Файл: Менеджмент человеческих ресурсов (Понятие, виды стратегии трудового поведения).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 133
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Теоретические аспекты управления человеческими ресурсами
Понятие, виды стратегии трудового поведения
Человеческие ресурсы и их развитие
Критерии и методы оценки управления человеческими ресурсами
Анализ и совершенствование стратегии трудового поведения
Характеристика предприятия и анализ персонала
2.2. Проблемы стратегии трудового поведения
Предложения по совершенствованию управления человеческими ресурсами на предприятии
Составлено автором на основании данных по компании [14] . В 2018 по сравнению с 2017 заработная плата увеличилось на 1507 руб. или на 8.09% [14]. Максимальный прирост наблюдается в 2016 (8735 руб.)/ Минимальный прирост зафиксирован в 2017 (1348 руб.). Темп наращения показывает, что тенденция ряда возрастающая, что свидетельствует об ускорении заработная плата (таблица 2)
Таблица2
Базисные показатели ряда динамики, руб.
Период |
заработная плата |
Абсолютный прирост |
Темп прироста, % |
Темпы роста, % |
2015 |
8555 |
- |
- |
100 |
2016 |
17290 |
8735 |
102.1 |
202.1 |
2017 |
18638 |
10083 |
117.86 |
217.86 |
Продолжение таблицы 2
2018 |
20175 |
11590 |
135.48 |
235.48 |
Итого |
64628 |
Составлено автором на основании данных о компании [14]/ Таким образом, отмечается стабильный рост заработной плат среди сотрудников ISMART.
2.2. Проблемы стратегии трудового поведения
Директор отделения решает вопросы найма и увольнения, а также определяет формы и системы, а также размеры оплаты труда и иные виды доходов сотрудников [13].
Данные вопросы решаются директором самостоятельно на базе законодательства [13].
Система оплаты труда для персонала построена на применении повременно-премиальной формы. Оплата труда сотрудников построена на базе использования должностных окладов и зависит от размера фактически отработанного времени, а также достижения конечных результатов деятельности компании [14].
На рисунке 2 представлена организационная структура отделения ISMART:
Директор (управляющий)
Кассиры
Бухгалтер
Консультанты
Уборщица
Рисунок 2 – Организационная структура отделения ISMART [14]
Анализ структуры заработной платы представлен в таблице 3.
Таблица 3
Анализ структуры заработной платы
Наименование показателя |
2016 |
2017 |
1. Индекс Гатева |
0.1082 |
0.6600 |
2. Индекс Салаи |
0.3104 |
0.4674 |
3. Индекс Рябцева |
0.0767 |
0.5277 |
Таблица составлена автором на основании проведенного выше анализа.
Согласно индексу Рябцева, рассчитанному по показателю «средняя заработная плата», наибольшие структурные изменения произошли в 2017г. по сравнению с 2016г. (весьма значительный уровень различий). При этом наблюдается чередование положительной и отрицательной направленности структурных сдвигов [13].
Если рассмотреть диверсификацию структуры российского рынка слияния и поглощения по показателю «средняя заработная плата», то наибольшие различия отраслевых структур наблюдались в 2017г. (существенный уровень различий), а наименьшие в 2016г. (весьма низкий уровень различий).
Таким образом, все показатели структурных сдвигов за исследуемый период показывают приблизительно одинаковое значение происходящих структурных сдвигов на российском рынке слияния и поглощения. Отличаясь между собой лишь количественно, они отражают одну и ту же динамику интеграционного структурно-динамического процесса [14].
Процесс поиска, отбора, найма и дальнейшее использование претендентов будут связаны с затратами. Помимо того, работодатель имеет определенный лимит денежных средств, которые могут быть выделены на приобретение и использование одного из кандидатов на вакантную должность. В организации уже имеются четкие требования, предъявляемые к соискателям [14].
Вывод: Самыми важными среди них являются уровень образования, опыт, специальность, возраст. В некоторых случаях и пол. Данные требования выступают в качестве основы при оценке кандидатов при отборе. Обладая такой информацией, отдел кадров осуществляет первичный отбор кандидатов, при этом сопоставляя данные условия с информацией о кандидате.
После этого, все кандидаты, которые являются максимально подходящими на взгляд отдела кадров, будут направлены на личное собеседование с руководителем подразделения.
Далее руководитель подразделения должен отвезти выбранного им кандидата на собеседование со своим непосредственным начальством [14].
Проанализировав данную цепочку, следует отметить, что отбор и процесс найма слишком трудоемкий и длительный. Даже уверенные в себе и опытные кандидаты могут устать ждать.
Предложения по совершенствованию управления человеческими ресурсами на предприятии
Для совершенствования системы отбора кадрового состава, следует вводить тестовый запрос к кандидатам, наряду с системой проверочных испытаний [14].
Для этого, необходимо составить лист-бланк самооценки, представленный в таблице 4.
Таблица 4
Лист-бланк самооценки соискателя
Параметры |
Оценки (по пятибалльной системе) |
Ф.И.О. претендента |
Вписываются ФИО |
Наименование вакантной должности |
1/2/3/4/5 |
Характерные черты: настойчивость, уверенность в себе, трудолюбие, терпимость |
1/2/3/4/5 |
Общий вид: манера поведения, умение говорить, состояние здоровья |
1/2/3/4/5 |
Способности и интеллектуальный уровень |
1/2/3/4/5 |
Опыт работы и знания |
1/2/3/4/5 |
Уровень образования |
1/2/3/4/5 |
Интересы и склонности |
1/2/3/4/5 |
Готовность немедленно приступить к работе |
1/2/3/4/5 |
Общая приемлемость кандидата (с учетом будущих потребностей предприятия) |
1/2/3/4/5 |
Таблица составлена автором. Суть набора заключается в том, чтобы создать необходимый кадровый резерв на все должности и специальности, из которых управление сети магазинов будет отбирать максимально соответствующих заявленным требованиям сотрудников [4, c.45].
Необходимо, чтобы такая работа осуществлялась по каждой из специальностей. При этом общий объем работы, связанной с набором персонала будет определен в качестве разницы между имеющейся рабочей силы и будущей потребностью в ней. При этом следует учитывать множество факторов, таких, как выход на пенсию, увольнение по собственному желанию, выход в декрет, расширение предприятия и пр.
Отбор должен осуществляться с учетом базы данных, которая была сформирована, как итог набора кандидатов на вакантную должность. За счет использования разнообразных методик, будут набраны более талантливые и работоспособные сотрудники, что и станет обеспечение стабильного развития организации [14, c.70].
Кроме того, существует необходимость, чтобы все претенденты на должность прошли формальную систему отбора, для чего работникам кадрового отдела необходимо использовать систему проверки и анализ качеств будущих сотрудников [14].
Предлагается использовать несколько отборочных этапов:
Предварительный отбор с использованием документов (резюме, анкет и пр.).
Заполнение тестовых форм. Это будет способствовать диагностике личностных и деловых качеств, а также характерологических особенностей,
Проведение собеседования с непосредственным начальником.
Так из процесса отбора будет исключено собеседование с высшим руководством [4, c.47].
Все претенденты на первом этапе отбора должны заполнить анкету и написать заявление, в котором необходимо изложить свою просьбу о принятии их на должность. Там же следует указать, какие должности он сможет занимать и какую работу выполнять. Заявление составляется коротко и четко. При этом оно не должно копировать информацию, представленную в анкете. Это необходимо для оценки кадровым отделом уровня грамотности и развития претендента.
Анализируя данную документацию и устанавливая соответствие их требованиям, предъявляемым к претендентам согласно должностной инструкции, кадровый состав сможет принять решение о том, подходит ли данный претендент для работы на соответствующей должности или нет. При условии, что подходит, его данные будут внесены в «банк данных», а претендент приглашен на второй отборочный этап.
Второй этап отбора заключается в оценке деловых и личностных качеств. При отборе будут учитываться особенности личности претендента и его деловые личностные характеристики, наряду с психофизиологическими особенностями [5, c.65].
Для каждого сотрудника предприятия разрабатываются должностные инструкции, где дается перечень необходимых качеств, а также медицинских и психофизиологических показателях. Данные требования являются основой для разработки комплексных методик оценки личностных и деловых качеств, а также психофизиологических показателей сотрудников различных групп.
Следует учитывать, что те, кто претендует на руководящую должность, должны пройти более сложную программ отбора, в которой используются такие приемы, как «групповое обсуждение», «Деловая игра» и различные конкурсы [14].
До третьего этапа отбора должны дойти лишь те претенденты, которые смогли успешно пройти два первых этапа.
Собеседование должно стать заключительным этапом отбора, но никак не первым. С его помощью можно намного подробнее и ближе познакомиться с претендентами на вакантное место. На этом этапе будут сопоставлены данные кандидатов и требования, изложенные в должностной инструкции [3, c.33].
Кроме того, собеседование – это еще и оценочный этап. При этом оценка каждого кандидата проводится индивидуально. Данный бланк работники кадровой службы заранее предоставляют руководителям, проводившим собеседование. Информация, которая была получена на собеседовании – строго конфиденциальна.
Это объясняет, почему бланки собеседования в столь серьезной организации запечатываются в конверт и только после этого передаются начальству [3, c.35].
В итоговую характеристику должно быть включено подробное описание деловых и личностных качеств оцениваемого кандидата. Перечислены его способности, опыт и теоретическая подготовка. Кроме того, отмечено, насколько его характер соответствует работе и должности, на которую он претендует [9, c.40].
Оценена степень готовности занятия данной должности и перспективы его будущего продвижения. Кроме того, важным моментом является и учет мотивационной сферы, заинтересованность в работе на данном предприятии.
При условии, что претендент принят на работу, должен быть издан приказ о приеме на работу, на основании которого будет заключен договор.
Мало просто принять на работу новых опытных и ответственных сотрудников. Необходимо также повысить квалификацию и обеспечить рост профессиональных качеств специалистов, уже работающих на предприятии. Во второй главе уже затрагивалась тема повышения квалификации, но следует рассмотреть совершенствования данной сферы более подробно.
Повышение квалификации является возможным через [14]:
- Направление сотрудников на курсы повышения квалификации,
- Получение дополнительного образования в ВУЗах и ССУЗ-ах,
- Возможность обмена знаниями и опытом.
Следующие мероприятия станут причиной повышения уровня квалификации персонала:
- Направление работников на курсы повышения квалификации в специализированных учебных центрах,
- Приглашение консультанта, занимающегося практической работой с персоналом. При этом отрыва от производства для совершенствования трудового потенциала сотрудника не потребуется.
Основным фактором совершенствования в сфере управления персоналом предприятия является повышение квалификации специалистов, работающих в территориальных подразделениях. За счет общего повышения исследуемых показателей станет возможной экономия численности сотрудников, а также существенное повышение степени производительности их труда. Это становится активным производственным фактором, за счет которого растет трудовой и экономический потенциал предприятия.
Процесс управления человеческими ресурсами следует разбить на ряд этапов. Это будет способствовать плавному контролю за деятельностью сотрудников и позволить охватить каждую задачу [13].
Этап 1. Анализ действия факторов внешней и внутренней среды. На стадии формулирования миссии, стратегического управления человеческими ресурсами, корпоративной стратегии крайне необходимо провести анализ внешней и внутренней среды, чтобы правильно поставить цели и задачи. Не совсем верно учитывать их только на первоначальном этапе. Среда, в которой ведет свою деятельность компания, активно изменяется, что может привести к кардинальным сдвигам в управлении человеческими ресурсами [9, c.32] .