Файл: Подвижная игра как средство физического воспитания младших школьников (ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 972
Скачиваний: 28
Таблица – 2. Подвижные разнообразные игры
Название подвижной игры |
Понедельник |
пятница |
понедельник |
пятница |
понедельник |
пятница |
«Шишки, желуди, орехи», «Перебежки» |
||||||
«Лиса куры», «Бездомный заяц» |
||||||
«Тяни- толкай», «зеркальное отражение», «успей поймать» |
||||||
« Зима и Лето», «Дай руку», «Бабочки и стрекозы» |
||||||
«Попрыгунчики- воробьишки», «Третий лишний» |
||||||
«Бездомная цапля», «Бери скорее», «Передай мяч», |
Таким образом, мы организовали подвижные игры физического характера. Подвижные игры, направленные на улучшение физических качеств учащихся начальной школы.
Анализ результатов, полученных на заключительном этапе формирующего опыта, показал постоянную тенденцию к значительному улучшению физического воспитания младших школьников.
Третьим этапом нашего исследования стал контрольный эксперимент. Эксперимент проводился так же, как отчетный эксперимент. В результате в таблице были получены следующие результаты - 3
Таблица – 3 Таблица результатов физической качеств младших школьников
Список детей |
Тест на выносливость ( прыжки на скакалке) |
Тест на скорость (60 м),с |
Тест на ловкость (3 р по 10 м),с |
Ребенок 1 |
|||
Ребенок 2 |
|||
Ребенок 3 |
|||
Ребенок 4 |
|||
Ребенок 5 |
|||
Ребенок 6 |
|||
Ребенок 7 |
|||
Ребенок 8 |
На основе контрольного эксперимента были следующие результаты;
По критерию выносливости в %;
25 % - учащихся обладают высоким уровнем физической воспитанности;
62,5 %- учащихся обладают средним уровнем физической воспитанности;
12,5 %- учащихся обладают низким уровнем физической воспитанности.
По критерию скорости % ;
25 %- учащихся обладают высоким уровнем физической воспитанности;
75 %- учащихся обладают средним уровнем физической воспитанности;
0 %- учащихся обладают низким уровнем физической воспитанности;
По критерию ловкости в %;
12,5 %- учащихся обладают высоким уровнем физической воспитанности;
75 %- учащихся обладают средним уровнем физической воспитанности;
12,5 %- учащихся обладают низким уровнем физической воспитанности;
Таким образом, можно сделать следующий вывод: у учащихся экспериментального класса уровень физической воспитанности повысился. Значит, разработанная нами методика по формированию физической воспитанности эффективна.
Все данные мы занесли в таблицу 4
Таблица 4. Динамика физической воспитанности младших школьников, в %
Критерии |
Уровни |
Экспериментальный 4 «а» класс |
|
До эксперимента |
После эксперимента |
||
Упражнения на выносливость |
Высокий |
25 |
25 |
Средний |
50 |
62,5 |
|
Низкий |
25 |
12,5 |
|
Упражнения на скорость |
Высокий |
12,5 |
25 |
Средний |
50 |
75 |
|
Низкий |
37,5 |
0 |
|
Упражнения на ловкость |
Высокий |
25 |
12,5 |
Средний |
50 |
75 |
|
Низкий |
25 |
12,5 |
Процентный показатель таблицы приведен в диаграмме № 1,№2,№3.
Также подвижные игры проводились на переменах. Дети с большим удовольствием играли в подвижные игры.
Содержание подвижных игр включает в себя упражнения, рекомендованные для подвижных перемен, физкультурных занятий. Продолжительность занятий 45 мин. Важнейшими условиями их проведения являются отсутствие строгой регламентации, самостоятельность учащихся, свобода выбора упражнений и форм проведения.
Незнакомые, новые для детей игры вначале всегда вызывали интерес, но при повторении игр у детей стали появляться предпочтения к той или иной игре. В последствии дети уже самостоятельно, без моего вмешательства, организовывали малые группы играющих. Но в нашем классе есть такие дети, как Лера, Дея, Максим – не могли самостоятельно играть в интересующие их игры, так как не являлись лидерами, не могли настоять на своём желании поиграть именно в эту игру. Поэтому мы должны были помочь им организовать игры. Такие игры, как: «Кошка-мышка», «Зима-Лето», «Бездомная цапля», «Брось мяч», были особенно оценены Ульяной, Игорем, Лерой, Вадимом. А игры «Перебежки», «Кошки-мышки», «Лиса и курица» вызвали большой интерес у Игоря, Леры. Однако в конце эксперимента студенты, которые не могли настаивать на своем желании играть в эту конкретную игру, изменились. Дети, которые используют игру, стали присоединяться к команде, общаться со сверстниками, им также предлагались варианты игры.
В результате эксперимента возрос интерес учащихся к физическому воспитанию, подвижным играм, дисциплине, координации занятий в классе, мальчики научились контролировать свои действия, правильно и объективно оценивать действия других. В результате анализа результатов видно, что в группе есть дети с высоким уровнем формирования физических характеристик, но в целом для всех детей уровень формирования физических характеристик является средним по всем показателям. Есть дети в группах с низким уровнем формирования физических характеристик. Низкий уровень выносливости и ловкости. Хотя на этапе фиксации низкий уровень был еще выше, но на контрольной стадии процент снизился. Это говорит о том, что подвижные игры повлияли на критерии выносливости и ловкости. Чтобы получить более эффективный результат, вам нужно использовать больше игр для улучшения результата.
2.3 Вывод по Главе №2
Таким образом, проведенное исследование позволило сделать вывод об эффективности использования предложенной методики физического воспитания с активным использованием подвижных игр.
Подтвердилась выдвинутая гипотеза о влиянии подвижных игр на развитие выносливости, скорости, ловкости у детей младшего школьного возраста. При планировании содержания физического воспитания школьников преимущество должны иметь подвижные игры, оказывающие разностороннее воздействие на организм и выраженный эффект, тренирующий вышеназванные физические качества.
Развитие двигательных способностей занимает важное место в физическом воспитании школьников. Практика показывает, что многие дети не могут добиться высоких результатов в беге, прыжках метании не потому, что им мешает плохая техника движений, а главным образом ввиду недостаточного развития основных двигательных качеств – ловкости, выносливости, ловкости. В этом аспекте, подвижные игры выступают как эффективное средство физической подготовленности. Целенаправленное, методически-продуманное руководство подвижной игрой значительно совершенствует, активизирует деятельность детей.
подвижный игра воспитание школьник
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В своей работе, я изучила педагогическую и методическую литературу по применению подвижных игр.
Были проведены три эксперимента: констатирующий, формирующий и контрольный. В констатирующей части исследования для определения уровня развития выносливости скорости и ловкости мы провели упражнения, с помощью которых определили у детей уровень развития выносливости, скорости и ловкости.
Провели подбор подвижных игр, развивающих названные качества.
В формирующей части эксперимента с детьми проводились занятия, состоящие из подвижных игр способствующих развитию физических качеств. Затем были повторно проведены упражнения, с помощью которых мы смогли увидеть, что на контрольном этапе, после проведённой работы, был отмечен значительный прирост всех показателей психофизического развития.
Из всего этого можно сделать вывод, что подвижная игра способствует развитию у детей младшего школьного возраста названных физических качеств. Выдвинутая гипотеза о влиянии подвижных игр на развитие выносливости, скорости и ловкости у детей младшего школьного возраста подтвердились.
Таким образом, подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом. Обоснованный выбор содержания и методов развития физических качеств – важная сторона повышения эффективности физического воспитания.
По итогам работы с детьми в начальной школе по развитию психофизических особенностей в подвижных играх, можно сделать следующие выводы:
1. В педагогическом процессе физического воспитания школьников мобильная игра работает не только как средство обучения, но и как метод развития психофизических особенностей.
2. Наиболее приемлемыми в физическом воспитании детей являются подвижные игры, содержание и принципы которых обеспечивают активную, самостоятельную деятельность детей под руководством и при участии взрослых.
3. Правильный выбор, продуманная комбинация и чередование игр с разным содержанием обеспечивают процентное увеличение показателей психофизических особенностей младших школьников.
4. В ходе экспериментальной работы было доказано, что подвижные игры влияют на развитие таких качеств, как ловкость, выносливость и скорость у детей школьного возраста.
Эффективность педагогического воздействия зависит от уровня подготовленности педагога его практических умений и навыков, от создания условий в школьном учреждении. Наша работа имеет практическую значимость, так как имеет материалы работы, которые можно предложить в помощь воспитателю для проведения подвижных игр и их организации.
Список использованной литературы
- Былеева Л.М., Коротков И.М. Подвижные игры "Физкультура и спорт" [Текст] / Л.М. Былеева.- М., 1986.-154с.
- Делигишин А.А. Спортивные и подвижные игры в физическом воспитании детей и подростков [ Текст]/ А.А. Делигишин - Киев, 1989.– 235с.
- Виленская Т.Е. Физическое воспитание детей младшего школьного возраста [Текст]: учеб. пособие / Т.Е. Виленская. - Ростов н/Д : Феникс, 2016. - 160 с.
- Жуков М.Н. Подвижные игры [Текст]: учебник для студентов педагогических вузов. / М.Н. Жуков. - М.: Издательский центр «Академия», 2015. - 160 с.
- Курамшина Ю.Ф. Теория и методика физической культуры. - 2-е изд., исп. - М.: Советский спорт, 2015 г. - 464 с.
- Матвеев Л.П. - Теория и методика физического воспитания [Текст] / Л.П. Матвеев. - М.: Физкультура и спорт, 2013 г.-173с.
- Портных Ю.И. - Спортивные игры и методика преподавания [Текст]: учеб. пособие / Ю.И. Портных. - М.: Физкультура и спорт, 2014 г.-219с.
- Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст] / Ж.К. Холодов. - М.: Издательский центр «Академия», 2015. - 480 с.
- Демчишин А.А. Спортивные и подвижные игры в физическом воспитании детей и подростков [Текст] / А.А. Демчишин, В.Н. Мухин, Р.С. Мозола. – К.: Здоровья, 2012. – 168 с.
- Кузнецов В.С. Физическое упражнения и подвижные игры. Методическое пособие [Текст] / В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий. - М.: НЦ ЭНАС, 2017. - 151 с.
- Кузьмин Н.И. Подвижная игра как средство обучения и воспитания учащихся [Текст] / Физическая культура в школе - 2016. - № 6. - 20 с.
- Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры и спорта [Текст] / Ю.Ф. Курамшин. - М.: Советский спорт, 2017. - 16 с.
- Литвинов Е.Н. Подвижные игры в физическом воспитании. Спорт в школе [Текст] // Первое сентября - 2017 - № 14. - 42 с.
- Коротков И.М., Былеева Л.В. Подвижные игры [Текст] / Учебное пособие для студентов вузов и физической культуры / И.М. Коротков, Л.В. Былеева. - М.: Спорт Академ Пресс, 2010. - 40 с.
- Шмаков С.А. Игры учащихся – феномен культуры [Текст] / С.А. Шмаков – М., 1994.-123с.
- Кенеман А.В. Детские подвижные игры в РФ: Пособие для воспитателя детского сада [Текст] / М.: Просвещение, 2016 г. -239с.
- Штерн В.А. Основная единица развернутой формы игровой деятельности [Текст] / Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии – М.: Издательство МГУ, 1981-164с.
- Русские народные подвижные игры: Пособие для воспитателя детского сада [Текст]/ под ред. Л.В. Руссковой.- Москва» «Просвещение»,1986.-79с.
- Качашкин В.М. Методика физического воспитания: Учебное пособие для учащихся школьных пед. училищ [Текст]/ В.М. Качашкин.- М., Просвещение,1980.-304с.
- Фролов В.Г. Физкультурные занятия, игры и упражнения на прогулке: Пособие для воспитателя [Текст]/ В.Г. Фролов.- М.: Просвещение, 2013.- 159с.
- Матвеев А.П., Мельников С.Б. Методика физического воспитания с основами теории: Учебное пособие для студентов пед. Институтов и учащихся пед. Училищ [Текст]/ А.П.Матвеев, С.Б. Мельников.- М.: Просвещение, 2013.-191с.