Файл: Инновационный менеджмент: сущность и специфика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 102

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Инновационный менеджмент – одно из направлений стратегического управления, осуществляемого на высшем уровне руководства компании. Его целью является определение основных направлений научно-технической и производственной деятельности фирмы в следующих областях: разработка и внедрение новой продукции (инновационная деятельность); модернизация и совершенствование выпускаемой продукции; дальнейшее развитие производства традиционных видов продукции; снятие с производства устаревшей продукции.

Инновационный менеджмент имеет такое огромное значение для развития инновационной деятельности фирм и нормального функционирования их в условиях рыночной экономики, что нет необходимости это доказывать. Изучение инновационного менеджмента – это необходимое условие формирования современного инновационного менеджера-профессионала. Для этого важно знание не только зарубежного опыта инновационной деятельности, но и отечественной теории и практики в этой области.

В соответствии с международными стандартами ин­новация определяется как конечный результат инноваци­онной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рын­ке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам. Инновация может быть рассмотрена как в динами­ческом, так и в статическом аспекте. В последнем слу­чае инновация представляется как конечный результат научно-производственного цикла (НПЦ).

Разработка, внедрение в производство новой продукции имеют для фирм важное значение как средство повышения конкурентоспособности и устранения зависимости фирмы от несовпадения жизненных циклов производимой продукции. В современных условиях обновление продукции идет довольно быстрыми темпами.

Современные тенденции мировой экономики показывают, что уровень развития страны и благосостояния населения во многом определяются способностью экономики адаптироваться к стремительным темпам научно-технологического развития. Результативность же НТП в значительной степени определяется эффективностью нововведений, то есть эффективностью инноваций в форме внедрения новых продуктов и технологий на предприятии. Главной причиной, заставляющей промышленные предприятия вкладывать в освоение достижений НТП миллионы долларов, является острая конкуренция. С этой целью оно отслеживает и прогнозирует ситуацию на рынке, линию поведения основных и потенциальных конкурентов, появление новых научных и технологических прорывов. На этот процесс оказывают влияние внешние и внутренние факторы. Он заключает в себе определенный спектр проблем, решением которых, по большей части, и занимается инновационный менеджмент.


Данный курсовой проект является очень актуальным потому, что в настоящее время слабым звеном организационно-экономического механизма управления национальной экономикой является механизм управления инновациями. В условиях рыночной экономики инновации должны способствовать интенсивному развитию экономики, обеспечивать ускорение внедрения последних достижений науки и техники в производство, полнее удовлетворять потребителей в разнообразной высококачественной продукции и услугах.

Цель данной работы - раскрыть сущность и специфику инновационного менеджмента.

Задачи:

  1. Раскрыть содержание и сущность инновационного менеджмента.
  2. Определить роль инновационного менеджмента в комплексе менеджмента на предприятии.
  3. Рассмотреть программу внедрения инноваций на примере конкретного предприятия.

Объектом исследования выступает инновационная деятельность.

Предметом исследования – целенаправленные процессы создания, освоения и распространения нововведений и обусловленные ими изменения в социальных, экономических и технических системах.

Работа состоит из введения, основной части, которая включает 3 главы, заключения, списка использованных источников.

Глава 1. Содержание и сущность инновационного менеджмента

1.1 Определение, цели, задачи и функции инновационного менеджмента

В наше время, в условиях жесткой конкурентной борьбы, предприятие определяет для себя спектр проблем и задач, которые помогут ему стать лидером на рынке. К ним относятся: усиление интенсивных факторов развития производства, которые способствуют применению НТП во всех сферах человеческой деятельности; определяющая роль науки в повышении эффективности разработки и внедрения новой техники и технологии; необходимость существенного сокращения сроков создания, освоения новой техники и технологии; повышение технического уровня производства; необходимость развития массового творчества изобретателей и рационализаторов; специфика процесса научно-технического производства (имеющая место неопределенность затрат и результатов, ярко выраженная многовариантность исследований, риск и возможность отрицательных результатов); увеличение затрат и ухудшение экономических показателей предприятий при освоении новой продукции; быстрое моральное старение техники и технологии; объективная необходимость ускоренного внедрения новой техники и технологии и т.д.


Приоритет в области решения указанных проблем принадлежит инновационному менеджменту. Ниже приведем три определения инновационного менеджмента.

Инновационный менеджмент - управленческая деятельность, ориентированная на получение в производстве нового положительного качества различного свойства (продуктового, технологического, информационного, организационного, собственно управленческого и др.) в результате разработки и реализации неординарных управленческих решений.

Инновационный менеджмент – это совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процессами, инновационной деятельностью, занятыми этой деятельностью организационными структурами и их персоналом [7].

Инновационный менеджмент – это система управления инновациями, инновационным процессом и отношениями, возникающими в процессе движения инноваций [15].

Итак, из всех трёх, достаточно похожих определений, мы видим, что инновационный менеджмент - прежде всего система управления инновациями, в которой задействованы все организационные структуры с целью получения конкретного нового продукта.

Целью инновационного менеджмента является установление основных векторов научно-технической и производственной деятельности компании в следующих областях:

• разработка, совершенствование и внедрение новой продукции (собственно инновационная деятельность);

• дальнейшая модернизация и развитие старых рентабельных производств;

• закрытие старых производств.

Основная задача инновационного менеджмента - управление инновационными процессами на любом уровне посредством их качественного и количественного изменения в результате применения методов организации и управления, обеспечивающих единство науки, техники, производства и потребления, т.е. удовлетворение общественных потребностей в инновационном продукте.

Необходимым условием совершенствования экономического механизма управления инновационной деятельностью в условиях формирования рыночной экономики является развитие инновационного менеджмента.

Инновационный менеджмент базируется на основе:

1) целенаправленного поиска идеи, служащими фундаментом для инновации;

2) организации инновационного процесса для данной инновации (что предполагает проведение организационно-технического комплекса работ по превращению идеи в новый продукт, готовый для продвижения на рынке);

3) процесса продвижения и реализации инновации на рынке.


Субъектом управления в инновационном менеджменте может быть одни работник или группа работников (специалистов по маркетингу, по финансам), которые посредством различных приемов и способов управленческого воздействия осуществляют целенаправленное функционирование объекта управления. Объектом управления в инновационном менеджменте являются инновации, инновационный процесс и экономические отношения между участниками рынка инноваций (продуцентов, продавцов, покупателей).

Инновационный менеджмент выполняет определенные функции: прогнозирование; планирование; организация; регулирование; координация; стимулирование; контроль. Если говорить в целом, то они способствуют выявлению направлений осуществления изменений, тенденций научно-технического развития и изменения спроса потребителей; способствуют выработке и воплощению плановых заданий; установлению взаимосвязей между структурными подразделениями организации для реализации инвестиционной программы; способствуют регулированию технико-технологической и экономической систем; координированию работ звеньев системы управления; проверке организации инновационного процесса, плана создания и реализации инноваций.

Вывод: инновационный менеджмент - система управления инновациями, в которой задействованы все организационные структуры с целью получения конкретного нового продукта. Субъекты: работник (группа работников). Объекты: инновация, инновационный процесс. Функции: прогнозирование; планирование; организация; регулирование; координация; стимулирование; контроль. Цели ориентированы на разработку, модернизацию, развитие и ликвидацию. Задачи - управление на всех уровнях посредством качественных и количественных изменений.

1.2 Инновация и инновационный процесс, как объекты инновационного менеджмента

Как мы уже выяснили, объектами инновационного менеджмента являются инновация и инновационный процесс.

Рассмотрим первый объект инновационного менеджмента - инновационный процесс. Он представляет собой процесс создания, освоения, распространения и использования инновации.

Применительно к продукту (товару) инновационный процесс может быть определен как процесс последовательного превращения идеи в товар через этапы фундаментальных и прикладных исследований, конструкторских разработок, маркетинга, производства, сбыта.


Различают три логические формы инновационного процесса:

1) простой внутриорганизационный (или натуральный) - предполагает создание и использование новшества внутри одной организации, новшество в этом случае не принимает товарной формы;

2) простой межорганизационный (или товарный) - новшество выступает как предмет купли-продажи. Такая форма инновационного процесса означает отделение функции создателя и производителя новшества от функции его потребителя;

3) расширенный - проявляется в создании новых производителей нововведения, в нарушении монополии производителя, что способствует через взаимную конкуренцию совершенствованию потребительских свойств выпускаемого товара.

Протекание инновационного процесса, как и любого другого, обусловлено сложным взаимодействием многих факторов. Так, результаты деятельности в инновационной сфере не только влияют на общество, но и испытывают на себе обратное его воздействие, причем в самых различных аспектах: научно-техническом, организационном, социальном и др.

Для характеристики инновационного процесса используется категория, обозначающая его важнейшую внутреннюю составляющую – понятие диффузия инноваций.

Диффузия инновации – процесс, посредством которого нововведение передается по коммуникационным каналам между членами социальной системы во времени. Нововведениями могут быть идеи, предметы, технологии, продукты, являющиеся новыми для соответствующего хозяйствующего субъекта. Иными словами, диффузия – это распространение уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения. В результате диффузии возрастает число как производителей, так и потребителей и изменяются их качественные характеристики. Непрерывность нововведенческих процессов определяет скорость и границы диффузии нововведений в рыночной экономике.

Следует подчеркнуть, что диффузия не всегда является следствием инновации – возможны и обратные ситуации.

В инновационном процессе целесообразно выделить следующие стадии:

  • Достижения фундаментальной науки;
  • Прикладные исследования;
  • Опытно-конструкторские разработки;
  • Первичное освоение (внедрение);
  • Широкое внедрение (собственно распространение инновации);
  • Использование;
  • Устаревание инновации [11, c. 17].

Субъектов инновационного процесса можно разделить на группы:

1) новаторы;

2) ранние реципиенты;

3) раннее большинство;

4) отстающие.