Файл: Организация бухгалтерского учета на предприятии (Теоретические основы организации бухгалтерского учета).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 147
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы организации бухгалтерского учета
1.1 Значение и основные предпосылки рациональной организации бухгалтерского учета и его формы
1.2 Технология организации бухгалтерского учета и основные подходы обработки учетной информации
1.3 Учетная политика предприятия и ее влияние на организацию учета
2. Особенности организации бухгалтерского учета на примере ООО «Тимерхан Плюс»
2.1 Экономическая характеристика деятельности предприятия
2.2 Особенности учетной политики организации
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Успех любой организации, несмотря на то, является ли она крупным промышленным предприятием или небольшой компанией, обусловлен, в основном, организацией приема и обработки деловой информации. Чем надежнее информация о производстве и чем быстрее она поступает, тем больше возможностей для эффективного управления бизнесом. Бухгалтерский учет предоставляет наиболее важную, надежную и систематическую экономическую информацию. В процессе учета расходящиеся данные систематизируются и обрабатываются, после чего они становятся основой для принятия управленческих решений. Бухгалтерский учет является одной из важнейших функций управления бизнесом.
Бухгалтерский учет представляет собой систему непрерывного документирования, отражающего информацию о состоянии и изменениях стоимости экономических активов предприятия и их источников путем двойного ввода денежной стоимости. Эффективность бухгалтерского учета во многом зависит от правильности его постановки на предприятии.
С юридической точки зрения, ни одна организация не может работать без учета, поскольку только учетные данные предоставляют полную информацию о владении и финансовом состоянии организации; синтетическую и аналитическую информацию о состоянии материальных, трудовых и финансовых ресурсов, эффективности инвестиционной и кредитной политики, затрат и эффективности производства, которые позволяют управлять бизнес-деятельностью и контролировать выполнение планов по прибыли, разрабатывать долгосрочные планы развития производства. Поэтому бухгалтерский учет является неотъемлемой частью системы управления и информации организации.
Актуальность данной работы заключается в том, что в динамично меняющейся среде бухгалтерская организация должна отвечать современным требованиям, она должна быть максимально эффективной, действенной и надежной.
Целью данной работы является анализ теоретических основ организации бухгалтерского учета на предприятии и оценка организации бухгалтерского учета на конкретном примере.
Чтобы достичь своих целей, мы должны решить следующие задачи:
- изучение основных элементов и средств бухгалтерского учета;
- анализ правовых основ учета организаций;
- исследование организации бухгалтерского учета на предприятии ООО «Тимерхан Плюс».
Предметом исследования является комплексная система организации бухгалтерского учета.
Объектом исследования является ООО «Тимерхан Плюс».
Теоретической и методологической основой послужили постановления Правительства Российской Федерации [1], [2], [3], Министерства финансов, Министерства по налогам и сборам, работа российских и зарубежных ученых по проблемам бухгалтерского учета [5], [11], [20].
1. Теоретические основы организации бухгалтерского учета
1.1 Значение и основные предпосылки рациональной организации бухгалтерского учета и его формы
Рациональная организация бухгалтерского учета – система элементов и средств наиболее оптимального построения процесса бухгалтерского учета с целью получения достоверной, своевременной и актуальной (полезной) информации для управления деятельностью организации и контроля эффективности использования производственных ресурсов.
Обеспечение рационального бухгалтерского учета призвано [17, c.54]:
- своевременно и достоверно отражать в учете и отчетности все хозяйственные операции;
- обеспечить оперативный контроль за эффективностью работы организации и ее подразделений;
- обеспечить эффективный контроль за рациональным и экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов;
- предоставлять достоверные отчеты в строго определенные сроки;
- организовать высокую эффективность учета персонала и максимально эффективное использование компьютерных технологий.
Основные принципы рациональной организации бухгалтерского учета заключаются в следующем:
Принцип начисления предполагает, что доходы и расходы, прибыли и убытки, а также другие аналогичные показатели отражаются на счетах в момент их возникновения, а не в момент расчета. Принцип предосторожности (консерватизма) означает, что доходы обычно признаются организацией только при наличии достаточной уверенности в том, что они получены, а расходы признаются, если их можно обоснованно считать возможными. Принцип согласованности заключается в том, что после выбора одного метода бухгалтерского учета организация должна применять его ко всем последующим событиям одного и того же характера, пока не появятся разумные основания для изменения метода. Принцип соответствия учетной политике, принятой в отчетном году, требует, чтобы организация обеспечивала соответствие в течение отчетного периода принятой методологии учета хозяйственных и финансовых операций, то есть принятой учетной политике [7, c.132].
Важнейшими условиями рациональной организации бухгалтерского учета в организации являются [14, c.392]:
- государственное регулирование общих принципов и принципов организации, методов и приемов бухгалтерского учета;
- в учетной политике – сочетание государственных положений, касающихся выбора организационных и технических аспектов внедрения методологии бухгалтерского учета с отраслевыми, технологическими и другими организационными характеристиками;
- высокая общеэкономическая и специальная подготовка сотрудников бухгалтерии, повышение квалификации и научная организация работы сотрудников бухгалтерии;
- совершенствование бухгалтерского учета, форм и методов представления информации, применение современных компьютерных технологий в бухгалтерском учете;
- правильное определение размеров и характера бухгалтерской работы, выполняемой в структурных подразделениях и центральном бухгалтерском учете организации;
- планирование организации бухгалтерского процесса.
Организация бухгалтерского учета на предприятии относится к компетенции руководителя (собственника) предприятия в соответствии с действующим законодательством и учредительными документами.
Рациональная организация бухгалтерского учета основана, прежде всего, на применении общепринятых предпосылок [20, c.156]:
- исследования по структуре, технологии и организации производства;
- организация учета аппарата и работы бухгалтерии персонала;
- организация бухгалтерского процесса (определение объема бухгалтерской работы);
- организация отличного владения бухгалтерским персоналом (бухгалтером, владельцем) действующей нормативно-правовой базы бухгалтерского учета.
Весь бухгалтерский процесс состоит из трех этапов его осуществления [9, c.104]:
- этап базового учета (процесс документирования и оценки бизнес-явлений и процессов);
- этап текущего учета (процесс бухгалтерского учета хозяйственных операций на учетных счетах и др. в бухгалтерских записях);
- завершающий этап учета (процесс обобщения текущих учетных данных в финансовой отчетности).
На каждом этапе бухгалтерского учета существует необходимость в самостоятельной организации со стороны предпринимателя или руководителя (должностного лица) следующих видов бухгалтерской деятельности [8, c.28]:
- определение номенклатуры бухгалтерского учета (перечень экономических явлений и процессов, которые должны быть отражены в системе бухгалтерского учета);
- определение методов и приемов отражения бухгалтерской номенклатуры (выбор формы учета);
- для подбора материалов для хранения материалов, их перемещения и хранения (в соответствии с формой бухгалтерского учета, учетной номенклатуры и компьютерной техники).
Таким образом, в рамках рационального учета понимают систему элементов и средств наиболее оптимального построения бухгалтерского процесса с целью получения достоверной, своевременной и актуальной (полезной) информации для управления деятельностью организации и контроля эффективности использования производственных ресурсов.
1.2 Технология организации бухгалтерского учета и основные подходы обработки учетной информации
Техническое сопровождение бухгалтерского учета представляет собой совокупность процедур, внедрение которых позволяет нам обеспечить методологические и организационные аспекты принципов бухгалтерского учета на уровне современных требований бухгалтерского учета. Набор процедур включает в себя наличие [5, c.239]:
- рабочего плана счетов, разработанного организацией на основе стандартного плана финансово-хозяйственной деятельности организации и инструкций по его использованию;
- основных форм документов для каждой области учета;
- современных компьютерных средств, которые составляют основу автоматизированной формы учета;
- синтетических и аналитических кодификаторов объектов учета;
- уровня бухгалтерской квалификации, соответствующего современным требованиям управления организацией;
- комплекса организационных, технических и санитарных мер по оптимизации бухгалтерского процесса;
- организации внутреннего контроля;
- соответствующего уровня культуры трудовых отношений в бухгалтерии.
В приведенном выше списке требований, которые обеспечивают техническую поддержку для бухгалтерского учета, решающим фактором является обеспечение уровня квалификации бухгалтеров, а также соответствующий уровень культуры среди сотрудников аппарата учета. Эти два условия имеют решающее значение на этапе внедрения системы управления базами данных (СУБД) и автоматизации рабочего процесса. Автоматизированная система управления документами поддерживает систему стратегического управления на заданном уровне, позволяет обрабатывать учет всех типов и форм документов, включая аудио- и видеодокументы, и обеспечивает согласованность с другими подсистемами. Наконец, преимуществом этой системы управления документами является поддержка многоуровневой иерархической структуры документооборота [12, c.87].
В конечном итоге, внедрение таких подходов в организации автоматизированного рабочего процесса – это переход к качественно новому этапу бухгалтерского учета в организации, а значит, и к более эффективному уровню управления. Современные технические средства, такие как легитимные базы данных, могут играть важную роль в бухгалтерском учете. На современном этапе становления и изменений в экономической и правовой системе нормативно-правовая база бухгалтерского учета в нашей стране меняется гораздо чаще, чем ежегодно [18, c.1033].
В этой ситуации следить за изменениями и сопоставлять новые и старые варианты редакции технически достаточно сложно. Правовые базы данных, такие как «Консультант» или «Гарант» позволяют в любой момент работать с актами в той редакции, которая действует именно в данный момент. Кроме того, система гиперссылок этих баз создает качественно новый технический уровень работы с нормативно-правовой базой. В этой связи наличие доступа к правовым базам данных становится необходимым условием продуктивной качественной работы. Доступ к Интернету, хотя и не добавляет практически ничего к официальным документам по сравнению с правовыми базами данных, позволяет получить массу дополнительной полезной и интересной неофициальной информации. Это могут быть статьи, материалы дискуссий, обмен мнениями, участие в подобных дискуссиях, живое обсуждение текущих проблем бухгалтерского учета, в том числе и конкретной организации, информация о предстоящих и прошедших мероприятиях.
1.3 Учетная политика предприятия и ее влияние на организацию учета
Учетная политика организации понимается как набор методов бухгалтерского учета, принятых ею: первоначальное наблюдение, оценка затрат, постоянное группирование и обобщение фактов о предпринимательской деятельности.
Учетная политика организации формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации и утверждается руководителем организации.
Одновременно утверждаются [4, c.672]:
- рабочий план счетов, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
- оригинальные формы бухгалтерских документов, используемые для документирования коммерческих фактов, для которых стандартные формы первичных учетных документов не предоставлены, а также формы документов для внутренней финансовой отчетности;
- порядок инвентаризации активов и пассивов организации;
- методы оценки активов и пассивов;
- правила документооборота и технологии обработки бухгалтерской информации; процедура мониторинга деловых операций;
- другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.