Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 136
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Сущность, понятие эффективности менеджмента
1. Понятие эффективности менеджмента
2. Рыночная и внутренняя эффективность
3. Факторы, влияющие на эффективность менеджмента
Глава 2. Экономическая оценка эффективности
2.1. Показатели экономической эффективности
2. Повышение эффективности управления
3. Методы и критерии оценки эффективности менеджмента
Глава 3. Стратегия повышения эффективности менеджмента организации
3.1. Оценка труда персонала и вклада менеджера в эффективность управления
2. Расчет показателей экономической эффективности
3. 3. Разработка стратегии повышения эффективности менеджмента организации
Рﮦассмотрﮦим более детальнﮦо нﮦекоторﮦые из путей повышенﮦия эффективнﮦости менﮦеджменﮦта.
В соврﮦеменﮦнﮦых рﮦынﮦочнﮦых условиях для эффективнﮦости упрﮦавленﮦческого прﮦоцесса нﮦеобходимо, чтобы любой менﮦеджер нﮦе только имел глубокие и рﮦазнﮦосторﮦонﮦнﮦие знﮦанﮦия, нﮦо и отличался оперﮦативнﮦостью и деловитостью, обладал чувством нﮦового, постоянﮦнﮦо прﮦоявлял инﮦициативу.
Нﮦа рﮦазвитие эффективнﮦости трﮦудовой деятельнﮦости рﮦаботнﮦика, в том числе и в сферﮦе упрﮦавленﮦия, можнﮦо воздействовать. Важнﮦым стимулом квалификационﮦнﮦого рﮦоста рﮦуководящего рﮦаботнﮦика и рﮦазвития его инﮦициативы является систематическое прﮦодвиженﮦие по службе. Менﮦеджер должен тверﮦдо знﮦать, что вопрﮦос о его прﮦодвиженﮦии подлежит обязательнﮦому перﮦиодическому рﮦассмотрﮦенﮦию. Однﮦако это прﮦодвиженﮦие будет зависеть во мнﮦогом от того, как он повышает деловую квалификацию, нﮦасколько активен в рﮦаботе. Прﮦодвиженﮦие менﮦеджерﮦов может осуществляться в форﮦме:
1) перﮦемещенﮦия в рﮦамках той же должнﮦостнﮦой категорﮦии и рﮦазмерﮦов зарﮦаботнﮦой платы, нﮦо с рﮦасширﮦенﮦием выполнﮦяемых фунﮦкций;
2) повышенﮦия зарﮦаботнﮦой платы без повышенﮦия в должнﮦости;
3) прﮦодвиженﮦия его по ступенﮦям должнﮦостнﮦой лестнﮦицы.
Рﮦосту эффективнﮦости менﮦеджменﮦта способствует система повышенﮦия квалификации с отрﮦывом и без отрﮦыва от прﮦоизводства. Повышенﮦие квалификации нﮦапрﮦавленﮦо нﮦа соверﮦшенﮦствованﮦие и углубленﮦие знﮦанﮦий, уменﮦий и нﮦавыков рﮦаботнﮦика в конﮦкрﮦетнﮦом виде деятельнﮦости. Стимулирﮦующая рﮦоль в повышенﮦии эффективнﮦости трﮦуда рﮦуководящих рﮦаботнﮦиков выполнﮦяет их перﮦиодическая аттестация. Оснﮦовнﮦая цель аттестации - выявить, нﮦа что способен тот или инﮦой рﮦаботнﮦик, чего он заслуживает. Нﮦо прﮦи этом прﮦоявляется и ее вторﮦая сторﮦонﮦа. Чувство ответственﮦнﮦости перﮦед прﮦедстоящей аттестацией побуждает менﮦеджерﮦа к более полнﮦому использованﮦию своих способнﮦостей, к достиженﮦию лучших рﮦезультатов в трﮦуде.
Однﮦим из нﮦаиболее важнﮦых путей повышенﮦия эффективнﮦости упрﮦавленﮦия считается активнﮦая поддерﮦжка нﮦоваторﮦства в орﮦганﮦизации. Созданﮦие и поддерﮦжка атмосферﮦы творﮦческого поиска - прﮦямая задача рﮦуководителей компанﮦии.
Факторﮦами, поддерﮦживающими нﮦоваторﮦство, считают: прﮦедоставленﮦие нﮦеобходимой свободы прﮦи рﮦазрﮦаботке нﮦовшества, обеспеченﮦие нﮦоваторﮦов нﮦеобходимыми рﮦесурﮦсами и оборﮦудованﮦием, поддерﮦжка со сторﮦонﮦы высшего рﮦуководства; веденﮦие дискуссий по обменﮦу идеями; поддерﮦжанﮦие эффективнﮦых коммунﮦикаций с коллегами, дрﮦугими подрﮦазделенﮦиями, вузами и внﮦешнﮦими нﮦаучнﮦыми орﮦганﮦизациями; углубленﮦие взаимопонﮦиманﮦия между рﮦаботнﮦиками.
Однﮦим из нﮦаиболее действенﮦнﮦых путей повышенﮦия эффективнﮦости упрﮦавленﮦия является мотивация.
Мотивация - стимулирﮦованﮦие к деятельнﮦости, прﮦоцесс побужденﮦия себя и дрﮦугих к рﮦаботе, воздействие на поведение человека для достижения личных, коллективных и общественных целей.
Существует определенная система мотивов к труду. В нее входят мотивы: содержательности труда, его общественной полезности; статусные, связанные с общественным признанием плодотворности трудовой деятельности; получения материальных благ; ориентированные на определенную интенсивность работы.
Одной из основных задач менеджера для повышения эффективности управления является определение мотивов деятельности каждого сотрудника и согласование этих мотивов с целями предприятия.
Важную роль в обеспечении эффективного управления играет делегирование, которое означает поручение выполнения определенных задач подчиненным. Преимуществами делегирования являются:
- высвобождение руководителя для выполнения наиболее важных работ;
- расширение объема выполняемых организацией заданий;
- развитие у подчиненных инициативности, умения и навыков, профессиональной компетенции;
- расширение уровня принятия решений.
Менеджеру следует помнить о том, что делегирование заданий и полномочий не освобождает его от ответственности. Делегирование — это не способ уйти от ответственности, а форма разделения управленческого труда, позволяющая повысить его эффективность.
Эффективность или неэффективность управления в значительной степени определяется организационной структурой менеджмента на предприятии. От правильного выбора организационной структуры зависят быстрота и экономичность принятия решений, результативность выполнения поставленных руководством задач, а, следовательно, и общая эффективность менеджмента на предприятии.
Для повышения эффективности управления предприятию можно внести какие-либо изменения в уже существующую структуру управления или полностью изменить ее.
Организационная структура формируется, как правило, с учетом специфики и масштабов деятельности предприятия, количества рынков сбыта, размера управленческого штата и т.д. Процесс деления организации на отдельные блоки, связанные с организационным выделением и обособлением групп сложных работ, называют департаментизацией.
В настоящее время существуют следующие виды организационных структур управления:
1. Линейная департаментизация – характеризуется простотой, одномерностью связей (только вертикальные связи) и возможностью самоуправления; эффективна при выполнении организацией однотипных работ без дифференциации специалистов (например, в низовых производственных звеньях, семейном и малом бизнесе и т.д.)
2. Функциональная департаментизация – процесс деления организации на отдельные элементы, каждый из которых имеет свою четко определенную задачу и обязанности. Целесообразно использовать в организациях, выпускающих ограниченную номенклатуру продукции, действующих в стабильных внешних условиях.
3. Департаментизация по продукту (продуктовая) – выделяются блоки, связанные с производством и реализацией какого-либо продукта.
По такому же принципу строится департаментизация по потребителю и по рынку: группирование работ осуществляется вокруг конечного потребителя или в отношении географических и отраслевых рынков производства и продаж (территориальные отделения крупной компании).
4. Традиционная департаментизация основана на комбинации линейной и функциональной департаментизации. Основой этой структуры являются линейные подразделения, осуществляющие в организации основную работу и обслуживающие их специализированные функциональные подразделения.
5. Девизиональная организация – сочетание централизованного планирования наверху и децентрализованной деятельности производственных отделений; эффективна в условиях много продуктового производства или многонациональных компаниях с большой территориальной разобщенностью.
6. Матричная организация комбинация функционального и продуктового подходов, где функциональная часть матрицы ответственна за обеспечение работы спецификациями, техническим руководством и т.д., а продуктовая - отвечает за выполнение работы, управление и оценку результатов, выполнение рабочих операций, достижение целей.
Матричные организации создаются, когда выбранная стратегия делает упор на получение высококачественного результата по большому количеству проектов в области высоких технологий.
Выбор оптимальной организационной структуры (в зависимости от особенностей и специфики деятельности предприятия) может в значительной степени повысить эффективность менеджмента и результаты деятельности в целом.
3. Методы и критерии оценки эффективности менеджмента
При рассмотрении сущности и содержания эффективности управления предприятием учитывается целенаправленность управленческой деятельности, которая отражает степень достижения поставленных целей. В общем понимании эффективность характеризуется определенным соотношением результата с целями или результата с затратами на его получение, то есть является относительной величиной.
Достижение любых целей требует определенной деятельности, которая характеризуется пространственно-временной определенностью, стихийностью или планомерностью, плановостью, самостоятельностью или подчиненностью. Если деятельность полностью или частично приводит к достижению поставленных целей, она считается эффективной. Эффективность как степень достижения целей управления можно оценить с помощью выгодности получаемого результата и экономической деятельности по достижению поставленных целей.
Показатели, используемые для измерения и оценки эффективности, целесообразно рассмотреть отдельно по моделям закрытых и открытых систем управления. Измерение эффективности по моделям закрытого типа основывается на показателях, отражающих использование внутренних ресурсов, используемых в производстве. Главное внимание уделяется внутренней экономичности, которая характеризует выпуск продукции на единицу затрат.
При этом обеспечивается качество, удовлетворения спроса, низкие цены и затраты, а также эффективное распределение ресурсов, продукции или услуг.
Таблица 1
Характеристика методов и способов достижения эффективности управления предприятием
Методы |
Способы и действия по управлению |
Заблаговременное созда- |
Выбор предпочтительных позиций в соответ- |
Продолждение таблицы 1 |
|
ние необходимых условий |
ствующих областях деятельности, предотвращение (ослабление) влияния неблагоприятных обстоятельств |
Своевременность управленческих решений |
Выбор эффективных решений и удачного момента их реализации, предотвращение неоправданных перерывов и потерь времени |
Наличие свободы маневра для предотвращения тупиковой ситуации |
Обеспечивается постоянной готовностью к внедрению изменений руководства и персонала, поиском резервов, созданием условий для наиболее полного использования всех возможностей в деятельности |
Максимальная автоматизация и компьютеризация производственных и управленческих процессов |
Позволяет повысить эффективность труда менеджера при анализе больших потоков информации и выбрать наиболее рациональное решение, а также обеспечить эффективные коммуникации в системе управления |
Отказ от индивидуальной специализации труда |
Специализация дополняется расширением круга трудовых функций, которые каждый работник выполняет на рабочем месте, овладением новых и смежных профессий |
Благоприятный морально-психологический климат |
Позволяет работникам отождествлять цели предприятия с индивидуальными целями. При формулировке целей руководитель должен учитывать личные цели и интересы работника. Исходя из достижения целей, оценивается эффективность управления. |
Показатели эффективности рассчитываются по отношению к прибыли и характеризуют рентабельность использования ресурсов предприятия. Степень использования ресурсов определяется путем сопоставления издержек и объемов продаж. Эффективность использования различных ресурсов можно оценить показателями ресурсоотдачи, определяемыми на основе сопоставления результата с расходом различных ресурсов.
В методологии оценки эффективности управления используется также система показателей, позволяющих определить степень достижения поставленных целей управления за счет производительности труда, формирования и обеспечения качества трудовой жизни.
В системах открытого типа измерение эффективности производится с учетом факторов внешней среды. Главное внимание при оценке уделяется способности предприятия привлекать и экономично использовать ресурсы, быстро реагировать на изменения во внешней среде и гибко адаптироваться к условиям этих изменений.
Эффективность управления предприятием зависит от эффективности труда руководителя, основным критерием оценки являются результаты труда коллектива в целом и каждого его члена в отдельности. Они измеряются различными показателями, на которые влияют технические, организационные, экономические решения. Действия этих решений наиболее эффективные тогда, когда они одновременно формируют положительные отношения работников к труду, развивают товарищескую взаимопомощь, сплоченность коллектива, повышают удовлетворенность трудом и улучшают социально-психологический климат. Таким образом, эффективность труда руководителя оценивается социально-психологическими и производственно-экономическими показателями.
Исследование подходов к оценке эффективности управления предприятием позволяет сформировать систему общих критериев, характеристика которых приведена в таблице 2.
При построении системы менеджмента предприятия важное место занимает оценка внутренней эффективности процессов управления, которая показывает, каким образом удовлетворение определенных потребностей сказывается на динамике целей предприятия и отдельных групп. Наиболее важными считаются цели увеличения объема продаж, прибыли, доли рынка и обеспечение конкурентных преимуществ.
Таблица 2
Критерии оценки эффективности управления
Наименование критерия |
Сущность и содержание |
Внутренняя эффективность |
Оценивается с точки зрения возможностей управления внутренними ресурсами (затратами и капиталом) |
Внешняя эффективность |
Характеризует адаптивность предприятия и гибкость системы управления |
Общая эффективность |
Оценивается с точки зрения совокупных возможностей предприятия |
Рыночная эффективность |
Показывает, насколько полно удовлетворяются запросы потребителей и других заинтересованных субъектов |
Оптимальная эффективность |
Характеризует рациональное использование всех ресурсов предприятия |
Стратегическая эффективность |
Отражает степень достижения целей управления |
Тактическая эффективность |
Характеризует экономичность решений по использованию ресурсов на предприятии |