекции по истории философии права. Учения нового времени XIX - XX вв. - М.: типография Г. В. Васильева, 1918.
- Омельченко О. А. Идея правового государства: истоки, перспективы, тупики: опыт исторического комментария к современной политической мифологии- М: Manuskript, 1994.
- Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права - М.: ТОН-Остожье, 2000.
- Плотников А. А.Гражданское общество и правовое государство: к истории формирования концепции: (Анализ политико-философской мысли Джона Локка): Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. 09.00.11 / Ин-т философии Рос. АН - М. , 1993.
- Покровский П.А. О государственной власти: Опыт монистической конструкции юридической сущности правового государства / П.А. Покровский. - Ярославль: тип. Губ. правл., 1914.
- Постановление ЦИК о результатах выборов Президента Российской Федерации, назначенных на 18 марта 2018 года [Электронный ресурс]: http://www.cikrf.ru/activity/docs/postanovleniya/39429/
- Ралько О. В. Концепция правового государства и ее реализация в России: историко-теоретические аспекты. -М., 2011.
- Светозаров А. В. Правовые проблемы становления и развития современного российского государства (1990-1993 гг.) Москва, 2006.
- Соколов А. Н. Правовое государство: от идеи до её материализации. М.: Янтарный сказ, 2002.
- Соколов А.Н., Сердобинцев К.С. Доминанита правового государства – развитое гражданское общество // «Правовое государство: теория и практика» 2011. №4.
- Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. М.Н.Марченко. - М., 1996.
- Теория государства и права./ Под ред. В.К. Бабаева. - М.: 2002.
- Цицерон М. Т. Диалоги. III, VII, 10 - М.: Научно-издательский центр «Ладомир» — «Наука», 1994.
- Цицерон Марк Туллий. Диалоги: О государстве; О законах. – М., 1994.
- Чиркин В.Е. Основы государственной власти. М.1995.
- Чичерин Б. Н. Политические мыслители. От Древнего мира до эпохи Возрождения – М.: Издательство М.- ЛИБРОКОМ , 2010.
- Шульц И. Разъясняющее изложение "Критики практического разума". - М: Книжный дом "ЛИБРОКОМ", 2010.
- Эбзеев Б.С. Соблюдение и защита прав человека – обязанность государства // Теория государства и права: курс лекций / под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько.