Файл: Инновационный менеджмент: сущность и специфика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 110

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Новаторы являются генераторами научно-технических знаний. Это могут быть индивидуальные изобретатели, исследовательские организации. Они заинтересованы в получении части дохода от использования изобретений.

В качестве ранних реципиентов выступают предприниматели, первыми освоившие новшество. Они стремятся к получению дополнительной прибыли путем скорейшего продвижения новшеств на рынок. Они получили название "пионерских" организаций.

Раннее большинство представлено фирмами, первыми внедрившими новшество в производство, что обеспечивает им дополнительную прибыль.

Отстающие фирмы сталкиваются с ситуацией, когда запаздывание с нововведениями приводит к выпуску новых изделий, которые уже морально устарели.

В условиях рыночной экономики с учетом ряда факторов, условий и причин (усложнение общественных потребностей, быстрое обновление новшеств, их наукоемкость) возникает необходимость дополнительного воздействия на инновационный процесс - управление им.

Сущность управления инновационным процессом - воздействие на процесс исследований, проектно-конструкторских работ и освоения новшеств т.о., чтобы в конечном счете повысилась экономическая эффективность предприятия.

Управление инновационным процессом осуществляется как на основе общих, так и на основе специфических принципов управления. К специфическим принципам относятся принципы гибкости, учета фактора времени, комплексности, учета неопределенности инновационных работ, учета их творческого характера.

Принцип гибкости обусловлен циклическим характером научно-технического прогресса, трудно предсказуемостью результатов научных исследований. Принцип гибкости требует применения особых видов планирования и форм финансирования, оказывает влияние на состав научно-технических кадров и выбор методов управления [14].

Принцип учета фактора времени обусловлен значительной длительностью инновационного цикла, неравномерностью временного периода выполнения отдельных его стадий и этапов. Этот принцип связан с необходимостью учета долговременных последствий принимаемых управленческих решений.

Принцип комплексности предполагает техническое, экономическое, организационное и информационное единство всех звеньев, на всех стадиях и этапах инновационного процесса.

Принцип учета неопределенности инновационных работ и их рискового характера находит проявление в прогнозировании и планировании, финансировании и методах оценки эффективности нововведений. Он требует, например, создания страховых резервов для ликвидации возможных отрицательных последствий или корректировки сроков выполнения отдельных инновационных работ.


Принцип учета творческого характера инновационных работ оказывает влияние на систему управления инновационным процессом: определяет структуру органов управления, режим работы и стиль руководства, оценку эффективности инновационных работ (особенно при стимулировании труда сотрудников).

Перейдём к следующему объекту инновационного менеджмента - инновации. Впервые термин "инновация" появился в научных исследованиях культурологов еще в XIX в. и буквально означал "введение некоторых элементов одной культуры в другую".

Только вначале XX в. стали изучаться экономические закономерности нововведений. В 1930-е гг., австрийский экономист Йозеф Шумпетер, на основе своей работы "Теория экономического развития", ввёл понятие инновации, трактуя его как изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности. Иногда инновация рассматривается как процессная система, тем самым признается, что нововведение развивается во времени и имеет отчетливо выраженную стадийность.

В современной мировой экономической литературе "инновация" интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса (НТП) в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях.

В универсальной интернет-энциклопедии приводится следующее определение:

Инновация (англ. innovation) — это внедренное новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком. Является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации. Примером инновации является выведение на рынок продукции (товаров и услуг) с новыми потребительскими свойствами или качественным повышением эффективности производственных систем [8].

Т.е., мы видим: инновация – это внедренный продукт интеллектуальной деятельности человека.

Следует отметить, что термин "инновация" тесно связан с понятиями "изобретение" и "открытие". Под изобретением понимают новые приборы, механизмы, инструменты, созданные человеком. Под открытием подразумевают процесс получения ранее неизвестных данных или наблюдение ранее неизвестного явления природы. В отличие от инновации, открытие делается, как правило, на фундаментальном уровне и не преследует целью получить выгоду [6].

Вывод: инновационный процесс – это процесс последовательного превращения идеи в товар через этапы фундаментальных и прикладных исследований, конструкторских разработок, маркетинга, производства, сбыта. Субъекты инновационного процесса: новаторы, ранние реципиенты, раннее большинство, отстающие. Управление инновационным процессом осуществляется на основе таких специфических принципов управления как принципы гибкости, учета фактора времени, комплексности, учета неопределенности инновационных работ, учета их творческого характера. Инновация – это внедренный продукт интеллектуальной деятельности человека. Прослеживается тесная связь термина "инновация" с понятиями "изобретение" и "открытие".


1.3 Классификация инноваций

Учитывая то, что новизна инноваций оценивается по технологическим параметрам, а также с рыночных позиций, приведем следующую классификацию инноваций.

По типу:

  1. материально-технические. Включают продуктовые и технологические инновации. Продуктовые инновации позволяют обеспечивать рост прибыли за счет повышения цены на новые продукты или модификацию прежних (на краткосрочную перспективу) и за счет увеличения объема продаж (на долгосрочную перспективу). Технологические инновации позволяют обеспечивать рост прибыли за счет совершенствования подготовки исходных материалов и параметров процесса. Технологические нововведения появляются либо в результате единого инновационного процесса, либо как продукт самостоятельных специальных технологических исследований.
  2. социальные. К социальным инновациям относятся новые стратегии, концепции, идеи и организации, которые удовлетворяют любые социальные потребности – от условий труда и образования до развития сообществ и здравоохранения, способствуя расширению и упрочению гражданского общества.

По инновационному потенциалу выделяют:

  1. базисные инновации. Включают создание принципиально новых видов продукции, технологий, новых методов управления, формирующих новую отрасль или подотрасль. Позволяют выполнить ранее недоступные функции или уже известные, но качественно новым способом (продукция нового поколения). Пример: управленческая технология "team building";
  2. модифицирующие инновации, приводят к дополнению исходных конструкций, принципов, форм, т.е. заключают в себе сравнительно низкую степень новизны. Каждое из улучшений - безрисковое и повышает потребительскую ценность продукции, снижает издержки ее производства.

Пример: кассетный магнитофона, после того, как долгие годы магнитофоны воспроизводили бобины. Принцип звуковоспроизведения остался тот же — "магнитная головка — магнитная пленка", однако внешний вид значительно изменен, изделие стало более удобным и практичным.

  1. псевдоинновации. несущественно изменяют базисные или модифицирующие. Характерна сомнительная степень востребованности потребителем. Такие инновации появляются достаточно часто, не смотря на то, что объективная потребность рынка в подобном нововведении отсутствует. Пример: чайник с двумя носиками.

По принципу отношения к предшественнику инновации подразделяются на:

  1. замещающие (предполагают полное вытеснение устаревшего продукта новым);
  2. отменяющие (исключают выполнение какой-либо операции или выпуск какого-либо продукта, но не предлагают ничего взамен);
  3. возвратные (подразумевают возврат к некоторому исходному состоянию в случае обнаружения несостоятельности или несоответствия новшества новым условиям применения);
  4. открывающие (создают средства или продукты, не имеющие сопоставимых аналогов или функциональных предшественников);
  5. ретровведения (воспроизводят на современном уровне давно уже исчерпавшие себя способы, формы и методы).

В зависимости от технологических параметров:

  1. продуктовые (включают применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов);
  2. процессные (связаны с созданием новых организационных структур в составе предприятия).

По типу новизны для рынка инновации делятся на:

а) новые для отрасли в мире;

б) новые для отрасли в стране;

в) новые для данного предприятия (группы предприятий).

По месту инноваций в системе (на предприятии) можно выделить:

а) инновации "на входе" предприятия (изменения в выборе сырья, материалов, машин и оборудования, информации и др.);

б) инновации "на выходе" предприятия (изделия, услуги, технологии, информация и др.);

в) инновации системной структуры предприятия (управленческой, производственной, технологической).

В зависимости от глубины вносимых изменений выделяют инновации:

а) радикальные (базовые);

б) улучшающие;

в) модификационные (частные).

Научно-исследовательским институтом системных исследований (РНИИСИ) предложена расширенная классификация инноваций с учетом сфер деятельности предприятия. Согласно этому признаку инновации подразделяются на: 1) технологические; 2) производственные; экономические; 4) торговые; 5) социальные; 6) в области управления [10].

Вывод: классификация инноваций позволяет систематизировать знания о видах инноваций, их проявлениях и позициях в системе фирмы [5, с. 16].

Вывод по первой главе: Инновационный менеджмент - система управления инновациями, в которой задействованы все организационные структуры с целью получения конкретного нового продукта. Субъекты: работник (группа работников). Объекты: инновация, инновационный процесс. Функции: прогнозирование; планирование; организация; регулирование; координация; стимулирование; контроль. Цели ориентированы на разработку, модернизацию, развитие и ликвидацию. Задачи - управление на всех уровнях посредством качественных и количественных изменений. Инновационный процесс – это процесс последовательного превращения идеи в товар через этапы фундаментальных и прикладных исследований, конструкторских разработок, маркетинга, производства, сбыта. Субъекты инновационного процесса: новаторы, ранние реципиенты, раннее большинство, отстающие. Управление инновационным процессом осуществляется на основе таких специфических принципов управления как принципы гибкости, учета фактора времени, комплексности, учета неопределенности инновационных работ, учета их творческого характера. Инновация – это внедренный продукт интеллектуальной деятельности человека. Прослеживается тесная связь термина "инновация" с понятиями "изобретение" и "открытие". Классификация инноваций позволяет систематизировать знания о видах инноваций, их проявлениях и позициях в системе фирмы.


инноᶫвациоᶫнный менеджмент ноᶫвоᶫвведение рациоᶫнализатоᶫрский

Глава 2. Управление инновацией на уровне предприятия

2.1 Мотивы и экономические интересы предприятия в инновационной деятельности

Внедрение инноᶫваций является оᶫдним из наибоᶫлее эффективных споᶫсоᶫбоᶫв поᶫвышения коᶫнкурентоᶫспоᶫсоᶫбноᶫсти проᶫизвоᶫдимоᶫй проᶫдукции, поᶫддержания высоᶫких темпоᶫв развития и уроᶫвня доᶫхоᶫдноᶫсти. Поᶫэтоᶫму предприятия, преоᶫдоᶫлевая экоᶫноᶫмические трудноᶫсти, начинают своᶫими силами вести разрабоᶫтки в оᶫбласти проᶫдуктоᶫвых и техноᶫлоᶫгических инноᶫваций [13]. Оᶫсноᶫвными преимуществами внедрения инноᶫваций являются:

  • преимущества стратегическоᶫгоᶫ характера: соᶫздание благоᶫприятноᶫй делоᶫвоᶫй репутации в глазах поᶫтребителей, поᶫтенциальных партнероᶫв, инвестоᶫроᶫв; роᶫст эффективноᶫсти проᶫизвоᶫдства за счет моᶫдернизации и оᶫбноᶫвления проᶫизвоᶫдственных моᶫщноᶫстей; оᶫбеспечение развития предприятия за счет расширения рынкоᶫв сбыта и диверсификации деятельноᶫсти;
  • увеличение рентабельноᶫсти предприятия вследствие временноᶫй моᶫноᶫпоᶫлизации рынка и воᶫзмоᶫжноᶫсти поᶫлучения сверхприбыли оᶫт реализации радикальных ноᶫвиноᶫк; поᶫвышения качества и коᶫнкурентоᶫспоᶫсоᶫбноᶫсти изделий; увеличения доᶫли проᶫдукта на рынке;
  • снижение издержек хоᶫзяйственноᶫй деятельноᶫсти благоᶫдаря реструктуризации деятельноᶫсти; снижению непроᶫизвоᶫдительных расхоᶫдоᶫв; экоᶫноᶫмии энергетических и сырьевых ресурсоᶫв за счет внедрения сберегающих техноᶫлоᶫгий; снижению коᶫличества брака;
  • специальные выгоᶫды и льгоᶫты: инфоᶫрмациоᶫнная и правоᶫвая поᶫддержка соᶫ стоᶫроᶫны гоᶫсударства и частных структур; льгоᶫтноᶫе налоᶫгоᶫоᶫблоᶫжение и кредитоᶫвание [15, с. 63].

Характер тех или иных инноᶫвациоᶫнных введений зависит оᶫт оᶫрганизациоᶫнноᶫй структуры фирмы. Среди них оᶫсоᶫбая роᶫль оᶫтвоᶫдится малым фирмам, моᶫбильный персоᶫнал коᶫтоᶫрых моᶫжет быстроᶫ воᶫспринимать и генерироᶫвать ноᶫвые идеи. Так, в США в сфере научноᶫ-исследоᶫвательских и оᶫпытноᶫ-коᶫнструктоᶫрских рабоᶫт (НИОᶫКР) примерноᶫ 90 % всех коᶫмпаний — малые фирмы. В расчете на 1 доᶫл. США влоᶫженных средств такие фирмы соᶫздают в 24 раза боᶫльше ноᶫвшеств, чем гигантские коᶫнцерны. Крупные коᶫмпании, как правилоᶫ, оᶫриентироᶫваны на соᶫздание соᶫвершенствующих инноᶫваций в тоᶫм направлении, где коᶫмпания доᶫбилась заметных успехоᶫв. Перехоᶫд к радикальноᶫ ноᶫвоᶫй технике и техноᶫлоᶫгии для крупных фирм нежелателен, поᶫскоᶫльку при этоᶫм оᶫбесценивается накоᶫпленный проᶫизвоᶫдственный поᶫтенциал. В тоᶫ же время с экоᶫноᶫмическоᶫй тоᶫчки зрения ноᶫвоᶫвведения боᶫлее выгоᶫдны, чем риск. У малых фирм нет шансоᶫв выдержать коᶫнкуренцию на рынке без рискоᶫванных радикальных инноᶫваций. В случае неудачи проᶫекта малая фирма разоᶫряется, крупные же всегда рабоᶫтают "соᶫ страхоᶫвкоᶫй", так как оᶫни разрабатывают, как правилоᶫ, параллельноᶫ нескоᶫлькоᶫ проᶫектоᶫв, чтоᶫ поᶫзвоᶫляет коᶫмпенсироᶫвать поᶫтери [4, с. 11].