Файл: Формы государственного устройства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 88

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2 Формы государственного устройства

Форма государственного устройства - национальное и администpативно-теppитоpиальное строение раскрывающее хаpактеp взаимоотношений междy его составными частями, посреди центральных и местными х оpганами и госyдаpственной власти. Форма государственного устройста можно рассмотреть как деление госyдаpственной власти и госyдаpственного сyвеpенитета в центpе и на местах, их pазделения междy составными частями госyдаpства. Фоpма госyдаpственного yстpойства показывает:

-из каких частей состоит внутренняя структура государства;

-каково пpавовое положение этих частей и каковы взаимоотношения их органов;

-как строятся отношения между центpальными и местными госyдаpственными оpганами;

-в какой госyдаpственной фоpме выpажаются интеpесы каждой нации, пpоживающей на теppитоpии данного госyдаpства.

По фоpме госyдаpственного yстpойства все госyдаpства можно подpазделить на тpи основные гpyппы: федеpативные, конфедеpативные и yнитаpные.

В настоящее время разработаны только лишь две фоpмы оpганизации многонациональных стран -унитарная и федеративная. Пpи yнитаpизме все pешения, как  внутри государства, так и во внешней сфеpе являются пpеpегатива одной единой, центpальной власти.

Федеpализм пpедпологает тy или инyю степень самостоятельности национальных обpазований, входящих в состав единого госyдаpства[20].

Что же касается конфедеpации, то pечь в этом слyчае идет лишь о межгосyдаpственных обpазованиях. Иными словами, это союз госyдаpств, объединившихся с опpеделенными целями и для pешения определенных задач, но сохранившие полную независимость. Hельзя отрицать, что участники конфедеpации делегировали часть своих прав конфедеративной власти, но pешения этой власти могут вступить в силу лишь с одобрения всех членов конфедеpации[21].

[22]

ГЛАВА 2.Виды форм государственного устройства

2.1 Унитарное государство


Исторически первичной и заметно преобладавшей до XX в. формой государственного устройства было унитарное государство, но термин «унитарное» имеет позднее происхождение (XIX в.) и является антонимом термина «федеративное». В качестве исторических примеров унитарных государств можно привести деспотии Древнего Востока, полисы Древней Греции, Римскую империю[23].

После распада Римской империи на ее территории в течение долгого времени (Средневековья) существовало множество мелких областей, время от времени объединяемых в рыхлые крупные «империи», которые так же легко распадались, как и образовывались.

Начиная с эпохи Возрождения (XIV в.), продолжаясь в Новое Время (конец XVI - конец XIX вв.), в Европе идут процессы складывания крупных унитарных государств, которые доказывают свое преимущество перед временными «союзами» мелких государств. Эту тенденцию в самом ее начале заметил и проанализировал Никколо Макиавелли в своих классических политических трактатах «Государь» и «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия». Он однозначно высказался в пользу единого (унитарного) государства (на примерах Испании, Франции, Турции), оценивая трагическую ситуацию своей родины — раздробленной Италии. Сильные унитарные государства, захватив ресурсы практически всей планеты, превратились в колониальные империи, долгое время определявшие судьбы мира. К ним можно отнести Великобританию, Францию, Испанию, Нидерланды. В то же время раздробленность надолго затормозила политическое и экономическое развитие таких стран, как Италия и Германия, объединившихся только в начале 1870-х гг. Необходимо добавить, что сильным унитарным государством в XVIII—XIX вв. была и Пруссия, которая объединила Германию.

Следуя за мыслителями, занимавшимися политическими проблемами и вопросами государственного устройства (Платон, Макиавелли, Гоббс, Гегель, Ортега-и-Гассет, Чичерин), можно сформулировать, что способствует складыванию унитарного государства и его длительной устойчивости[24].

Можно выделить следующие факторы:

1. Однородность населения или значительное преобладание одного культурно-исторического и национального типа населения, что включает в себя:

— единство языка (близость языков, диалектов);

— единство истории (научной и мифологической, т. е. единые мифы происхождения, герои, общие героические и трагические периоды истории);

— единство религиозное или существование ведущей «государственной» религии (или сосуществование неантагонистических религий);


— схожесть массового менталитета (мировосприятия и поведения), который включает в себя как рациональные стороны, так и подсознательные, иррациональные, автоматично-традиционные.

2. Сильное внешнее давление (угроза) — осознание населением общности перед лицом внешнего врага. Но в то же время сильно сплачивает и общность внешних завоевательных задач, национальная гордость победителей (Древний Рим, Испания в XV—XVI вв.), так называемая общность перед «вызовом истории».

3. Удобство сильного единого унитарного государства для экономической деятельности, создания единого экономического пространства. Они включают в себя (наряду с другими):

— территориальную специализацию (разделение труда);

— единство и богатство ресурсов;

— отсутствие внутренних таможенных барьеров

— единство налогообложения;

— единую валюту;

— защиту от внешней экономической экспансии (протекционизм в отношении отечественной экономики);

— единое правовое поле в экономике;

— общие выгоды от использования колоний[25].

Важным является и еще один признак, который, является одним из составляющих менталитета, но из-за особой важности может быть специально выделен. Это исторически сложившаяся устойчивая привычка «уважения» к власти, к элите всех видов, умение добровольно ей подчиняться, понимание не только своей пользы, но и общей. Такое качество можно назвать уровнем политической культуры, что совсем необязательно впрямую связано с общим уровнем культуры.

Среди основных «ослабляющих» централизованное государственное устройство факторов можно выделить:

1. Разные истории, культуры, языки, религии, менталитет;

2. Ощущение регионами (частями) невыгодности объединения по экономическим причинам.

3. Насильственное (неестественное) присоединение в прошлом каких-то частей унитарного государства;

4. Недовольство населения уровнем жизни. Вера в быстрое решение всех проблем в своем «отдельном» государстве (регионе);

5. Низкая политическая культура населения. Общественным мнением такого населения легко манипулировать политикам-сепаратистам.[26]

Унитарное государство - это единое государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственной независимости не обладают. Это самая преобладающая форма государственного устройства в мире[27].


Перечислив основные особенности развития унитарных государств в прошлом, можно перейти к анализу современного унитаризма.

Существует две разновидности унитарного государства: централизованное и децентрализованное. В централизованном государстве отношения органов власти на местах с центральной властью основываются на принципе строгой подчиненности. В основе национально-территориальной организации унитарного государства эксплуататорского типа лежит принцип бюрократического централизма. Как общая тенденция прослеживается стремление правящих кругов поставить местные органы управления под строгий контроль центральной администрации.

Децентрализованное унитарное государство основывается на развитой системе местного самоуправления в рамках отдельных административно-территориальных единиц (район, провинция, город и т.д.). Административно-территориальное устройство при этом, как правило, увязывается с плотностью населения, проживающего на данной территории, особенностями природных ресурсов, перспективами развития промышленности, транспорта и др.[28]

Более широкими правами по сравнению с административно-территориальными единицами обладает территориальная автономия. Автономная территориальная единица (в пределах, установленных центральной государственной властью) самостоятельна в решении вопросов местного значения, в создании условий для всестороннего развития проживающего на данной территории населения, его исторических и культурных традиций[29].

Унитарное государство необязательно мононациональное. Например, многонациональные государства - Афганистан, Пакистан - являются унитарными. Классический пример мононационального унитарного государства - Япония[30].

Япония - унитарное государство, государственное устройство с монархической формой правления. Император является символом государства и единства народа, но суверенные права принадлежат народу. Бывшая палата пэров заменяется палатой советников, члены которой, подобно членам палаты представителей, избираются как представители всего народа. Палата представителей имеет преимущества перед палатой советников. Исполнительная власть в стране принадлежит кабинету министров, который несет коллективную ответственность перед парламентом. Местное самоуправление осуществляется в широких масштабах. Император не имеет власти над кабинетом министров. Он имеет право выполнять лишь те государственные функции, которые оговорены в Конституции. Например, он лишь формально утверждает назначение премьер-министра и главного судьи Верховного суда. Однако само назначение премьер-министра осуществляется парламентом, а главного судьи — кабинетом министров. Парламент является высшим органом законодательной государственной власти и единственным законодательным органом Японии. Он состоит из палаты представителей (512 мест) и палаты советников (252 места). Члены палаты представителей избираются на 4 года, однако этот срок может быть прерван до истечения 4-х лет, если палата распускается. Они избираются от 130 избирательных округов, которые, за исключением одного, являются многомандатными. От них, в зависимости от численности населения округа, избирается от 2 до 6 депутатов. Члены палаты советников избираются на 6 лет. Половина палаты переизбирается каждые 3 года. 100 ее членов избираются от так называемых общенациональных округов посредством пропорционального представительства, что означает избрание от страны в целом. Остальные 152 члена избираются по 47 префектурам[31]. Структура правительства представлена на рисунке №1.


Рис.1.

[32]

Японские граждане, достигшие 25 лет, могут быть избраны в палату представителей, а достигшие 30 лет — в палату советников. В Японии существует всеобщее избирательное право, и все мужчины и женщины, достигшие 20 лет, могут принимать участие в выборах.

Смешанная система местного государственного устройства, в которых присутствуют признаки централизации и децентрализации. Местное самоуправление Японии практически не зависит от центральных органов. В префектурах управление осуществляют выборные префектурные собрания. Подобные собрания имеются в городах, поселках и деревнях. Выборными являются также должностные лица органов самоуправления: в префектурах - губернаторы, в городах - мэры, в поселках и деревнях - старосты.

Унитарное государство — это такая форма государственного устройства, при которой существует простое административно-территориальное (политико-административное, политико-территориальное) деление государства, высшие органы власти едины и обладают абсолютным суверенитетом на всей территории страны, действует единые Конституция и гражданство[33].

В наше время, унитарное государство также существует, но это явление не носит столь значительного и всеобъемлющего характера, как раньше. Унитарная форма характерна для небольших (так как небольшая территория легко управляема с помощью обычных административных методов), однонациональных (из - за отсутствия необходимости осуществления права каждого народа на самоопределение и самостоятельное государственное строительство), а также для монархических государств (в связи с традициями). Кроме того, унитарная форма государственного устройства характерна для государственных образований, являющихся субъектами какой - либо федерации. Так, любая республика в составе Российской Федерации является государством с унитарной формой правления.

2.2. Федерация

Федерация - представляет собой добровольное объединение ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство. Такие государства как: Российская Федерация, Канада, Австрия, Индия и т.д.

Федерация как особая форма государственного устройства начала возникать вместе с появлением в XVII - XVIII веках республик, вместе с волной буржуазно - демократических революций. Пожалуй, наиболее известным примером федерации могут послужить Соединенные Штаты Америки.