Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 83
Скачиваний: 1
Однако, учитывая наличие в ЕС собственной денежной единицы, становление института гражданства, прямое действие и верховенство права ЕС относительно национальных правопорядков, обязательность решений институций ЕС для физических и юридических лиц государств-членов, прямые выборы в Европейский парламент, а главное то, что государства - члены ЕС не могут быть признаны суверенными в традиционном понимании этого слова, ЕС присущи больше федеральные черты.[51]
Заключение
Форма государственного устройства - это совокупность устойчивых взаимоотношений между властными органами государства (по вертикали) и между его территориальными единицами высшего (верхнего, верховного, общегосударственного, центрального), среднего (регионального) и низшего (нижнего, местного) уровней, то есть способов их сосуществования друг с другом, в том числе способов распределения государственной власти между ее органами, способов их образования (формирования) и взаимной ответственности.
Исторически первичной и заметно преобладавшей до XX в. формой государственного устройства было унитарное государство, но термин «унитарное» имеет позднее происхождение (XIX в.) и является антонимом термина «федеративное». В качестве исторических примеров унитарных государств можно привести деспотии Древнего Востока, полисы Древней Греции, Римскую империю.
Унитарное государство - это единое государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственной независимости не обладают. Это самая преобладающая форма государственного устройства в мире.
В наше время, унитарное государство также существует, но это явление не носит столь значительного и всеобъемлющего характера, как раньше. Унитарная форма характерна для небольших (так как небольшая территория легко управляема с помощью обычных административных методов), однонациональных (из - за отсутствия необходимости осуществления права каждого народа на самоопределение и самостоятельное государственное строительство), а также для монархических государств (в связи с традициями). Кроме того, унитарная форма государственного устройства характерна для государственных образований, являющихся субъектами какой - либо федерации. Так, любая республика в составе Российской Федерации является государством с унитарной формой правления.
Унитарное государство необязательно мононациональное. Например, многонациональные государства - Афганистан, Пакистан - являются унитарными. Классический пример мононационального унитарного государства - Япония.[52]
Федерация - представляет собой добровольное объединение ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство. Такие государства как: Российская Федерация, Канада, Австрия, Индия и т.д.
Федерация как особая форма государственного устройства начала возникать вместе с появлением в XVII - XVIII веках республик, вместе с волной буржуазно - демократических революций. Пожалуй, наиболее известным примером федерации могут послужить Соединенные Штаты Америки.
Федеративное устройство представляет собой одну из конституционных основ Российского государства. В соответствии с частью 1 статьи 5 Конституции Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Федерации.
На политической карте мира федерации составляют лишь одну восьмую часть из почти 200 государств. В то же время интерес, проявляемый к истории и развитию федеративной формы внутригосударственного устройства, несоизмерим с числом стран, ее избравших. К одному из наиболее часто упоминаемых преимуществ федеративного устройства государства относится его способность к изменениям, требуемым временем, и наличие целого ряда вариантов построения федерации. В этой связи нахождение единой модели федеративного устройства, которую можно было бы применить во всех федеративных государствах, представляется нереальным.[53] Современный федерализм в том виде, в каком он представлен в ряде стран Европы, Америки, Азии и других континентов, является плодом длительного развития, результатом осуществления метода проб и ошибок. И первоначально федерации формировались на основе ранее образовавшихся конфедеративных союзов, а важнейшим фактором подталкивания к такому выбору становилась внешняя угроза.[54]
В число видов форм государственного устройства включается конфедерация. Вопрос об отношении конфедерации к форме государственного устройства является в настоящее время дискуссионным. Думается, что так как в число признаков государства включаются территориальная целостность и суверенитет, то конфедерация не может относиться к внутреннему устройству государства, а, скорее, относится к форме устройства государств на международном уровне, т.е. объединения нескольких стран для реализации общих целей.
Обычно конфедерации имеют переходный характер; они либо распадаются, либо преобразовываются в федерации, либо, наоборот, ведут от федерации к полной независимости и суверенитету. Например, штаты Северной Америки с 1776 по 1787 г. были объединены в конфедерацию, которая стала ступенькой на пути создания США. Конфедерациями были Нидерланды (1579 - 1795), Швейцарский союз (1815 - 1848), Германский союз (1815 - 1866).
Среди ученых по-прежнему отсутствует единство точек зрения на характер конфедераций в современных условиях. Одни утверждают, что сегодня их в чистом виде нет. Другие специалисты считают конфедерацией Европейский Союз (ЕС). ЕС - межгосударственное объединение, сочетающее в себе черты международной организации и федеративного государства.
Конфедерация имеет признаки, которые могут совпадать или нет: создается на базе соответствующих соглашений; субъекты конфедерации имеют право свободного выхода; суверенитет конфедерации принадлежит государствам-членам, и никакие решения союзной власти не имеют силы без согласия ее субъектов; в ведении конфедерации находится ограниченный круг вопросов; постоянные государственные органы конфедерации лишены властных полномочий, и, как обычно, их акты не содержат норм прямого действия; ее субъекты имеют право нуллификации, т.е. отказ в признании или отказ в применении актов союзной власти; как обычно, в конфедерации нет единственной системы денежного обращения и союзного гражданства.
Подводя итоги курсовой работы и давая определение формы государственного устройства, необходимо учитывать следующие важные признаки данного понятия: во-первых, форма государственного устройства отражает только внутреннюю территориальную организацию власти в стране, во-вторых, она охватывает только государственную власть и не имеет отношения к местному самоуправлению и, в-третьих, характеризует взаимоотношения государства и его составных частей, выраженные в степени централизации власти и порядке разграничения компетенции.[55]
Список использованной литературы и источников
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)// Собрании законодательства РФ. - 04.08.2014. - N 31. - Ст. 4398
Нормативно-правовые акты:
- Федеральный конституционный закон от 17.12.2001 N 6-ФКЗ (ред. от 31.10.2005) «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ. - 24.12.2001.- N 52 (1 ч.). - ст. 4916.
- Федеральный конституционный закон от 21.03.2014 N 6-ФКЗ (ред. от 28.12.2017) «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя»// Собрание законодательства РФ. - 24.03.2014, N 12. - ст. 1201
Научная, учебная и специальная литература:
- Баранов А.В. Теория государств и права в схемах и определениях. Учебное пособие / А.В. Баранов. - Томск: ТГУ, 2014. –С. 138
- Безруков А.В. Конституционное право России: учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2015. С. 304
- Бредихин А.Л. К вопросу о понятии и элементах формы государства // Государственная власть и местное самоуправление. 2013. N 5. С. 3 - 6.
Гомеров И.Н. Государство и государственная власть: предпосылки, особенности, структура. М.: ЮКЭА, 2002. С. 740.
Егорцев В.В. Форма государственного устройства современной России / В.В. Егорцев // Молодой ученый. - 2014. - №9. - С. 363-364
- Ившина И.Н. Федеративная форма государственного устройства: от идеи до конституционной нормы // Конституционное и муниципальное право. 2016. N 1. С. 26 - 29.
Кинг П. Федерализм: многомерная модель исследования // Полис. 2010. N 5.
- Кочетков В.В. Формы государственного устройства в отечественной политико-правовой мысли второй половины XIX - начала XX века и современный российский конституционализм // Lex russica. 2017. N 2. С. 155 - 165.
Мелехин А.В., Теория государства и права: Учебник", :Маркет ДС, 2007
Мелехин А.В., Теория государства и права: Учебник", :Маркет ДС, 2007
- Организация государственной власти в России и зарубежных странах: учебно-методический комплекс / С.А. Авакьян, А.М. Арбузкин, И.П. Кененова и др.; рук. авт. кол. и отв. ред. С.А. Авакьян. М.: Юстицинформ, 2014. С. 692
- Сравнительное правоведение: национальные правовые системы / В.Ю. Артемов, Н.М. Бевеликова, Р.Г. Газизова и др.; под ред. В.И. Лафитского. М.: ИЗиСП, КОНТРАКТ, 2013. Т. 3: Правовые системы Азии. С. 704
- Фомина Н.А. К вопросу об определении понятия и видов формы государственного устройства «Государственная власть и местное самоуправление». 2009, N 3
Бойко Ю.П. Конфедеративные истоки федерализма «История государства и права». - 2008. - N 22
Брежнев О.В. Особенности судебного конституционного контроля при принятии в состав России нового субъекта Российской Федерации "Журнал конституционного правосудия", 2015, N 6
Хобби Ю.С. Проблема определения правовой природы Европейского союза «Международное публичное и частное право». 2009, N 3
Теория государства и права: Учебник для юридических вузов" (под ред. А.С. Пиголкина) "Городец", 2003
- Федерация в Канаде и России: теория и практика / Под ред. С.А. Бастанджиевой, С.В. Кабышева, И.В. Лексина. М., 2016. С. 8.
- Хабриева Т.Я. Конституционная реформа в современном мире: монография. М.: Наука РАН, 2016. С320
- Цечоев В.К., Швандерова А.Р. Теория государства и права: учебник. М.: Прометей, 2017. С. 330
Чихладзе Л.Т. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Курс лекций / Л.Т. Чихладзе. - М.: МИЭМП, 2010. - 344
Шахрай С.М. Конституционное право Российской Федерации: учебник для академического бакалавриата и магистратуры. 4-е изд., изм. и доп. М.: Статут, 2017. С.624
Шумилов В.М., Правоведение: Учебник", "Проспект", 2009// Консультант Плюс
- Яковюк I. Державний суверенiтет нацiональних держав у складi Eвропейського союзу: проблеми визначення // Вiсник академii правових наук Украiни. 2004. N 3.
- Фрунза Л.В. Форма государственного устройства, ее эволюция и проблемы государственного суверенитета: Дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2003. С. 15.
-
Фрунза Л.В. Форма государственного устройства, ее эволюция и проблемы государственного суверенитета: Дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2003. С. 15. ↑
-
Статья: К вопросу об определении понятия и видов формы государственного устройства (Фомина Н.А.) ("Государственная власть и местное самоуправление", 2009, N 3) ↑
-
Статья: К вопросу об определении понятия и видов формы государственного устройства (Фомина Н.А.) ("Государственная власть и местное самоуправление", 2009, N 3) ↑
-
Шахрай С.М. Конституционное право Российской Федерации: учебник для академического бакалавриата и магистратуры. 4-е изд., изм. и доп. М.: Статут, 2017. С.624 ↑
-
Кочетков В.В. Формы государственного устройства в отечественной политико-правовой мысли второй половины XIX - начала XX века и современный российский конституционализм // Lex russica. 2017. N 2. С. 155 - 165. ↑
-
Шахрай С.М. Конституционное право Российской Федерации: учебник для академического бакалавриата и магистратуры. 4-е изд., изм. и доп. М.: Статут, 2017. С.624 ↑
-
Кочетков В.В. Формы государственного устройства в отечественной политико-правовой мысли второй половины XIX - начала XX века и современный российский конституционализм // Lex russica. 2017. N 2. С. 155 - 165. ↑
-
Цечоев В.К., Швандерова А.Р. Теория государства и права: учебник. М.: Прометей, 2017. С. 330 ↑
-
Шахрай С.М. Конституционное право Российской Федерации: учебник для академического бакалавриата и магистратуры. 4-е изд., изм. и доп. М.: Статут, 2017. С.624 ↑
-
Шахрай С.М. Конституционное право Российской Федерации: учебник для академического бакалавриата и магистратуры. 4-е изд., изм. и доп. М.: Статут, 2017. С.624 ↑
-
Цечоев В.К., Швандерова А.Р. Теория государства и права: учебник. М.: Прометей, 2017. С. 330 ↑
-
Кочетков В.В. Формы государственного устройства в отечественной политико-правовой мысли второй половины XIX - начала XX века и современный российский конституционализм // Lex russica. 2017. N 2. С. 155 - 165. ↑
-
Шахрай С.М. Конституционное право Российской Федерации: учебник для академического бакалавриата и магистратуры. 4-е изд., изм. и доп. М.: Статут, 2017. С.624 ↑
-
Цечоев В.К., Швандерова А.Р. Теория государства и права: учебник. М.: Прометей, 2017. С. 330 ↑
-
Шахрай С.М. Конституционное право Российской Федерации: учебник для академического бакалавриата и магистратуры. 4-е изд., изм. и доп. М.: Статут, 2017. С.624 ↑
-
Кочетков В.В. Формы государственного устройства в отечественной политико-правовой мысли второй половины XIX - начала XX века и современный российский конституционализм // Lex russica. 2017. N 2. С. 155 - 165. ↑
-
Цечоев В.К., Швандерова А.Р. Теория государства и права: учебник. М.: Прометей, 2017. С. 330 ↑
-
Кочетков В.В. Формы государственного устройства в отечественной политико-правовой мысли второй половины XIX - начала XX века и современный российский конституционализм // Lex russica. 2017. N 2. С. 155 - 165. ↑
-
Цечоев В.К., Швандерова А.Р. Теория государства и права: учебник. М.: Прометей, 2017. С. 330 ↑
-
Ившина И.Н. Федеративная форма государственного устройства: от идеи до конституционной нормы // Конституционное и муниципальное право. 2016. N 1. С. 26 - 29. ↑
-
Организация государственной власти в России и зарубежных странах: учебно-методический комплекс / С.А. Авакьян, А.М. Арбузкин, И.П. Кененова и др.; рук. авт. кол. и отв. ред. С.А. Авакьян. М.: Юстицинформ, 2014. С. 692 ↑
-
Баранов А.В. Теория государств и права в схемах и определениях. Учебное пособие / А.В. Баранов. - Томск: ТГУ, 2014. –С. 138 ↑
-
Чихладзе Л.Т. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Курс лекций / Л.Т. Чихладзе. - М.: МИЭМП, 2010. - 344 ↑
-
Бредихин А.Л. К вопросу о понятии и элементах формы государства // Государственная власть и местное самоуправление. 2013. N 5. С. 3 - 6. ↑
-
Хабриева Т.Я. Конституционная реформа в современном мире: монография. М.: Наука РАН, 2016. С320 ↑
-
http://www.lawtoday.ru ↑
-
Бредихин А.Л. К вопросу о понятии и элементах формы государства // Государственная власть и местное самоуправление. 2013. N 5. С. 3 - 6. ↑
-
Сравнительное правоведение: национальные правовые системы / В.Ю. Артемов, Н.М. Бевеликова, Р.Г. Газизова и др.; под ред. В.И. Лафитского. М.: ИЗиСП, КОНТРАКТ, 2013. Т. 3: Правовые системы Азии. С. 704 ↑
-
Бредихин А.Л. К вопросу о понятии и элементах формы государства // Государственная власть и местное самоуправление. 2013. N 5. С. 3 - 6. ↑
-
Чихладзе Л.Т. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Курс лекций / Л.Т. Чихладзе. - М.: МИЭМП, 2010. - 344 ↑
-
Сравнительное правоведение: национальные правовые системы / В.Ю. Артемов, Н.М. Бевеликова, Р.Г. Газизова и др.; под ред. В.И. Лафитского. М.: ИЗиСП, КОНТРАКТ, 2013. Т. 3: Правовые системы Азии. С. 704 ↑
-
http://japan-school.3dn.ru ↑
-
Чихладзе Л.Т. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Курс лекций / Л.Т. Чихладзе. - М.: МИЭМП, 2010. - 344 ↑
-
Чихладзе Л.Т. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Курс лекций / Л.Т. Чихладзе. - М.: МИЭМП, 2010. - 344 ↑
-
Статья: Федеративные государства: европейский опыт (Бойко Ю.П.) ("История государства и права", 2015, N 7) ↑
-
Кинг П. Федерализм: многомерная модель исследования // Полис. 2010. N 5. ↑
-
Безруков А.В. Конституционное право России: учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2015. С. 304 ↑
-
Егорцев В.В. Форма государственного устройства современной России / В.В. Егорцев // Молодой ученый. - 2014. - №9. - С. 363-364 ↑
-
Конституция Российской (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)// Собрании законодательства . - 04.08.2014. - № 31. - Ст. 4398 ↑
-
Бредихин А.Л. К вопросу о понятии и элементах формы государства // Государственная власть и местное самоуправление. 2013. N 5. С. 3 - 6. ↑
-
Статья: Особенности судебного конституционного контроля при принятии в состав России нового субъекта Российской Федерации (Брежнев О.В.) ("Журнал конституционного правосудия", 2015, N 6) ↑
-
Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. N 52 (ч. I). Ст. 4916; 2005. N 45. Ст. 4581. ↑
-
Федерация в Канаде и России: теория и практика / Под ред. С.А. Бастанджиевой, С.В. Кабышева, И.В. Лексина. М., 2016. С. 8. ↑
-
Статья: Конфедеративные истоки федерализма (Бойко Ю.П.) ("История государства и права", 2008, N 22) ↑
-
Статья: К вопросу об определении понятия и видов формы государственного устройства (Фомина Н.А.) ("Государственная власть и местное самоуправление", 2009, N 3) ↑
-
Гомеров И.Н. Государство и государственная власть: предпосылки, особенности, структура. М.: ЮКЭА, 2002. С. 740. ↑
-
Шумилов В.М., Правоведение: Учебник", "Проспект", 2009// Консультант Плюс ↑
-
Мелехин А.В., Теория государства и права: Учебник", :Маркет ДС, 2007 ↑
-
Мелехин А.В., Теория государства и права: Учебник", :Маркет ДС, 2007 ↑
-
Яковюк I. Державний суверенiтет нацiональних держав у складi Eвропейського союзу: проблеми визначення // Вiсник академii правових наук Украiни. 2004. N 3. ↑
-
Статья: Проблема определения правовой природы Европейского союза (Хобби Ю.С.) ("Международное публичное и частное право", 2009, N 3) ↑
-
Теория государства и права: Учебник для юридических вузов" (под ред. А.С. Пиголкина) "Городец", 2003 ↑
-
Федерация в Канаде и России: теория и практика / Под ред. С.А. Бастанджиевой, С.В. Кабышева, И.В. Лексина. М., 2006. С. 8. ↑
-
Статья: Конфедеративные истоки федерализма (Бойко Ю.П.) ("История государства и права", 2008, N 22) ↑
-
Статья: К вопросу об определении понятия и видов формы государственного устройства (Фомина Н.А.) ("Государственная власть и местное самоуправление", 2009, N 3 ↑