Файл: Авторитет и лидерство в системе менеджмента (Теоретические основы исследования авторитета и лидерства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 580

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы исследования. Одним из элементов планомерной кадровой работы по формированию квалифицированного состава персонала является управление лидерством.

Управление лидерством осуществляется специалистами, которыми производится определение квалификации, уровня знаний и умений работника или учащегося; форма комплексной оценки сотрудника, на основе которой принимается решение о его соответствии занимаемой должности, дальнейшем служебном росте, повышении заработной платы, понижении заработной платы, увольнении.

Внедрение новой системы аттестации лидеров позволит повысить эффективность деятельности специалистов, их ротации, профессионального развития сотрудников в зависимости от сложности осуществляемой деятельности.

Проблема исследования. Низкая эффективность деятельности предприятий на сегодняшний день является одним из основных препятствий на пути развития общества и экономики. Для решения данной проблемы следует принимать меры, среди которых – управление лидерством.

Актуальность проблемы и недостаточная степень ее разработанности определили в итоге тему данного исследования.

Объектом исследования является компания КНР “Firefly”.

Предметом исследования является деятельность по управлению авторитетом и лидерством компании “Firefly”.

Цель исследования состоит в разработке методических и практических рекомендаций, способных оптимизировать управление лидерством в компании “Firefly”.

Выдвижение данной цели обусловило постановку следующих исследовательских задач:

  • провести теоретическое исследование основ авторитета и лидерства;
  • определить понятие и содержание лидерства;
  • описать теории лидерства;
  • провести анализ авторитета и лидерства;
  • привести общую характеристику предприятия;
  • провести исследование лидерства в организации;
  • определить направления совершенствования авторитета и лидерства в системе менеджмента компании.

Гипотеза исследования заключается в предположении того, что эффективность управления лидерством повысится, если включить в данную систему личностно ориентированную модель, направленную на выявление личностно-профессиональных особенностей персонала.

Теоретико-методологической основой исследования стали научные работы отечественных специалистов области менеджмента. В работе применялись следующие общенаучные методы эмпирического и теоретического этапов исследования: наблюдение, описание, сравнение, анализ, синтез, аналогия и некоторые другие.


Эмпирическую базу исследования составили результаты анализа нормативно-правовых актов, регулирующих кадровую политику, результаты анализа материалов периодической печати, которые отражают современное состояние проблемы и ее актуальность, а так же открытых информационных источников глобальной сети Интернет; результаты анализа документов компании “Firefly”, результаты анализа данных статистики, законов Российской Федерации, постановлений и документов по вопросам управления лидерством.

Научно-практическая значимость исследования. Материалы исследования, а также его общие выводы свидетельствуют о возможности их использования в компании “Firefly”, а также в других организациях.

Практическое значение исследования заключено в возможности разработки и использования практических рекомендаций, направленных на развитие управления лидерством.

Структура работы состоит из введения, двух глав, в которых решаются поставленные исследовательские задачи, заключения, списка источников и литературы.

Теоретические основы исследования авторитета и лидерства

Понятие и содержание лидерства

В процессе развития стратегического менеджмента ведутся дискуссии относительно определения сущности руководства и лидерства. Американские ученые придерживаются мнения, что каждый руководитель уже является лидером[1].

В российской литературе по менеджменту персонала эти два понятия обоснованно различают. Большинство людей не замечают различий между понятиями «лидерство», «руководство» и «власть» и считают, что, находясь на руководящей должности, менеджер автоматически имеет власть над подчиненными и является лидером коллектива[2].

Формально это так, но на практике соотношение этих трех составных частей управленческого воздействия чрезвычайно разнообразно, поскольку оно формируется под влиянием многих факторов, к которым относятся тип организации, ее масштабы, направление деятельности, место в иерархии управления, личностные черты руководителя и прочее[3].


Понятие «лидер» по сравнению с понятием «руководитель» является более емким, поскольку охватывает черты личности как руководителя, так и лидера, а это значит, что руководитель, который обладает качествами лидера, может влиять на работников с целью внедрения изменений в организации, выхода на более высокий, качественно новый уровень.

Как лидерство, так и руководство имеют управленческий статус. Общими для лидера и руководителя есть возможность применять власть, то есть влиять на поведение других людей или на ситуацию с помощью различных средств: авторитета, принуждения, традиций, экономических, социально-психологических механизмов[4].

Различия между лидером и руководителем вытекают из функций, которые они выполняют. Руководитель осуществляет управление на основе принятых решений и контролирует их выполнение. Лидер дает право принимать решения каждому сотруднику, концентрируется на согласовании противоположных интересов работников[5].

Среди основных отличий можно выделить следующие:

  • лидерство возникает стихийно, а руководителя назначают;
  • руководство основывается преимущественно на формальных аспектах деятельности, тогда как лидерство - на неформальных;
  • выдвижение лидера зависит от настроения группы, руководство стабильно;
  • руководитель становится во главе организации в результате формализации отношений (делегирование полномочий), зато лидерами становятся не по воле организации, а благодаря личному авторитету, харизме и многим личным качествам индивида, прежде всего - творческим способностям.

Рис. 1.1. Отличие понятий лидерство и руководство

Стратегический менеджмент предполагает осуществление стратегического лидерства. Лидер в стратегическом менеджменте вынужден играть множество ролей[6].

Недостатком здесь является предъявление иногда слишком высоких требований к лидеру, поскольку он обязан разбираться во многих направлениях работы, на которые делится сфера его руководства. Также лидер обязан разбираться во всех текущих делах, т.е. в его работе достаточно рутины, «текучки»[7].

Часто лидеру в стратегическом менеджменте требуется применять авторитарный стиль руководства, иногда – демократический или попустительский ‑ быть внимательным слушателем и быть готовым к компромиссу[8].


Часть управленческих задач можно делегировать подчиненным – в других требуется непосредственное участие лидера[9].

Проблема стратегического лидерства состоит в объективном диагностировании ситуации и выборе дальнейшей стратегии. Для этого лидер должен обеспечить решение следующих задач:

1. Знать складывающуюся ситуацию;

2. Сформировать организационную культуру, направленную на реализацию стратегии;

3. Направить деятельность организации в соответствии с изменяющимися условиями;

4. Обеспечить появление новаторских идей;

5. Обеспечить благоприятную атмосферу трудового коллектива и рабочей группы проектов;

5. Требовать соблюдения этических норм.

6. Проводить корректирующие меры в управлении стратегией.

Рис. 1.2. Процедура диагностирования ситуации и выбора дальнейшей стратегии

Понятия руководства и лидерства «выросли» из понятия «управление».

Поэтому управление, понимаемое как наука, характеризуется своим предметом изучения и специфическими проблемами и методами их решения. Основа управления как науки – большой объем знаний и опыта, накопленное за многие годы человеческой истории.

Рис. 1.4. Качества руководителя

Лидер должен уметь находить индивидуальный подход к каждому человеку. Он должен уметь стимулировать команду, побуждать других к действию и грамотно мотивировать своих последователей.

Именно эти личностные качества наделяют человека (лидера) неоспоримым авторитетом в своем коллективе. Исходя, из этого можно сказать, что неотъемлемой частью лидерства является авторитет. Он подразумевает под собой личное влияние человека на коллектив, данное влияние приобретается профессиональными знаниями, опытом, способностью организовывать людей, новаторскими качествами.

Для грамотного сочетания авторитета должности руководителя и его личности, следует соединить в себе две функции: функцию лидера и функцию руководителя. Ключом к плодотворному управлению является поддержка сотрудников. Иметь хорошие отношения с коллективом, вот залог хорошего руководителя.

Так как именно коллектив имеет самое правдивое представление о своем руководителе. Именно то, как руководитель выглядит в глазах своего коллектива и определяет его успех в роли лидера. С «хорошим» руководителем работа доставляет удовольствие, а достижения становятся поводом для гордости, с «плохим» руководителем последователи превращаются в подчиненных, и работа уже не доставляет такого удовольствия, а в проблемах и неудачах обвиняют коллектив.


Основой авторитета является уважение и добросовестное выполнение распоряжений. Существуют различные статусы авторитета, одним из которых является официальный авторитет, предполагающий уважение коллег только по должностному статусу, другой вид авторитета - реальный, предполагает наличие фактического влияния, реального доверия и уважения. Важно помнить, что авторитет ‑ это фактор, который помогает в управлении, повышая его эффективность.

Формирование авторитета руководителя не должно стать оковами для его последователей, а также становление авторитета следует строить согласно нормам этики и морали. Современные теории лидерства демонстрируют, в первую очередь, пристальное внимание к личности лидера в условиях глобализации, возрастающей конкуренции, борьбы за ресурсы и клиентов. Далее в параграфе рассмотрим теории лидерства.

Теории лидерства

Рассмотрим теории лидерства, первая классификация которых была составлена в 1939 году К. Левиным. Основой данной классификации стали параметры: способы принятия решений и распределения функций и ответственности, формы контроля выполнения указаний.

На основе данных критериев были выделены следующие стили руководства[10]:

Авторитарный, подразумевающий сосредоточение власти у руководителя и не принимающий мнения сотрудников при принятии решений[11].

В данном случае отсутствуют обсуждения и отрицается инициатива сотрудников.

Демократический, при котором сотрудники принимают участие в управлении, соблюдая принцип коллегиальности.

Либеральный стиль, потакающий сотрудникам. При данной форме управления руководство снимает с себя всякую ответственность и власть, передавая ее персоналу[12].

Следует отметить, что и в разных странах ученые по-разному подходят к классификации стилей руководства. Так, чешские ученые выделяют три стиля (рис. 1.5):

  • автократический, коллективный и социальный;
  • канадские ‑ пять базовых типов поведения: пассивный, родительский, автократический, консультативный, коллегиальный;
  • французские специалисты выделили четыре типа управления: импульсивное (волевое), плановое, целенаправленное, с помощью совещаний (коллегиальное).

Рис. 1.5. Стили руководства

Существуют также следующие теории лидерства (рис. 1.6):