Файл: Понятие правового отношения (КЛАССИФИКАЦИЯ ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 160
Скачиваний: 1
VII. Кратковременные и долговременные правоотношения.
VIII. Диспозиционные и обеспечительные правоотношения, которые разграничиваются в зависимости от характера общественных отношений, регулируемых правом, в зависимости от того, какой используется в данном случае структурный элемент правовой нормы.
Диспозиционное правоотношение возникает при реализации диспозиции правовой нормы и представляет собой фактически общественное отношение, для регулирования которого правовая норма создана и введена в действие. Но при этом нельзя отождествлять данное общественное отношение и диспозиционное. Можно объяснить тем, что общественное отношение в процессе правового регулирования теряет некоторые черты, приобретая новые свойства, изменяясь и преобразуясь. Таким образом, диспозиционное правоотношение представляет собой качественно новое состояние общественного отношения. Стоит так же указать на то, что данные преобразования общественных отношений, которые связаны с их правовой регламентацией, могут имеют различный характер. Некоторые из них имеют направленность позитивную, стимулируют прогрессивное развитие общественного отношения. Другие правоотношения наоборот, приобретают регрессивную направленность и тормозят развитие. Все вышеназванное зависит от правильности оценки реального состояния общественных отношений, от качества правовой регламентации, перспектив их дальнейшего развития. Все нахванное является одним из проявлений сущностных свойств диспозиционных правоотношений.[6]
Сущность диспозиционных правоотношений выражается в их определяющих, необходимых, устойчивых свойствах, которыми различаются материальные и социально-политические аспекты.
Диспозиционные правоотношения, как и иные другие, порождены материальными условиями жизни общества, но они теснее связаны с материальными процессами. Таким образом, они в большей зависимости находятся от материальных и экономических условий жизни общества, что влияет в свою очередь на рамки правового вмешательства в подобные общественные отношения. Наиболее яркие проявления – в хозяйственных отношениях, в отношениях собственности, между предприятиями, компаниями.
Диспозиционные правоотношения находятся в ограниченной, тесной связи с обеспечительными правоотношениями, возникающими при реализации санкций правовых норм.
Одним из составляющих механизма обеспечения нормальной реализации норм права являются обеспечительные правоотношения.
Их властный характер является определяющим признаком обеспечительных правоотношений является, они связаны напрямую с необходимостью применения власти. Эта власть относительно обеспечительных правоотношений приобретает государственный, юридический аспект, и потому они выступают как властеотношения. Властеотношения представляют сбой особый тип общественных отношений, который характеризуется наличием специального властного субъекта, способного подчинять своей воле иных субъектов.
Властный характер обеспечительных правоотношений проявляется ярко в специфике их субъективного состава. Субъекты обеспечительных правоотношений подразделены на обязательные и вспомогательные. К обязательным субъектам относится в первую очередь комплексный субъект, носитель властных полномочий, который обладает правом и обязанностью оказывать правовое воздействие посредством применения санкции правовой нормы. Именно поэтому данный субъект обладает обеспечительной компетенцией. Компетентными субъектами обеспечительных правоотношений могут являться государственные органы, должностные лица и т.д. Но необходимо четко отметить, что в целом государство не может являться субъектом обеспечительных правоотношений.
Второй обязательный субъект обеспечительных правоотношений представляет собой то лицо (орган), к которому применяются правовые санкции. Такие субъекты обладают правами и несут обязанности. При этом неодинаково соотношение прав и обязанностей у различных субъектов, и соотношение зависимо от вида применяемых санкций.
Вспомогательными субъектами обеспечительных правоотношений являются лица (организации), оказывающие помощь в развитии обеспечительного правового отношения обязательным субъектам (представители обвинения и защиты, например).
Таким образом, обеспечительные правоотношения регулируются санкциями норм права, где санкция представляет собой структурную часть общей правовой нормы, и указывает на возможные меры воздействия на нарушителя данной нормы.[7]
Санкции подразделены на поощрительные и охранительные, где охранительные подразделяются в свою очередь на штрафные, правообеспечительные, организационные санкции, санкции ничтожности. Считается, что реализация всех видов санкций связывается с возникновением и функционированием обеспечительных правоотношений.
IX. Соответственно различают виды обеспечительных правоотношений: поощрительные и охранительные обеспечительные правовые отношения.
Поощрительные правоотношения представляют собой отношения, которые регулируемы поощрительными санкциями правовых норм. Основанием для возникновения являются специально поощряемые правом действия, за которые предусмотрены меры морального или материального стимулирования.
Охранительные правоотношения, соответственно, связаны с реализацией охранительных санкций, которые предусматривают меры государственного принуждения. К ним относят штрафные, организационно-принудительные, правовосстановительные, отменяющие.
Штрафные правоотношения связывают с применением юридической кары, дополнительными неблагоприятными последствиями за совершенные правонарушения.[8]
Правовосстановительные отношения выражены в принудительном восстановлении нарушенных прав, в принуждении к исполнению невыполненных обязанностей.
Отменяющие правоотношения представляют собой отношения между субъектами относительно признания несуществующими лишенными юридической значимости правового акта неправомерного характера (в форме действия или документа: например, признание недействительной сделки гражданско-правового характера.
Организационно-принудительные правоотношения представляют собой отношения, которые связанны с принудительно-организационными преобразованиями и основаны на неправомерных действиях и состоянии, которое носит для общества ущербный характер (ликвидация обанкротившихся организаций, например).
X. Обеспечительные правоотношения разграничивают на общерегулятивные и конкретные также. В процессе развития обеспечительные правоотношения могут переходить от общерегулятивного состояния к конкретному. Например, уголовные обеспечительные правоотношения возникают на общерегулятивном уровне сразу после совершения преступления, и становятся конкретными только после вынесения приговора. Таким образом, при развитии постепенно происходит конкретизация содержания обеспечительных правоотношений.
Непосредственным основанием для возникновения, изменения или прекращения обеспечительных правоотношений являются юридические факты (фактические составы). К ним относятся деяния, за которые устанавливаются меры государственного обеспечения или правоприменительные акты в праве.
Правоприменительные правоотношения являются органической частью правореализационного процесса. В определенных ситуациях они дополняют развертывание диспозиционных и обеспечительных правоотношений, носят производный, подчиненный «чужим» интересам характер. Правоприменительные правоотношения носят ярко выраженный политико-управленческий характер, т.к. одна сторона (государственный орган) правомочна вынести решение по конкретному делу, другая сторона обязана подчиниться ему. Это необходимо для нормального функционирования права, определено юридическими потребностями специально. Данное правоотношение складывается фактически каждый раз, когда обслуживает правореализацию, и когда требуется вмешательство государства в индивидуальных ситуациях для контроля, конкретизации, поддержки действия правовых норм.
С санкции законодателя управленческое правоприменительное отношение обрастает совокупностью дополнительных общественных отношений, которые носят процедурный и процессуальный характер (в наиболее сложных случаях правоприменения).
Таким образом, характеризуя основные подходы к классификации правоотношений, их видам, можно сделать следующие выводы. Классификация правовых отношений может быть произведена по следующим основаниям:
- по отраслевому признаку: государственно-правовые, гражданско-правовые, административно-правовые, уголовно-правовые и т.д.;
- на основе социального назначения: регулятивные правоотношения и охранительные правоотношения;
- по взаимосвязи с государством: общие и конкретные правоотношения; общие и конкретные правоотношения могут возникнуть на основе регулятивных и охранительных норм;
- по степени определенности субъектов: правоотношения абсолютные и относительные;
- по характеру обязанностей: активные и пассивные;
- правоотношения простые (между двумя субъектами) и сложные (между несколькими субъектами или неограниченным числом);
- кратковременные и долговременные правоотношения;
- в зависимости от характера общественных отношений, регулируемых правом: диспозиционные и обеспечительные правоотношения;
- виды обеспечительных правоотношений: поощрительные (регулируются поощрительными санкциями правовых норм) и охранительные (связаны с реализацией охранительных санкций, предусматривающих меры государственного принуждения: штрафные, правовосстановительные, отменяющие и организационно-принудительные);
- обеспечительные правоотношения также делятся на: общерегулятивные и конкретные.
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ КЛАССИФИКАЦИИ ПРАВООТНОШЕНИЙ
2.1. Проблема классификации правоотношений на частные и публичные
Типология (типизация) и классификация как научные методы имеют существенное значение, позволяя систематизировать накопленный теоретический опыт и глубже проникнуть в сущность исследуемых явлений и процессов. В теоретико-правовой науке трудно найти проблематику, в которой бы не использовались приемы типологии или классификации. Современной юридической (и не только) наукой сформировано множество концепций и моделей, систематизировавших знание о политико-правовых явлениях, в основе которых находится типология или классификация (типология общества и государства, типология правовых семей (систем), классификация прав, свобод и обязанностей, классификация государственных органов, классификация правовых норм и правовых актов, типология и классификация функций государства и права, виды источников права и т.п.).
Применительно к проблеме правоотношений типология и классификация имеет самое непосредственное отношение. Среди трудов о правоотношении трудно найти те, в которых обходятся стороной вопросы их классификации.[9]
В литературе отмечается, что в первую очередь необходимо обосновать существование определенных типов правоотношений, после чего возможен переход к рассмотрению вопроса об их классификации. В науке, как правило, используется классификация правоотношений, но не их типология, соответственно чаще всего в литературе предлагается краткая характеристика видов, а не типов правоотношений. Однако, некоторые ученые считают постановку вопроса о выделении типов правоотношений вполне обоснованной.[10]
Отмечается, что в основу одной из моделей типологии правоотношений может быть положено уже ставшее общепринятым положение теоретико-правовой науки о делении права на частное и публичное. Деление права на частное и публичное известно со времен античности. Так, уже у Аристотеля встречается деление права на две группы, в зависимости от того, кто терпит от его нарушения, целое или отдельные члены целого.[11]
Но, наибольшей популярностью пользуется положение, выработанное представителями древнеримской юриспруденции и в большинстве случаев связывается с именем Домиция Ульпиана (170-228 гг.). Именно римляне впервые установили точное различие между публичным и частным правом. Изначально, термином «публичное право» обозначались отношения, регулируемые на основе норм, выражающих интересы, прежде всего государства. Частным же правом обозначалось то, которое относится к пользе отдельных лиц. По мере развития политико-правовой мысли и теоретико-правовой науки критерии деления права на частное и публичное уточнялись, получали более обоснованные характеристики, однако, признание научной и практической ценности деления права на частное и публичное оставалось и продолжает оставаться неизменным.
Стоит отметить, что такое деление права на частное и публичное характерное свойство Романогерманской правовой семьи. Англосаксонская правовая традиция не придерживается такого четкого деления, хотя сама идея двух срезов права сохраняется везде.[12]
В отечественном дореволюционном правоведении дуалистическое деление права на частное (гражданское) и публичное (государственное) использовалось весьма широко. В советской юридической и экономической теории категории «публичное право» и «частное право» были фактически изъяты из научного оборота. Стоит также отметить, что институт частной собственности не имел места в советской правовой системе.[13]