Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 97
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Сущность и особенности функционирования фонда социального страхования РФ
1.1 Фонд социального страхования его цели, задачи и система организации
1.2 Управление фондом социального страхования
2.Бюджет фонда социального страхования
2.1 Структура доходов и расходов фонда социального страхования РФ
2.2 Анализ изменения структуры доходов и расходов фонда социального страхования РФ
2.3 Проблемы и пути совершенствования фонда социального страхования РФ
- организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для государственного социального страхования, разъяснительной работы среди страхователей и населения о необходимости и целесообразности страхования;
- сотрудничество с аналогичными фондами других государств и международными организациями по вопросам социального страхования.
1.2 Управление фондом социального страхования
Для руководства оперативной деятельностью ФСС правительство РФ назначает председателя и его заместителей. Кроме того, при ФСС образуется правление, которое возглавляет председатель ФСС. Членами правления становятся заместители председателя, а также представители правительственных органов, профсоюзов, организаций по защите интересов семей. Всего правление ФСС насчитывает 20 человек.
Председатель ФСС имеет пять заместителей, в том числе одного первого. Председатель руководит деятельностью фонда и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на него задач, распределяет обязанности между заместителями, вносит проект бюджета ФСС на утверждение в правительство РФ, разрабатывает совместно с заинтересованными ведомствами предложения по совершенствованию системы социального страхования и обеспечению государственных гарантий по социальному страхованию.
Правление ФСС концентрирует свое внимание на задачах фонда и совершенствовании государственного социального обеспечения, формировании и использовании резервных средств, проекте размера тарифа страховых взносов, проекте бюджета фонда и его исполнении, рассматривает отчеты о результатах деятельности региональных и центральных отраслевых отделений, а также о контрольно-ревизионной деятельности ФСС. Правительство РФ, которому подотчетна деятельность ФСС, утверждает отчет об исполнении его бюджета.
Организация работы ФСС построена по территориальному принципу и включает региональные отделения, управляющие средствами государственного социального страхования на территории субъектов РФ, центральные отраслевые отделения, управляющие средствами государственного социального страхования в отраслях экономики; филиалы отделений, создаваемые региональными и центральными отраслевыми отделениями Фонда социального страхования РФ.
Для оперативного управления деятельностью ФСС создается правление, а при его отделениях – координационные советы в качестве совещательных органов. Фонд и его отделения имеют статус юридического лица.
Распорядителями средств ФСС являются председатель и главный бухгалтер ФСС, а в региональных и центральных отраслевых отделениях – управляющий и главный бухгалтер отделения.
Руководство отделениями фонда социального страхования осуществляют управляющие. Отделение ФСС и их филиалы осуществляют регистрацию страхователей и организуют банки данных по ним; проводят финансовую деятельность по обеспечению социального страхования в регионе или отрасли; устанавливают для страхователей нормативы расходов, необходимые для обеспечения государственных гарантии по социальному страхованию работников; обеспечивают полноту и своевременность уплаты взносов, исполнение бюджетов органов фонда; выполняют аккумуляцию страховых взносов для создания резервов, принимают решение об использовании свободных денежных средств; разрабатывают проекты бюджетов органов фонда и смет расходов на их содержание; производят расчеты со страхователями, органами фонда и прочими организациями; производят прием на работу и увольнение работников аппарата отделений фонда, руководителей филиалов; информируют о своей деятельности фонд, главу исполнительной власти субъекта Российской Федерации, профессиональный союз.
Администрация Фонда Социального Страхования и его отделений в лице руководителя и главного бухгалтера несет ответственность за правильность начисления и расходования средств на выплату пособий по социальному страхованию, оплату путевок работникам и членам их семей в санаторно-курортные учреждения, а также за правильностью финансирования других мероприятий по социальному страхованию.
Фонд Социального Страхования совместно с Государственной налоговой инспекцией осуществляют контроль за полнотой и своевременностью начисления и уплаты страхователями страховых взносов. Кроме того, с участием профсоюзов ФСС контролирует расходование средств, выделенных и предоставленных в распоряжение предприятий и организаций.
социальный страхование бюджетный доход
2.Бюджет фонда социального страхования
2.1 Структура доходов и расходов фонда социального страхования РФ
Бюджет Фонда и отчет о его исполнении утверждаются федеральным законом, а бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений Фонда и отчеты об их исполнении после рассмотрения правлением Фонда утверждаются председателем Фонда. В бюджет Фонда социального страхования подлежат зачислению следующие доходы:
Налоговые доходы:
- единый социальный налог - по ставке, установленной НК РФ в части, зачисляемой в Фонд социального страхования РФ
- доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы РФ, поступающие от уплаты следующих налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами: налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 5%; налога, взимаемого в виде стоимости патента в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 5%; минимального налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 20%; единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности - по нормативу 5%; единого сельскохозяйственного налога - по нормативу 6,4%;
Неналоговые доходы:
- страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- недоимки, пени, штрафы по взносам в Фонд социального страхования РФ;
- доходы от размещения временно свободных средств Фонда социального страхования РФ;
- штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба;
- безвозмездные поступления;
- межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые фонду социального страхования РФ;
- прочие поступления.
Расходы бюджета Фонда социального страхования осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством РФ, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами субъектов РФ.
2.2 Анализ изменения структуры доходов и расходов фонда социального страхования РФ
Проведем анализ структуры доходов и расходов ФСС на основе данных из Федерального закона «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» приведенных в таблице 1.
Таблица 1. Основные характеристики бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов: «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов»
Характеристика |
2018 год, млн. руб. |
2019 год, млн. руб. |
2020 год, млн. руб. |
общий объем доходов бюджета |
708 905 255,7 |
739 665 415,0 |
774 262 272,4 |
за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета |
46 334 584,3 |
32 365 710,3 |
32 686 440,6 |
из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования |
18 276 158,0 |
17 496 734,0 |
17 114 534,0 |
общий объем расходов бюджета Фонда |
736 603 500,1 |
775 393 314,2 |
811 017 075,6 |
предельный объем дефицита бюджета Фонда |
27 698 244,4 |
35 727 899,2 |
36 754 803,2 |
общий объем доходов бюджета Фонда по обязательному социальному страхованию |
544 583 625,3 |
571 567 220,7 |
600 787 839,3 |
общий объем доходов бюджета Фонда по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний |
116 180 888,1 |
120 555 750,0 |
126 113 458,5 |
Утвердить основные характеристики бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) на 2018 год:
1) прогнозируемый общий объем доходов бюджета Фонда в сумме 708 905 255,7 тыс. рублей, из них доходы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 544 583 625,3 тыс. рублей и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме тыс. рублей, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета в сумме 46 334 584,3 тыс. рублей и из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в сумме 18 276 158,0 тыс. рублей;
2) общий объем расходов бюджета Фонда в сумме 736 603 500,1 тыс. рублей, из них расходы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 589 037 446,4 тыс. рублей и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 99 425 311,4 тыс. рублей;
3) объем дефицита бюджета Фонда в сумме 27 698 244,4 тыс. рублей, включая объем дефицита бюджета Фонда в части обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 44 453 821,1 тыс. рублей и объем профицита бюджета Фонда в части обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 16 755 576,7 тыс. рублей.
Утвердить основные характеристики бюджета Фонда на плановый период 2019 и 2020 годов:
1) прогнозируемый общий объем доходов бюджета Фонда на 2019 год в сумме 739 665 415,0 тыс. рублей и на 2020 год в сумме 774 262 272,4 тыс. рублей, из них доходы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на 2019 год в сумме 571 567 220,7 тыс. рублей и на 2020 год в сумме 600 787 839,3 тыс. рублей, по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2019 год в сумме 120 555 750,0 тыс. рублей и на 2020 год в сумме 126 113 458,5 тыс. рублей, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета на 2019 год в сумме 32 365 710,3 тыс. рублей и на 2020 год в сумме 32 686 440,6 тыс. рублей и из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2019 год в сумме 17 496 734,0 тыс. рублей и на 2020 год в сумме 17 114 534,0 тыс. рублей;
2) общий объем расходов бюджета Фонда на 2019 год в сумме 775 393 314,2 тыс. рублей и на 2020 год в сумме 811 017 075,6 тыс. рублей, из них расходы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на 2019 год в сумме 623 896 375,6 тыс. рублей и на 2020 год в сумме 654 611 951,7 тыс. рублей, по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2019 год в сумме 103 954 494,3 тыс. рублей и на 2020 год в сумме 109 044 149,3 тыс. рублей;
3) объем дефицита бюджета Фонда на 2019 год в сумме 35 727 899,2 тыс. рублей и на 2020 год в сумме 36 754 803,2 тыс. рублей, включая объем дефицита бюджета Фонда в части обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на 2019 год в сумме 52 329 154,9 тыс. рублей и на 2020 год в сумме 53 824 112,4 тыс. рублей и объем профицита бюджета Фонда в части обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2019 год в сумме 16 601 255,7 тыс. рублей и на 2020 год в сумме 17 069 309,2 тыс. рублей.[1]
Бездефицитность бюджета ФСС на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, по замыслу разработчиков, предполагается обеспечить за счет следующего комплекса мер:
Во-первых, распространить обязательное социальное страхование на лиц, работающих по гражданско-правовым договорам. В крупных организациях на выплаты по таким договорам приходится до 16 % оплаты труда, на предприятиях среднего бизнеса - до 26 %. Новая норма, с одной стороны, позволит повысить социальную защищенность этой категории граждан, поскольку до сих пор они не пользовались гарантиями, предусмотренными трудовым законодательством. С другой стороны, бюджет ФСС, по расчетам его специалистов, получит на этом дополнительно 3,7 млрд. руб., а по мнению экспертов Минздравсоцразвития - не менее 7 млрд. руб. Кроме того, это даст возможность унифицировать базу для начисления страховых взносов во все страховые фонды.