Файл: Анализ особенностей процесса планирования деятельности в российских компаниях различных форм собственности (Теоретические аспекты планирования различных форм собственности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 64

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Планирование присуще всем предприятиям различных форм собственности. В него входят: принципы, определение приоритетных целей, обеспечение взаимосвязи между показателями, учет факторов и конъюнктуры развития рынка, контроль за реализацией планов. Процесс планирования основывается на знании и использовании объективных экономических законов, законов товарного производства (закон стоимости), законов рыночной экономики.

Цель исследования: раскрытие понятия процесс планирования деятельности, как инструмента, участвующего в работе российских компаниях различных форм собственности.

Объект исследования: поэтапное пояснение понятий процесс планирования в видах форм собственности.

Предмет исследования: двигатель в процессе форм собственности средством правильно установленного планирования деятельности.

Задачи исследования: с помощью 2 глав: «Теоретические аспекты планирования различных форм собственности», «Формы собственности в России. Особенности в деятельности Российских компаниях.» поэтапно раскрыть основные понятия и процесс деятельности.

Метод исследования: посредством ссылок и авторов, указанных в литературе в курсовой работе, объясняется взаимодействие представленной темы.

Структура исследования: курсовая работа состоит из введения,

2 глав, 6 паргрофов и заключения.

  1. Теоретические аспекты планирования различных форм собственности.

1.1. Общая концепция планирования

Планирование — это вид деятельности, связанный с постановкой целей, задач и действий в будущем. Подразумевает выполнение следующих этапов:

  • Постановка целей и задач
  • Составление программы действий
  • Выявление необходимых ресурсов и их источников
  • Определение непосредственных исполнителей и доведение планов до них

Первые принципы планирования были созданы А. Файолем. Основные требования действий и планов предприятия он сформулировал из пяти принципов:

— принцип необходимости планирования означает повсеместное и обязательное применение планов при выполнении любого вида трудовой деятельности. Особенно важным считается в условиях фриланс, свободного графика работы, в дистанционном условии работы. Чем более свободный график или режим работы, тем большее значение имеет планирование и четкое следование плану.


— принцип единства планов предусматривает разработку общего или сводного плана деятельности, где отдельные пункты плана способствуют достижению итогового результата. Единство планов предполагает общность ваших целей.

— принцип непрерывности планов заключается в том, что процессы планирования, управления своей деятельностью взаимосвязаны между собой и должны осуществляться постоянно.

— принцип гибкости связан с непрерывностью планирования и предполагает возможность корректировки установленных показателей;

— принцип точности планов определяется многими факторами, как внешними, так и внутренними. Поэтому всякий план составляется с такой точностью, которую сам человек желает достичь, с учетом его состояния и возможностей. В современном планировании помимо рассмотренных классических принципов планирования широкую известность имеют и общеэкономические принципы планирования.

  1. Принцип комплексности означает что результат деятельности во многом зависит от уровня развития способностей, физического состояния, мотивации, ранее приобретенного опыта того, кто ведет деятельность.
  2. Принцип эффективности требует разработки такого варианта деятельности, который при существующих ограничениях используемых ресурсов обеспечивает получение перевыполненного результата. Известно, что всякий эффект в конечном итоге заключается в грамотном распределении ресурсов.
  3. Принцип оптимальности подразумевает необходимость выбора лучшего варианта на всех стадиях планирования из нескольких возможных альтернатив.
  4. Принцип пропорциональности, т.е. сбалансированный учет ресурсов и возможностей.
  5. Принцип научности, т.е. учет последних достижений науки и техники.
  6. Принцип детализации, т.е. степени глубины планирования.
  7. Принцип простоты и ясности, т.е. соответствия уровню понимания вами вашего собственного плана.

Как видно, основные принципы планирования легко можно применить к организации собственной деятельности, это поможет достичь желаемых целей оптимальным путем. С общеэкономической позиции планирование – это один из методов регулирования пропорций производства. Долгие годы централизованное планирование было основным регулирующим механизмом в экономике нашей страны. Однако в условиях действия рыночных отношений выступает закон стоимости. Сегодня в разных странах в зависимости от конкретной экономической ситуации использование механизма планирования для регулирования экономики осуществляется по-разному. В масштабах же предприятия планирование было и остается основным механизмом регулирования пропорций производства, поскольку его подразделения вступают в отношения друг с другом не как независимые товаропроизводители, а как участники единого производственного процесса


В качестве предмета планирования, как науки, выступают отношения, которые складываются между участниками производственного процесса по поводу установления и реализации приоритетов, пропорций и комплекса мероприятий, обеспечивающих их достижение. Объектом планирования на предприятии является его деятельность, под которой понимается выполнение им своих функций. А основными функциями (видами деятельности) являются: хозяйственная деятельность (главной задачей которой является получение прибыли для удовлетворения социальных и экономических потребностей собственника и членов трудового коллектива);социальная деятельность (обеспечивает условия для воспроизводства работника и реализации его интересов: оплата труда, безопасность условий труда и т.д.);экологическая деятельность (направлена на снижение и компенсацию отрицательного воздействия его производства на природную среду).

    1. Система планов и схемы планирования

Прежде чем приступить к непосредственному планированию, ответственные за планирование на предприятии должны опреде­лить содержание и последовательность процесса планирования.

Крупное предприятие, как правило, осуществляет процесс планирования целиком, без существенных изъятий. Сложно орга­низованная фирма нуждается как в стратегическом плане, так и в среднесрочных планах и программах, а также во всех разновидно­стях, оперативного планирования. Большая фирма должна забо­титься о подготовке и реализации проектов развития новых това­ров, новых подразделений.

Фирмы более скромных размеров часто упрощают процесс планирования, сводя его к составлению 5-летнего стратегического плана и годичных оперативных планов.

При этом, если небольшая организация ориентирована на создание наступательных планов, она также подготавливает проект развития своего производства (дела). Определив составные элементы процесса планирования, от­ветственные за эту деятельность должны установить последова­тельность действий по планированию. Логически, как это вытекает из схемы процесса планирования, составление тактических планов следует за стратегическим плани­рованием. Однако многие менеджеры и плановики, являясь креп­кими практиками и имея обширный опыт оперативного планиро­вания, при первых шагах в стратегическом планировании опасают­ся начинать плановую деятельность с определения стратегии.


Фор­мулирование самых общих направлений деятельности организации представляется им занятием слишком абстрактным, не совсем по­лезным и даже опасным с точки зрения потери времени и внимания к неотложным задачам. Такие менеджеры занимаются разработкой оперативных планов как основным видом плановой деятельности, а стратегическое планирование рассматривают как пробное, побоч­ное занятие. В этих случаях последовательность планирования ока­зывается противоположной: сначала составление оперативных пла­нов, а затем разработка стратегии. Но, как показывает опыт, посте­пенно, через 2-3-годичный цикл, менеджеры осознают важность стратегического планирования, приобретают необходимые навыки и обнаруживают, что им удобнее следовать от стратегии к тактике.

В процессе планирования принимают участие:

  1. высшее руководство организации;
  2. команда планировщиков;
  3. руководители и специалисты подразделений.

Идеальной, как уже указывалось, является такая ситуация, ко­гда все работники организации привлекаются к обсуждению и со­ставлению планов.

Высшее руководство является основой процесса планирования, определяет его главные фазы и последовательность пла­нирования. Менеджмент должен сделать процесс планирования доступным и понятным для каждого сотрудника в организации, он должен уметь максимально вовлекать в него своих работников.

Другая функция высшего руководства заключается в разработ­ке стратегии фирмы и принятии решений по стратегическому пла­нированию. Руководство фирмы определяет общие цели ее разви­тия и основные способы их достижения. Разработка стратегии тре­бует от высшего менеджмента аналитических способностей и мас­штабного мышления. Руководство среднего и низшего звена, а также специалисты подразделений занимаются разработкой оперативных планов. В обязанности специалистов входят также анализ внутренней и внеш­ней среды организации, составление прогнозов. Руководители под­разделений и штатные работники объединяются в оценке альтерна­тивных стратегий, предложенных для организации.

В последние годы во многих крупных организациях функции

стратегического планирования передаются в подразделения, то есть происходит децентрализация внутрифирменного планирования.

Этот процесс осуществляется следующим образом.

  1. Весь круг деятельности организации делится на основные сег­менты - происходит разделение на сегменты (термин предложен известной фирмой, специализирующейся на анали­зе и разработке стратегий, - "Бостонской консультационной группой" - БКГ).
  2. Происходит перераспределение стратегических полномочий в пользу руководителей сегментов.
  3. Высшая администрация остается ответственной за общее на­правление развития организации: размещение и структура ка­питаловложений, общий объем производства и прибыли. Кро­ме того, центральное руководство определяет финансовые ограничения в деятельности низших уровней.
  4. Осуществляется децентрализация плановой службы - числен­ность центрального отдела сокращается, создаются плановые отделы на местах.
  5. Формируется стратегический хозяйственный центр (СХЦ) на уровне отдельного подразделения. Он занимается разработкой и реализацией собственных стратегических планов.

Полезным для организации является привлечение консультан­та по планированию. Их рекомендательные советы по организации и содержанию процесса дают объективную оценку планированию. Консультантами могут быть, как внутренние сотрудники организации, так и внешние участники. В любом случае они обязаны обладать четким знанием теории и практики внутрифирменного планирования, вызывать уважение и доверие, для того чтобы в спорных вопросах занимать лидирующую роль. Внутреннего консультанта отличает знание различных сторон жизни фирмы. Внешнему консультанту свойственны богатый и разнообразный опыт планирования, но не­достатком сотрудничества с ним является ограниченность во времени (заключенный договор между фирмой и консультантом).

К обязанностям консультанта относятся:

• помощь в подготовке решений по планированию;

• обучение и консультирование высшего руководства по во­просам планирования;

• советы в организации совещаний по планированию, по­мощь в подведении итогов совещаний;

• рекомендации по составлению плановой документации. Как организованы плановые команды, какова их величина.

Состав и величина служб планирования в организации за­висят от типа организационной структуры (централизованная или децентрализованная), от представлений о стиле управления. Одним из самых важных факторов, определяющих строение службы пла­нирования, является размер организации.[1]

    1. Особенности бизнес-планирования в России

Российская практика бизнес-планирования во многом основана на зарубежном опыте. Это объясняется тем, что к началу 90-х годов XX века в России возникла необходимость в разработке бизнес-плана для получения финансирования, а практики в этой сфере деятельности не существовало. Особенности бизнес-планирования заключаются в сочетании значительного опыта планирования с точки зрения административно-командной системы и объективной необходимости коммерческого бизнес-планирования в новых экономических условиях.

Российская специфика бизнес-планирования заключается в следующем: обращаясь в фирму, занимающуюся составлением бизнес-планов и созданием новых предприятий необходимо учитывать, что такого рода фирмы предлагают типовой вариант бизнес-плана, который подходит не для всех организационно-правовых форм предприятий.