Файл: Лекция 1. Теоретические основы контроллинга.docx

Добавлен: 14.03.2019

Просмотров: 618

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНТРОЛЛИНГА

1.1. Предпосылки создания системы контроллинга

Анализируя современное состояние предприятий, можно сказать, что на большинстве из них существует реальная угроза банкротства. Предприятия находятся на грани разорения из-за неудовлетворительного управления и экономических факторов, лежащих вне сферы управления.

Среди факторов неудовлетворительного управления можно выделить:

  1. Отсутствие планирования. Руководители должны всегда думать о будущем, предвидеть негативные ситуации, анализировать возможность влияния таких факторов, как инфляция, изменение процентных ставок по кредитам, возникновение конкуренции и т.д. Отсутствие учёта подобных факторов в планировании приводит к снижению резерва времени на реорганизацию, необходимую при изменениях, которые можно было предвидеть заранее.

  2. Неадекватную управленческую информацию. Руководители получают недостаточно подробную отчётную информацию либо устаревшую, либо сами недостаточно разборчивы в информации, которую они заказывают. При этом бухучёт не оказывает необходимого влияния на принятие решений, не выполняет контрольной и сигнализирующей функции. Для преодоления этой проблемы необходимо создавать в системе управления предприятием такое направление, как управленческий учёт, который должен своевременно обеспечивать альтернативной информацией руководителей.

  3. Отсутствие анализа. Как правило, на предприятиях отсутствует анализ причин некачественного планирования, анализ причин сбоев в производстве. Для его осуществления недостаточно информации, но главными причинами являются занижение значения анализа, отсутствие острого делового мышления, неумение использовать результаты анализа.

  4. Неудовлетворительный финансовый контроль. Для всех предприятий важной задачей является своевременный контроль и улучшение показателей ликвидности, рентабельности и структуры капитала. Если предприятие недостаточно рентабельно, то убытки подмывают его капитал и угрожают его долговременной платёжеспособности. Такое предприятие рискует потерять возможность сохранения и увеличения прибыли для расширения и замены активов и не сможет обеспечить для акционеров прибыль на инвестированный капитал.

При плохой ликвидности предприятия не могут своевременно погашать долги, задерживают платежи в бюджет и своим кредиторам. Таким образом, растёт дебиторская и кредиторская задолженность, растут проценты, падает репутация предприятия.

При наличии системы контроллинга предприятия в состоянии своевременно обнаружить признаки банкротства.

Выделяют следующие внешние экономические факторы, вызывающие банкротство предприятия:

  1. Рост кредитных процентных ставок.

  2. Появление новых конкурентов.

  3. Изменение налоговых ставок, отмена льгот и дотаций.

  4. Введение импортно-экспортного или валютного контроля.

  5. Инфляция.

  6. Колебание курсов иностранных валют.

  7. Падение спроса вследствие изменения потребительских вкусов или сокращение производства в промышленности, использующей данную продукцию или недостаток денег у покупателей.

  8. Изменения в законодательстве.


Необходимость появления на предприятиях качественно новой системы управления – контроллинга можно объяснить следующими причинами:

  • повышение нестабильности внешней среды выдвигает дополнительные требования к системе управления предприятием, в том числе смещение акцента с контроля прошлого на анализ будущего, увеличение скорости реакции на изменения внешней среды, повышение гибкости предприятия, необходимость в непрерывном отслеживании изменений, происходящих во внешней и внутренней средах предприятия, необходимость продуманной системы действий по обеспечению выживаемости предприятия и избежанию кризисных ситуаций;

  • усложнение систем управления предприятием требует разработки механизма координации внутри системы управления;

  • автоматизация информационных потоков при недостатке значимой информации предполагает построения специальной системы информационного обеспечения управления.

Эти обстоятельства формируют новые подходы к управлению и инструменты их внедрения, которые позволят прояснить усложняющиеся экономические проблемы организаций, подадут своевременно сигналы для принятия мер, обеспечат информационную поддержку управления бизнес-процессами по установленным целям, помогут “расшить” узкие места на предприятии с ориентацией на перспективу.

В современных условиях хозяйствования необходимы комплексная методология и основанный на ней инструментарий, которые могли бы модернизировать организационную и информационную структуру. Такой системой является контроллинг.


1.2. Развитие концепций контроллинга

Контроллинг является одним из важнейших направлений в развитии теории и практики учёта, контроля и анализа хозяйственной деятельности предприятия, т.к. комплексные решения, касающиеся хозяйственной деятельности, требуют формирования и исполнения общей современной концепции управления, перехода к системному управлению. Системный подход является базовой основой контроллинга.

Понятие контроллинга в зарубежной литературе достаточно широко и разнообразно. В одном из современных немецких экономических словарей контроллинг определяется как концепция информации и управления. Не следует путать "контроль" и "контроллинг", т.к. контроль является одной из функций контроллинга.

М.Мескон и Ф.Хедоури понимают конроллинг как процесс, обеспечивающий достижение организацией поставленных целей. В отечественной литературе чаще всего контроллинг определяют как систему учёта и контроля на предприятии, однако это слишком упрощённое понятие.

Для того чтобы определить место и роль контроллинга в управлении предприятием, надо определить его статус и функции, которые зависят от концепций контроллинга, которых придерживаются современные авторы.

Различают 4 концепции контроллинга:


  1. Контроллинг как функция менеджмента.

  2. Контроллинг как часть процесса управления.

  3. Контроллинг как элемент организационной структуры.

  4. Контроллинг как комплекс деятельности.

В англо–американской литературе контроллинг часто рассматривают как элемент функции менеджмента. При этом понятие менеджмент используется для обозначения хозяйственного управления производством и даётся его функциональное толкование.

В отличие от немецкого производственно-хозяйственного учения, в котором главным постулатом является максимальное разделение функций, в американской концепции преобладает свойство интегрирования. Это означает, что отдельным элементам функций уделяется меньше внимания, чем интеграционным связям функций в их единстве.

Место контроллинга в этой концепции следует определять в зависимости от степени разложения процесса на отдельные элементы. Так, например, авторы Кунц и О’Доннел подразделяют функции менеджмента: на планирование, организацию, комплектование персонала, управление и контроллинг. Хеккер и Уилсон выделяет 3 функции: планирование, организация и контроллинг. Широта функциональных значений контроллинга сильно варьируется авторами. Наиболее часто в функции контроллинга включают координацию, регулирование, учёт, контроль, анализ.

Содержание второй концепции контроллинга преимущественно определяют в связи с процессом управления производством. При этом, т.к. контроллинг не охватывает все без исключения элементы управления, его часто обозначают как подсистему управления, охватывающую вспомогательные функции управления производством. Среди них такие функции, как контроль плановых и фактических показателей, анализ финансового положения предприятия, подготовка информации для принятия стратегических экономических решений и т.д. При этом основной упор делается на реализацию функций отчётности и контроля. Данная концепция направлена на осознание того, что любой аппарат должен поддерживать руководителя, принимающего решения в вопросах экономического управления предприятием. В этом случае проявляется функция координации. Контроллинг в данной концепции является инструментом наблюдения, согласования, регулирования и т.д.

Контроллинг как элемент организационной структуры проявляется в рамках ситуационного подхода к исследованию организации. При этом требуется комплексный механизм координации задач, выявляющий изменения в окружающей среде, позволяющий на них адекватно реагировать, налаживать связи между отдельными структурными подразделениями, направленный на реализацию целей ситуационного управления как носитель и средство коммуникаций.

Существует несколько видов координации:

  1. Координация как создание отношений, связей между подразделениями организации, или структурная координация.

  2. Интегрирование и развитие систем планирования и контроля – технологическая координация.

  3. Создание психологического климата предприятия – координация, ориентированная на персонал.


Существует также иное понятие контроллинга как самостоятельной организационной единицы. Оно рассматривает создание отдельного структурного подразделения контроллинга. Это либо отдел, решающий задачи учёта, статистики и финансов, либо служба экономического управления деятельностью предприятия, либо подразделение управления прибылью предприятия.

Представление контроллинга как комплекса деятельности связано с многофункциональным пониманием его сущности и определением комплекса типичных задач. При этом рассматривают различные аспекты контроллинга:

  1. Контроллинг как учётная функция: реализует учёт экономической информации и её обработку, включающую анализ, оценку и интерпретацию, разработку методов учёта и оценки, унификацию отдельных способов оценки и т.д.

  2. Контроллинг как функция планирования: осуществляет поддержку процесса планирования, сбор информации, установление сроков, условий и целей планирования, координацию и агрегирование частей плана, разработку систем планирования, комплексный контроль плана.

  3. Контроллинг как функция контроля: реализует сравнение плановых и фактических показателей, определение степени достижения цели предприятием, выявление отклонений и регулирующих действий, анализ отклонений и рекомендации по корректирующим действиям.

  4. Контроллинг как функция отчётности и консультирования: направлен на создание архитектуры системы информации, связей между отдельными показателями данных, установление причинно–следственных связей, включает сбор и подготовку информации, подготовку цифрового материала для контроля и регулирования деятельности предприятия, подготовку обоснований, разработку инструментов и средств планирования в системе контроллинга, консультирование при выборе управленческих решений, учёт и систематизацию альтернативных вариантов, анализ заключаемых предприятием договоров, проведение особых исследований производственно–хозяйственной деятельности, подготовку отчётов для внешних пользователей–потребителей, исследование платёжеспособности и кредитоспособности предприятия и его контрагентов.

Реализация последней концепции возможна на основе системного подхода как основного методологического подхода к управлению производством.


1.3. Модели контроллинга

Первые истоки контроллинга заложены в период формирования государственного управления в средние века. При дворе английского короля уже в ХV веке существовала должность с названием “countrollor”. В обязанности этого ответственного лица входили документирование и контроль товарных потоков. С тех пор понимание контроллинга значительно изменилось.

В конце XVIII века было законодательно учреждено специальное ведомство США, в задачи которого входило управление государственным хозяйством и контроль за использованием средств.


На предприятиях контроллинг стал зарождаться в США в конце XIX века. В 1880 году должность контроллера была введена в компании Atchion для решения финансово-экономических задач, управления финансовыми вложениями и основным капиталом. С 1892 года компания General Electric также начала использовать контроллинг для финансово-экономической деятельности и проведения ревизий. Однако первые ростки контроллинга оставались незамеченными долгое время и получили свое развитие только с 20-х годов XX века.

Главной причиной возникновения и формирования контроллинга как системы является промышленный рост в США в конце XIX – начале XX века, который вызвал усложнение процессов планирования, учета, контроля. Экономический кризис 1929 года привел к пониманию роли ранее пренебрегаемого производственного учета, а также к необходимости внедрения на предприятии наряду с планированием элементов контроллинга. В это время в США был создан институт профессиональных контроллеров, специальный журнал, научно-исследовательский институт по проблемам контроллинга. Но в настоящее время интерес к развитию концепции контроллинга в США значительно ослаблен.

Иные причины для возникновения имел контроллинг в Германии. В период 1950-1970 гг. экономика страны характеризовалась высокими темпами роста и солидными прибылями, поэтому у немецких предприятий отсутствовал опыт преодоления ситуаций, связанных с угрозой их существования. Внедрение и развитие контроллинга в последние десятилетия связано с изменениями в окружающей среде. С середины 60-х годов по Германии прокатилась волна формирования на крупных фирмах центров прибыли, обособленных в отношении ведения учета. Для координации и управления их деятельностью ранее использовавшиеся инструменты не годились. В начале 80-х годов многие предприятия столкнулись с проблемой неплатежеспособности, что привело к пониманию необходимости улучшения инструментария планирования и управления, а также привлечения специалистов, способных критически оценить действия руководителей организации. Повышение спроса на услуги в области контроллинга привело к появлению в Германии ряда научных и образовательных организаций.

В большинстве развитых стран с рыночной экономикой модели контроллинга схожи. Различие касается в основном понимания двух ситуаций: практического назначения контроллинга и степени совершенствования системы контроллинга в теоретическом аспекте в соответствии с менталитетом пользователей.

Так, в Германии преобладает стремление создать сначала теоретически целостную систему, а затем приниматься за решение конкретных задач. В США и некоторых других странах преобладает прагматический подход. При этом контроллинг более тесно связан с менеджментом, его задачи и функции в большей степени ориентированы на требования рынка и потребности клиента (рис. 1.1).