Файл: Повышения производительности труда в компании: совершенствование мотивации работников(ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ В ТУРИЗМЕ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 203

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Развитие рыночных отношений дало толчок к новому осмыслению различных аспектов деятельности туристских организации. В наибольшей степени это коснулось вопросов финансового характера, определяющих устойчивость на отраслевом рынке, конкурентоспособность предприятия. В таких условиях все большую значимость определяют его ресурсы и возможности, в том числе и такой неоднозначный ресурс, как человек.

Будучи ценным ресурсом, человек, при этом, является не только средством получения прибыли, но основой существования любой организации. Если же он воспринимается исключительно вспомогательной частью процесса деятельности и внимание к нему отсутствует, это может привести туристскую фирму к гибельным последствиям.

В настоящее время интерес к человеческим ресурсам в турфирмах значительно возрос, но он, как правило, заключается в желании иметь профессионального специалиста, в возможностях его обучения для выполнения работ, обусловленных требованиями, предъявляемыми к туристским организациям, что, в свою очередь, расширяет возможности достижения поставленных целей, адаптации к внешним меняющимся условиям. При этом вряд ли личные потребности и желания сотрудника будут интересовать руководство турфирмы, и не всегда они буду учтены в процессе осуществления деятельности. Однако, как отмечают исследователи, «потребности человека, то есть работника, являются единственной движущей силой в организации, и именно на этом выстраивается вся система мотивации персонала».[1]

Важность и значимость данных процессов определяет О.П.Ефимова, говоря о том, что «система мотивации персонала в туризме является основой деятельности любого туристского предприятия. Без профессионального работника ни одна турфирма не окажет ни одной услуги потребителю… Именно работник является ключевым фактором эффективности туристской организации».[2]

Основываясь на данном подходе, туристские компании должны формировать или иметь эффективную концепцию мотивации персонала, способствующую продуктивному стимулированию сотрудника и динамичному развитию организации.

Вопросам научного подхода к пониманию к мотивации персонала, разработки системы ее документационного обеспечения и возможностям практической реализации системы стимулирования сотрудников посвящены работы таких исследователей как И.П.Пономарев, А.Я.Кибанов, А.В.Клочков, В.А.Спивак, С.А.Шапиро, Р.Нирмайер, М.Зайфферт и ряда других специалистов.


В целом, анализ исследований по разработке системы мотивации персонала турфирмы позволил сделать вывод о том, что на сегодняшний день данная проблема получила свое развитие в работах ряда специалистов, однако некоторые ее аспекты, в частности, мотивации в процессе самой работы, предполагают ее дальнейшее глубокое изучение.

Перечисленные обстоятельства определили актуальность сферы исследования и обусловили выбор темы работы, постановку цели и основных задач.

Целью работы является исследование возможностей по формированию системы мотивации персонала туристского предприятия.

Достижение цели предусматривает решение следующего комплекса взаимосвязанных задач:

  • изучить теоретические основы системы мотивации персонала в туризме
  • рассмотреть систему мотивации персонала в практической деятельности на примере туристского предприятия «Библио Глобус» г.Иваново.

Объектом исследования является менеджмент персонала. Предметом исследования – система мотивации работников туристской компании.

При написании работы были использованы следующие широко апробированные и подтвердившие свою эффективность методы исследования: описание, сравнение, анализ, наблюдение, систематизация, изучение документов, моделирование.

В качестве информационной базы исследования были использованы учебники, учебные и учебно-методические пособия по тематике исследования и смежных областей, научные статьи, статьи в отраслевых журналах, методические материалы, информация, размещенная в Интернет-ресурсах, внутрифирменная документация туристского предприятия – объекта исследования.

Цель и задачи исследования определили структуру курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, а также приведен список использованной литературы и источников.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ В ТУРИЗМЕ

1.1. Мотивация персонала: понятие, содержание и структура

Понятие мотивации широко используется в менеджменте персонала в различных областях деятельности. Туризм – это та сфера, где эффективность работников является важнейшей частью всех процессов, осуществляемых непосредственно в процессе взаимодействия с покупателем услуг или путешествующим туристом. Именно персонал, уровень его профессиональных компетенций определяет «лицо» туристского предприятия и поэтому стимулирование и мотивация являются неотъемлемой частью общей кадровой политики на предприятиях, заинтересованных в продвижении собственного бренда и устойчивости своих позиций на отраслевом рынке.


Само понятие «мотивация» несет в себе достаточно большой информационный объем. Исходя из этого, можно говорить о том, что существует и множество его определений.

Так, В.В.Травин рассматривает мотивацию работников как «возможность удовлетворения потребностей персонала через их деятельность».[3] В данном случае мы видим прямую зависимость между трудом и получением благ.

Ю.В.Харина рассматривает мотивацию в аспекте взаимодействия с системой управления на предприятии. Исследователь представляет мотивацию как «инструмент менеджмента, который подразумевает систему стимулирования себя и других людей к процессам труда, направленных на достижение собственных целей или организационных целей».[4]

Основная функция мотивации, по мнению специалистов, состоит в оказании влияния на персонал в форме мотивов, побуждающих к продуктивному труду, а также в виде поощрительных мер, как индивидуальных, так и групповых. Все это определяет результативность работы коллектива, способствует эффективному развитию всей структуры управления турифирмы.

У.Херсберг, выделив ряд мотивационных факторов, предлагает их рассматривать с позиций разделения на две группы.[5]

1) Базовые мотиваторы

  • эффективная система материального стимулирования;
  • выплаты компенсационного и социального характера;
  • организация «дружелюбного» рабочего и информационного пространства.

2) Побудительные мотиваторы

  • возможность карьерного роста;
  • наличие условий для личностного профессионального роста;
  • творческий подход к самореализации.

Исходя из представленных факторов мотивации, можно говорить о системе мотивации, формируемой на предприятии, так как использование единичных мотиваторов не будет эффективным и сможет сформировать тот подход к выполнению профессиональных (должностных) обязанностей, который обеспечил бы динамику развития предприятия.

Специалисты в сфере HR-менеджмента выявляют несколько видов мотивации, в соответствии с мотивационными теориями Маслоу, Мак Клеланда, Герцберга, Портера, Лоулера и др.

Так, Н.В.Бутенко[6] предлагает следующую классификацию видов мотивации (Рисунок 1).

Виды мотивации

Денежная

Карьерная

Обучение

Ценные именные подарки

Отдых

Программа адаптации


Соревнование

Медицинское страхование

Рисунок 1. Виды мотивации персонала туристского предприятия

Все виды мотивации могут быть использованы непосредственно на предприятии, образуя общую концепцию мотивации сотрудников.

Исследуя понятие «мотивация», следует, на наш взгляд, рассмотреть в тандеме с понятием «мотив», являющимся основополагающим в выстраивании системы мотивации персонала к труду.

По мнению М.И.Еникеева, мотив – это осознанное побуждение к достижению конкретной цели, понимаемое индивидом как личностная необходимость.[7]

А.В.Клочков определяет мотив как непосредственное побуждение работника к деятельности (работе), связанное с удовлетворением его потребностей.[8]

Основным условием мотивации к труду, по мнению исследователя, является тот факт, что именно эта деятельность будет являться практически единственным источником получения благ. Формированию мотивов к труду также будет способствовать оценка возможностей достижения благ и удовлетворения собственных потребностей, получаемых посредством труда.

В случае, если удовлетворение потребностей не исходит из трудовой деятельности, то в этой ситуации мотивация к труду не будет результативной или же не сформируется вовсе.

Мотивация может быть сформирована только, если в управленческой структуре управления организацией существует определенный набор благ, который способен заинтересовать сотрудника и, соответственно, при выполнении определенной работы может быть получен.

Данные действия формируют у персонала определенные группы мотивов к труду. Такая парадигма мотивов у ряда специалистов получила понятие мотивационное ядро (комплекс), которое имеет определенную структуру, различающуюся в зависимости от конкретной трудовой ситуации.

О.Б.Тихонова выделяет несколько групп мотивов, которые объединяются в систему. Это мотивы «полезности» деятельности сотрудника, общественной полезности выполняемой работы, мотив статуса, связанный с общественным признанием результативности трудовой деятельности, мотивы возможности материальных благ, а также мотивы, направленные на определенную продуктивность работы.[9]

Таким образом, исследуя сущность мотивации, можно определить, что данная категория рассматривается достаточно широко и затрагивает основополагающие аспекты системы управления человеческими ресурсами. На основе исследований ряда научных работ можно сделать вывод, что мотивация может классифицироваться с учетом различных составляющих и базируется на ряде мотиваторов, которые вкупе и составляют ее суть.


1.2. Организационно-методические основы формирования системы мотивации

Мотивация персонала туристской организации представляет собой определенную систему. По мнению Р.А. Долженко, ее организационно-методические основы представлены тремя компонентами (Рисунок 2).[10]

Рисунок 2. Система мотивации труда персонала туристского предприятия

Первый компонент системы – это группа мотиваторов, соответствующих определенному работнику и воздействие, которое может оказать на него система мотивации.

Второй компонент данной системы определяется тем, что туристское предприятие может потенциально предложить сотруднику, то есть здесь можно говорить о системе стимулирования.

Третья составляющая системы – это сложившаяся под влиянием всех факторов трудовая деятельность работника, определяемая его трудовой активностью.

Формирование системы мотивации персонала определяется созданием системы стимулирования с целью охвата мотивов к труду всего персонала с учетом занимаемых должностей и выполняемых работ.

Система мотивации формируется практически в каждой турфирме. Однако с ее помощью не всегда удается добиться желаемых целей: повысить производительность и эффективность труда, заинтересовать в результатах деятельности сотрудников и т. д.

Причиной подобных проблем, в большинстве случаев, является тот факт, что выстраиваемая система мотивации не всегда учитывает специфику предприятия или его конкретного структурного подразделения. Следовательно, система мотивации и стимулирования труда каждой организации (в нашем случае турфирмы) должна разрабатываться с учетом ее особенностей и результатов исследования персонала. Также необходимо учитывать и то, что с одной стороны, такая система должна стимулировать сотрудников к эффективной работе, с другой – быть экономически оправданной.

Система мотивации персонала – сложный процесс, определяющий специфику механизма формирования трудовой мотивации персонала.

Организационно-методические основы разработки системы мотивации и стимулирования труда могут быть представлены в виде следующих этапов: