Файл: Современные политические режимы (Критерии классификации и основные типы политических режимов).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 135
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ РЕЖИМА В ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКЕ
Государственный (политический) режим как элемент формы государства
1.2. Политический режим как социально-политический феномен
ГЛАВА 2 КРИТЕРИИ КЛАССИФИКАЦИИ И ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ
2.1. Демократический политический режим
2.2 Авторитарный режим (авторитаризм)
ВВЕДЕНИЕ
Любое общество основано на определенном порядке, включающем иерархию своих членов и преследующем конкретные цели. Целеполагание и активное начало в общество привносит власть, которая возникает одновременно с ним. Свое воздействие на общество власть осуществляет через политический режим, т. е. конкретные формы и методы реализации власти, определенную структуру властных институтов, полномочия которых обусловлены принципами организации ветвей власти[1].
Политический режим представляет собой одно из наиболее сложных и значимых политико-правовых явлений современности. Именно политический режим определяет характер функционирования политической власти в государстве, организацию власти, взаимодействие государства, общества и личности, гарантированность реализации основополагающих прав человека.
За всю историю человечества сложилось три политических режима, демократический, авторитарный и тоталитарный. Каждый из этих режимов в тот или иной исторический период человечества имел большую распространённость, а также в одной и той же стране один режим мог сменять другой[2].
Первоначально можно было говорить только о том, что режим мог быть либо демократическим, либо авторитарным, но в 20 веке появляется новый вид режима, тоталитаризм со свойственными ему характеристиками.
Для каждого из режимов свойственны те или иные черты, для становления каждого режима нужны определённые условия, исторические особенности развития общества, и международная обстановка в мире.
Понятие политического режима является ключевым для формирования представлений об основных системах власти. Характеристика политического режима в любой отдельно взятой стране дает подлинную картину принципов организации политической жизни общества.
Цель работы: изучить материал о современных политических режимах.
Задачи работы:
- рассмотреть происхождение понятия "политический режим";
- изучить структуру и особенности функционирования политических режимов
- ознакомиться с типами современных политических режимов
Предмет исследования – политические режимы.
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ РЕЖИМА В ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКЕ
Государственный (политический) режим как элемент формы государства
Форма государства - это совокупность его внешних признаков, показывающих порядок образования и организацию высших органов государства, территориальное устройство государства, приёмы и методы осуществления государственной власти[3].
Форма государства показывает, как организовано общество, каким образом и через какие политические учреждения осуществляется власть и управление. Форма государства тесно связана и, в конечном счете, определяется содержанием государства, его сущностью. Форма государства является непосредственным выразителем его сущности и содержания. Каковы сущность и содержание (функции) государства, такова, в конечном счете, будет и его форма[4].
За всю историю развития государства и права были высказаны десятки, если не сотни различных мыслей и суждений по вопросу о формах государства. Предлагались самые различные подходы и варианты решения данной проблемы. Еще в Древней Греции и Риме философы и юристы высказывали разнообразные, порою весьма противоречивые мнения и суждения по поводу того, что следует понимать под формой государства, какие формы государства существуют, чем они отличаются друг от друга.
Один из величайших мыслителей античности Платон исходил, например, из того, что идеальной формой правления "идеального государства" как государства "лучших и благородных" является "законная власть немногих"- аристократия. Кроме того, им выделялась и рассматривалась "законная монархия" - царская власть и "незаконная" - олигархия. Платон создал целое учение о динамике государственной жизни и смене, в силу испорченности человеческой натуры, ее форм. Идеальное государство и его аристократическая форма, согласно этому учению, не вечны. Государство может деградировать и, соответственно, в этом же направлении изменять свои формы[5].
Значительное внимание исследованию форм государства уделяется в современной отечественной и зарубежной литературе. Разумеется, среди авторов-современников, также, как и среди их древних предшественников, нет единого взгляда и представления о понятии, видах и содержании форм государства. Высказываются разные точки зрения, различные подходы к определению понятия и содержания формы государства
Традиционно в 60-70-х годах отечественная теория государства и права выделяла две составляющие формы государства: форму правления и форму государственного устройства. В более поздний период утвердилось мнение, согласно которому в форме государства три основных, взаимосвязанных блока: форма правления, форма национально-государственного и административно-территориального устройства, и политический режим (Приложение 1).
И если форма правления отвечает на вопрос о том, кто и как правит, осуществляет государственную власть в государственно-организованном обществе; как устроены, организованы и действуют в нем государственно-властные структуры (органы государства), то форма национально-государственного и административно-территориального устройства раскрывает способы объединения населения на определенной территории, связь этого населения через различные территориальные и политические образования с государством в целом[6].
Политический же режим характеризует, как, каким способом осуществляется государственная власть в конкретном обществе, с помощью каких приёмов и методов государство выполняет своё социальное назначение - обеспечивает экономическую жизнь, общественный порядок, защиту граждан, решает другие общесоциальные, национальные, классовые задачи.
На фоне относительного консерватизма форм правления и форм государственного устройства государственно-правовой (политический) режим более изменчив и подвижен, ибо непосредственно зависим от реального соотношения классовых сил.
С учетом этого в литературе высказана точка зрения, согласно которой категория «государственно-правовой режим» хотя и связана теснейшим образом с категорией «форма государства», но непосредственно не является составной частью этой формы. Категория «государственно-правовой режим» предназначена для содержательного анализа ряда важных, внутренних сторон политического процесса и в этом смысле является определенным аспектом категории содержание государства[7].
Категория «государственно-правовой режим» в собственном смысле слова означает не фактическую форму правления, не все перечисленные постоянно действующие и временные факторы политической жизни, а сами условия, климат, в которых они существуют. В различных учебных и научных изданиях этот элемент формы государства может именоваться по-разному: и государственным, и государственно - политическим, и политико - правовым режимом, однако все эти категории одно и то же явление[8].
Таким образом, политический режим - это совокупность приёмов и методов, при помощи которых осуществляется государственная власть.
Как и другие составные части формы государства, политический режим имеет непосредственную связь с властью. Он даёт возможность определить, кто является действительным властителем в стране, каков набор средств и методов, с помощью которых они властвуют над людьми. Существенными свойствами политического режима следует назвать характеристики правового статуса личности; отношение субъекта власти к обществу и к меньшинствам, входящим в его состав; степень централизации управления территориями.
Идентифицируя государственно-правовой режим с системой методов и способов осуществления государственной власти, исследователи неизменно рассматривают его как наиболее динамичную составляющую часть формы государства, чутко реагирующую на все наиболее важные процессы и изменения, происходящие в окружающей экономической и социально-политической среде, в частности, в соотношении социально-классовых сил. Политический режим в значительной мере индивидуализирует форму государства, определяет ее роль в государственно-правовом механизме и ее социально-политическую значимость, а также указывает на ее известную организационную законченность[9].
Без учета этого обстоятельства, равно как и характера самого государственного режима, весьма трудно было бы понять не только сущность и содержание, но и социально-политическую роль, и назначение государства, существующего в той или иной стране.
Сложно было бы ответить на вопросы, почему в некоторых государствах с монархической формой правления (современная Великобритания, Голландия, Швеция и др.) существующий государственный и общественный строй более демократичен, чем в отдельных государствах-республиках (Германия 30-40-х годов, Чили 70-х годов, периода властвования Пиночета, и др.). Ведь если придерживаться формально-юридического определения данных форм правления, то все должно быть, как раз наоборот[10].
Естественно, что государственный режим не может возникнуть спонтанно. Как правило, он складывается и развивается благодаря целому ряду объективных и субъективных факторов, таких как: экономические, политические, социальные и пр. Это характер экономики, куда можно отнести централизованную, плановую, децентрализованную, рыночную и др.; уровень развития общества; уровень его общей, политической и правовой культуры; тип и форму государственного устройства; соотношение в обществе социально-классовых сил; исторические, национальные, культурные и иные традиции; типовые и другие особенности стоящей у власти политической элиты и другие им подобные факторы, которые относятся к разряду объективных[11].
Один из самых верных путей к тому, чтобы понять, сто в современной политической науке вкладывается в понятие режима — его логико-семантический анализ, его происхождение и основные вехи развития. Работа эта является большой и сложной работой, и зачастую, она нуждается в отдельном исследовании. Однако, составная часть такой работы должна стать сопоставляющей понятия режима с такими распространенными понятиями, как "форма правления", "политическая система", "политическая власть", "государство", "процесс", "государственный строй", и др.
Попробуем рассмотреть, как выглядит " режим" с этой точки зрения.
Режим является совокупностью властных структур, которые контролируют или задают способы функционирования и воспроизводства политического сообщества в значительной степени. Подобные определения встречаются и в отечественной, и в зарубежной литературе[12].
Прежде всего, понятие "режим" соотносится с понятием” власть", которое занимает одно из центральных мест в политической науке. Предположительно, решение, изучать любую конкретную проблему в политологии необходимо определять в проблеме политической власти, и поэтому любой, на первый взгляд который кажется достаточно беспристрастным, однако анализу политической ситуации обязательно принадлежит какое-либо представление о сущности власти[13].
Власть зачастую рассматривается по-разному, однако чаще всего исследователи считают нужным подчеркнуть, что в ее состав включается два основных компонента, такие как приказ и подчинение. По мнению польского политолога Е. Вятр, "Власть является возможностью приказывать, когда тот, кому приказывают, обязан повиноваться"[14].
Как правило, власть осуществляется в двух формах — господство и влияние. Под господством представляется такая ситуация, в которой у властвующего присутствует способность добиваться выполнения своего приказа, применив силу, если это потребуется.
У влияния же нет подобной мощи "фронтального" принуждения, и оно осуществляется. применяя более мягкие формы. Однако, и в данном случае имеется дело с проявлением власти, так как влияющий добивается желаемого результата от того, кому предстоит выступать в качестве объекта влияния.
Рассмотренное понятие власти является где-то типологически близким к понятию политического режима. Различие можно отметить лишь в том, что режим является организацией власти в масштабах человеческого сообщества, ее структурирования в определенных целях, применяя специфические методы[15].
Нередко в политологии понятие "режим" сопоставляется с понятием "система". Политическая система, как предмет исследования, выступает примерно с середины 50-х годов, благодаря американскому ученому Д.Истону. Впервые Д.Истон предпринял попытки в изучении политики, используя методы кибернетики и общую теорию систем.
Одной и той же политической системе в зависимости от исторических обстоятельств, свойственно проявляться в различных режимах.