Файл: Построение организационных структур.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 83

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы курсовой работы «Построение организационных структур» заключатся в том, что правильно подобранная организационная структура создает условия для воплощения предприятием собственной деятельности и достижения установленных целей. Она развивается и меняется под действием особенностей стратегии компании, его внутренней сложности и изменений во внешней среде.

Функции управления деятельностью предприятия реализуются подразделениями аппарата управления и отдельными работниками, которые при этом вступают в экономические, организационные, социальные, психологические и другие отношения друг с другом.

Организационные отношения, которые складываются меж подразделениями и работниками аппарата управления предприятия, характеризуют его организационную структуру.

Под организационной структурой управления предприятием понимается состав отделов, служб и подразделений в аппарате управления, системная их организация, характер соподчиненности и подотчетности друг другу и высшему органу управления фирмы, а еще набор координационных и информационных взаимосвязей, порядок распределения функций управления сообразно разным уровням и подразделениям управленческой иерархии.

Построение структуры управления организацией представляет собой главную составную часть общей функции управления - организовывания, для которой очень важной задачей выступает создание необходимых условий для исполнения всей системы планов организации. Научно обоснованное формирование организационных структур управления - актуальная задача современного этапа адаптации хозяйствующих субъектов к рыночной экономике. В новых условиях необходимо широко использовать принципы и методы проектирования организации управления на основе системного подхода.

Без развития методов проектирования структур управления затрудняются совершенствование управления и повышение эффективности производства.

В новых условиях в большинстве случаях невозможно оперировать старыми организационными формами, которые не удовлетворяют требованиям рыночных отношений, создают опасность деформации самих задач управления; в сферу хозяйственного управления невозможно переносить закономерности управления техническими системами.

Простота и четкость функционирования организационной структуры

должны обеспечить ее понимание средой, уменьшать издержки и ориентировать членов организации на результаты деятельности, а не на затрачиваемые усилия. Лучшая организационная структура создает подходящие условия для процесса принятия управленческих решений, ее стабильность делает организацию стабильной и в то же время дозволяет удачно реагировать на изменения внутренней и внешней среды.


Организационное проектирование достаточно широко рассмотрено в литературе. Данную тему изучают такие российские ученые как: Т.А. Акимова, Б.З. Мильнер, М.Г. Миронов, В.И. Подлесных, С.В. Рогожин, Т.В.Рогожина, В.Н. Родионова, Э.А. Смирнов, В.Л. Семиков, О.Г.Туровец и др.

Целью курсовой работы является ознакомление с понятием, этапами методами организационного проектирования.

В задачи курсовой работы входит ознакомление с понятием организационного проектирования; основными подходами и методологическими принципами построения организационных структур; этапами и методами организационного проектирования; оценкой эффективности организационных проектов.

Для достижения указанной цели установлены следующие задачи:

- выявить требования к построению действенной организационной структуры,

- рассмотреть разновидности организационных структур;

- изучить проектирование организационных структур;

- рассмотреть интеграционные процессы и делегирование полномочий.

1. Понятие организационного проектирования и требования к построению организационных структур

1.1 Понятие и сущность проектирования

Проектирование связано с инженерной деятельностью, которая нацелена на создание новых объектов, методов, теорий, которые совершенствуют среду, окружающую человека. Предметом проектирования могут быть модели машин и приборов, шахты, корабли, новые материалы, системы управления, организационные системы.

Проектирование - процесс составления описания, нужного для создания еще не существующего объекта, алгоритма его функционирования либо алгоритма процесса. Но надлежит иметь в виду, что проектирование не сводится лишь к созданию идеи построения объекта, оно подразумевает еще надобность предвидеть последствия, к коим приведет появление объекта, и найти меры сообразно реализации проекта [2].

Целью проектирования считается постановка начала изменениям в окружающей человека искусственной среде. Результатом же проектирования считается описание будущего объекта и тех конфигураций, которые возникнут после его появления.


Этот процесс охватывает деятельность не лишь конструкторов, архитекторов и остальных работников проектного профиля, однако и тех специалистов, кто стремится внести изменения в работу производственных систем, в экономическую деятельность[2].

Принципиальной особенностью современной науки считается стремление представить проблему формирования и улучшения производственных систем как научную задачу организационного проектирования.

Как процесс, организационное проектирование представляет собой упорядочение организационно-структурных характеристик системы для достижения, либо усовершенствования их эффективности, адаптивности и результативности.

Предметом организационного проектирования в низовом звене народного хозяйства - на предприятии, в учреждении - выступает система организации производства, труда и управления в организации в целом, в ее подразделениях или отдельных видах деятельности.

В этих условиях целью организационного проектирования становится разработка новых организационных систем или предложений по изменению существующих систем, а результатом - комплект технической, организационной и планово-экономической документации, необходимой для создания и осуществления на практике организационной, производственной систем.

1.2 Этапы и принципы построения организационных структур

Организация предстает собой социальную группу, структура которой базирована на разделении труда и характерной для каждой отдельной организации. Объединение действий отдельных членов в организации считается сознательной и прогнозируемой. Структура взаимосвязей меж ее членами и меж отдельными частями может целенаправленно формироваться и преобразовываться. Потому важная проблема организации - выбор рациональной организационной структуры управления[8].

Удачное развитие и функционирование каждой системы управления часто находится в зависимости от научной аргументированности ее организационной структуры. Рассматривая компанию как систему, нужно учесть все ее подсистемы, их взаимодействие меж собой и отнощения с внешним окружением[8].

Таковым образом, организация представляет собой совокупность элементов, соединенных для достижения целей и исполнения миссии, обладающая конкретной степенью замкнутости и взаимодействия с наружным окружением и внутренней средой. Выработка программы начинается с постановки глобальной цели и выработки дерева целей (5-7 уровней). Последующим шагом определяются нужные и имеющиеся ресурсы путем суммирования ресурсов нижестоящих уровней. И в заключении организовывается работа предприятия путем согласовывания всех элементов в единую систему.


Такая структура действует до тех времен, покуда есть программа, пока не достигнута цель. А потом данная конструкция преобразовывается для исполнения новейших задач.

Внутренняя среда всякой организации создается под действием переменных, которые оказывают конкретное воздействие на исполняемые здесь процессы. Именно они предопределяют структуру предприятия, нужные ресурсы и культуру, которые отображают положение и основные черты внутренней среды.

Внутренняя среда организации связана с наружной, представляя собой ее органическую составляющую, получая из нее все нужное для того, чтоб осуществлять свое предназначение - и предлагая ей результаты собственных усилий сообразно преобразованию ресурсов в продукцию и услуги.

Структура управления гарантирует выполнение единых и определенных функций управления, бережёт подходящие вертикальные и горизонтальные взаимосвязи и разделение элементов управления[7].

Организационная структура управления - это внутреннее строение любой производственно-хозяйственной системы, то есть метод организации элементов в систему, совокупность стабильных взаимосвязей и взаимоотношений меж ними. Она представляет собой ориентированность задач, ролей, возможностей и ответственности, создает условия для воплощения предприятием собственной деятельности и достижения поставленных целей. Организационная структура управления - одно из главных понятий менеджмента, тесно связанное с целями, функциями, процессом управления, работой менеджеров и распределением меж ними полномочий.

Весь управленческий процесс проходит в рамках данной структуры. В ней участвуют менеджеры всех уровней, категорий и профессиональной квалификации.

Организационная структура управления выступает не только основой существования количественно конкретной системы управления, однако и формой, в рамках которой протекают изменения, зреют предпосылки для перехода системы в целом в новое качество. Вместе с тем, организационная структура управления считается более консервативным элементом системы управления, т.е. изменения организационной структуры управления затрагивают интересы целых коллективов, а также объективными требованиями хранения стойкости системы.

Для эффективного управления организацией ее структура должна соответствовать целям и задачам предприятия и адаптироваться к ним. Организационная структура создает определенную структуру, которая считается основой для формирования отдельных управленческих функций. Структура определяет и устанавливает отношения между сотрудниками в организации.


Организационная структура - это схема, состоящая из подразделений и отдельных должностных лиц компании, находящихся сообразно уровням значимости и ответственности, содержащая связи меж ними и порядок подчиненности.

1.3 Подходы и методы проектирования организационных структур

Проектирование организационных систем выступает как социалное действие. Высокий динамизм конфигураций, происходящих в сфере общественных взаимоотношений, привел к возрастанию роли организационного фактора в современном индустриализованном мире при иных одинаковых критериях повышающего эффективность функционирования создаваемых систем. Это придает необыкновенную значимость проектированию организационных систем, либо способу формальной организации целостных систем. На современном этапе становления общества ни одно из целостных образований, будь то экономика, политика, образование, наука, культура и т. п., не в состоянии встроиться в имеющиеся структуры в отсутствии проектирования его организационной системы. Иначе говоря, всевозможные нововведения структурного и процессного характера настоятельно просят подготовительного проектирования их организации.

Можно отметить 4 подхода к решению задачи проектирования организационных структур: нормативно-функциональный, организационного прогнозирования, функционально-технологический и системно-целевой.

Нормативно-функциональный подход (способ аналогий) базируется на обобщении опыта управления передовыми ПХС (производственно-домашними системами), использовании организационных форм и устройств управления, которые оправдали себя в похожих критериях (цели, характер продукции, вид технологии и т. п.). Другими словами, данный подход базируется на способе аналогии и прототипов, на допущении, что высоким результатам деятельности обязательно подходит разумная организационная структура, однако это никак не всегда так.

Нормативно-функциональный подход, ориентирующийся на положительный опыт организации управления, не содержит фактически способа проектирования рациональной структуры управления. Он оправдан в силу общности принципов и способов управления. Использование стандартных структур явилось главным шагом на пути введения основ научно аргументированного построения организационных структур и способствовало унификации организационных структур управления в конкретных отраслях экономики.