Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 385
Скачиваний: 7
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие и сущность реинжиниринга бизнес-процессов
1.1Сущность бизнес-процессов и их классификация
1.2Методы повышения эффективности функционирования бизнес-процессов
1.3 Технология осуществления реинжиниринга бизнес-процессов
Глава 2. Анализ бизнес-процессов компании «ПЭК»
2.1 Общая характеристика ООО «ПЭК»
2.2Финансовый анализ деятельности компании
2.3 Проведение реинжиниринга бизнес-процессов в компании ООО «ПЭК»
Глава 3.Организация реинжиниринга бизнес-процессов в компании «ПЭК»
ВВЕДЕНИЕ
Современным компаниям для успешного функционирования на рынке и сохранения конкурентоспособности необходимо постоянно пересматривать принципы своей работы, а также искать более современные способы и подходы к организации своего бизнеса.
На сегодняшний день, современная экономика России все больше стремиться соответствовать требованиям передового социально-экономического общества, что подразумевает формирование прогрессивной и эффективно функционирующей транспортной логистической системы, которая включает в себя процесс транспортировки груза от производителя до конечного потребителя.
На предприятиях очень часто отсутствует четко сформированное описание процедуры и алгоритма выполнения бизнес-процессов, нет ясности в распределении полномочий по управлению, а также обязанностей различных подразделений. Данное положение дел, как правило, провоцирует возникновение конфликтов внутри организации, что ведет к сбоям в работе и несоблюдению договорных сроков доставки груза потребителям.
Помимо всего вышеперечисленного, среди актуальных проблем, тормозящих эффективное развитие транспортной логистики в компаниях можно выделить следующие:
- некорректность составления маршрутов доставки готовой продукции;
- низкий технологический уровень развития грузовых терминалов, а также их ограниченное число;
- неиспользование транспортного средства во время процесса погрузки и разгрузки влекущее за собой финансовые и временные потери;
- низкий уровень организации бизнес-процессов компании;
- слабая координация звеньев транспортной цепи;
Целью работы является сформулировать рекомендации по проведению реинжиниринга бизнес-процессов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить понятие бизнес-процесса и характеристику процессного подхода;
- рассмотреть концепцию реинжиниринга и его особенности;
- выявить алгоритм проведения реинжиниринга в организации;
- проанализировать эффективность деятельности транспортной компании ООО «ПЭК» посредством рассмотрения ее бизнес-процессов и финансовых показателей;
- разработать рекомендации по осуществлению реинжиниринга бизнес-процессов в компании «ПЭК» для повышения эффективности ее функционирования;
- проанализировать целесообразность предложенных рекомендаций.
Объектом исследования выступает подразделение транспортного предприятия «ПЭК».
Предметом исследования являются бизнес-процессы и наличие проблемных мест в организации их функционировании.
Методом исследования в данной работе можно считать анализ, который включает в себя расчленение единого целого на отдельные части, стороны и свойства для дальнейшего их детального изучения.
Для решения поставленных задач будут использованы научные труды отечественных и зарубежных авторов, включая основоположников концепции реинжиниринга Дж. Чампи и М. Хаммер, на которых ссылаются многие отечественные авторы в своих работах.
Глава 1. Понятие и сущность реинжиниринга бизнес-процессов
1.1Сущность бизнес-процессов и их классификация
Бизнес-процессы представляют собой последовательность действий, которые протекают в компании с целью создания товара или услуги необходимым клиентам. То есть преобразование входных ресурсов в конечный продукт процесса (результат) под управлением конкретного исполнителя (тот, кто осуществляет процесс) или группы исполнителей.
Под бизнес-процессами можно также понимать совокупность событий с участием людей, технологий, информационных потоков и ресурсов внешней среды,в процессе взаимодействия которых формируется конечный результат с созданной ценностью для потребителя. Результат бизнес-процесса является наиболее важной его частью, так как без результата не бывает и деятельности, в противном случае, это бесцельное времяпрепровождение[2].
Стоит отметить, что существуют первичные и вторичные входы процесса. Первые находятся в начале процесса, а вторые появляются в период осуществления процесса (входы подпроцессов). Первичный выход представляет собой намеченный результат от реализации процесса. В свою очередь, вторичный выход является побочным итогом процесса, на который он не был нацелен.
В каждой организации количество протекающих бизнес-процессов очень велико, от простых, которые ограничиваются зоной ответственности одного отдела, до сложных, которые включают в себя всех сотрудников организации. Также протекающие процессы могут быть формальными и неформальными. Формализованные процессы прописаны в определенных документах и регламентах в виде четкой последовательности действий, которым необходимо следовать в конкретных условиях. Неформальные бизнес-процессы формируются в головах сотрудников компании, и для них не существует формального описания, все регламентируется договоренностями, негласными соглашениями и сформированным корпоративным порядком, которому придерживается персонал организации во время осуществления своей работы [8,12].
Для того чтобы рассмотреть методику осуществления реинжиниринговых реформ, необходимо изучить классификацию бизнес-процессов типового предприятия, что даст представление о месте отдельного бизнес-процесса в общей совокупности взаимодействующих процессов и поможет выделить конкретный процесс из общей массы.
Таблица 1- Классификация бизнес-процессов[7]
Вид бизнес-процесса |
Описание |
Пример |
Основные |
Направлены на процесс производства продукта или оказания услуги, выступающие объектами создания организации и получения дохода. |
Для завода древесно-струженных плит основным процессом их деятельности выступает производство ламинированной древесно-стружечной плиты. |
Сопутствующие |
Ориентированы на создание продукта или услуги, но выступают результатами сопровождающей ключевое производство деятельности и также обеспечивают получение прибыли. |
В автотранспортной организации ремонт стороннего транспорта на ремонтной базе организации будет являться сопутствующим бизнес-процессом. |
Вспомогательные |
Процессы, направленные на поддержание выполнения основных бизнес-процессов и сохранения их специфических свойств. |
Для завода ремонт производственной техники будет состоять из вспомогательных бизнес-процессов. |
Обеспечивающие |
Предназначены для обеспечения функционирования и жизнедеятельности всех остальных бизнес-процессов и направлены на поддержания их универсальных свойств. |
Для организации осуществляющей свою деятельность в любой отрасли это процессы финансового, кадрового, инженерно-технического обеспечения и т. д. |
Бизнес-процессы управления |
Это процессы, которые содержат всю совокупность функций управления на уровне каждого бизнес-процесса. |
Являются частью осуществления стратегического, оперативного и текущего планирования, а также управленческого воздействия. |
Бизнес-процессы развития |
Протекают во время усовершенствования изготовляемого товара или услуги, модернизации технологий или оборудования. |
- |
На сегодняшний день, самой распространенной структурой управления предприятием считается иерархическая, которая включает в себя множество функциональных подразделений обеспечивающих ресурсами хозяйственную деятельность организации.
В компаниях с традиционным функциональным подходом к управлению в подразделениях отсутствует заинтересованность в общем результате деятельности компании, так как системы оценки выполнения их работы не связаны с результативностью организации в целом. Несогласованность и нескоординированность отделов порождает противоречия в процессе их функционирования, отсутствию оперативной реакции на изменения внешней среды, а также к слабой мотивированности работников компании.
В свою очередь, эффективный процесс управления деятельностью организации подразумевает ориентированность не на отдельных функциях каждого подразделения, а на сквозных цепочках взаимосвязанных операций, пронизывающих множество структурных подразделений и формирующих бизнес-процессы. В процессном подходе концентрируется внимание не на управлении отдельными ресурсами и соответственно затратами, а на управлении бизнес-процессами, которые связывают воедино функционирование взаимодействующих структурных единиц организации.
Суть процессного подхода к управлению заключается в том, что совместно с функциональными подразделениями создаются процессные подразделения для целей реализации и управления бизнес-процессами. Каждое такое подразделение ориентировано на определенные виды деятельности, кардинально отличающиеся друг от друга. В таком случае организационная структура превращается в «двухплечевую» или матричную, в которой функциональные подразделения несут ответственность за поддержание ресурсов в работоспособном состоянии (закупка сырья, ремонт оборудования, подбор и обучение сотрудников), а процессные подразделения организуют работу, связанную с удовлетворением потребностей клиентов [11].
Благодаря организационной структуре данного вида начинают развиваться экономические отношения в пределах одного предприятия. Могут устанавливаться экономические отношения со сторонними организации для приобретения необходимых ресурсов, в случае если это наиболее выгодно, что повышает эффективность деятельности внутренних функциональных подразделений. Более того, установление конкретных требований подразделений-потребителей к подразделениям-поставщикам повысит качество выполнения работы.
Наибольшее распространение матричные организационные структуры управления получили в проектных организациях и в компаниях с высокой диверсификацией бизнес-процессов. Так, например, в компании Boing осуществляет свою деятельность 200 многофункциональных бригад, включающих специалистов технического, производственного и финансового профилей. На верхнем уровне управления сформирована рабочая группа из 6 высших менеджеров, которые по отдельности возглавляют крупные направления, а вместе ответственны за качества проекта в целом. Средний уровень управления представлен созданными 25-30 бригадами с двумя руководителями, которые контролируют технические и производственные вопросы. Они управляют работой других 200 рабочих бригад, которые осуществляют деятельность по разработке и производству частей самолета. Каждая такая бригада содержит в себе от 5 до 15 рабочих. Более того, в компании функционируют 5 интеграционных бригад, координирующие работу различных бизнес-процессов. В результате проведения реинжиниринга и перехода к процессной организации управления на порядок сократилось число управленческих процедур, уменьшились затраты на согласование управленческих решений, что поспособствовало росту производительности труда, повышению качества выполнения работы и снижению себестоимости продукции [2].
1.2Методы повышения эффективности функционирования бизнес-процессов
Рассматривая реинжиниринг необходимо определить его место среди других способов структурных преобразований организации.
Реструктуризация представляет собой процесс комплексного изменения функционирования компании в соответствие с изменяющимися потребностями рынка и разработанной стратегией развития компании. Реструктуризация выступает результатом деятельности руководства организации и не касается организационно-правовых форм компании, не изменяет состава собственников и размеры их долей (акций).
Данный процесс представляет собой совокупность мероприятий по совершенствованию структуры и реализации методов управления, устранению отставания в вопросе технической оснащенности деятельности и улучшению экономической политики с целью достижения повышения конкурентоспособности продукции и услуг, улучшения показателей производительности труда, сокращения издержек производства, что в итоге должно привести к увеличению финансово-экономических результатов деятельности. Основой для реструктуризации выступает бизнес-план или инвестиционный проект [5].
Реорганизацией предприятия является процесс изменения организационно-правовой структуры компании посредством слияния, разделении, выделения, поглощения и преобразования. Данный процесс реализуется только на основе решения собственников акционерного общества и преобразует внешнюю структуру бизнеса [9].
В отличие от реорганизации, реинжиниринг основывается на потребности кардинальных преобразований внутренней структуры управления и преодолении в результате этого системных противоречий в организации деятельности. Поэтому, задачей реинжиниринга является не формирование модели в соответствии с требованиями конкретного рынка, а создание архитектуры бизнеса, который сможет быстро адаптироваться к динамически изменяющимся условиям рынка.
Целью реинжиниринга выступает системная реструктуризация материальных, финансовых и информационных потоков, ориентированная на упрощение функционирования организационной структуры организации, осуществление рационального использования имеющихся ресурсов, сокращение периода обслуживания клиента, а также повышение качества сервиса.