Файл: Лекция 1. Теоретические основы контроллинга.docx

Добавлен: 14.03.2019

Просмотров: 629

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В России интерес к контроллингу проявился в начале 90-х годов. Теоретическую и практическую поддержку он получил в первую очередь в банковском секторе. К основным задачам контроллинга были отнесены:

  • создание системы управленческого учета;

  • разработка комплексной системы стратегического и оперативного планирования.

В настоящее время понимание необходимости и полезности системы контроллинга приходит и к российским предприятиям.


1.4. Сущность и цели контроллинга

В экономической литературе приводится достаточно много разнообразных определений контроллинга.

Контроллинг – руководящая концепция эффективного управления фирмой и обеспечения ее долгосрочного существования (Э.Майер).

Контроллинг – система управления (Э.Майер, Р.Манн).

Контроллинг – функция в поддержку менеджмента (Р. Герсне).

Контроллинг – функция, организованная в поддержку руководству (П.Хорват).

В последнее время усиливается акцент определения контроллинга как системы информационного обеспечения эффективного управления фирмой. Наиболее точным является следующее понятие:

контроллинг – концепция системного управления и способ мышления менеджеров, в основе которых лежит стремление обеспечивать долгосрочное эффективное функционирование организации. Понятие "контроллинг" включает в себя 2 аспекта:

  1. контроллинг как процесс интеграции методов учёта, анализа, планирования, нормирования и контроля в единую систему получения, обработки и обобщения информации и принятия на её основе управленческих решений;

  2. контроллинг как система, которая управляет экономикой предприятия, будучи сориентирована не только на достижение текущих целей в виде получения прибыли или минимизации убытков, но также и на обеспечение платёжеспособного состояния предприятия, направлена на достижение глобальных стратегических целей, например, выживание предприятия в условиях конкуренции, сохранение рабочих мест как социального фактора, обеспечение экологичности производства и т.д.



Американская модель Немецкая модель

Контроллинг

Контроллинг



Планирование

Планирование



Информационный менеджмент и отчетность

Информационный менеджмент и отчетность






Специальные экономические задачи

Специальные экономические задачи





Внутренний учет


Внутренний учет





Финансовая бухгалтерия




Налоги и

страхование




Информационные технологии





Внутренняя ревизия




Рис. 1.1. Отличительные особенности американской и немецкой моделей контроллинга


Говоря о предмете контроллинга, выделяют общие рекомендации по организации процесса производства и управления. Среди рекомендаций основными являются те, которые направлены на регулирование отклонений.

Основная цель контроллинга - реализация глобальных и локальных целей предприятия. При этом стратегической целью является сохранение стабильности и успешное развитие предприятия. Так как цели контроллинга вытекают из целей организации, они могут выражаться в экономических терминах, например, в достижении определенного уровня прибыли, рентабельности или производительности предприятия при заданном уровне ликвидности.


Конкретные цели контроллинга состоят в следующем:

  • идентифицировать представление об отклонениях и требованиях к адаптации, обеспечить своевременное наблюдение и разработку мероприятий по устранению отклонений;

  • оказывать помощь в декомпозиции общих целей предприятия на более мелкие цели отдельных подразделений;

  • распознавать проблемы и управлять подразделениями экономических служб предприятия;

  • способствовать лучшему управлению прибылью предприятия;

  • оказывать помощь при разработке рациональной политики предприятия;

  • помогать руководству в принятии решений, адекватных целям.

Особенностью контроллинга является ориентация на действующую концепцию управления, на будущее развитие предприятия и одновременно ориентация на узкие места предприятия и отказ от функционально–зависимого метода работы.

Сущность контроллинга заключается в целостном экономическом управлении, при котором информационные системы, планирование и контроль неразрывно связаны между собой.

Контроллинг подразумевает сравнительный анализ плановых и фактических показателей и, как следствие, расчёт хозяйственных результатов. Контроллинг подразделяется на оперативный и стратегический. Стратегический контроллинг направлен на координацию и выполнение долгосрочных целей предприятия. Качественные показатели плана или разрабатываемые стратегии дополняются конкретным цифровым материалом оперативного контроллинга.

Контроллинг на современных отечественных предприятиях определяется как система управления прибылью предприятия, как управление расходами и доходами. При этом необходимо реализовать систему управления издержками предприятия. Это следует из причинно–следственной связи между прибылью и издержками. Этот принцип в контроллинге означает, что виды затрат должны быть сгруппированы таким образом, чтобы чётко прослеживалась зависимость от определённых решений по затратам на результат деятельности предприятия. Контроллинг часто выполняет функции внутреннего контроля, но в отличие от ревизии он ориентирован на текущие результаты и не связан с документальной проверкой.

Контроллинг выполняет роль внутреннего консультанта, которая реализуется в том, что контроллер должен в первую очередь проконсультировать службу маркетинга относительно способности принести прибыль теми или иными конкретными решениями при составлении договоров путём определения эффективности принимаемых решений.


1.5. Функции и задачи контроллинга

Функции контроллинга определяются поставленными целями и включают виды управленческой деятельности, которая обеспечивает достижение этих целей.

К функциям контроллинга относятся:

  • учет;

  • поддержка процесса планирования;

  • контроль за реализацией планов и регулирование отклонений;

  • информационно-аналитическое обеспечение;

  • специальные функции.


Основными задачами контроллинга являются:

  1. Выявление характера и степени воздействия факторов внешней и внутренней среды предприятия.

  2. Принятие решений, направленных на обеспечение стабильного функционирования предприятия.

Для реализации задач контроллинга ведётся систематический анализ предпринимательской среды начиная с процесса маркетинговых исследований, который также осуществляется при планировании и разработке показателей предприятия, оперативном управлении и контроле за результатами хозяйственной деятельности предприятия.

Рассматривая функции контроллинга, также можно выделить конкретные задачи, позволяющие реализовать данные функции.

В сфере учета различают следующие задачи: создание системы сбора и обработки информации, существенной для принятия управленческих решений на разных уровнях руководства; разработка и ведение системы внутреннего учета; унификация методов и критериев оценки деятельности предприятия и его подразделений.

Поддержка процесса планирования включает создание информационной системы разработки основных планов, формирование и освоение всей системы планирования, установление потребности в информации и времени для отдельных этапов процесса планирования, координацию процесса обмена информацией, координацию и агрегирование отдельных планов по времени и содержанию, составление сводного плана предприятия.

Контроллинг определяет, как и когда следует планировать, а также оценивает возможность реализации запланированных действий. Он не указывает, что надо планировать, и не несет ответственности за реализацию планов.

Задачи: контроля и регулирования: определение величин, контролируемых во временном и содержательном разрезах; сравнение плановых и фактических величин и оценка степени достижения целей; определение допустимых границ отклонения величин; анализ отклонений, выработка предложений для уменьшения отклонений.

Информационно-аналитическое обеспечение предполагает реализацию следующих задач: разработка архитектуры, структуры информационной системы; стандартизация информационных носителей и каналов; предоставление цифровых материалов, которые позволили бы осуществить контроль и управление предприятием; сбор и систематизация наиболее значимых для принятия решений данных; разработка инструментария для планирования, контроля и принятия решений; консультации по выбору корректирующих мероприятий и решений; обеспечение экономичности функционирования информационной системы.

Таблица 1.1

Взаимосвязь задач контроллинга с другими функциями управления

Функции управления

Задачи контроллинга

1

2

Планирование

Координация различных планов и разработка консолидированного плана

Разработка методики планирования

Разработка графика составления планов

Предоставление информации для составления планов

Проверка планов, составленных подразделениями

Организация

Организация учета и контроля затрат и результатов

Структурная координация подразделений

Стимулирование

Стимулирование выполнения планов по подразделениям

Учет

Ведение финансового и управленческого учета

Контроль и регулирование

Сравнение плановых и фактических величин для измерения и оценки степени достижения цели

Установление допустимых границ отклонений от плана

Анализ отклонений, интерпретация причин отклонений и выработка предложений для уменьшения отклонений

Анализ решений.

Информационные потоки

Постановка задач для программистов

Сбор наиболее значимых для принятия решений данных

Консультации по выбору корректирующих мероприятий и управленческих решений

Разработка инструментария для реализации основных функций управления



Специальные функции объединяют решение конкретных экономических и финансовых задач, проведение специальных исследований, в том числе сбор и анализ данных о внешней среде: рынки денег и капиталов, конъюнктура отрасли, правительственные экономические программы; сравнение с конкурентами; обоснование целесообразности сотрудничества с другими фирмами, а также слияния или открытия филиалов; проведение калькуляции для особых заказов; расчет эффективности инвестиционных проектов. Специальные функции составили отдельные направления, такие как инвестиционный контроллинг, инновационный контроллинг, контроллинг финансового оздоровления предприятия, контроллинг реструктуризации капитала предприятия, его реорганизации и реформирования и другие.

Объем реализуемых функций и задач в организациях зависит в основном от следующих факторов:

экономического состояния;

понимания руководством и собственниками предприятия важности и полезности внедрения функций контроллинга;

размера предприятия;

уровня диверсификации производства, номенклатуры выпускаемой продукции;

сложившегося уровня конкурентности;

квалификации управленческого персонала;

квалификации сотрудников службы контроллинга.


1.6. Взаимосвязъ контроллинга с другими функциями управления предприятием

Место контроллинга определяется в соответствии с системной концепцией управления предприятием. Ранее указывалось на неоднозначное определение количества и содержания общих функций управления в различных литературных источниках. Отдельные функции, такие как контроль и регулирование, поглощаются контроллингом. Задачи других могут быть разделены, например организация, стимулирование, учет, или также включены в контроллинг. Для планирования он является обеспечивающей принятие решений подсистемой. В целом взаимосвязь контроллинга с другими функциями управления проявляется в решении следующих задач, представленных в табл.1.1.

Контроллинг является неотъемлемой частью процесса управления предприятием, он пронизывает все подсистемы управления, что хорошо видно на рис.1.2.


















































1.2. Взаимодействие контроллинга в системе управления предприятием


Контрольные вопросы по теме

  1. Какие внешние и внутренние факторы вызвали необходимость создания системы контроллинга на предприятии?

  2. Что такое контроллинг?

  3. Чем отличается контролёр от контроллера?

  4. Чем отличаются американская и немецкая модели контроллинга?

  5. Какие функции может включать в себя контроллинг?


12