Файл: Выбор стиля руководства в организации (Теоретические основы формирования стиля руководства в организации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 102

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время значительно увеличивается количество различных фирм, что немаловажно, качественный их рост также заметно увеличился. Именно по этой причине появилась необходимость в эффективном и грамотном управлении человеческими ресурсами. Сегодня современный руководитель должен уметь осуществить финансово - хозяйственную деятельность, организовать действия персонала и направить их в требуемое русло. При этом он должен обладать рядом характеристик. Каких? Каким именно представляется современный менеджер? Какие методы и стили руководства он использует? Ответы на данные вопросы будут даны в рамках работы. Грамотное и эффективное управление людьми для достижения целей организации является сегодня очень актуальной темой.

Умение руководить является свойством человека, которое дается ему при рождении. Однако это свойство человек может развить в течение жизни, получая новые знания, навыки и переосмысливая личный опыт. Сегодня грамотный руководитель должен понимать: ему следует быть «разным», тогда с сотрудниками ему придется решать меньше проблем. Строгость, справедливость, человечность, умение четко распределять задачи, создавать комфортные условия и многое другое! И все в одном человеке!

Организации, где руководство является динамичным и эффективным, обычно достигают определенного уровня успеха. Эти организации имеет свою точку зрения, свой стиль. Данная закономерность давно уже известна, но целенаправленно и углубленно изучать ее начали только со времен Ф. Тейлора. С тех пор было проведено много исследований. Однако полного согласия о наилучшем стиле руководства достигнуть не смогли.

Тема данной курсовой работы является очень актуальной сегодня. Во многих случаях именно стиль руководства определяет, насколько результаты деятельности организации будут успешны. Известно большое количество примеров того, как сильный руководитель, выбрав правильный стиль руководства, приводит отстающий коллектив к пробуждению своих способностей и тем самым улучшает ситуацию в организации. Аналогичная ситуация, только в обратном направлении, происходит, когда, несмотря на выдающуюся работу коллектива, неудачное руководство приводит организацию в упадок. Отражение этих процессов нашло себя в древней мудрости о том, что стадо баранов, управляемое львом, гораздо лучше стаи львов, управляемой бараном.

В данной работе будет осуществлена попытка рассмотреть структуру стиля управления организацией, буду рассмотрены несколько типов, а именно авторитарный, демократический и либеральный, приведем плюсы и минусы, данных стилей.


На примере взятой организации, ООО «ПроЮрист», проанализировав её характеристики, определим стиль руководства и постараемся дать рекомендации по улучшению стиля и увеличению эффективности труда и отношений между начальником и подчиненным.

Объект. Общество с ограниченной ответственностью «ПроЮрист».

Предмет исследования. Стиль руководства, применяемый руководителями выбранного предприятия.

Цель работы. Определить стиль руководства организации, помогающий эффективной работе организации – ООО «ПроЮрист».

Задачи:

– Рассмотреть составляющие менеджмента.

– Охарактеризовать объект исследования.

– Проанализировать стиль руководства данной фирмой.

– Предложить некоторые рекомендации по улучшению данного стиля руководства.

При написании работы использовались труды таких авторов как доктора психологических наук, профессора Андреева (Шевцов) А.А., доктора наук (социология управления) Баркова С.А., профессора, доктора экономических наук Веснина В.Р., доктора экономических наук, профессора Гапоненко А.Л. а также многих других отечественных и зарубежных ученых.

Глава 1. Теоретические основы формирования стиля руководства в организации

1.1 Понятие стиль руководства и факторы формирования

На сегодняшний день проведено достаточное количество исследований, написано много научной литературы, раскрывающей смысл и содержание стилей лидерства и управления, их классификацию, различных возможных моделях поведения руководителя. Для того, чтобы организация была успешной, сегодня руководителю необходимо знать и разбираться в этих вопросах. Формирование и функционирование, как формальной структуры организации, так и неформальной, социально-психологической, структуры рабочей группы, коллектива непосредственно связаны с выдвижением руководителей в организации (ее подразделениях) и лидеров в малых группах и в целом в коллективе.

Руководитель является официальным лицом, которое облечено полномочиями и связано с организацией основной деятельности группы.


Стилем руководства (управления) считается устойчивая система средств, методов и форм воздействия руководителя с коллективом организации направленная на выполнение миссии организации и определяемая объективными субъективными факторами протекания управленческого процесса [1][7], говоря иначе, это типичный вид поведения руководителя в отношении с подчиненными в процессе достижения поставленной задачи.

Необходимо учитывать, что стиль руководства в первую очередь явление индивидуальное. Он определяется специфическими характеристиками личности, отражает особенности работы с людьми, технологию принятия решений.

Лидером выступает человек, который играет доминирующую роль в структуре межличностных отношений.

Лидерство это доминирование одних членов группы над другими[2][6].

Лидерство также это психологическая характеристика поведения отдельных членов группы. В свою очередь руководство – это социальная характеристика отношений в группе, и в первую очередь с точки зрения распределения ролей управления и подчинения. В отличие от лидерства руководство выступает как правовой процесс[3][10].

Руководство

Лидерство

1. Официально регулирует отношения группы

1. Регулирует межличностные отношения в группе

2. Связано со всей системой общественных отношений и является элементом макросреды

2. Является элементом макросреды (как малая группа)

3. Целенаправленный процесс осуществляется под контролем

3. Возникает стихийно

4. Стабильность

4. Зависимость от настроения группы

5. Более определено санкциями

5. Менее определено санкциями

6. Процесс принятия решений не связан с группой и зависит от ряда обстоятельств

6. Решения принимают непосредственно по деятельности группы

7. Сфера деятельности руководителя шире, поскольку он представляет малую группу в более широкой социальной системе

7. Сфера деятельности лидера – в основном малая группа

Таблица 1. Отличие руководства от лидерства

Существует ряд факторов, поддающихся классификации и характеризующих стиль руководства. К ним относятся[4] [5]:

1. Требования, предъявляемые к руководителям в вопросах их компетентности, деловитости, ответственности, личных качеств, нравственности, характера, темперамента и пр.;


2. Специфика системы. А именно ее цели и задачи, управленческие структуры и технология управления, функции руководителя;

3. Окружающая производственная среда – технологический уровень производства, форма организации труда, обеспеченность материальными ресурсами и т.п.[5] [5].

Исходя из вышесказанного, можно прийти к выводу, каждая организация представляет собой уникальную комбинацию индивидов, целей и задач. Каждый управляющий является уникальной личностью, обладающей рядом способностей. Каждый руководитель является создателем того стиля управления, который он применяет на практике.

1.2 Типы руководителей

Руководителем принято считать лицо, которое направляет и координирует действия исполнителей. При этом исполнители в рамках своих полномочий обязаны выполнять его требования. Непосредственно функция исполнителя возлагается на руководителя только тогда, когда ему следует разобраться в специфике работы. А в остальных вопросах, целью деятельности является творческая организация работы коллектива, направление ее в требуемое русло. Следует помнить, что эффективной работы можно добиться, если учитывать интересы каждого работника и организации в целом. При этом необходимо учитывать негласное правило, что чем выше должность, тем серьезнее требования. А соответствовать этим требованиям достаточно сложно. Ведь руководитель наделен всей полнотой власти, он выступает в роли арбитра, восстанавливая справедливость, поведение руководителя постоянно подвергается оценке. Хотя сам имеет минимальное общение с подчиненными, а порой и просто исключен из него.

Существует три типа руководителей, если рассматривать управленческую иерархию.

1. ВЫСШИЕ РУКОВОДИТЕЛИ. К данному типу относятся: члены совета директоров, президенты, вице-президенты и высшие категории менеджеров. В процентном отношении это 3-7% от общего числа управляющих.

Характер работы, выполняемой высшими руководителями достаточно масштабен, эта работа требует большого опыта, не имеет регламента по выработке и времени, а, значит, не имеет логического завершения в конкретной форме. Отчеты, доклады, инструкции, приказы - официальные контакты с подчиненными. Для осуществления систематических контактов с другими руководителями применяются совещания, летучки, планерки. Периодически проводятся личные встречи: беседа по вызову, прием посетителей. Руководитель первого типа распоряжается имуществом и средствами в рамках закона, устава без специальной доверенности, может заключать или расторгать договора, открывать или закрывать счета в банках, решать кадровые вопросы. В крупных организациях таким руководителям единолично принимать решения и отвечать за все тяжело. Поэтому управление организацией переходит в руки целой команды руководителей, где они являются уже первыми среди равных.


2. РУКОВОДИТЕЛИ СРЕДНЕГО ЗВЕНА. К ним относятся руководители основных подразделений и предприятий, входящих в данную организацию. Это 40-60% от общей численности управляющих.

Руководителей второго типа назначает или освобождает от должности первое лицо фирмы или его заместитель. В функции, выполняемые данными руководителями, входит управление персоналом, ответственность за выполнение полученных заданий, они отвечают за имущество вверенного подразделения. Управлять текущей деятельностью им помогают руководители низового уровня.

3. РУКОВОДИТЕЛИ НИЗОВОГО ЗВЕНА. Данное звено самое техничное, обеспечивает стабильную и эффективную работу персонала. Непосредственно с этого звена начинают карьеру многие руководители. Их основной задачей является решение часто меняющихся маломасштабных задач. По отношению к своим подчиненным, он несет не официальные обязанности: справедливо и уважительно относится к ним, заботиться об их интересах и проблемах, интересоваться здоровьем, оказывать всестороннюю помощь. Важно для руководителя периодически спрашивать у себя самого: «А хотел бы я работать у себя в подчиненных?»

Помимо названного существуют также и другие способы классификации руководителей. Среди них самую обстоятельную представили английские ученые Р. Блейк и Д. Моутон. Они разделили руководителей на пять основных типа и три дополнительных.

ПЕРВЫЙ ОСНОВНОЙ ТИП. Для руководителя данного типа характерными чертами являются забота о производстве и безразличие к людям. Это педантичный профессионал, ставящий перед собой цели и добивающийся их любой ценой, используя все силы подчиненных и свою активность. Он постоянно боится потерять свой авторитет и влияние на подчиненных, и именно по этой причине свои полномочия он никому не передает, решения по всем вопросам принимает сам, требует послушания, советов не слушает, чужие точки зрения не рассматривает и пренебрегает ими. Складывающиеся отношения между руководителем и подчиненными можно назвать «заключенный-надзиратель». Руководители низшего ранга и, тем более, обычные исполнители просто игнорируются. Идет постоянное вмешательство в работу подчиненных, пытаясь выявить ошибки и недочеты, а, при их обнаружении, и наказать виновных. При этом продвижение по службе таких руководителей идет средним темпом, но успешнее, чем у многих других.

Достаточно эффективны руководители данного типа бывают в критических ситуациях, когда время на обдумывание отсутствует. Однако в долгосрочном периоде у таких руководителе возникают проблемы. Репрессивные методы управления приводят к кризису, протестам подчиненных, пассивности, ухудшению морально-психологического климата.