Файл: Органы местного самоуправления (Теоретические основы местного самоуправления).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 62

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В курсовой работе рассмотрена тема «Органы местного самоуправления». Актуальность темы исследования определяется огромной ролью местного самоуправления в государственной, политико-правовой жизни российского общества, в становлении институтов демократического правового государства. Реализация принципов самоуправления в механизме государства эффективна тогда, когда опирается на объективно назревшие экономические, политические и социальные предпосылки и условия, выражает требования общественного прогресса.

Местное самоуправление представляет собой специфическое управляющее воздействие власти населения, которое на местном уровне, с одной стороны, участвует в осуществлении воли государства, с другой - наиболее полно выражает интересы самого населения. "Под местным самоуправлением, - отмечается в ст. 3 ч. 1 Европейской Хартии о местном самоуправлении, - понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения"[2].

Конституция Российской Федерации 1993 года, впервые рассматривая местное самоуправление как одну из основ конституционного строя России, посвятила ему новую главу 8 "Местное самоуправление". Статья 3 часть 2 Конституции Российской Федерации устанавливает, что "народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти.[1]

Местное самоуправление в современной России поднято на уровень одной из основ конституционного строя. Охватывая своими институтами почти все стороны демократической организации местной жизни, местное самоуправление дает возможность рациональным способом децентрализовать многие функции государственной власти, перенести принятие решений по всем вопросам местной жизни в территориальные сообщества, стимулируя тем самым, активность граждан и обеспечивая их реальную сопричастность к таким решениям.

Одним из важнейших направлений развития современной российской государственности остается оптимизация организации деятельности органов местного самоуправления. Можно без преувеличения сказать, что повышение эффективности деятельности таких органов является важным условием обеспечения стабильности в обществе в целом. Широкое вовлечение граждан в решение проблем местной жизни, результативное удовлетворение повседневных потребностей населения, строгое соблюдение законодательных положений при соблюдении и поддержании баланса государственных и местных интересов, т.е. общих интересов жителей каждого муниципального образования, способны заложить прочный фундамент для гражданского согласия.[11]


Актуальность исследования и разрешения проблем становления местного самоуправления в России обусловлена также факторами, связанными с федеративной природой нашего государства и переносом всей тяжести правового регулирования местного самоуправления на уровень субъектов Российской Федерации, далеко не однозначно понимающих ценность институтов местного самоуправления и в ряде случаев не активизирующих в должной мере эти процессы на своей территории, с нерешенностью многих проблем, вызванных экономическими трудностями как в регионах, так и в стране в целом, с отсутствием согласованного разграничения полномочий между федеральными органами, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Предметом исследования являются органы местного самоуправления в системе управления Российской Федерации.

Объектом исследования выступают структура, компетенция органов местного самоуправления, уяснения их места и роли.

Целью исследования является теоретическое обоснование современной концепции местного самоуправления и роли органов местного самоуправления в системе народовластия.

Эти цели предопределили конкретные задачи исследования:

- раскрыть особенности федерального законодательства, о местном самоуправлении в современных условиях;

- исследовать принципы организации местного самоуправления, их отражение в действующем законодательстве;

- раскрыть многофункциональный характер местного самоуправления;

- проанализировать структуру органов местного самоуправления;

- выявить условия и перспективы местного самоуправления.

Проблемы местного самоуправления в современное время рассматривали такие авторы как Е.В.Зотова, А.Цвикилевич, А.А.Ввасильев, А.В.Кашин и еще ряд исследователей.

Структура курсовой работы состоит из введения , двух глав с параграфами, заключения и списка литературы.

Глава 1. Теоретические основы местного самоуправления

Понятие и система местного самоуправления в России

Конституция Российской Федерации (ст.12) закрепляет один из важнейших элементов основ конституционного строя - местное самоуправление (далее МСУ), которое выступает самостоятельной формой осуществления народом принадлежащей ему власти.


В соответствии с Конституцией Российской Федерации (п.2 ст.3) народ вправе осуществлять свою власть не только через органы государственной власти и непосредственно, но и через органы местного самоуправления. Тем самым на конституционном уровне впервые закреплено существование независимой от государства системы власти народа для решения вопросов местного значения[1].

Именно такой подход к содержанию властных полномочий органов местного самоуправления отражает ст.130 (п.1) Конституции Российской Федерации: "Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью".

Следует отметить, что современная организация местного самоуправления создается в нашей стране не на пустом месте. Впервые местное самоуправление было сформировано в ходе реализации городских реформ Петра 1 (1699-1702 гг.). Принципиальные начала городского самоуправления были закреплены в Грамоте Екатерины II на права и выгоды городам Российской империи (1785 г.) и получили свое дальнейшее развитие в Городовом положении 1870 г. Самоуправление, осуществлявшееся традиционно в России на уровне сельских общин, получило законодательное оформление при проведении земской реформы. В Положении о губернских и уездных земских учреждениях (1864 г.) достаточно последовательно реализовывалась идея решения населением многих задач губернского и уездного значения. К сожалению, местное самоуправление не было создано на низовом уровне - волости, а потому не достигло в конечном итоге своей цели. Положения Конституции РСФСР 1918 г., закрепившие полновластие Советов на всех уровнях, вплоть до села и поселка, разрушили, по существу, систему Российского самоуправления. И лишь в июле 1993 г. с принятием закона "О местном самоуправлении в Российской Федерации" стали складываться правовые основы современного механизма самоуправления.[13]

Существенный вклад в возрождение местного самоуправления, регламентацию его сущности, организационных форм и полномочий внесла Конституция России 1993 г. и принятый в развитие ее норм Федеральный закон от 28 августа 1995 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"[7].

Указанный закон определил, прежде всего, систему местного самоуправления в России. Такая система включает в себя, на наш взгляд, законодательную регламентацию и практическое осуществление:

  • территориальных пределов местного самоуправления, его разновидностей;
  • механизма местного самоуправления;
  • основных принципов местного самоуправления;
  • полномочий органов и должностных лиц местного самоуправления;
  • гарантий осуществления местного самоуправления.

Система местного самоуправления - это совокупность мероприятий, методов и средств, направленных на упорядочение деятельности местного сообщества по решению стоящих перед ним задач на основе принципов самоорганизации, самофинансирования, самостоятельности с целью улучшения качества жизни населения территории (региона) и увеличения его вклада в развитие всего общества.

Основная цель создания и применения системы местного самоуправления - улучшения качества жизни местного сообщества и увеличение его вклада в развитие всей страны.

Основные методы системы местного самоуправления:

  • экономические (в том числе монетаристские);
  • организационно-распорядительные;
  • социально-психологические.

Принципиальным положением Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления" является указание на то, что его система базируется на территориальной основе, в пределах территорий муниципальных образовании. Под муниципальными образованиями Закон (ст.1) понимает городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеется муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.[7]

Одновременно закон указывает на основные разновидности субъектов местного самоуправления. Ими могут быть:

  • городские и сельские поселения;
  • части указанных поселений (районы городов, микрорайоны,
  • кварталы, улицы и т.п.);
  • совокупности поселений, объединяемых общей территорией
  • (районы, уезды, сельские округа - волости, сельсоветы и т.д.).

Именно эти перечисленные виды территорий, отличающиеся во многом от официальных, административно-территориальных, образований, призваны способствовать населению в решении многообразных вопросов местного значения. Закон (ст.1) устанавливает, что к такого рода вопросам относятся вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения соответствующего муниципального образования. Понятно, что подобные вопросы могут быть решены как в рамках городов, районов, населенных пунктов, так и внутри и вне пределов этих территорий, но в складывающихся муниципальных образованиях.

Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28 августа 1995 г. определяет местное самоуправление как признаваемую и гарантируемую Конституцией России самостоятельную деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.


МСУ в РФ имеет двойственную природу. С одной стороны, органы МСУ представляют на местах всю систему публичной власти. Работа на государственном и муниципальном уровнях исторически и в соответствии с законодательством РФ составляет единую систему управления территориями страны. Этим и объясняется тот факт, что органы МСУ воспринимаются в первую очередь как неотъемлемая часть системы общегосударственного менеджмента. Именно поэтому очень сложно четко разграничить муниципальные и государственные полномочия и систематизировать муниципальные полномочия в отдельном реестре. С другой стороны, согласно статье 12 Конституции РФ, органы МСУ не входят в систему органов государственной власти. Иными словами, органы МСУ должны быть самостоятельны по отношению к системе государственных органов. Данное положение является неоспоримым и основополагающим. Однако его практическая реализация происходит в условиях, когда муниципальное управление представляет собой компонент системы государственного управления.[22]

Приведенные выше аспекты позволяют сделать вывод о том, что основная цель организации местного самоуправления - широкое привлечение местного населения к самостоятельному решению вопросов местного значения, преодоление сложившейся в годы Советской власти традиции решения всех без исключения вопросов только государственными структурами, ликвидация фактического отчуждения народных масс от повседневного осуществления своей воли и интересов.

Сегодня Россия планирует свое развитие в горизонте 10 и более лет, определяет в стратегических документах свои приоритеты, принципы, направления, цели и задачи по различным направлениям и отраслям внутренней и внешней политики, устанавливает показатели желаемых изменений.

МСУ включено в процессы общегосударственного стратегирования по ряду объективных причин:

1. территории муниципальных образований являются базовыми элементами административно-территориального деления РФ;

2. органы МСУ являются самым приближенным к населению уровнем публичной власти;

3. социально-экономическое развитие подавляющего большинства МО на сегодняшний день невозможно без муниципального участия в региональных и федеральных программах.[12]

Ряд федеральных стратегических и концептуальных документов напрямую касается вопросов муниципального управления. Прежде всего, это «Основы государственной политики регионального развития на период до 2025 года (утверждены Указом Президента РФ от 16 января 2017 г. № 13) с «Планом мероприятий по реализации Основ государственной политики регионального развития на период до 2025 года» (утвержден Распоряжением Правительства РФ от 5 июня 2017 г. № 1166).[10]