Файл: Теории происхождения государства (Сущность основных теорий происхождения государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 128

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность исследования. Человечество, вот уже на протяжении нескольких тысячелетий, живет в условиях государственно-правовой действительности.

По поводу возникновения государства у человечества существует множество учений, каждое из которых с определенной степенью доказательности, объясняет причины происхождения государства. В науке на сегодняшний день существует множество различных теорий, так или иначе объясняющих сам процесс возникновения государства.

Актуальность темы, которая выбрана нами для рассмотрения, не вызывает никаких сомнений. Проблема зарождения, появления, то есть происхождения государства всегда вызывала огромный интерес, начиная с древних времен, и по настоящее время. И сейчас данный вопрос является дискуссионным. В чем же заключается значимость данного вопроса? Дело в том, что процесс изучения происхождения государства, позволяет учёным как можно глубже и чётче изучить его социальную природу. Современная действительность не обособлена от прошлого и будущего. Она лишь новая, важная веха в истории. Настоящее, воплощая в себе разносторонние, сложные, подчас противоречивые тенденции прошлого, отрицает отжившее, наделяет перспективное иным качеством, порождает тем самым новые тенденции и явления, закладывающие предпосылки будущего.

Соответственно, чтобы понять современное государство, нужно знать, как оно возникло, какие основные этапы прошло в своем развитии, какие причины влияли на его образование, становление, развитие, изменение их формы и содержания.

Цель курсовой работы – дать общую характеристику основным теориям происхождения государства.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть понятие и признаки государства;

- охарактеризовать основные теории происхождения государства;

- исследовать современный подход к проблеме возникновения государства.

Объектом курсовой работы являются теоретические основы понятия государства.

Предметом курсовой работы являются теории происхождения государства.

Методологические основы исследования состоят в том, что нами использовалась совокупность методов научного исследования, а именно: формально-юридический, системно-правовой, юридико-исторический, грамматический, правового моделирования, формальной логики и др.

В работе использовались материалы таких авторов, как: Абдулаев М.И., Акимова М.К., Брызгалова И.Г., Гужавина Т.А., Ерохин И.Ю., Каргин Ю.И., Комаров С.А., Котляров С.Б., Кукушкин О.В., Левакин И. В., Персиянцева С.В., Чичеров Е.А., и другие.


Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Понятие и признаки государства

Одним из наиболее дискуссионных и проблемных в теоретико-правовой науке остаются вопросы об определении понятия «государство», об определении сущности государства, его роли в социуме, взаимосвязи государства, личности и общества. Такая ситуация обусловлена структурно-функциональной сложностью государства как общественно-политического явления, важностью функций, выполняемых государством, а также его значимым влиянием на общество.

Проблемы рассмотрения понятия «государство» находятся в центре внимания отечественных и зарубежных мыслителей. Характеристика феномена «государство» и рассмотрение понятий, явлений и закономерностей, связанных с государством, нашли отражение в широком круге теоретико-правовых исследований. В их числе работы отечественных ученых: В. Н. Гессена «Общее учение о государстве» (СПб., 1912), Е. В. Спекторского «Государство (общий очерк)» (Петроград, 1918), Я. Магазинера «Общее учение о государстве» (Петроград, 1922), Д. И. Чеснокова «Что такое государство» (М., 1955), Л. С. Мамута «Проблемы теории государства в современной идеологической борьбе» (М., 1976); И. Ю. Козлихина «Идея правового государства: история и современность» (СПб., 1993), А. Г. Хабибуллина «Научные основы типологии государства: вопросы теории и практики» (СПб., 1997), А. Д. Керимова «Современное государство: вопросы теории» (М., 2007), И. И. Осветимской «Государство в условиях глобализации: теоретико-правовое исследование» (СПб., 2016). Теоретическое государствоведение не теряет своего значения и в XXI в.

Рассмотрение понятия «государство» часто осуществляется одновременно с исследованием существующей политической власти. Наличие многообразия подходов к пониманию политической власти формирует и множество трактовок понятия «государство».

Платон (427-347 гг. до н. э.), древнегреческий философ, основоположник философии государства и права, оставил потомкам два своих крупных произведения - «Государство» и «Законы». Государство он понимал как выражение идеи справедливости[1].

Аристотель (384-322 гг. до н. э.), выдающийся мыслитель Античности, под государством понимал определенный полис, которому было присуще взаимодействие равноправных людей. По его мнению, государство - это «активное общение людей, которые подобны друг другу»[2].


Цицерон (106-43 гг. до н. э.), знаменитый римский оратор, юрист, государственный деятель и мыслитель, проблемам государства уделял большое внимание. В своих трудах «О государстве» и «О законах» он охарактеризовал государство как общее дело, достояние народа и подчеркнул, что народ - это соединение людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов[3]. Государство, по Цицерону, - это взаимодействие между людьми на основе общих интересов и согласия в вопросах права.

Августин Аврелий (354-430), известный средневековый теолог и философ, обращался к проблеме понимания природы и сущности государства в трудах «Исповедь» и «О граде Божьем». Августин полагал, что в мире существуют два «града» - нечестивцев и праведников. Те, кто живут в согласии с христианским Богом, образуют «Град Божий», другие - «Град земной». Земное государство - создание рук человеческих и его временная цель. Это государство создано и держится путем насилия и принуждения. Государство оправдывает свое существование поддержанием социального порядка, и только Церковь осуществляет право, несет пользу, истинную справедливость, мир и покой. Назначение благого государства Августин видел в служении Церкви[4].

Английский философ Джон Локк (1632-1704), один из самых влиятельных мыслителей Просвещения и теоретиков либерализма, рассматривал государство как общую волю народа. Понятие «государство» он определял как совокупность людей, которые объединилась в единое целое[5].

Родоначальник немецкой классической философии Иммануил Кант (1724-1804 гг.) рассматривал государство как общество людей, которое само распоряжается и управляет собой[6]. Учёный представлял государство как соединение людей под властью правового закона, главной задачей которого является охрана и гарантии прав и свобод граждан.

В трудах Карла Маркса (1818-1883) и Фридриха Энгельса (18201895) был сформулирован новый подход к пониманию дефиниции «государство». К. Маркс и Ф.Энгельс утверждали, что государство не может существовать там, где отсутствуют разделение на классы, классовая борьба и постоянная борьба за власть; рассматривали государство как форму, в рамках которой члены общества реализуют различные общие интересы. Ф. Энгельс предложил определение понятия «государство»: государство - это машина, посредством которой один класс интенсивно подавляет другой класс. Фактически за счёт государства, полагал Энгельс, и происходит эксплуатация одних людей другими[7].


В марксистской теории государство - это организация политической власти. Политическая власть, по Марксу и Энгельсу, - один из основных признаков государства, посредством которого раскрывается его сущность.

В своей работе «Капитал» К. Маркс акцентировал внимание на том, что государство осуществляет:

  • выполнение дел, которые носят общий характер;
  • специфические классовые функции, которые обязательно необходимо учитывать[8].

Действительно, с одной стороны, государство может решать так называемые классовые проблемы, а с другой - выполнять общечеловеческую миссию, решать вопросы общесоциального значения. Сочетая в себе таким образом и классовое, и общечеловеческое, государство выступает одновременно и как организация политической власти общества, и как его единственный официальный представитель. Его социальное назначение одновременно охватывает выполнение и общих дел, вытекающих из природы всякого общества, и решение специфических классовых задач. Безусловно, на различных исторических этапах развития государства соотношение классовых и общечеловеческих факторов может быть различным.

В. И. Ульянов (Ленин) (1870-1924), развив марксистскую теорию, первостепенное значение придавал насильственной стороне государственной власти, которая находила воплощение в классовой диктатуре, а также первостепенной роли административного аппарата в государственном механизме. Ленин сформулировал понятие «государство», определив государство как машину для поддержания господства одного класса над другим[9].

Известный российский учёный-юрист Н. М. Коркунов (1853-1904) считал, что государство - это общественный союз свободных людей с принудительно установленным мирным порядком посредством представления исключительного права принуждения только органам государства[10]. Государство как «общественный союз, обладающий самостоятельной властью принуждения», по мнению Коркунова, возникает и функционирует в качестве средства проведения правовых установлений[11].

Выдающийся русский правовед И. А. Ильин (1882-1954) считал, что государство - это союз людей, организованный на началах права, на единой территории и с подчинением единой власти. Сравнивая государство с духовной общиной, Ильин подчеркивал, что государство не должно «опускаться» до частного интереса отдельного человека, но призвано возводить каждый духовно-верный и справедливый интерес отдельного гражданина в интерес всего народа и всего государства[12]. Если государство это делает, то оно выполняет свое духовное и христианское призвание, становится социальным государством и воспитывает этим своих граждан в духе христианской морали. Социальное государство становится орудием всеобщей солидарности и гражданского братства[13].


Выдающийся советский и российский мыслитель, основоположник либертарного правопонимания В. С. Нерсесянц (1938-2005) рассматривал государство как правовую (то есть основанную на принципе формального равенства) организацию публичной политической власти свободных индивидов. По мнению учёного, правовая сущность государства и представленное в нём правовое начало (принцип формального равенства свободных людей) проявляется во всех исторических типах и формах государства, во всех аспектах и направлениях организации и функционирования государственной власти[14].

Видный отечественный правовед Л. И. Спиридонов (1929-1999) при определении понятия «государство», учитывает признаки государства: наличие публичной политической власти, население и наличие системы налогов и сборов. Государство, по Спиридонову, - это политико-территориальная организация общества, основанного на обменных связях людей, которая характеризуется публичной властью, призванной решать общие дела и осуществлять свою деятельность на собираемые с населения налоги[15].

Современный исследователь М. Н. Марченко полагает, что государство - это организация политической суверенной власти, осуществляющая управление социальными, экономическими, политическими, духовными процессами жизни общества.

Современный учёный-юрист В. В. Лазарев формулирует понятие «государство», обращая внимание на то, что государство - это особая организация публичной политической власти господствующего класса (социальной группы, блока классовых сил, всего народа), располагающая специальным аппаратом управления и принуждения, которая, представляя общество, осуществляет руководство этим обществом и обеспечивает его интеграцию[16].

При определении понятия «государство» ученые обращают внимание на его признаки, в качестве которых признают население (народ), публичную политическую власть и территорию. Близость подходов к выделению отличительных признаков государства даёт основание полагать, что кардинальных различий в представлении ученых о содержании понятия «государство» нет даже при несовпадении формулировок определений.

В качестве основных признаков, составляющих политико-юридическую характеристику государства, в современной отечественной юридической литературе выделяют:

  • наличие публичной политической власти;
  • территория;
  • население;
  • суверенитет.