Файл: Производственная деятельность потребительской кооперации на примере СОЮЗПОБ «Холбос» (Место потребительской кооперации в экономике страны).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 73

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В деятельности потребительской кооперации России нарастают системные проблемы, вызванные специфическими условиями, которые сложились в результате радикальных реформ. В разы уменьшились объемы оборота розничной и оптовой торговли, общественного питания, заготовок сельскохозяйственной продукции у населения, производства товаров и услуг. А так же уменьшилась численность пайщиков, оплата труда работников потребительской кооперации ниже, чем в других отраслях экономики, рентабельность хозяйственной деятельности не позволяет реализовывать социально-экономические цели потребительской кооперации.

Большое влияние на развитие потребительской кооперации может оказать производственная деятельность, которая гармонично увязывает закупки сельскохозяйственной продукции с розничной и оптовой торговлей, общественном питанием. Производственная деятельность с одной стороны, перерабатывает ресурсы, поступающие от закупок сельскохозяйственной продукции и дикоросов, с другой стороны, поставляет ресурсы для других отраслей потребительской кооперации. Велико влияние производственной деятельности и в решении социальных целей потребительской кооперации - это обуславливает актуальность темы исследования.

Объектом исследования выступает СОЮЗПОБ «Холбос».

Предмет – производственная деятельность потребительской кооперации.

Целью исследования является разработка направлений совершенствования производственной деятельности потребительской кооперации СОЮЗПОБ «Холбос».

Для достижения установленной цели, необходимо решить следующие задачи:

  • определить место потребительской кооперации в экономике страны;
  • охарактеризовать роль производственной деятельности в системе потребительской кооперации ;
  • дать общую характеристику СОЮЗПОБ «Холбос»;
  • произвести оценку состояния производственной деятельности потребительской кооперации СОЮЗПОБ «Холбос» и разработать направления её совершенствования.

Структура работы обусловлена целями и задачами исследования. Курсовая работа содержит введение, две главы, включающие по 2 параграфа, заключение и список использованной литературы. Работа размещена на 27 страниц.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИНЯТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕМ РЕШЕНИЯ О ПОКУПКЕ


1.1. Место потребительской кооперации в экономике страны

Потребительская кооперация представляет собой систему потребительских обществ и их союзов, созданных в целях удовлетворения материальных и иных потребностей их членов. Задачами потребительской кооперации являются:

  • закупка у граждан и юридических лиц сельскохозяйственной продукции и сырья, изделий и продукции личных подсобных хозяйств и промыслов, дикорастущих плодов, ягод и грибов, лекарственно-технического сырья с последующей их переработкой и реализацией;
  • создание и развитие организаций торговли для обеспечения членов потребительских обществ товарами;
  • оказание членам потребительских обществ производственных и бытовых услуг;
  • производство пищевых продуктов и непродовольственных товаров с последующей их реализацией через организации розничной торговли.

Потребительские общества являются основой потребительской кооперацией. Составной частью в экономики регионов и всей страны в целом является многоотраслевое хозяйство, которое повсеместно имеют кооперативные организации.

Главные деятельности организаций потребительской кооперации являются: производственные и бытовые услуги, строительство, автомобильные грузоперевозки, производство продовольственных и непродовольственных товаров, закупка и сбыт сельскохозяйственных продуктов и сырья, оптовая торговля, общепит, торговля в розницу.

На сегодняшний день организации потребительской кооперации осуществляют свою деятельность основным образом в сельской местности, в поселках, малых городах и районных центрах.

Потребительская кооперация - социально-ориентированная система. Развитие хозяйственной деятельности в потребительской кооперации непрерывно связано с осуществлением социальной миссии, борьбой с бедностью. В современных условиях организации потребительской кооперации развивают новые виды деятельности, ориентируясь прежде всего на нужды пайщиков, обслуживаемого населения, тем самым способствуя занятости населения, формированию социальной инфраструктуры в сельской местности, повышению денежных доходов населения, улучшению условий жизни.[1]

Государство принимает во внимание социальные функции, которые выполняет потребительская кооперация, поддерживая тем самым ее деятельность.


Основными видами деятельности всех организаций потребительской кооперации являются розничная торговля и общественное питание.

Объемы оборотов розничной торговой сети и предприятий питания в начальный период осуществления экономических реформ в стране резко сократились в связи с падением жизненного уровня населения, обслуживаемого потребительской кооперацией, появлением конкуренции, а также в связи с неэффективным управлением кооперативным хозяйством. Однако впоследствии организации потребительской кооперации сумели перестроить свою работу, воплотить кооперативные преимущества и обеспечить в условиях конкуренции постоянные приросты объемов оборота розничной торговли и общественного питания.

С учетом того, что организации потребительской кооперации ведут свою деятельность главным образом в селе, они тесно связаны с производителями сельскохозяйственных продуктов. Потребительские общества закупают у фермеров, сельскохозяйственных предприятий, граждан, имеющих личные подсобные хозяйства, продуты животноводства (мясо, молоко, яйца, кожевенное сырье, шерсть), картофель, овощи, плоды, бахчевые культуры. Кроме того, организуется сбор и прием от населения дикорастущих плодов, ягод, грибов, орехов, лекарственно-технического сырья.

Закупают сельскохозяйственную продукцию прежде всего для собственных нужд потребительских обществ - снабжения магазинов, предприятий питания, обеспечения сырьем перерабатывающих предприятий. Вместе с тем кооперативные организации выполняют посреднические функции, продают закупленную продукцию в порядке оптовой торговли заинтересованным потребителям.

Можно отметить что за последние годы в потребительской кооперации интенсивно развивается сферы услуг. Это перспективно и выгодно сказывается для направления экономической деятельности. Наибольшее развитие получили следующие виды услуг: бытовые (пошив и ремонт одежды, обуви, услуги парикмахерских, бань и др.), ремонт и монтаж оборудования, автотранспорта, прокат, строительство и ремонт жилья, обработка земельных участков, транспортно-экспедиционные услуги, образовательные, санаторно-курортные, медицинские, туристические, консультационные, информационные услуги.

Экономика потребительской кооперации - сложный комплекс различных взаимосвязанных видов деятельности с выраженной социальной направленностью. Кооперативный сектор является важной составной частью экономики большинства регионов России.[2]


1.2. Роль производственной деятельности в системе потребительской кооперации

Производственная деятельность потребительской кооперации в широком смысле этого слова охватывает несколько отраслей: переработку сельскохозяйственной продукции, в том числе закупленной у населения; производство продукции предприятиями общественного питания, в том числе кулинарной; производство некоторых видов услуг, местные промыслы, в том числе на основе надомного труда; производство товаров народного потребления на специализированных предприятиях и другие.

Большую роль производственная деятельность играет в потребительской кооперации, заключавшуюся в следующем:

  • Производство в общественном питании обеспечивает функционирование предприятий общественного питания, увеличивает ассортимент продаваемой продукции и рост объемов доходов.
  • Производство потребительских товаров, особенно продовольственных, пополняет товарные ресурсы для розничной и оптовой торговли, что также увеличивает объемы оборота и дохода.
  • Переработка закупленной сельскохозяйственной продукции, в том числе у населения, создает добавленную стоимость, увеличивает ресурсы для общественного питания, розничной и оптовой торговли, при соблюдении некоторых условий повышает конкурентоспособность потребительской кооперации, надежность её функционирования и рост объемов деятельности, доходов и прибыли.
  • Производство в сфере народных промыслов обеспечивает дополнительные доходы населения, повышает его самозанятость, а для потребительской кооперации является источником нетрадиционных товарных ресурсов, пользующихся спросом у покупателя.
  • Надомное производство выполняет, кроме социальных функций, и экономические, так как позволяет без существенных инвестиций организовать производство продукции, что также пополняет ресурсы розничной и оптовой торговли.
  • Производство в сфере услуг, в том числе ремонтные, строительные работы, переработка продукции по заявкам населения на давальческой основе, удовлетворяя потребности населения, приносит потребительской кооперации дополнительный доход и прибыль.

Таким образом, все виды производственной деятельности потребительской кооперации способствуют экономическому сотрудничеству между различными хозяйствующими субъектами потребительской кооперации и других сфер экономики[3]. (Приложение 1)


ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЮЗ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ОБЩЕСТВ «ХОЛБОС»

2.1. Общая характеристика СОЮЗПОБ «Холбос»

СОЮЗ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ОБЩЕСТВ "ХОЛБОС" РЕСПУБЛИКИ САХА(ЯКУТИЯ). Зарегистрирована 02.07.1993. Юридический адрес: 677007, республика Саха /Якутия/, город Якутск, Крупской улица, 19.

Руководитель - Мишкин Петр Николаевич (с 4 октября 2017 г.).

Виды деятельности:

  • Торговля оптовая неспециализированная.
  • Торговля розничная прочая в неспециализированных магазинах.
  • Деятельность рекламных агентств.
  • Аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом.
  • Регулирование и содействие эффективному ведению экономической деятельности предприятий.
  • Деятельность по дополнительному профессиональному образованию прочая, не включенная в другие группировки. [4]

Потребительская кооперация Республики Саха (Якутия) имеет многоотраслевое направление и функционирует как в сфере обращения, так и в сфере производства. Ее деятельность распространяется на торговлю товарами народного потребления, закупку и переработку сельскохозяйственной продукции, общественное питание, дикорастущих ягод и растений, выпуск товаров на собственных производственных предприятиях, оказание услуг и др. Союз потребительских обществ «Холбос» имеет свои подразделения в 19 улусах, в том числе 14 сельских, и обслуживает 319,5 тыс. человек (число пайщиков – 69,8 тыс. чел.).

В данный период времени производство товаров народного потребления является одним из основных направлений в деятельности потребительской кооперации республики. В совокупном объеме хозяйственной деятельности СПО «Холбос» оно занимает ведущее место после розничной торговли. А так же большую роль играет производственная деятельность потребительской кооперации в укреплении экономических связей между сельской местностью и городом.

Основными видами производства потребительской кооперации республики выступают хлебопечение, производство кондитерских, колбасных, макаронных изделий, полуфабрикатов, цельномолочной продукции, масло животного и др.