Файл: Лекция 5. Функционально-стоимостный анализ.docx

Добавлен: 13.03.2019

Просмотров: 1622

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Лекция 5. ФУНКЦИОНАЛЬНО-СТОИМОСТНОЙ АНАЛИЗ

1. ЧТО ТАКОЕ ФУНКЦИОНАЛЬНО-СТОИМОСТНОЙ АНАЛИЗ?

Функционально-стоимостной анализ (ФСА) – протекающий по определенным правилам процесс инноваций. Первоначально стоимостной анализ применялся, как правило, для снижения затрат на товары. Он подходит также для выявления возможностей рационализации и совершенствования производственной деятельности предприятия.

Стоимостной анализ постоянно развивается. Он может применяться для решения проблем, вновь возникающих на предприятии, и, кроме прочего, для улучшения качества, в том числе на малых и средних предприятиях.

Растущая конкуренция оказывает негативное влияние на отпускные цены. Существующие причины уменьшения прибылей ….. затратах на …. переменные затраты ведут к тому, что снижаются суммы покрытия, если повышение цен при этом невозможно из-за спросовых ограничений ФСА имеет важное значение для руководства предприятия, поскольку позволяет уменьшить затраты.

Цель ФСА состоит в поиске возможностей реализации функций производимых предприятием продуктов, поставляемых материалов и оказываемых услуг при меньших затратах, но с обеспечением высоких требований к качеству, безопасности и рыночной привлекательности товаров и услуг. В отличие от других методов снижения затрат ФСА строится на изучении функций объекта исследования. Рассматривается вопрос, каким образом данная функция может исполняться при наименьших затратах. Конечно, ФСА не должен конкурировать с другими методами управления предприятием, а должен дополнять их.

Целевая величина снижения затрат находится в пределах между 10 и 20%. Успех ФСА в большой степени зависит от поддержки руководства предприятия. Если оно верит в результативность данного метода, то может также заинтересовать сотрудников в его использовании. Правда, это предполагает готовность к групповой работе над решением проблем.

Каждый предприниматель должен стремиться предложить на рынке новые продукты, которые можно произвести с наименьшими затратами. Перевод требований рынка на язык технических решений осуществляется прежде всего в конструкторском и исследовательском отделах. Таким образом, на производственные затраты существенное влияние оказывают решения, которые принимаются на этапе разработок.

Затраты, связанные с изменением продукта, прогрессивно возрастают, если пройдены этапы генерирования идей и создания концепций, конструирования, закупки материалов, испытания опытных образцов, подготовки производства, изготовления и рыночного освоения. На этапах конструирования и закупки материалов применение ФСА дает наибольший эффект.

ФСА может также применяться, когда продукт уже внедрен на рынок. Поскольку продукты конкурируют, соотношение между затратами и прибылью становится очевидным. Если ФСА применяется для уже созданных продуктов, то говорят об улучшении их стоимостных характеристик.


Процесс оформления заказов может подвергнуться проверке посредством ФСА. При этом внимательно, как под лупой, рассматриваются информационные потоки, распределение прав и обязанностей, а также отдельные этапы работ.

На некоем предприятии, к примеру, было установлено, что оформление одного заказа потребовало на 30% больше времени, чем предполагалось ранее. Здесь сложились командные методы управления. ФСА показал, сколько времени и денег на это уходит. Каждый сотрудник "отвечал за все", из-за чего происходили информационные сбои и дублирование работ.

Сначала были сделаны предложения по улучшению организации, которые руководство предприятия приняло. В настоящее время четко разграничены обязанности и применяются вспомогательные средства – определенные формы документов, анкеты и бланки заказов. Это способствует укреплению позиций предприятия на переговорах с поставщиками и покупателями. После реорганизации предприятие справляется с обработкой гораздо большего числа заказов при прежнем составе персонала.

При проведении ФСА взаимоотношений предприятия с поставщиками было установлено, что целесообразна кооперация между ними. Посредством ФСА поставщик также может обеспечить снижение затрат и повысить эффективность собственного производства.

Для обмена опытом между поставщиками и предприятием хорошо применять анкеты. Они помогают не упускать из виду важные моменты при приобретении сырья, основных и вспомогательных материалов, комплектующих.

Анкета, приведенная в табл. 1, хорошо зарекомендовала себя на практике.

Таблица 1

Анкета для поставщиков

Запрашиваемый отдел

Функции

Функциональные требования

1

Знаете ли вы более дешевую стандартную деталь, удовлетворяющую данную потребность?

2

Производите ли вы более дешевую деталь, которая выполняет требуемые функции?

3

Можете ли вы рекомендовать более дешевый материал (сырье)?

4

Придерживаетесь ли вы мнения, что могли бы производить значительно экономичнее за счет незначительных конструктивных изменений или изменений инструкций, регламентирующих поставки?

5

Придерживаетесь ли вы мнения, что могли бы более экономично производить за счет изменения допусков?

6

Не считаете ли вы, что для изготовления этой детали лучше подходит другой технологический процесс?

7

Не можете ли вы рекомендовать более дешевую технологию обработки поверхностей?

8

Не могли бы вы сделать предложения по снижению расходов на упаковку и транспорт?

9

Не могли бы вы предложить более низкую цену, если мы закупим другое количество?

ВЫВОДЫ:

При ФСА речь идет о систематическом изучении функций определенных объектов (товаров и процессов) с целью снижения затрат и получения эффекта. Между эффектом и затратами следует установить оптимальное соотношение.


ФСА подходит прежде всего для решения комплексных экономических и технических проблем. Соотношение между затратами и эффектом подвергается специальной проверке.

2. КАКИЕ ФАКТОРЫ ТРЕБУЮТ НАИБОЛЬШЕГО ВНИМАНИЯ?

При проведении ФСА необходимо обратить внимание на рассмотренные ниже факторы, влияющие на повышение эффективности этого метода.

2.1. Цели применения ФСА

Использование ФСА преследует такие, например, цели:

  1. снижение издержек;

  2. повышение производительности,

  3. увеличение эффективности;

  4. улучшение качества;

  5. проведение реорганизаций,

  6. эффективное использование рабочей силы.

2.2. Области применения ФСА

ФСА может применяться в различных областях. К ним относятся:

  1. конструирование новых продуктов;

  2. совершенствование уже выпускаемых продуктов;

  3. проектирование новых рабочих мест;

  4. разработка новых вспомогательных средств производства,

  5. совершенствование технологических процессов;

  6. реинжениринг нематериальных объектов

2.3. Виды ФСА

Существуют различные виды ФСА. Классификацию можно осуществить по предмету исследования, по моменту проведения исследования на этапе жизненного цикла наблюдаемого объекта и степени свободы в проведении анализа:

1. По предмету исследования

1.1. ФСА продуктов.

1.2. ФСА процессов.

2. По моменту проведения исследования на этапе жизненного цикла наблюдаемого объекта

2.1. Формирование стоимостных характеристик объекта.

Объекты находятся на этапе разработки.

2.2. Улучшение стоимостных характеристик объекта.

Продукты или процессы уже созданы или введены в действие.

3. По степени свободы в проведении анализа.

3.1. ФСА с целью снижения затрат.

Минимизация затрат при заданных функциях.

3.2. Стоимостной анализ с целью повышения стоимости (ценности).

Изменение затрат и функций.

2.4. Рабочие группы по проведению ФСА

ФСА следует проводить силами рабочих групп. Если на предприятии систематически используют профессиональные знания отдельных сотрудников и их творческий потенциал, сосредоточенный в определенных подразделениях то обычно появляются практические предложения по решению проблем.

Если предприятие еще не имеет опыта применения ФСА, то есть смысл поручить руководство работой группы консультанту со стороны. В дальнейшем проводить заседания сможет специально обученный сотрудник.

Создание продукции с меньшими затратами требует налаживания информационных потоков между подразделениями. Групповая работа способствует такому информационному обмену и помогает преодолеть бюрократичность мышления. Кроме того, работа в группе побуждает к развитию творческой мысли.

В группу должны входить специалисты из подразделений, являющихся местами возникновения затрат, и отделов, их обслуживающих исследовательского, конструкторского производственного, материально-технического обеспечения сбыта бухгалтерии, контроллинга. Наряду с этим в группе должен быть хотя бы один сотрудник, который хорошо знает экономику всего предприятия. Наряду с профессиональной пригодностью необходимо учитывать личные качества участников, поскольку работа в группе должна быть гармоничной.


Руководитель группы должен быть признан всеми участниками, обладать высоким авторитетом и хорошо знать предприятие.

Главная задача группы – разработка альтернатив, причем все творческие решения должны быть соответствующим образом оформлены. В группе позволено свободное изложение идей, формирование которых опирается на использование таких методов, как “мозговой штурм”.

В группе должно быть от шести до восьми человек, в противном случае эффективность ее работы быстро снижается.

2.5. Планирование сроков

Прежде чем рабочая группа начнет свою деятельность, руководство должно проинформировать все заинтересованные отделы о целях ФСА. Таким образом можно предупредить возникновение необоснованных страхов и напряжения.

При точной постановке задач хватает от пяти до восьми заседаний, чтобы их решить. Заседания должны по возможности быстро следовать одно за другим. Однако участникам необходимо предоставить достаточно времени, чтобы они могли собрать необходимые данные.

Если после восьми заседаний решение не найдено, проект следует закрыть. Продолжительность исследования при помощи ФСА не должна превышать трех-шести месяцев.

2.6. Внедрение предложений

Внедрение предложений может потребовать до одного года, если нужны коренные изменения. В ходе реализации решений необходимо обратить внимание на то чтобы контроль проводился на протяжении всего срока осуществления проекта.

2.7. Вспомогательные средства

С целью быстрого нахождения новых решений при ФСА используют вспомогательные средства.

2.7.1. Выкладка деталей

Выкладка деталей хорошо зарекомендовала себя на практике, когда речь идет о поиске подходов к снижению затрат. Необходимую информацию, касающуюся разложенных деталей, должны подбирать сами члены группы.

Все детали, относящиеся к продукту, следует разложить на столе отдельно одна от другой. По каждой детали нужно предоставить соответствующую информацию. Это относится прежде всего к номеру детали, ее весу, материалу и закупочной цене. Чертежи и планы работ также могут быть полезными. Кроме того, необходимо четко разъяснить, идет речь об А-, В- или С-деталях. Одинаковые детали требуется объединить по функциональным группам.

2.7.2. Анализ конкуренции

Продукты конкурентов необходимо приобретать и изучать. При этом в группе могут возникнуть дополнительные идеи о возможности их производства с меньшими затратами на собственном предприятии. Следует обратить внимание и на количество деталей, которое используют конкуренты.

2.7.3. Привлечение поставщиков

Поскольку большая часть деталей закупается на стороне, то имеет смысл приобщить поставщиков к групповой работе и при этом использовать их опыт. В переговорах с поставщиками помогут также анкеты (см. табл. 56).

2.8. Расходы

Расходы на проведение ФСА составляют от 5000 до 30 000 ДМ. Величина затрат зависит, конечно, от комплексности проблем и принятых решений. Даже если руководитель проекта и консультант приглашены со стороны, затраты окупаются очень быстро.


ВЫВОДЫ:

При ФСА следует в первую очередь четко определить преследуемые цели. ФСА может применяться в различных областях. Он хорошо подходит для оптимизации структуры новых и улучшения уже существующих продуктов. Кроме того, его можно использовать для формирования новых рабочих мест разработки новых вспомогательных средств труда и совершенствования технологических процессов. Рабочая группа, которая занимается ФСА, должна выявить все возможные решения проблемы. В группе происходит функционально ориентированный процесс мышления. С целью обеспечения эффективной работы в состав группы включают от шести до восьми человек из разных подразделений.

Сроки проведения ФСА нужно точно спланировать. Все заинтересованные отделы руководство предприятия должно проинформировать о целях ФСА, чтобы предупредить возникновение необоснованных страхов и напряжения. Число заседаний по решению конкретной проблемы должно находиться в пределах от трех до шести. Разработанные предложения после утверждения руководством предприятия следует внедрять по возможности быстро. В процессе реализации решений необходим контроль за ходом выполнения проекта.

Для более быстрого поиска новых решений применяют вспомогательные средства, например выкладку деталей, анализ данных о конкурентах, привлечение поставщиков.

3. КАК ВЫГЛЯДИТ ПЛАН РАБОТ?

ФСА имеет четыре основные особенности:

  1. процесс структурируется в соответствии с системно-техническим планом работ,

  2. работы ориентированы на объекты, обусловливающие затраты, и на количественные целевые показатели,

  3. объекты анализируются с точки зрения выполняемых ими функций,

  4. работа проводится в междисциплинарных группах.

Таким образом, ФСА обеспечивает наилучшую интеграцию всей информации из специализированных отделов. Это особенно важно на этапе разработки изделий.

ФСА проявил себя на практике как метод снижения затрат и повышения экономичности. Успех достигается тем раньше, чем точнее соблюдается план работ в процессе ФСА (стандарт DIN 69910), представленный в табл. 2.

Этот план не настолько сложен, как кажется на первый взгляд. Он представляет собой удачную комбинацию апробированных методов.

Целесообразно при первичном применении ФСА привлечь консультанта со стороны, который уже имеет опыт подобной работы.

Соблюдение плана работ гарантирует хорошие результаты ФСА и одновременно позволяет учитывать специфику исходной ситуации на предприятии.

Рассмотрим подробнее этапы, указанные в табл. 2.

Таблица 2

Рабочий план проведения ФСА

Основные этапы

Подэтапы

1. Подготовительные мероприятия

  1. Отбор объектов стоимостного анализа и постановка задач

  2. Определение количественных целей

  3. Формирование рабочих групп

  4. Планирование работ

2. Определение фактического состояния

  1. Сбор информации, описание объекта

  2. Описание функций

  3. Определение функциональных затрат

3. Проверка фактического состояния

  1. Проверка выполнения функций

  2. Проверка затрат

4. Разработка новых решений

1. Поиск всех возможных решений

5. Проверка новых решений

  1. Проверка на реализуемость

  2. Проверка на экономичность

6. Выбор и реализация решения

  1. Рекомендация решения

  2. Выбор решения

  3. Реализация решения