Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 71
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие и принципы социального обслуживания
1.1 Сущность, цели и задачи социального обслуживания населения
1.2 Система социального обслуживания населения: принципы, функции, виды и формы деятельности
Глава 2. Учреждения социального обслуживания населения: и их специфика деятельности
2.2 Учреждение социального обслуживания пенсионеров
Введение
Данная тема имеет свою акутальность, заклеченную в следующих аспектах- осуществление радикальных реформ (изменений) в экономике и политическо-общественной жизни, социальной и культурной практике во всем мире показывает, что ни одна страна, заботящаяся о своих гражданах, социально-ответственная не сможет обойтись без специалистов в области социальной работы. На данный момент общество рассчитывает на помощь бизнеса, а точнее на взаимодействие бизнеса и НКО. К этому призывают сейчас многие политические деятели Социально ответственный бизнес, занимается не только благотворительностью, инвалидами, сиротам, но и заботиться о своих работниках, это огромная часть и важнейшая в воспитании современного ответственного общества. На мой взгляд, выбор и отбор квалифицированных работников на данный момент в жизни социальной сферы необходим и этим должен заниматься не только правительство, но и бизнес. Общество необходимо приучать и растить, дабы избавиться вообще от такого вида профессии. Человечество должно заложить в ума пусть не наших детей, но внуков идеальную ответственность, благонадёжность, верность, сострадание. Вложить и заложить в экономику тот необходимы пласт для элементарных социальных выплат. Да, это займёт не месяц и не год – это десятилетия. Это труд любого ответственного гражданина.
В ведении я хотел бы заострить внимание на важность социальной ответственности и взаимодействия бизнеса. За последний год произошли заметные изменения в Министерство экономического развития , был департамент который занимался развитием структуры и поддержки НКО, напомню, что считаю это одним из пластов социальной поддержки. По истечению реорганизации отдел изменили и переименовали в «отдел межсекторного взаимодействия». На мой взгляд, у них появилась идеальная «почва», раньше целевой аудиторией были конкретные НКО, но теперь появилась более живая аудитория это люди и коммерческие компании поддерживающие. Это вся живая аудитория не работает по остаточному принципу, а движется на КСО (корпоративную социальную ответственность) необходимую для становления и развития нашей темы.
Стоит отметить дискриминацию со стороны СМИ (средства массовой информации) любых проектов с НКО, КСО, социальной сферы. Конечно, это связанно с деньгами, некоторые компании и люди, желая прославить и возвысить имя, платят деньги за освещение, жадные до денег и находок журналисты многие годы велись и окончательно погасли в оплате каждого своего слова. В их арсенале уже нет работ ради интереса, ради защиты населения и ради помощи. Долгий путь необходимо проделать для возвращения социальной ответственности и помощи гражданам, для понимания и освещения.
Стоит вернуться к основной тематике и раскрыть ее. Социальная работа это специфический вид профессиональной деятельности, оказание государственного и негосударственного содействия человеку с целью обеспечения культурного, социального и материального уровня его жизни, предоставление индивидуальной помощи человеку, семье или группе лиц. Прежде всего, социальное обеспечение и работу следует рассматривать как самодостаточную науку, что определяет ее место в системе наук. Как и любая другая, социальная работа имеет свой предмет, объект, категориальный аппарат. Объектом исследования социальной работы является процесс связей, взаимодействий, способов и средств регуляции поведения социальных групп и личностей в обществе.
Предметом социальной работы являются закономерности, обусловливающие характер и направленность развития социальных процессов в обществе. Она направлена на то, чтобы облегчить людям в условиях личного и семейного кризиса повседневную жизнь, а также, по возможности, кардинально решить их проблемы. Социальная работа является важным связующим звеном между людьми, которым надо помочь, и государственным аппаратом, а также законодательством.
Цели социальной работы
- увеличение степени самостоятельности клиентов, их способности контролировать свою жизнь и полностью коммуницировать вне зависимости от кого – либо
- получение клиентов всех услуг, благ и материальных выплат полагающихся ему;
- адаптация ( приспособление) людей в обществе;
- психологическая поддержка, при которых человек, несмотря на физическое недомогание, нервный срыв или жизненный кризис, может жить, сохраняя чувство собственного достоинства и уважение к себе со стороны окружающих;
- достижение результата в «ненадобности» помощи социального работника
Объект исследования: дети сироты и дети, оставшиеся без родителей.
Предмет исследования: социальное обслуживание детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Цель данной работы: проанализировать уровень социального обслуживания в Российской Федерации и разработать программу профилактической и коррекционной работы по повышению уровня социальной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей к социозащитному учреждению.
Для достижения цели нужно решить задачи:
- изучить литературу и рассмотреть основные понятия;
- проанализировать сущность социального обслуживания,
- провести исследование социальной работы в социозащитном учреждении.
- разработать программу профилактической и коррекционной работы по повышению уровня социальной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей к социозащитному учреждению.
Глава 1. Понятие и принципы социального обслуживания
1.1 Сущность, цели и задачи социального обслуживания населения
В научной литературе понятие «социальное обслуживание населения» используется сравнительно редко. По мнению ряда ученых, социальное обслуживание в современных условиях выступает в качестве одного из направлений социальной работы и организационной формы этого вида социальной деятельности, которая рассматривается в качестве системы определенных способов социальной гуманистической деятельности, направленной на адаптацию, социальную реабилитацию отдельной личности, семьи или человеческого общества. Социальное обслуживание определяется как «представление конкретных социальных услуг людям для удовлетворения потребностей, необходимых для их нормального развития, людям, зависящим от других (тем, кто не может сам о себе позаботиться)». Следует отметить, что не во всех странах мира в понятие «социальное обслуживание» вкладывается одинаковый смысл. Основы правового регулирования в области социального обслуживания населения РФ устанавливает федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в РФ» (1995 г.). Он определяет социальное обслуживание как «деятельность социальных служб и отдельных специалистов по поддержке, оказанию социально -бытовых, социально - медицинских, психолога - педагогических, социально - правовых услуг, осуществлению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации» В отечественной литературе предпринимались попытки обобщить современный опыт и на этой основе конкретизировать сущность социального обслуживания различных категорий населения - составная часть современной социальной политики, принципиально новое направление социальной защиты населения». Как указывается в концепции развития социального обслуживания населения в РФ, практически становление этой отрасли, понимаемой как совокупность социальных услуг и поддержки населения средствами к существованию, позволяет приблизить Россию к общеевропейскому пониманию системы социального управления, которое построено на принципах рыночно - организованной экономики и отвечает требованиям создания гуманного и правового общества. В настоящее время развитие системы социального обслуживания населения находится в стадии создания сети учреждений и отработки технологий социального обслуживания с учетом специфики различных регионов РФ. Важное, значение приобретает при этом определение четкой структуры программ и принципов управления, а также способности к автономии и к самоограничению, как с экономической, так и с социологической точки зрения. Для формирования эффективной системы социального обслуживания необходимо также создание собственного инструментария познания окружающей действительности и человека, нуждающегося в социальных услугах. На современном этапе осуществляется последовательный процесс моделирования территориальных (ведомственных) социальных служб и технологий их деятельности.
В Федеральном законе РФ «Об основах социального обслуживания населения в РФ» (15 ноября 1995 г.) социальная работа как теория среднего уровня призвана обеспечить эффективность социального обслуживания населения. Поэтому эффективность социального обслуживания может, по мнению ученых, определяться на основе как общих (служащих для оценки ее эффективности в целом), так и специфических (для оценки конкретных социальных услуг отдельных видов и методов социальной работы, работы отдельных специалистов, работников учреждений) критериев.
Непосредственным источником определения критериев социального обслуживания служат цели и задачи предоставления социальных услуг и степень их реализации. При этом принципиально важными являются следующие моменты: - во-первых, цели социального обслуживания могут рассматриваться на уровне общества, отдельных регионов, населенных пунктов, районов и микрорайонов, на уровне групп населения и отдельной личности;
- во-вторых, цели социального обслуживания должны учитывать социально - экономическую, морально - психологическую, экологическую, политическую и прочую обстановку, сложившуюся в условиях политических и экономических реформ первой половины 90-х годов; - в-третьих, цели социального обслуживания в современной России должны быть неразрывно связаны с объективной оценкой и позитивным освещением процессов выхода страны и ее регионов из кризиса, а также стабилизации социального положения различных категорий населения. Критерием эффективности социального обслуживания должна стать действенность всех видов, форм и методов социального обслуживания различных категорий населения, деятельности социальных служб, а также руководства и управления всем процессом социальной работы с населением и отдельными людьми, нуждающимися в социальном обслуживании. Основываясь на концепции системных потребностей социально - экономических структур в обществе в применении ее к решению практических и организационных задач сферы социального обслуживания населения, можно обозначить системные функции и цели этой сферы.
Это системные функции гуманности, к которым относятся:
- помощь неимущим, слабым, больным и попавшим в трудные жизненные ситуации людям. Если человек в результате болезни или каких-либо обстоятельств попал в трудную ситуацию, то гуманное отношение к нему других членов общества со значительной вероятностью способно сохранить его жизнь и вернуть ему работоспособность. б) обеспечение поддержания выработки в «общественном организме» так называемых «энергетических излишков». Эта функция обусловлена тем, что потребность в ресурсах для выживания «общественного организма» может резко изменяться, например, во время войны или природных катаклизмов.
1.2 Система социального обслуживания населения: принципы, функции, виды и формы деятельности
Социальное обслуживание осуществляется через систему социальных служб. Понятие «социальная служба» относится к основным понятиям в социальном обслуживании населения и определяется как система государственных и негосударственных структур, осуществляющих социальную работу и имеющих в своем составе специальные учреждения для оказания социальных услуг и органы управления ими.
Социальная служба как инструмент социальной работы организует свою деятельность по двум направлениям: социальная защита и социальная помощь. Реализация деятельности основывается на следующих подходах:
- помощь должна носить реинтегрирующий характер;
- при оказании помощи осуществляют индивидуальный подход к запросу клиента;
- социальная помощь оказывается на основе принципа субсидарности;
- получатель помощи должен проявлять деятельностную активность;
- механизмы социальной помощи включаются тогда, когда исчерпаны иные способы поддержки (психологические, моральные, договорные, законодательные). Система социальных служб, включает государственную, муниципальную и негосударственную службы. К государственной социальной службе относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, органы исполнительной власти РФ и субъектов РФ, в компетенцию которых входит организация и осуществление социального обслуживания. К муниципальной социальной службе относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, органы местного самообслуживания, в компетенцию которых входит организация и осуществление социального обслуживания. К негосударственной социальной службе относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, создаваемые благотворительными, общественными, религиозными и другими негосударственными организациями и частными лицами. В контексте данных подходов клиент, попавший в трудную жизненную ситуацию, может получить следующую поддержку на основе его запросов. Государственные социальные службы ориентированы главным образом на обеспечение нуждающихся лиц различного рода услугами. Этим определяется совокупность и содержание ее функций, среди которых, согласно Концепции развития социального обслуживания населения РФ 1993 г., выделяются следующие: Фирсов М., Студенова Е. Теория социальной работы: