Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 89
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Понятие организационного проектирования и требования к построению организационных структур
1.1 Понятие и сущность проектирования
1.2 Этапы и принципы построения организационных структур
1.3 Подходы и методы проектирования организационных структур
2. Анализ процесса формирования организационной структуры Грозненского муниципального района
2.1 Особенности формирования организационной структуры в Грозненском муниципальном районе
2.2 Проблемы формирования организационных структур в муниципальных образованиях
3. Совершенствование процесса формирования организационной структуры Грозненского муниципального района
Для совершенствования организационной структуры в Городищенском муниципальном районе, на наш взгляд, необходимо:
1. Разделение властных и хозяйственных функций, вывод за рамки администрации всех структур, занимающихся хозяйственной деятельностью и имеющих в силу этого статус юридического лица, придание им формы муниципальных учреждений.
2. Создание в структуре администрации крупных организационно-административных блоков, руководители которых несут полную ответственность за реализацию муниципальной политики в соответствующих сферах, за достижение ее конечных целей. Такими блоками могут быть:
♦ блок экономики и финансов, ответственный за прогнозирование и планирование социально-экономического развития территории, формирование и исполнение бюджета, взаимодействие с хозяйствующими субъектами, определяющими налоговую базу бюджета и занятость населения территории (промышленная политика), с финансовыми структурами муниципального образования, формирование и размещение в рамках расходной части бюджета сводного муниципального заказа, формирование инвестиционной политики;
♦ блок управления муниципальной недвижимостью, ответственный за эффективное использование муниципальной собственности, включая собственность на землю и природные ресурсы, и за формирование имущественной части доходов бюджета;
♦ блок управления городским хозяйством, ответственный за жизнеобеспечение муниципального образования (ЖКХ, коммунальная энергетика, транспорт, дороги, содержание территории);
♦ социальный блок, ответственный за все составные части социальной политики, за поддержание и наращивание человеческого потенциала (человеческого капитала) территории. Данный блок может быть разделен на два: блок, обеспечивающий физиологические функции человека (здравоохранение, физическая культура и спорт), и гуманитарный блок (образование, наука, культура, молодежная политика);
♦ административный блок, в состав которого может входить не только руководство аппаратом администрации, но и вопросы общественной безопасности, организация взаимодействия администрации с представительным органом муниципального образования, с населением и общественными организациями, организация контрольной работы.
3. Создание наряду с классической линейно-функциональной организационной структурой структуру программно-целевого или программно-функционального типа. В случае создания такой структуры она должна находиться в непосредственном подчинении главы администрации.
4. При создании территориальных структурных подразделении важно не допускать дробления функций органов муниципального управления и потери преимуществ, связанных со специализацией. Для стимулирования инициативы территориальных структурных подразделений им может предоставляться автономия в рамках сметы расходов. При такой схеме администрация города могла бы осуществлять контроль за деятельностью территориальных администраций «по отклонениям», т. е. путем реагирования на поступающие сигналы о нарушениях.
Для всех типов принятых организационных структур необходимо разработать модель и организационный проект реорганизации, пакет нормативных предписаний для отдельных структур и сфер их деятельности.
Необходимо также (и это самое главное) убедить работников администрации в необходимости и целесообразности реорганизации. При этом реорганизация структуры в Городищенском муниципальном районе должна разворачиваться одновременно по нескольким параллельным линиям:
♦ разработка модели и организационного проекта реорганизации;
♦ разработка нормативно-правовой базы деятельности городского округа;
♦ разработка пакета нормативных предписаний для различных областей деятельности;
♦ разработка положений об основных организационно-административных блоках;
♦ описание организационных процедур и функциональных связей всего пространства взаимодействия различных структур управления, основных рабочих мест и подготовка должностных инструкций;
♦ переподготовка и повышение квалификации работников администрации;
♦ подготовка резерва кадров для муниципального управления.
При реорганизации существующих организационных структур местных администраций следует иметь в виду, что любые действия, направленные на организационные изменения, неизменно наталкиваются на сопротивление самой организации как социальной системы, ориентированной не на развитие, а на стабильность и выживание. Поэтому попытки радикального совершенствования организационной структуры не только не достигнут желаемых результатов повышения эффективности деятельности, но и способны повлечь разрушительные последствия. Залогом успеха в организационных изменениях является комплексный научный подход, основанный на соотнесении издержек и результатов, в совокупности с подробным изучением системы «изнутри».
При определении структуры местной администрации и распределении полномочий между ее подразделениями необходимо исходить из следующих принципов:
целесообразность и логика, четкое разграничение функциональных блоков;
избежание дублирования и параллелизма;
полнота охвата и избежание пробелов в решении вопросов местного значения местной администрацией в целом;
результативность, что предусматривает возможность оценки (измерения) достигаемого результата работы;
достаточность обеспечения, что предполагает предоставление структурному подразделению для надлежащего выполнения им своих функциональных обязанностей в достаточном объеме материального, правового, информационного и других видов обеспечения;
системность и взаимосвязь с другими подразделениями, т. е. учет при описании функций структурного подразделения его взаимосвязей с другими структурами;
структурирование (детализация), т. е. разделение функции структурного подразделения на функции отдельных специалистов, которые вменены им в виде должностных обязанностей;
эффективность, что означает достижение обозначенной цели и решение задач подразделения с наименьшими затратами;
недопущение принципа создания структур «под людей»;
унифицированный подход к формированию структур и определению штатной численности органов местного самоуправления.
Очевидно, деятельность по внесению изменений в организационную структуру местной администрации требует грамотной экспертно-аналитической работы, а также правового (разработка и поддержание в актуальном состоянии документов, регламентирующих организацию и деятельность администрации) и кадрового (переподготовка и повышение квалификации служащих, подготовка кадрового резерва) сопровождения.
На основании проведенного исследования можно утверждать, что к принципиальным характеристикам организационной структуры можно отнести цели муниципальной системы и проблемы, подлежащие решению; общую спецификацию функциональных и программно-целевых подсистем, обеспечивающих их достижение; число уровней в системе управления; степень централизации и децентрализации полномочий и ответственности на разных уровнях управления; основные формы взаимоотношений данного муниципального образования с внешней средой; требования к экономическому механизму, формам обработки информации, кадровому обеспечению организационной системы.
Процесс формирование структуры администрации муниципального района представляет собой организационное закрепление функций муниципального управления за отдельными управленческими подразделениями и должностными лицами. Решение этой задачи обеспечивается на основе сочетания научных методов с субъективной деятельностью специалистов. Поэтому при проектировании организационных структур важно соблюдать следующие принципы их построения: целенаправленность, перспективность, адаптивность, всесторонность, индивидуализация, экономичность.
Все вышеперечисленные проблемы с формированием организационной структуры имеет место быть и в Грозненском муниципальном районе.
Для совершенствования организационной структуры в Грозненском муниципальном районе, на наш взгляд, необходимо выполнить все мероприятия предложенные в третьей главе курсовой работы.
Заключение
На основании вышеизложенного, приходим к выводу, что каждая организация - это весьма сложная структура как в экономическом, так и техническом плане, и от выбора стратегии ее работы, от конкретного способа взаимодействия и сопряжения звеньев ее составляющих, зависит если не успех предприятия целиком, то большая его часть.
Организационные структуры управления - как раз тот связующий элемент, который позволяет всем разрозненным подразделениям осуществлять свою работу согласованно, в едином ключе поставленной перед организацией задачи. Совершенно логично, что каждому предприятию, занимающемуся конкретным видом деятельности необходима определенная организационная структура, которая отвечала бы именно таким требованиям, какие предъявляются к этому предприятию в его специфических условиях.
Для эффективного функционирования муниципалитетов в условиях рыночных отношений и различных форм собственности необходима другая концепция управления на местном уровне, чем та, которая используется в плановой экономике. Если раньше государство являлось основным субъектом управления, то в ближайшее время на местном уровне оно должно объединить субъект и объект управления. В современных условиях реальное содержание управления изменяется на местном уровне, поэтому, согласно диалектике формы и содержания, меняется его форма, которая философски относится к связям элементов внутри системы. Следует помнить, что оптимальность развития системы достигается только в том случае, если содержание и форма соответствуют.
В последнее время эксперименты с разработкой и внедрением новых организационных структур, представляющих собой самые разнообразные комбинации уже известных типов и типов, получили широкое распространение. При таком подходе каждая организация стремится адаптировать и объединить несколько структур, адаптируя их к своим конкретным потребностям.
На основании исследования было установлено, что структура управления обеспечивает реализацию общих и специальных функций управления, поддерживает соответствующие вертикальные и горизонтальные соединения и разделение элементов управления.
Вертикальное разделение определяется числом уровней управления, а также их подчиненностью и директивными отношениями. Горизонтальное разделение осуществляется по отраслевым признакам.
Организационная структура является наиболее важным фактором в деятельности местного самоуправления, в котором осуществляется процесс местного самоуправления. Организационная структура - это состав и подчинение взаимосвязанных организационных единиц (отдельных единиц), единиц (ведущих единиц) и уровней (уровней), которые имеют определенные права и обязанности для реализации соответствующих функций маршрутизации.
Цели, задачи и функции муниципального управления напрямую влияют на структуру местной администрации и служат основой для назначения в ее состав независимых подразделений, отвечающих за достижение конкретных целей и решение конкретных проблем.
Формирование структуры местного управления - это организационная консолидация тех или иных функций муниципального управления для отдельных единиц управления и должностных лиц.
В современной муниципальной практике построения организационной структуры местной администрации типичными звеньями являются: глава администрации, его заместители по сферам муниципальной деятельности, структурные подразделения различных типов, которые могут находиться в подчинении главы администрации, одного из его заместителей или в соподчинении между собой (например, отдел в составе управления), коллегиальные совещательные органы: коллегия администрации, экономический и другие советы и аппарат администрации.
В соответствии с объемами и распределением задач и функций в составе администрации создаются конкретные организационные единицы - отделы, управления, комитеты, департаменты и т. д. Для решения управленческих задач крупные организационные единицы делятся на более мелкие, образующие новые уровни.
Согласно Уставу, этот муниципалитет называется Грозненский район в Чеченской Республике, местные органы власти осуществляют полномочия по решению местных поселений и местных проблем в муниципальных органах, созданных в соответствии с федеральным законом, а также осуществляют некоторые государственные полномочия, делегированные местным органам власти. местный федеральный закон и закон Чеченской Республики.
Структура органов местного самоуправления муниципального района Грозный, областная Дума, глава администрации и контрольно-ревизионная палата.
Структура муниципального образования в муниципальном районе Грозный формируется в соответствии с требованиями, рекомендованными в соответствии с федеральным законом (131-ФЗ).