Файл: Подвижная игра как средство физического воспитания младших школьников (ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 872

Скачиваний: 25

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Правила и двигательные действия подвижной игры создают у играющих верные представления о поведении в реальной жизни, закрепляют в их сознании представления о существующих в обществе отношениях между людьми. Оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи надо решать в комплексе, только в таком случае каждая подвижная игра будет эффективным средством физического воспитания младших школьников.

В игровой деятельности детей объективно сочетаются два важных фактора - с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, а с другой - получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности. [2, c.134]

1.2 Формирование и особенности физического воспитания младших школьников

Физическое воспитание учащихся является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы школы и занимает важное место в подготовке учащихся к жизни.

Средствами физического воспитания младших школьников являются физические упражнения, работа, соответствующий режим дня и использование природных факторов природы. Основным средством физического воспитания в школе являются физические упражнения. Они формируют двигательные навыки и способности, способствуют развитию двигательного аппарата, улучшают кровообращение и обмен веществ, благотворно влияют на дыхание [5, c. 321].

Физическая культура - это часть общей культуры, сочетание материальных и духовных ценностей общества в области физического совершенствования человека.

Важность физической культуры в схоластический период жизни человека заключается в том, чтобы заложить основы для полного физического развития, укрепления здоровья и формирования разнообразных двигательных навыков. Все это приводит к появлению объективных предпосылок для гармоничного развития личности.

Сегодня, наверное, трудно указать или выделить какое –либо социальное явление, равнозначное в нашем сознании феномену культуры. С ним связывают многое, а главное – осуществление в практической деятельности общей стратегии (программы) гармоничного развития и преобразования сущности человека.

Одной из составляющих компонентов общей культуры является физическая культура.

Физическая культура – органическая часть общечеловеческой культуры, явления общества, ее особая самостоятельность область и сфера. Однако это специфический процесс и результат человеческой деятельности. Физическая культура влияет на жизненно важные аспекты личности, полученные в виде замыслов, которые передаются генетически и воспитываются в процессе жизни под влиянием образования (обучения, развития), деятельности и окружающей среды.


Физическая культура удовлетворяет социальные потребности в общении, игре, развлечениях, в некоторых формах самовыражения человека через социально активную полезную деятельность. Физкультурно-спортивная деятельность, в которую входят учащиеся, является одним из эффективных механизмов совмещения социальных и личных интересов и формирования социально необходимых индивидуальных потребностей.

В частности, М.Я. Виленский и Е.Н. Литвинов определяет физическую культуру человека как качественное, системное и динамическое явление, характеризующееся определенным уровнем физического развития и воспитания, осознанием того, как этого достичь, и проявляющееся в различных видах физического воспитания, спорта и жизни, как и все остальные. ,

Также под физической культурой человека понимается конкретное динамическое личностное состояние, отражающее осознанную потребность в присвоении и распространении ценностей физической культуры; включение в занятия физической культурой и спортом направленного использования ценностей физической культуры для удовлетворения социальных и личных потребностей и развития системы способностей (Коровин С.С.,) [4, c 43].

Ряд авторов в качестве основных направлений реконструкций образовательного процесса в сфере физической культуры Н.А Карпушко, В.В. Приходко, Л.И. Лубышева выделяют следующие:

Переосмысление образования в области физической культуры как процесса, реализуемого на основе развития познавательных сил и творческого потенциала учащихся. Этот подход концентрирует содержание физического воспитания, во-первых, на преимущественном усвоении знаний, двигательных навыков, и, во-вторых, на трансформации индивидуальной (внутренней) духовной сферы.

Совершенствовать спортивно-ориентированный подход, основанный на рациональном сочетании занятий и занятий внеучебного типа; в развитии физкультурно-спортивной деятельности, отвечающей потребностям и интересам студентов в области физкультуры и спорта; формирование привычки систематически заниматься отдельными видами двигательной активности. Формирование физической культуры учащихся в учебном процессе должно, на наш взгляд, обеспечивать организацию физической активности младших школьников с целью обеспечения эффективного формирования индивидуальных ориентаций, ценных для их здоровья, необходимости физического самосовершенствования и подготовки команды двигательных навыков, обеспечения оптимального состояния жизни студентов в учебном процессе и в повседневной жизни.


В связи с этим анализ содержания основных компонентов структуры образовательного процесса в начальной школе по физическому воспитанию открывает широкие перспективы использования процессов обучения, развития и воспитания применительно к формированию физической культуры личности учащихся, составляющими которых должны быть: физическая, когнитивная и физическая активность.

Эффективность процесса формирования физической культуры школьников обусловлена ​​преднамеренным использованием целого комплекса адаптированных мер, форм организации, методов и принципов.

Однако эффективность использования совокупности принципов, форм, методов и средств в существенной мере обусловлена организационными особенностями их внедрения в практику учебно-воспитательного процесса, что предопределяет рассмотрение основных положений дифференциального подхода к процессу образования в сфере физической культуры.

Хотя природа стремится к физической активности у людей, это самое ценное биологическое свойство может быть ослаблено с годами, если оно не будет улучшено. Некоторые родители считают, что нет необходимости делать физические упражнения с детьми, если они уже здоровы. Но сколько можно прожить на природные запасы здоровья! Здоровый, физически развитый человек чувствует гораздо больше того, что можно назвать полнотой жизни. Культура тела оказывает глубокое и разностороннее воздействие на организм ребенка. Ежедневные, правильно выполняемые физические упражнения способствуют развитию. Когда ваш ребенок играет со своими сверстниками, соревнуется с ними на беговой дорожке или на спортивной площадке, они учатся делить общие интересы, защищать и ценить своих друзей. он тренирует волю, становится более смелым и решительным. Он приобретает способность быстро и точно адаптироваться к новой среде, к новым видам деятельности.

Подсчитано, что физическая работа сопровождается у младших школьников большими энергетическими затратами; наряду с этим за один дыхательный цикл потребляется меньше кислорода. Недостаточная выносливость детей к физической работе связана еще и с несовершенством самих нервных механизмов регуляции движений. Движениям недостает экономичности, легкости, – а это ведь также ведет к повышенному расходу энергии, к более быстрому утомлению.

Необходимо всегда внимательно следить за тем, чтобы во время упражнений и игр у детей не было переутомления. Имейте в виду, что изучение новых упражнений или неизвестной игры устает быстрее, чем обычные действия. Движения с внезапным изменением скорости и направления движения влияют на тело больше, чем ритмичные движения, хотя и дольше.


Упражнения для мышц ног оказывают большее физиологическое воздействие на организм, чем упражнения для рук и тела.

Бег, прыжки, метание, катание на лыжах, катание на коньках, плавание, гребля улучшает вентиляцию легких и, следовательно, повышает работоспособность организма [8, с. 32].

До тех пор пока не установится дыхание и ритм его не станет близким к нормальному, нельзя садиться, ложиться, принимать водные процедур. Для того чтобы дыхание успокоилось, лучше всего сделать несколько полных вдохов, а потом медленно походить, глубоко и равномерно дыша через нос. Таким образом, регулярные занятия физической культурой – при правильном подходе – помогают ребенку овладеть навыками правильного и глубокого дыхания.

Физические упражнения оказывают большое влияние на развитие костно-мышечной системы ребенка: объем и сила мышц увеличиваются. Все тело делается красивее. Особо надо сказать о работе над осанкой. Конечно, важны и предупредительные гигиенические меры, но следует помнить о том, что формированию правильной осанки весьма способствуют сильные мышцы груди и спины. А сильными они могут стать благодаря физическим упражнениям. И лучше, если это произойдет в младшем школьном возрасте.

Каков принцип физических упражнений? Выполняйте упражнения на растяжку или расслабление после каждого силового упражнения. Скажи сначала приседания, а затем качели. Сначала - сгибая и разводя руки во время отдыха на скамейке, затем - скрещивая и умножая (растягивая) руки из стороны в сторону или тряся расслабленными руками.

Рекомендуется начинать и заканчивать занятия простыми координационными упражнениями и легкими упражнениями (потягивание в начале, ходьба в конце). На каждом уроке вы должны рассмотреть упражнения на разгибательные мышцы (потому что они всегда слабее у детей) и мышцы брюшной стенки и спины (в конце концов, они образуют естественный мышечный корсет и формируют правильную осанку у ребенка).

Упражнения, которые требуют высокой физической активности, чередуются с менее интенсивными. Если упражнение требует особой подвижности суставов, ему должна предшествовать специальная «тренировка гибкости».

Чтобы избежать появления усталости, необходимо своевременно выполнять расслабляющие упражнения.

С приходом детей в школу наблюдается резкое снижение физической активности. Конечно, обучение в школе и дома требует настойчивости, но это не означает, что весь образ жизни ребенка становится «сидячим». Нарушение осанки, слабость опорно-двигательного аппарата, ожирение - это самые распространенные признаки и очевидное отсутствие движения; Наиболее нежелательно, что этот дефицит влияет на сердечно-сосудистую систему ребенка. Важно, что от семьи зависит, насколько день ребенка будет заполнен столь необходимыми для этого движениями. Часть дня дома должна быть буквально пронизана физическим воспитанием; Семья обладает широкими возможностями: утренняя гимнастика, домашние упражнения, подвижные игры в часы работы, занятия спортом, общие семейные увлечения, связанные с различными физическими нагрузками: езда на велосипеде, катание на лыжах, ходьба.


Утренняя гимнастика поддерживает у ребенка хорошее настроение в течение всего дня, помогает быстро преодолеть вялость и сонливость. Повторяя каждый день, различные физические упражнения, которые вовлекают организм, значительно его укрепляют. Гимнастика улучшает координацию движений, развивает и укрепляет мышцы, связки и всю костно-мышечную систему.

Если ребенок, который приходит домой из школы и обедает, сразу же садится смотреть телепередачу, читает интересную книгу или ходить в кино за компьютером, вам не следует думать, что он действительно отдыхает. Полный отдых - это смена деятельности. После нескольких часов работы за партой ребенок должен активно отдыхать и играть на улице.

Наиболее полезными для детей являются те игры, в которых все мышечные группы развиваются в них равномерно. Хорошо когда дети веселятся.

Полезно в выходные дни отправляться всей семьей на лыжную и пешую прогулку, в лес, на речку, пруд, озеро.

1.3. Вывод по Главе №1.

Подвижные игры влияют на физическое воспитание младших школьников, дети становятся более активными.

Таким образом, школа – основное место в системе воспитания подрастающего поколения. На каждом этапе обучения ребенка доминирует своя сторона воспитания. В воспитании младших школьников такой стороной является физическое воспитание. То есть школа призвана формировать у детей конкретные физические качества - ловкость,, активность, быстрота, внимательность, мышление.

Результаты исследования литературы, показали, что одной из эффективных форм сохранения здоровья, физического совершенства детей младшего школьного возраста, являются подвижные игры. В данной работе мы выполнили поставленные перед нами задачи и доказали что подвижные игры являются действенным средством всестороннего, и, прежде всего умственного и физического развития детей. Они помогают освоению и закреплению ранее полученных знаний и умений, развивают физические качества в различных игровых ситуациях. Предоставленные тесты и диагностические методики могут быть использованы в практической деятельности школьных учреждений. Подвижные игры могут органически включаться в современный воспитательно-образовательный процесс в школьных учреждениях, делая этот процесс естественным.