Файл: Повышения производительности труда в компании: совершенствование мотивации работников(ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ В ТУРИЗМЕ).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 211
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ В ТУРИЗМЕ
1.1. Мотивация персонала: понятие, содержание и структура
1.2. Организационно-методические основы формирования системы мотивации
2.1. Краткая характеристика объекта исследования
2.2. Анализ системы мотивации персонала туристского предприятия «Библио Глобус»
-
-
- Осознание работником своих потребностей как системы предпочтения, выбор наилучшего способа получения определенного вида вознаграждения.
- Принятие решения о его реализации.
- Осуществление действия.
- Получение вознаграждения.
- Удовлетворение потребности.
-
Механизм, формирующий мотивацию персонала, – это саморегулирующаяся система мотивов и стимулов, созданная с учетом индивидуальных потребностей персонала, но при этом реализуемая посредством целей туристского предприятия. Механизм формирования мотивации является основополагающей частью системы трудовой мотивации.
На сегодняшний день нет однозначной трактовки данного понятия. Ряд исследователей рассматривают его как объединение мотивов, формирующихся под влиянием определенных мотиваторов. Основой понятия мотивационного механизма является представление о сути мотивации и закономерностях поведения работников гостиничного предприятия.
Мотивационный механизм является комплексной системой, внутри которой применяется определенный инструментарий и способы воздействия на персонал для обеспечения достижения целей в сфере его формирования.
Разработка мотивационного механизма требует решения комплекса задач:
- определение составляющих элементов структуры механизма мотивации;
- выявление их особенностей с учетом определенной социально-экономической среды,
- исследование факторов внутренней и внешней среды, определяющих мотивацию сотрудников;
- изучение возможностей мотиваторов в условиях развития предприятия;
- определение основополагающих методов воздействия на мотивацию и возможность их сочетания;
- выявление соответствующего механизма воздействия на трудовую деятельность коллектива;
- возможность эффективной оценки мотивации.
Определение механизма мотивации деятельности работников на субъективном уровне может рассматриваться как последовательный процесс реализации нескольких уровней: осознание и возможность формирования собственных потребностей, активного поиска, установление некой системы мотивов, работы процесса мотивации, и на уровне организационно-управленческого характера – как процесс четкого разграничения структуры мотивации персонала в зависимости от конечных целей и задач организации (Рисунок 3) [11].
Рисунок 3. Механизм мотивации
Таким образом, механизм мотивации труда является организационной основой формирования системы мотивации и стимулирования труда.
Е.А.Митрофанова[12] выделяет ряд методических принципов, на которых строится концепция мотивации персонала туристского предприятия.
- комплексный подход;
- формирование устойчивой системы;
- формирование регламентирующей документации;
- акцентирование на специализации;
- стабильность всех процессов, осуществляемых в организации.
Остановимся подробнее на сути данные принципов.
Предполагается, что комплексный подход необходим с учетом всех возможных факторов: организационных, правовых, технических, материальных, социальных, моральных и социологических. Данные факторы должны применяться в совокупности, а не отдельно друг от друга. Это гарантирует получение хороших результатов. В этом случае значительное повышение эффективности и качества работы станет реальным фактом.
Комплексность в своем названии несет в себе смысл некой общности. Проведение мероприятий должно осуществляться в отношении всего коллектива предприятия. Такая система принципов будет способствовать большему эффекту на уровне всей организации.
Если принцип комплексности предполагает создание системы стимулирования с учетом всех ее факторов, то принципе системности предполагает выявление и устранение противоречий между факторами, их увязку между собой. Это способствует возможности создания системы мотивации и стимулирования труда, которая имеет внутренний «баланс» за счет взаимодействия ее элементов и способна продуктивно работать на благо организации.
Примером системности может служить взаимосвязь между качеством и эффективностью труда и получаемым за это вознаграждением.
Регламентация рассматривает установление определенных регламентационных процедур, на практике являющимися инструкциями, правила, нормативами, а также процесс контроля их выполнения.
Исходя из этого, появляется возможность дифференцирования деятельности работников, в сфере требующей четкого соблюдения регламентирующей документации и контроля их выполнения, и тех сфер, в которых сотрудник имеет свободу действий и возможность проявить инициативу.
Также, регламентация необходима и в вопросе оценки конечной работы, то есть должны быть сформулированы четкие критерии, по которым будет производиться оценка конечного результата деятельности работника. Тем не менее, формирование регламентации не должно исключать творческий подход, который в свою очередь также должен быть учтен в последующем вознаграждении работника.
Специализация связана с закреплением определенных функций за конкретным подразделением или работником в соответствии с принципами организации процесса труда на определенном предприятии туризма. Формирование специализации деятельности стимулирует эффективность труда, повышение качества выполняемых работ.
Стабильность предполагает наличие устоявшихся внутренних структур, связанных отсутствием текучести кадров, сложившегося коллектива, четко поставленных задач и функций, стоящих перед коллективом и порядком их исполнения.
Также следует отметить, что для разработки и внедрения эффективной системы мотивации и стимулирования труда, необходимо осуществить реализацию следующих, как минимум, трех задач:
- провести диагностику мотивационной среды туристского предприятия;
- разработать систему мотивации;
- использовать мониторинг при анализе и корректировке изменений.
М.В.Крайнов[13] считает, что, в целом, система мотивации выполняет как минимум четыре задачи.
1. Компания имеет возможность достижения определенных результатов на каком-то этапе деятельности (например, определенного размера прибыли).
2. Мотивированные сотрудники ведут себя соответственно требованиям организации и тем самым обеспечивают ей позитивный имидж на рынке.
3. Сотрудники с высоким уровнем мотивации активно взаимодействуют между собой, обеспечивая улучшение результатов деятельности.
4. Эффективная мотивация способствует длительным трудовым отношениям, обеспечивающим большую экономию средств на найме новых работников их обучении, сохранении опыта и знаний, накопленных в процессе деятельности.
Как показывает практика, несоблюдение данных аспектов в формировании системы мотивации может привести к нестабильности в коллективе и оказать сильный демотивирующий эффект.
Таким образом, рассмотрев некоторые теоретические подходы к проблеме мотивации персонала, можно определить следующее.
Мотивация персонала рассматривается достаточно широко и затрагивает основополагающие аспекты системы управления человеческими ресурсами. На основе исследований ряда научных работ можно сделать вывод, что мотивация может классифицироваться с учетом различных составляющих и базируется на ряде мотиваторов, которые вкупе и составляют ее суть.
Мотивация представляет собой единый механизм, объединяющий в себе комплекс мотиваторов, которые, в конечном итоге, формируют систему мотивации персонала туристского предприятия.
2. СИСТЕМА МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ТУРИСТСКОГО ПРЕДРИЯТИЯ «БАБЛИО ГЛОБУС» г.ИВАНОВО
2.1. Краткая характеристика объекта исследования
Общество с ограниченной ответственностью «Турфирма Библио Глобус» расположено в центральном районе города Иваново.
С 1999 года занимается организацией специализированных туров по южному региону (Красная Поляна, Кавказский биосферный заповедник, урочище Лагонаки, сплав по горным рекам), а также экскурсионными турами, в том числе речными по России, путешествиями с целью отдыха на Черноморское побережье, в Крым, в Турцию, Египет, Европу.
В своей работе турфирма «Библио Глобус» постоянно совершенствует свою профессиональную деятельность, расширяет спектр и качество предоставляемых услуг. Сотрудниками предприятия накоплен большой опыт по организации различных видов путешествий, отдыха, специализированных туров.
Одним из важных направлений деятельности турфирмы является организация отдыха за рубежом. В этой сфере работы к услугам клиентов – пляжный и активный отдых, деловые туры (выставки, презентации), лечение на термальных курортах, туры по Европе (стандартные семейные автомобильные туры) и в экзотические страны, детский и молодежный туризм, морские круизы, шоп-туры, VIP-отдых.
Репутация туристского предприятия «Библио Глобус» в сфере туристического бизнеса возлагает на него особую ответственность перед клиентами, сотрудниками, партнерами и инвесторами.
Учредительными документами компании являются Устав предприятия (его официальное название – Общество с ограниченной ответственностью «Турфирма «Библио Глобус»), Свидетельство о постановке на налоговый учет, Свидетельство о внесении Единый реестр предприятий.
Миссия турфирмы «Библио Глобус» заключается в максимально полном удовлетворении потребителей туристских и гостиничных услуг, в участии развития гостиничной индустрии и туристского бизнеса в нашей стране и выведении российской туристической отрасли на уровень, соответствующий международным стандартам, в повышении инвестиционной привлекательности данной сферы российской экономики.
Стратегия предприятия – создание на собственной базе многофункционального туристического оператора, предоставляющего полный комплекс туристических и гостиничных услуг.
Основными направлениями деятельности работников турфирмы являются:
- работа с туроператорами и турагентами
- предоставление информации клиентам по вопросам организации туров;
- продажа туров, некоторые направления маркетинга и реклама;
- бронирование и оформление билетов;
- индивидуальная работа с клиентами;
- выполнение административных функций.
Дополнительно предприятие предлагает следующие услуги:
- Организация трансфера и аренда автомобилей.
- Заказ билетов в театры, музеи, выставки.
- Заказ столиков в лучших ресторанах города.
Для эффективной работы предприятия была определена структура управления (Рисунок 3).
Директор турфирмы
Группа по разработке новых туристских предложений
Менеджеры по продажам
Бухгалтерия
Менеджеры по маркетингу и рекламе
Менеджеры по продаже авиабилетов, ж/д билетов
Менеджеры по туризму
Менеджер по оформлению документов
Специалист по персоналу
Рисунок 3. Организационная структура управления турфирмой «Библио Глобус»
Распределение обязанностей работников турфирмы осуществляется следующим образом.
Директор осуществляет общее руководство турфирмой, контролирует и координирует работу агентства, контролирует все управленческие решения на всех уровнях. Заключает договоры, ведет переговоры по делам туристского предприятия, знакомится с новинками рынка, участвует в конференциях. Директор является главным распорядителем денежных средств, принимает решения о приеме на работу или увольнению сотрудников, определяет основные направления программы совершенствования внутрифирменных отношений.
Сферой деятельности бухгалтерии является ведение финансовых операций, осуществляемых туроператором, оформление и отслеживание исполнения договоров, ведение всех денежно-кассовые расчеты, оформление всей бухгалтерской документации и осуществление финансовой отчетности.
Группа по разработке новых туристских предложений является аналитическим центром компании. Она изучает конъюнктуру рынка услуг, разрабатывает новые предложения. Менеджеры по маркетингу и рекламе на базе данных предложений формируют направления маркетинга предприятия, осуществляют его рекламное обеспечение.