Файл: Теория и практика разделения властей (Понятие и сущность принципа разделения властей).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 218

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы.

В целях эффективного развития, а также функционирования общества и государства в целом требуется современный и структурированный механизм управления. Данным механизмом для государств выступает принцип разделения властей.

Принцип разделения властей состоит в рассредоточении государственной власти на отдельные, независимые политические институты, которые обладают своими правами и обязанностями в конкретной отрасли власти, есть также собственная система противовесов и сдержек.

Различные аспекты темы исследования нашли свое отражение в работах К.Ф. Гуценко, С.А. Комарова, В.Н. Хропанюка и др. Принципы государственной власти представлены в работах Е.В. Глазововй, С. В. Клименко, М.Р. Чарыева.

Цель работы заключается в исследовании принципа разделения властей в РФ.

Для достижения названной цели в работе поставлены следующие задачи:

  • рассмотрены теоретико-методологические основы исследования государственной власти;
  • рассмотрены вопросы реализации принципа разделения властей в РФ.

Объектом исследования являются теоретические и методологические правовые основы разделения властей.

Предмет исследования составляют нормативные правовые акты, а также монографическая и учебная литература по исследуемой теме.

1. Понятие и сущность принципа разделения властей

1.1. Становление принципа разделения властей

В истории политических учений разработали большое количество идей касательно разделения властей. Принцип разделения властей – очень важный элемент функционирования демократического государства, который исключает возможность сосредоточения в одних руках всех ветвей власти. Идея их разделения сопровождает процесс поиска человеком идеального государства в течение уже долгих столетий, в зачаточном состоянии она уже была в точках зрения древнегреческих философов (Полибий, Аристотель). Сама же теория возникла во Франции в середине XVIII столетия, она выступила как логическое продолжение развития политико-правовых идей, которые появились в XVII столетии в Англии. Теорию разделения властей создали несколько исследователей политики[1]: Дж. Локк, Ш. Монтескье, А. Гамильтон, Д. Мэдисон, Д. Джей и пр. Классическая теория разделения властей – это теория, которую выдвинул Ш. Монтескье (1689 - 1755).


Цель теории разделения властей состоит в том, чтобы создать эффективный механизм работы государственных органов, обеспечить гражданам безопасность от злоупотреблений и произвола властей, обеспечивать политические свободы.

В соответствии с классическим принципом разделения властей в государстве есть 3 ветви власти: законодательная – она издает законы; исполнительная – осуществляет управление на основе данных законов; судебная – она контролирует соблюдение законодательства и отправляет правосудие.

В соответствии с теорией разделения властей:

1) законодательную, исполнительную и судебную власть предоставляют разным людям и органам согласно Конституцией;

2) все власти являются равными перед собой и законом;

3) никакая власть не может пользоваться правами, предоставленными Конституцией другой власти;

4) судебная власть является независимой от политических воздействий, судьи независимы, несменяемы, неприкосновенны, а также подчиняются исключительно закону.

Помимо этого, в государстве разделение власти на 3 ветви обуславливает необходимость:

1) четко определить функции, компетенцию и ответственность разных государственных органов;

2) обеспечивать возможность осуществлять государственными органами контроль друг за другом на конституционном основании;

3) эффективно бороться со злоупотреблением властью.

Большой вклад в развитие данной теории внесен Ж.-Ж. Руссо, считавший, что «исполнительная, законодательная и судебная власти являются особыми проявлениями единой власти народа».

Принцип разделения властей впервые собственное юридическое оформление получил в Конституции Соединенных Штатов Америки (1778 года)[2], в конституционных актах Великой французской революции (1789—1794 годы). Сейчас данный принцип имеет конституционное закрепление во многих государства при учете исторических особенностей определенного государства. К примеру, в Великобритании функционирует парламентарная модель разделения властей в форме конституционной монархии[3].

В нашей же стране идею разделения властей как принципа либерализма в наиболее чётком виде впервые выразил М.М. Сперанский (1772–1839 годы) в «Проектах и записках». В собственных проектах государственных рформ Сперанский грезил о конституционной монархии, которая осуществляла бы управление на «непременном законе».

Сперанский учитывал то обстоятельство, которое чётко высказал противник разделения власти Н.М. Карамзин: «Две власти в одной державе суть два грозные льва в одной клетке, готовые терзать друг друга»[4]. Изученные ранее проекты механизма разделения властей М.М. Сперанского и Д. Локка предполагали наличие монархии.


Проект Пестеля П.И. (1793–1826 годы) - «Русская Правда» - как форму государственного правления предполагал республику – самую распространенную сейчас, и в связи с чем очень интересен. Законодательная власть в соответствии с проектом Пестеля, сконцентрирована в Народном вече – это «однопалатный орган, избираемый на срок на 5 лет, при ежегодном переизбрании 1/5 его части, вместе с этим «того же самого могут избрать опять», «никто не сможет распустить Народное вече».

Соответственно, возможны такие выводы:

1) Принцип разделения властей присущим может являться только демократическому государству, - в феодальном или жев рабовладельческом государстве он не является возможным, поскольку сам принцип предполагает наличие экономически свободного собственника – ключевого представителя общества, имеющего и политические права.

2) С целью фактической реализации данного принципа требуются конкретные объективные условия – достаточный уровень развития производительных отношений и сил, а также субъективные – степень политического сознания общественности.

Осуществление принципа разделения властей состоит в том, что устанавливаются правовые нормы и возникают правоотношения, которые направлены на то, чтобы организовать взаимодействие всех органов государственной власти. Сейчас результат процесса осуществления данного принципа проявляется в различных моделях взаимоотношений государственных органов власти, и изучение данных моделей важно для того, чтобы понять структурно – функциональное соотношение субъектов государственной власти[5].

Так как государственная власть является единой, то ветви ее постоянно взаимодействуют, чем обусловлена борьба, соперничество, столкновение. Во избежание абсолютного, полного поглощения одной ветви власти иной выработали систему сдержек и противовесов. Суть ее состоит в уравновешивании властей, и в том, чтобы не дать возможности оставаться бесконтрольной каждой из них.

Данное политике способствует система «противовесов и сдержек», которую устанавливает конституция, законы и которая представляет собой совокупность тех или иных правовых ограничений в отношении определенной государственной власти – исполнительной, законодательной, судебной.

Так, в отношении законодательной власти используют достаточно жесткую юридическую процедуру законодательного процесса, осуществляющую регламентирование основных его стадий, порядка реализации: законодательной инициативы, обсуждения законопроекта, принятия закона, его опубликования. В системе противовесов важной ролью обладает президент, у которого есть право применения отлагательного вето при поспешных законодательных решениях, назначения при необходимости досрочных выборов. Деятельность Конституционного Суда может также рассматриваться как правосдерживающая, так как он вправе на блокирование всех антиконституционных актов. В своих действиях законодатель ограничен конституцией, временными рамками, непосредственно принципами права, а также иными демократическими и юридическими институтами и нормами.


По отношению к исполнительной власти используют ограничения делегированного законодательства и ведомственного нормотворчества. Сюда же могут быть отнесены предусмотренные законом конкретные сроки власти президента, импичмент, вотум недоверия правительству, запрет ответственным сотрудникам исполнительных органов на избрание в состав законодательных структур, вести коммерческую деятельность.

Для судебной власти имеются собственные правоограничивающие средства, которые устанавливает конституция, процессуальное законодательство, и которые выражены в его гарантиях, принципах: праве на защиту, презумпции невиновности, равенстве перед законодательством и судом, состязательности и гласности процесса, отводе судьи и пр.

Особенность Конституции РФ состоит в том, что Президент не входит ни в одну ветвь власти, он стоит как бы над ними, осуществляя роль арбитра, гаранта обеспечения согласованной работы и взаимодействий органов государственной власти.

В поле взаимодействий ветвей власти нашего государства идет речь, как правило, о законодательной (представительной), а также об исполнительной. Как об одной из ветвей государственной власти, о ее роли и месте в системе властей о судебной власти пишут и говорят мало.

Такая российская особенность выражает традиционный взгляд на судебную власть как на ту силу, которая в полной мере подконтрольна государственной номенклатуре[6]. Судебная власть имеет призванием поддерживание системы правового регулирования в обществе, защиту прав и свобод человека. Она имеет такие средства для реализации этих задач, что способна явиться мощным фактором взаимодействий и взаимозависимости тех или иных ветвей власти. Взаимодействие различных ветвей власти является одной из важных предпосылок собственного их существования и развития, обеспечения единства власти государства, основой которого является принцип разделения властей. Если каждая ветвь власти стремится к достижению поставленных целей лишь на основе собственной автономии, исключительности, самостоятельности, абсолютной независимости от остальных ветвей власти, то попадает она в поле отчуждения от целостности, единства государственной власти. Происходит нарушение не столько индивидуального порядка функционирования определенной ветви власти, сколько единства, суверенитета, целостности государственной власти. Такое присуще взаимодействию ветвей государственной российской власти.


Из-за отсутствия опыта демократизации руководства и управления при постановке цели либерализации демократического процесса произошла децентрализация власти, усиление региональных властей[7].

С началом проведения реформ в Российской Федерации появилась проблема, связанная с разделением и перераспределением власти[8]. Причем решать ее было нужно параллельно с остальными задачами демократических преобразований, что обязательно сказывалось на механизме и характере процесса преобразований. Приоритет единства системы власти государства при ее разделении по горизонтали и вертикали главным образом обеспечивают:

– взаимозависимость уровней и ветвей государственной власти, их тесные взаимодействия по предусмотренному правом кругу вопросов; система сдержек и противовесов; конституционная ответственность; наличие органов, которые не входят в систему разделения властей, но прямо нацелены на то, чтобы решать общие для нее задачи и конфликтные ситуации;

Наиболее общие вопросы для всех субъектов Российской Федерации при реализации принципа разделения властей таковы: социально-экономический потенциал субъектов РФ по осуществлению собственной компетенции, установление формы парламента субъекта РФ, разработка и четкое определение компонентов системы противовесов и сдержек, определение приоритетности законодательной ветви власти, а также усиление роли судебной власти в системе разделения властей.

В рамках системы местного самоуправления использоваться могут только отдельные элементы разделения властей, способствующие усилению участия граждан в решении местных вопросов, а также эффективности управления, осуществляемые местными администрациями. Не следует связывать государственную систему разделения властей с компонентами, которые предусматриваться могут в системе местного самоуправления. Противоположный подход нарушит конституционный принцип самостоятельности местного самоуправления от государственных органов власти. Публичная власть МСУ находится в неразрывной связи с государственной властью и, иногда, является прямым ее продолжением. И хотя автономия местного самоуправления по отношению к государственным органам – это его неизменная характеристика, сама же публичность муниципальной власти предполагает сферу его взаимодействий с государством. Здесь приоритетными являются регулирующие и контрольные функции государства по отношению к местному самоуправлению. Нормативно-правовая основа ответственности местных органов власти перед государством – это региональное и федеральное законодательство, а также уставы муниципалитетов. Горизонтальное и вертикальное разделение властей в РФ обладает не только взаимосвязанным, но и взаимопроникающим характером, обеспечивающим эффективность функционирования всего государства.