Файл: Роль мотивации в поведении организации («АКВАМАРИН»).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 85
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические аспекты мотивации персонала
1.1 Значение, функции и методы мотивации в системе управления персоналом
1.2 Система мотивации персонала гостиничного предприятия
Глава 2 Анализ мотивации персонала на примере гостиничного предприятия SPA ОТЕЛЯ «АКВАМАРИН»
2.1 Организационно-правовая характеристика
2.2 Система мотивации персонала в Spa отеле «Аквамарин»
Глава 3. Совершенствование нематериальной программы мотивации персонала
Таблица 1
Матрица сравнения основных конкурентов отеля «Аквамарин»
Факторы |
Коэффициент значимости |
Spa Отель Аквамарин |
Spa отель Гелиос |
Курортный отель Лесная Рапсодия |
Парк отель Хвойный |
Качество обслуживания |
4 |
10*4 |
8*4 |
9*4 |
7*4 |
Размер территории |
2 |
6*2 |
9*2 |
7*2 |
5*2 |
Стоимость услуг |
3 |
9*3 |
7*3 |
5*3 |
9*3 |
Реклама |
2 |
7*2 |
10*2 |
4*2 |
6*2 |
Местоположение |
3 |
9*3 |
9*3 |
7*3 |
10*3 |
Престиж |
1 |
9*1 |
6*1 |
5*1 |
6*1 |
Работа персонала |
4 |
10*4 |
4*4 |
7*4 |
6*4 |
Всего |
- |
169 |
140 |
127 |
137 |
Коэффициенты значимости от 0 до 4 баллов, 0 баллов - отсутствие воздействия, 4 балла - максимальное воздействие.
Оценка факторов производится по 10-ти бальной шкале. Таким образом, отель «Аквамарин» является лидером среди конкурентов, представленных в таблице2.
Таблица 2
Характеристика ресурсного потенциала АО «Аквамарин» за 2017 -2018 гг.
Наименование показателей |
2017 г |
2018 г |
Изменения, тыс.руб. |
Темп роста, % |
1.Среднегодовая численность работников, чел. |
44 |
46 |
+2 |
104,5% |
2. Среднегодовая стоимость основных фондов, тыс.руб. |
15126 |
14986 |
-140 |
99,1% |
3. Среднегодовая стоимость оборотных средств тыс.руб. |
1488 |
1502 |
+14 |
100,1% |
4. Общая площадь отеля, в т.ч числе: |
2920 |
2920 |
- |
- |
4.1 Номерной фонд |
2220 |
2220 |
- |
- |
5.Среднегодовая стоимость авансированного капитала, тыс. руб. |
16614 |
16488 |
-126 |
99,2% |
По результатам анализа можно сделать вывод, что в отчетном году произошло перемена в основных показателях, то есть в общем ресурсный потенциал «Аквамарин» увеличился.
Среднесписочная численность персонала отеля увеличилась на 2 человека, что составляет 4,5%. Уменьшилась среднегодовая стоимость основных фондов на 0,9%, а среднегодовая стоимость оборотных средств увеличилась на 0,1%.
Система экономических показателей хозяйственной деятельности — совокупность взаимосвязанных, систематизированных показателей, характеризующих сферу экономической деятельности предприятия.
Таблица 3
Динамика основных экономических показатели хозяйственной деятельности АО «Аквамарин» за 2017 -2018 гг.
Наименование показателей |
2017 г |
2018 г |
Изменения, тыс.руб. |
2018 г в % к 2017 г |
1. Выручка от оказания услуг, тыс. руб. |
92424 |
97438 |
+5014 |
105,4% |
2. Себестоимость услуг, в т.ч: |
66882 |
68446 |
+1564 |
102,3% |
2.1 Коммерческие расходы |
25698 |
26988 |
+1290 |
105,0% |
2.2 Управленческие расходы |
41184 |
41458 |
+274 |
100,7% |
3. Прибыль (убыток) от продажи товаров / услуг - в сумме, тыс. руб. |
25542 |
28992 |
+3450 |
113,5% |
4. Прочие доходы, тыс. руб. |
417 |
419 |
+2 |
100,5% |
5. Прочие расходы, тыс. руб. |
51 |
58 |
+7 |
113,7% |
6. Валовая прибыль, тыс. Руб. |
25908 |
29353 |
+3445 |
113,3% |
7. Налог на прибыль, тыс. руб. |
5182 |
5871 |
+689 |
113,3% |
8. Чистая прибыль (убыток), тыс. руб. |
20726 |
23482 |
+2756 |
113,3% |
Согласно исследованию расчетов, показаны в таблице 3, можно сделать вывод, что в отчетном году основные показатели Spa отеля улучшились. Так, выручка в отчетном году по сравнению с прошлым годом возрос на 5014 тыс. руб. или на 5,4%. Ее увеличение способствовало росту себестоимости на 1564 тыс. руб. или на 2,3%.
Доход от продаж также увеличилась в отчетном году по сравнению с прошлым годом на 3450 тыс.руб., что составляет 13,5%. Произошло изменение прочих доходов и расходов. Прочие доходы отеля в отчетном год' возросли на 2 тыс.руб. или на 0,5%, а расходы возросли на 13,7%, что составляет 7 тыс. руб.
Валовая прибыль увеличилась на 3445 тыс. руб., что способствовало росту чистому доходу на 2756 тыс. руб. или на 13,3%.
2.2 Система мотивации персонала в Spa отеле «Аквамарин»
Главной задачей кадровой политики АО «Аквамарин» является достаточное обеспечение отеля персоналом, имеющим необходимые квалификацию и опыт, и рациональное использование кадров. Наиболее грамотное управление персоналом способствует увеличению выручки отеля, повышению эффективности и увеличению размера полученной прибыли .
Сотрудники отеля рассматриваются по таким показателям, как:
- обеспеченность трудовыми ресурсами
- классификация сотрудников по возрас^, образованию. Основными службами отеля являются:
- отдел кадров
- инженерно-техническая служба
- административная служба
- отдел продаж
- ресторанная служба
- служба безопасности
- служба приёма и размещения
- хозяйственный отдел
- экономический отдел.
Организационно - экономическая структура отеля «Аквамарин» официально выражается в штатном расписании (Таблица4)
Таблица 4
Штатное расписание отеля АО «Аквамарин» за 2018 г.
Название структурного подразделения |
Должность |
Количество штатных |
единиц |
||
Дирекция |
Управляющий |
1 |
Помощник управляющего |
1 |
|
Начальник отделов |
2 |
|
Административно - управляющий аппарат рат |
Заместители начальников |
2 |
Тренинг-менеджер |
1 |
|
Менеджер отдела |
1 |
|
продаж |
||
Дневной администратор |
2 |
|
Суточный администратор |
2 |
|
Супервайзер |
1 |
|
Администратор ресторанной службы |
1 |
|
Экономический отдел |
Шеф повар |
1 |
Экономист |
1 |
|
Главный бухгалтер |
1 |
|
Бухгалтер |
1 |
|
Служащие |
Униформист |
1 |
Горничные |
9 |
|
Повара |
7 |
|
Бармены |
2 |
|
Официанты |
6 |
|
Инженеры |
1 |
|
Общее количество сотрудников |
46 |
Большую долю вакансий отеля в 2018 году занимают женщины, что составляет от всей организационной структуры 63,04%, мужчины - 36,96%, что видно по рисунку 2.
Рисунок 2. Соотношение трудовых ресурсов SPA-отеля «Аквамарин» за 2017- 2018
Для наглядности отразим в виде диаграммы (рисунок 2.6) соотношение трудовых ресурсов АО «Аквамарин».
Рассмотрим классификацию персонала отеля по возрасту, представленную в таблице 5
Таблица 5
Классификация персонала АО «Аквамарин» по возрасту, чел.
Контингент |
Годы |
Изменение, +/- |
|
2017 |
2018 |
||
18 - 25 лет |
12 |
12 |
0 |
26 - 36 лет |
16 |
17 |
+1 |
37 - 50 лет |
13 |
14 |
+1 |
Свыше 50 лет |
3 |
3 |
0 |
На конец 2018 года наблюдается динамика роста численности персонала от 26 до 36 лет на 1 человека и от 37 до 50 лет на 1 человека. Отразим представленные в таблице данные на диаграмме (рисунок 3).
Рисунок 3. Динамика персонала АО «Аквамарин» по возрасту
Проанализировав динамику персонала можно сделать вывод, что преобладающее большинство персонала находится в возрасте от 26 до 36 лет.
Рассмотрев структуру персонала предприятия перейдем к анализу программ мотивации персонала. Самым эффективным методом мотивации является заработная плата. Заработная плата в АО Аквамарин начисляется по повременно-премиальной и сдельной системам оплаты труда.
Заработная плата - это не единственное денежное поощрение, наряду с ней присутствует премирование персонала отеля. Однако эти выплаты непостоянны и составляют небольшую часть от оклада.
Также в отеле присутствует вознаграждение за выслу^ лет. Оно выплачивается работникам, которые имеют стаж работы в данном отеле более пяти лет.
В связи с тяжелым материальным положением работникам выплачивается единовременная материальная помощь.
Еще одним способом мотивации является введенная спа- отелем система штрафов, которая является неотъемлемой частью при поддержании трудовой дисциплины. Она включает в себя: взыскания, выговоры, предупреждения, вплоть до увольнения с работы.
В спа-отеле применяется график работы посменно. В месяц у работников выходит определенное количество смен и часов, на основании которых им выплачивается заработная плата. Данные представлены в таблице 6
Таблица 6
Заработная плата сотрудников АО «Аквамарин»
Название структурного подразделения |
Должность |
Заработная плата, руб. |
Дирекция |
Управляющий |
125000 |
Административно - управляющий аппарат |
Помощник управляющего |
80000 |
Начальник отделов |
63000 |
|
Заместители начальников |
45000 |
|
Тренинг-менеджер |
41000 |
|
Менеджер отдела продаж |
45000 |
|
Дневной администратор |
35000 |
|
Суточный администратор |
49000 |
|
Супервайзер |
30000 |
|
Администратор ресторанной службы |
41000 |
|
Экономический отдел |
Шеф повар |
92000 |
Экономист |
65000 |
|
Главный бухгалтер |
77000 |
|
Бухгалтер |
40000 |
|
Служащие |
Униформист |
26000 |
Горничные |
26000 |
|
Повара |
35000 |
|
Бармены |
30000 |
|
Официанты |
28000 |
|
Инженеры |
38000 |
К заработной плате рабочего персонала выписываются различные поощрения по усмотрению управляющего. Например, за выслугу лет предусмотрена выплата в размере от 500 до 5000 руб. Система штрафов представляет собой удержание суммы в размере от 500 до 10000 руб. в зависимости от степени нарушения.
Программы мотивации спа-отеля представим схематично на рисунке 4
Рисунок 4. Программы мотивации АО «Аквамарин»
В завершении можно отметить, что в отеле не учитываются нематериальные потребности людей. Несмотря на наличие материальных поощрений, отсутствуют методы мотивации, направленные на реализацию социальных потребностей, например, самореализация. В АО «Аквамарин» нет конкретного сотрудника, в обязанности которого входит поддержание сплоченности в коллективе, по средствам нематериальной программы мотивации, что является большим недостатком в существующей системе мотивации персонала.
Глава 3. Совершенствование нематериальной программы мотивации персонала
В результате проведенного исследования мотивации работников отеля в г. Зеленогорск становится ясно, что для более эффективного функционирования специалистов необходимо осуществление ряда программ, направленных на совершенствование существующей системы мотивации.
Для совершенствования существующей системы мотивации необходимо создание мотивационны программ. На этапе анализа была обобщена полученная информация о существующей системе мотивации, выделены основные факторы труда, вызывающие неудовлетворенность у сотрудников филиала, а также преобладающие трудовые ценности сотрудников филиала.
Для более эффективного совершенствования существующей системы мотивации необходимо максимально использовать имеющиеся в организации позитивные моменты и постараться наиболее оперативно устранить факторы, вызывающие наибольшую неудовлетворенность у работников отдела продаж.
Разработка программы совершенствования системы мотивации будет осуществляться, основываясь на следующих принципах:
- устранение перечисленных выше проблем;
- оптимального совмещения материальных интересов сотрудников и принципов компенсационной политики компании;
- экономическая эффективность;
- способствовать развитию таких качеств сотрудников как, творческий подход и активный поиск дополнительных возможностей для бизнеса;
- конкурентоспособности, способности привлекать человеческие ресурсы, необходимые для достижения бизне -задач организации.