Файл: Роль мотивации в поведении организации (ООО «Росгазстройсервис»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 199

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ МОТИВАЦИЕЙ ПЕРСОНАЛА НА ПРЕДПРИЯТИИ

1.1 Сущность, место и роль мотивации персонала в общей системе управления персоналом на предприятии

1.2 Формы, методы и способы мотивации персонала на предприятии

1.3 Факторы, влияющие на процесс мотивации персоналом

ГЛАВА 2 ОЦЕНКА СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА В ООО «РОСГАЗСТРОЙСЕРВИС»

2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Росгазстройсервис»

2.2 Анализ трудовых ресурсов предприятия и эффективности их использования

2.3 Исследование системы мотивации персонала на предприятии

ГЛАВА 3 МЕРЫ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА НА ПРЕДПРИЯТИИ

3.1 Комплексная система (программа) стимулирования персонала в ООО «Росгазстройсервис»

3.2 Оценка эффективности внедрения системы (программы) мотивации персонала на предприятии

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

В современных экономических условиях «человеческий фактор» становится ключевым элементом роста производительности труда, повышения эффективности и конкурентоспособности предприятия в целом.

Вместе с тем, в последнее время усилилось внимание к проблеме мотивации персоналом, как функции управления, с помощью которой руководство предприятия побуждает работников действовать наиболее эффективно для обеспечения производственного процесса в соответствии с намеченным планом.

Для эффективной деятельности любого современного предприятия требуется штат ответственных и инициативных работников, высокоорганизованных и стремящихся к трудовой самореализации. Подобные качества работника весьма сложно обеспечить с помощью традиционных форм материального стимулирования и строгого внешнего контроля, зарплаты, наказаний и др. Только те работники, которые понимают смысл своей деятельности на предприятии, а также стремятся к достижению не только своих личных целей, но и производственных целей всей организации, могут рассчитывать на получение высоких результатов.

В виду этого актуальным, как с практической, так и научной точки зрение является исследование процесса мотивации персонала на конкретном предприятии, разработка комплекса мер и направлений совершенствования системы мотивации персонала на предприятии

Цель исследования – оценка системы мотивации персонала на предприятии.

Для реализации поставленной цели были поставлены и решены следующие задачи:

  1. Исследованы теоретические аспекты управления мотивацией персонала на предприятии.
  2. На материалах ООО «Росгазстройсервис» проведена оценка системы мотивации персонала.
  3. Предложен и обоснован комплекс мер и направлений совершенствования системы мотивации персонала на предприятии.

Объектом исследования работы выступил ООО «Росгазстройсервис».

Предметом исследования – система мотивации персонала рассматриваемого предприятия.

Практическая значимость результатов исследования заключается в возможности их использования органами управления предприятия при выработке конкретных предложений по совершенствованию системы мотивации персонала.

Теоретическую основу работы составили труды отечественных и зарубежных ученых-экономистов по исследуемой проблеме, представленных в монографиях, периодических изданиях, электронных ресурсах сети Интернет; а также законодательные и нормативные акты, отражающие основные аспекты рассматриваемой проблемы.


Сбор информационно-статистических материалов осуществлялся посредством монографического обследования ООО «Росгазстройсервис», обобщения данных годовых бухгалтерских отчетов и первичной документации хозяйства.

Методология исследования базировалась на комплексном и системном подходах. В зависимости от решаемой задачи, в работе применялись следующие основные методы исследования: абстрактно-логический, сравнительного анализа, экономико-статистический, монографический, расчетно-конструктивный, обобщения и другие приемы научной обработки информации.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.

Во введении обоснована актуальность исследуемой проблемы, сформулирована цель и задачи ее определяющие, определен объект, предмет и методология исследования, а также практическая значимость результатов исследования.

В первой главе – «Теоретические аспекты управления мотивацией персонала на предприятии» исследованы подходы к определению сущности, места и роли мотивации персонала в общей системе управления персоналом на предприятии; изучены формы, методы и способы мотивации персонала, а также факторы, влияющие на данный процесс.

Во второй главе – «Оценка системы мотивации персонала в ООО «Росгазстройсервис» дана организационно-экономическая характеристика предприятия, проведен анализ трудовых ресурсов предприятия и эффективности их использования и эффективности их использования, а также исследована система мотивации персоналом на предприятии.

В третьей главе – предложен и обоснован комплекс мер и направлений совершенствования системы мотивации персонала на предприятии.

В заключении в соответствии с поставленной целью и определяющими ее задачами представлены основные результаты проведенного исследования.

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ МОТИВАЦИЕЙ ПЕРСОНАЛА НА ПРЕДПРИЯТИИ


1.1 Сущность, место и роль мотивации персонала в общей системе управления персоналом на предприятии

Несмотря на то, что исследованию теоретических основ управления персоналом на предприятии в науке уделено достаточно много внимания, приходится констатировать, что многие аспекты этой проблемы в настоящий момент остаются дискуссионными и требуют уточнения.

В целом проблемы мотивации персонала довольно широко рассматриваются в научной и публицистической литературе. Разработкой теорий мотивации и управления эффективностью занимались такие отечественные и зарубежные ученые, как: Дж. Адамс, Р. Акофф, Г. Беккер [8, 11, 13 и др.].

Следует отметить отечественные исследования мотивации, например, работы таких авторов как Н.А. Витке, А.К. Гастев, П.М. Керженцев, Е.Ф. Розмирович, которые исследовали проблемы научной организации труда и отношений людей в производственном процессе. Кроме этого, различные аспекты мотивации персонала подробно рассматриваются в работах Д.А. Аширова, Н.П. Беляцкого, О.С. Виханского [2, 6, 12 и др.] .

В России категория «мотивация труда» в экономическом смысле появилась сравнительно недавно ввиду демократизации производства. Ранее она употреблялась, в основном, в промышленной экономической социологии, психологии, педагогике. Это объяснялось рядом таких причин, как: экономические науки не стремились анализировать взаимосвязь своих предметов с названными науками, и, в чисто экономическом смысле до недавнего времени понятие «мотивация» заменялось понятием «стимулирование». Такое понимание мотивации приводило к ориентации на краткосрочные экономические цели, на достижение быстрой прибыли. В результате это разрушительно влияло на потребносто-мотивационную систему работников, не вызывало заинтересованности в собственном развитии, самосовершенствовании в то время как, в настоящее время это является важнейшим резервом повышения эффективности производства.

Правильный выбор методов эффективного управления организацией является основной задачей менеджера. При этом важно понимать, что методы управления оказывают разное воздействие на производство и на работника.

Проведенный анализ трудов отечественных ученых по исследуемой проблематике показал, что не существует единого подхода к толкованию сущности «мотивация» (таблица 1).

Таблица 1 – Трактовка категории «мотивация» в понимании некоторых ученых

Автор

Трактовка

О.С. Виханский,

А.И. Наумов [6]

«Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированных на достижение определенных целей».

Н.А. Волгин,

Ю.Г. Одегова [53]

«Под мотивацией понимается процесс, механизм, действия со стороны государства, органов управления предприятием и т.д., побуждающие кого- либо (отдельного человека или группу людей) к деятельности для достижения конкретных целей и результатов».

Б.М. Генкин [9, C. 107]

«Мотивация – это воздействие на поведение человека для достижения личных, групповых и общественных целей».

В.В. Лукашевич [17, С.180]

«Мотивация – это побуждение человека к действию для достижения его личных целей и целей организации».

О.В. Ромашов [34]

«Мотивация – это вербальное поведение, направленное на выбор мотивов (суждений) для объяснения реального трудового поведения».

В.П. Пугачев [26]

«Мотивация представляет сoбой сложный прoцесс побуждения челoвека к определенному поведению и деятельности пoд воздействием внутриличностных и

внешних фактoров. Мотивация – результат многоступенчатого взаимoдействия внутреннего мира человека – прежде всего егo пoтребностей и стимулов, способных удoвлетворить эти пoтребности, а также ситуации, в которой осуществляeтся восприятие cтимула и появляется активность, направленная на егo получение».


Из таблицы видно, что мотивация в понимании различных авторов рассматривается как:

  • определенная совокупность мотивов поведения;
  • система внешних и внутренних факторов;
  • побуждение к деятельности в целом;
  • процесс стимулирования действий [6, 9, 17 и др.].

В классической зарубежной трактовке сущность «мотивация персоналом» имеет различные определения. Так, в классическом понимании (М. Мескoн, М. Альберт) мотивация рассматривается как процесс побуждения себя и других к деятельности для дoстижения личных целей или организации в целом. В их понимании мотивация представляет собой осознанный выбор человеком того или иного типа поведения, определяемого комплексным воздействием внешних (стимулы) и внутренних (мотивы) факторов [20]. В процессе производственной деятельности мотивация позволяет работникам удовлетворить свои основные потребности путем выполнения своих трудовых обязанностей.

Некоторые отечественные ученые под мотивацией труда понимают стремление работника удовлетворить потребности (получить определенные блага) посредством трудовой деятельности [21, 32, 43]. Другие определяют мотивацию как внутренне состояние человека, связанное с его потребностями, которое активизирует, стимулирует и направляет его действия к достижению поставленной цели [18]. Таким образом, можно сделать вывод о том, что все подходы к исследованию мотивации различны.

На наш взгляд, наиболее содержательным будет трактовка сущности мотивация, как внутреннего состояния человека, вызванного внешним или внутренним воздействием, связанного с его потребностями, которое активизирует, стимулирует и направляет его действия к поставленной цели. При этом, чем активнее будут его действия, тем более высокими будут возможности удовлетворения различных потребностей.

Исследование категории трудовой мотивации показало тесную взаимосвязь управленческого и индивидуально-психологического содержания мотивации, ввиду тогo, что управление сoциальной системой (включая человека), в отличие oт управления техническими системами, сoдержит в себе, необходимый элемент – сoгласование целей объекта и субъекта управления. Следовательно, мотивированную деятельность можно определить как свободные, обусловленные внутренними побуждениями действия человека, направленные на достижение своих целей, реализацию своих интересов, а мотивацию труда как стремление работника удовлетворить свои потребности посредством трудовой деятельности [32].


Полагаем целесообразным, соотнести два понятия: мотивирование и стимулирование, которые являются различными по содержанию способами воздействия на мотивацию человека. Мотивирование является более широким понятием, которое включает в себя стимулирование, как основной инструмент.

Мотивирование – это воздействие (преимущественно долговременное) на человека в целях изменения его ценностных ориентаций и потребностей, а также формирование определенных мотивов и развитие на этой основе трудового потенциала человека в целом [23].

Стимулирование целесообразно рассматривать как инструмент управления мотивацией человека посредством внешнего побуждения к активности через различные стимулы, которые способны удовлетворить его потребности. Механизм стимулирования предполагает воздействие на уже имеющуюся систему мотивов человека, актуализируя и усиливая эти мотивы, но не меняя саму структуру мотивации [23].

Отметим, что в основе понятий мотивирование и стимулирование лежат понятия мотива и стимула. Поведение человека определяется обычно не одним мотивом, в их совокупностью, которая составляет мотивационную структура личности. Мотивационная структура личности в свою очередь является относительно стабильной структурой, находящиеся под влиянием таких характеристик личности как: индивидуально-психологических (темперамент, способности, воля и др.), мотивационныке (потребности, ценности, интересы, установки и др.), социально-демографические (пол, возраст, семейное положение, образование и др.) [24, 32].

Если мотивы – это внутренние побудительные силы, то стимулы относятся к внешним силам. К ним относятся различные материальные и нематериальные блага, а также действия других людей. Причем реакция людей на стимулы не всегда может быть сознательна, а воздействие одного и того же стимула на разных людей может проявляться по-разному.

Существует также целый ряд различных теорий и моделей мотивации, основные из которых представлены в таблице 2.

Таблица 2 – Теории мотивации и их трактовки

Наименования

Автор

Краткое содержание

Содержательные теории мотивации

Иерархия потребностей

А. Маслоу

(1954 г.)

Иерархия потребностей представлена как пирамида из пяти уровней: физиологические потребности; потребности в безопасности; потребности в принадлежности; потребности в признании; потребности в самовыражении.

По пирамиде можно двигаться только снизу вверх, когда потребности более высокого уровня появляются только после удовлетворения потребностей уровнем ниже.

При удовлетворении базовых (низших) физиологических потребностей, потребности более высокого уровня становятся доминирующими и должны включаться в мотивационные планы.

«X», «Y» и «Z»

Ф. Тейлор

(1911 г.);

Д.Мак

Грегор

(1960 г.);

В.Оучи

(1974 г.)

Теория «Х» - некоторые работники отклоняются от работы при любой возможности, им необходимо жесткое руководство и контроль.

Теория «Y» - некоторые работники способны к самомотивации, находят удовлетворение в работе при создании соответствующих условий.

Теория «Z» - работники предпочитают работу в команде, готовы при этом нести индивидуальную ответственность за результаты труда при неформальном контроле на основе четких критериев оценки.

Приобретенных ценностей

Д. Мак

Клелланд

(1961 г.)

Работники руководствуются потребностями власти, успеха и причастности, приобретенными ими в процессе специализации.

Концепция

ERG

(существования

5 связи и роста)

К.

Альдерфер

(1972 г.)

Включает три основные группы потребностей: экзистенциальные (E-existence), социальные (R-relatedness), развития (G-growth). Отвергает необходимость последовательного удовлетворения потребностей. То есть, если потребности высокого уровня не удовлетворяются, человек может вернуться к более низким. Кроме того, человек вообще может одновременно иметь несколько доминирующих потребностей.

Содержательные теории мотивации

Бихевиоризм

Б. Скиннер (1953 г.)

Стимулирование вызывает изменение поведения в желательном направлении. Штрафные санкции вызывают изменения непредсказуемой и нежелательной направленности.

Двухфакторная концепция

Ф. Герцберг

(1959 г.,

1968 г.)

Выделяются две группы факторов: внутренние - мотивирующие - потребность в признании, уважении, карьерном росте и внешние - поддерживающие факторы - условия труда, финансовое вознаграждение.

Модель явных и скрытых функций

М. Яхода

(1982 г.)

Явная функция трудовой деятельности состоит в получении финансовой выгоды работников.

Скрытые функции обеспечивают социализацию работника.

Процессуальные теории

Теория справедливости

С. Адамс

(1965 г.)

Работники субъективно определяют отношение полученного вознаграждения к затраченным усилиям и соотносятего с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу.если они не удовлетворены своим вознаграждением за труд, они работают менее интенсивно.

Модель Портера - Лоулера

Л.Портер

Э.Лоулер

(1968 г.)

Достигнутые результаты зависят от приложенных сотрудником усилий,его способностей, а также осознания им своей роли. Человек удовлетворяет свои потребности, получая вознаграждение за достигнутые результаты.