Файл: Руководство, стили руководства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 116

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Демократический стиль управления.

Демократический стиль управления - стремление менеджера к решению вопросов коллегиально, систематическое информирование подчиненных[5].

Руководителю присуще вежливость, доброжелательность, доверие. Он требователен, но справедлив.

Демократический стиль является наиболее действенным, так как он обеспечивает высокую вероятность правильных взвешенных решений, высокие производственные результаты труда, инициативу, активность сотрудников, удовлетворенность людей своей работой и членством в коллективе, благоприятный психологический климат и сплоченность коллектива. Этот стиль управления предполагает взаимодействие на основе доверия и взаимопонимания. Руководитель ведет себя в данном случае как один из членов группы; каждый сотрудник может выражать свои мнения по разным вопросам, не опасаясь какой-либо мести либо одергивания. В зависимости от выполнения задачи руководство группой может передаваться от одного участника другому.

Имеются две разновидности демократического стиля руководства:

Партисипативный или совещательный стиль предполагает, что большинство проблем, вставших перед коллективом, обсуждается сообща. Руководитель, советуясь с подчиненными, не проявляет своего превосходства и правильно реагирует на критику.

Консультативный или участвующий стиль руководства предполагает максимальное вовлечение коллектива сотрудников в принятие решений и контроль за их использование. Полное доверие своим работникам. Руководитель ведет себя в данном случае как один из членов коллектива.

Либеральный стиль руководства.

Либеральный стиль руководства отличается отсутствием собственной инициативы у руководителя и нежеланием принимать на себя ответственность за управленческие решения, особенно, связанные с определенным риском. Работникам представлена полная самостоятельность, руководитель пассивен, готов отменить решение в угоду коллектива[6].

Становление руководителя-либерала может объясняться многими причинами. По характеру такие руководители люди нерешительные, добродушные, боящиеся ссор и конфликтов. Они недооценивают значимости деятельности коллектива и то, что коллектив нуждается в них. Но может оказаться, что это высоко творческая личность, захваченная какой-то сферой своих интересов, но лишенная организаторского таланта. По этой причине обязанности руководителя оказываются для данного руководителя непосильными.


Основные методы влияния - уговоры и просьбы.

Не существует «плохих» или «хороших» стилей управления. Конкретная ситуация, вид деятельности, личностные особенности подчиненных и др. факторы обусловливают оптимальное соотношение каждого стиля и преобладающий стиль руководства. Изучение практики руководства организациями свидетельствует, что в работе эффективного руководителя в той или иной степени присутствует каждый из трех стилей руководства.

Вопреки распространенным стереотипам преобладающий стиль руководства практически не зависит от пола. (Бытует ошибочное мнение, что женщины-руководители более мягки и ориентированы в первую очередь на поддерживание хороших отношений с деловыми партнерами, в то время как мужчины-руководители более агрессивны и ориентированы на конечный результат). Причинами разделения стилей руководства скорее могут быть личностные особенности и темперамент, а не половые характеристики. Успешные топ-менеджеры — и мужчины, и женщины — не являются приверженцами только одного стиля. Как правило, они интуитивно или вполне осознанно комбинируют различные стратегии руководства.

Можно и нужно смело говорить, что успешные топ-менеджеры всегда в правильном направлении ведут свою команду. Поскольку, как правило, у таких людей имеются свои собственные амбиции, которые они хотят реализовать в своих методах управления сотрудниками, как правило успешные топ-менеджеры сами могут показать «мастер-класс» по любому из задач которые они дают своим подчиненным, не будем говорить конечно о работниках IT технологий поскольку там могут быть свои требования и определенный набор знаний и умений очень важен.

1.3 Тенденции выбора стиля руководства при рыночном управлении компанией

По словам Ф. Тейлора, «управлять − это значит знать точно, что предстоит сделать и как это сделать самым лучшим и дешёвым способом»[7].

Руководителю трудно выбрать стиль руководства, удовлетворяющего всех членов подчиненного ему коллектива. Стиль работы складывается подсознательно и постепенно, пока не определиться совокупность приемов общения с подчиненными и воздействия на них, позволяющих находить наиболее эффективное и правильное решение.


На формировании стиля руководства сказывается также уровень иерархии управления, вид деятельности (линейный, функциональный) и конкретные ситуации. Для осуществления контроля руководителем над ситуацией определяют следующие три переменные.

Отношения руководителя с подчиненными. Данная переменная отражает уровень поддержки, уважения и доверительности, испытываемых и проявляемых подчиненными по отношению к руководителю. Следует учитывать, что в условиях структурированный работы возникает более четкое понимание, что и как делать, и руководитель получает в данной ситуации больший контроль над исполнителями.

Должностные позиции руководителя. Данная переменная отражает уровень формальной власти руководителя, получаемой им на основе занимаемой позиции, т.е. должности[8].

Стиль управления, ориентированный на укрепление коллектива и поддержание человеческих отношений, наиболее подходит в умеренно благоприятных для руководителя ситуациях, когда у него нет достаточной власти, чтобы обеспечить необходимый уровень сотрудничества с подчиненными, но если взаимоотношения хорошие, то люди в основном с радостью выполнят предъявляемые к ним требования. В этих условиях ориентация на организационную сторону может вызвать конфликт, в результате которого и без того слабое влияние руководителя на подчиненных упадет еще ниже. Ориентация же на человеческие отношения может повысить влияние руководителя и улучшить его отношения с подчиненными .

Другую модель предложили Т. Митчел и Р. Хаус. По их мнению, исполнители будут стремиться к достижению целей организации, если получат от этого какую-то личную выгоду, поэтому основная задача руководства состоит в том, чтобы объяснить, какие блага их ожидают в случае хорошей работы[9].

В неоднозначных ситуациях используется инструментальный стиль, поскольку руководитель лучше видит ситуацию в целом и его указания могут служить для подчиненных хорошим ориентиром. Однако при этом с указаниями нельзя «перебарщивать», так как исполнители могут принять это за чрезмерный контроль.

По мнению В. Врума и Ф. Йеттона, в зависимости от ситуации, особенностей коллектива и характеристики самой проблемы можно говорить о пяти стилях управления:

  • Руководитель сам принимает решения на основе имеющейся информации.
  • Руководитель сообщает подчиненным суть проблемы, выслушивает их мнения и принимает решение.
  • Руководитель излагает проблему подчиненным, обобщает высказанные ими мнения и с учетом их принимает собственное решение.
  • Руководитель совместно с подчиненными обсуждает проблему и в результате вырабатывают общее мнение.
  • Руководитель постоянно работает совместно с группой, которая или вырабатывает коллективное решение, или принимает лучшее, независимо от того, кто его автор.

При выборе стиля руководители пользуются следующими основными критериями:

  • наличие достаточной информации и опыта у подчиненных;
  • уровень требований, предъявляемых к решению;
  • четкость и структурированность проблемы;
  • степень причастности подчиненных к делам организации и необходимость согласовывать с ними решения;
  • вероятность того, что единоличное решение руководителя получит поддержку исполнителей;
  • заинтересованность исполнителей в достижении целей.

В зависимости от этих критериев руководитель использует пять перечисленных выше стилей управления. Одной из отличительных особенностей модели является то, что в целом она делает больший упор на изучение ситуации, чем личности руководителя. Можно смело сказать, что на руководителе предприятия лежит большая ответственность как за выбор стиля руководства, так и за конечный результат в целом. Поскольку очень важно понимать сам коллектив и как бы это не было странно, но стоит обратить внимание на настроения коллектива и общие особенности каждой подгруппы в целом. Поскольку нет общепринятых критерий управления всеми коллективами, так как каждый коллектив это как «организм», все сотрудники разные и у каждого ест свои потребности и решающий фактор лежит на руководителе.

Можно смело сказать, что чем опытней руководитель (это может не зависеть от возраста и уровня образования), как и может зависеть напрямую. Можно только подсказать будущим руководителям для того, что бы иметь влияние на коллектив, нужно знать основные критерии и стили руководства.

Поскольку очень больше количество учебной литературы имеется в библиотеках, а так же в свободном доступе в интернете, сейчас можно изучить любую стратегию поведения, по отношению к своим подченным. Так же можно определенно четко узнать к какому типу относится ваш коллектив, характеризовать его по отношению (внутри) между собой и по отношению к сторонним предприятиям или по отношению к руководителю в целом. Это должно помочь выстроить правильную стратегию управления. Есть случаи когда проще сменить коллектив полностью или частично, что бы достичь определенных показателей, поскольку при смене руководителя, как часто бывает коллектив не всегда сразу, а иногда вообще не принимает нового управленца. Это может существенно мешать выполнению задач. Не всегда проще изменить коллектив, проще его по просто поменять, но это энергозатратный и долговременный процесс, на время которого ваша команда может выпасть из плановых показателей. Каждому руководителю необходимо адекватно оценивать шансы, что проще… поменять отношения внутри коллектива или сам коллектив, но для этого управленец должен быть не только грамотным сотрудником, но и своеобразным психологом. Необходимо тонко чувствовать настроения и настрой в коллективе, что бы сделать правильные выводы. Не поступать «с горяча». Это не самая простая задача, но если с ней справится то весьма вероятно, что коллектив ответит вам взаимностью по отношению внутри организованной группы. Крайне важно настроить коллектив как единое целое, что бы он работал организованно и четко. Такого менеджера-управленца можно смело называть успешным и добившимся своей цели, а это немало важно. Важно понимать ценность разных способов управления и умело ими пользоваться.


ГЛАВА 2. Анализ стиля управления, применяемого в ООО «Парк». 2.1 Характеристика организации ООО «Парк»

В данной курсовой работе мы рассмотрим общество с ограниченной ответственностью «Парк».

ООО «Парк» является юридическим лицом и действует на основании Устава предприятия и законодательства Российской Федерации с 2001 года. Права и обязанности юридического лица ООО «Парк» приобрело с даты его регистрации 14.10.2001 г[10].

Общество имеет обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может приобретать от своего имени имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть ответчиком и истцом в суде. ООО «Парк» несет ответственность по своим обязательствам. Учредитель несет риск убытков, связанных с деятельностью предприятия в пределах стоимости внесенного вклада, в том числе недовнесенной части.

Регион: Крым.

Юридический адрес: 295047, Республика Крым, г. Симферополь, улица Шмидта 29/2 3 этаж.

Почтовый адрес: 295047, Республика Крым, г. Симферополь, улица Шмидта 29/2 3 этаж.

Является частным предприятием.

Контактный телефон: (978)81-05-501

Основной целью ООО «Парк» является:

  • оказание услуг для физических и юридических лиц;
  • получение прибыли от основных видов деятельности.

Основными видами деятельности предприятия являются изготовление продукции(аксессуаров), реализация, ремонт, гарантийное и постгарантийное обслуживание клиентов.

Потенциальными потребителями продукции являются как юридические лица, бюджетные организации, так и самый широкий круг населения со средними доходами, поскольку сама организация имеет ряд скидок и предложений по приобретению своей продукции, т.е. скидки для клиентов по системе «накопительная скидка», а так же кредитование через банки партнеры. Для своих сотрудников так же имеется ряд скидок по приобретению продукции компании, а так же беспроцентное кредитование в счет заработной платы.

На производстве используется новейшее импортное оборудование, позволяющее обеспечивать высочайшее качество обслуживания. Основные преимущества, ООО фирмы «Парк» - широкий ассортимент, оригинальные дизайнерские решения, гарантированное качество реализуемой продукции.