Файл: Конфликты в организации: Причины и функции (Конфликты в организации: понятие, причины, функции, субъекты и их характерные черты).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 191
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНФЛИКТОВ В ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Конфликты в организации: понятие, причины, функции, субъекты и их характерные черты
1.2 Классификация конфликтов в организации
2 АНАЛИЗ КОНФЛИКТОВ И УПРАВЛЕНИЕ ИМИ В ООО «ИМПУЛЬС»
2.1 Общая органиазционно – экономическая характеристика компании ООО «Импульс»
2.2 Анализ конфликтов на предприятии ООО «Импульс»
2.3 Способы управления и предотвращения конфликтов в ООО «Импульс»
Из данных таблицы 2 следует, что динамика выручки от продаж в 2019 году составила 7106,69 тыс. руб. и ее анализ неравномерности увеличения на 54,57%. Это обусловлено операционным ростом выручки от продаж по сравнению с себестоимостью.
Отрицательным фактором в работе компании является повышения показателя «затрат на 1 рубль реализованной продукции» в 2017 г. на 102,53 но сравнению с 2017 г., но уже в 2019 г. по сравнению с 2017г. показатель «затрат на 1 рубль реализованной продукции» снизился на 96,2%, что является благоприятным фактором в деятельности предприятия. Фонд оплаты труда на предприятии растет за счет увеличения заработной платы работников.
Это создает заинтересованность персонала в результатах своего труда и положительно влияет на социальный климат в коллективе.
Рентабельность продаж в 2018г. по сравнению с 2017г. снизилась, а в 2019г. рентабельность продаж повысилась и составила 10,27 %. Все это является следствием колебания доли прибыли до налогообложения в выручке от продажи работ и услуг ООО «Импульс».
Таким образом, основные экономические показатели работы ООО «Импульс» изменялись в рассматриваемом периоде под воздействием как внешних, так и внутренних факторов неравномерно. Под воздействием, внешних факторов (рост цен на материально технические ресурсы, рост зарплаты, изменения в налоговой системе) себестоимость ООО «Импульс» в 2019 в сравнении с 2017 годом возросла на 44,59%, так как в 2019 году произошел рост цен на закупочные материалы. Что касается, внутренних факторов, то количество работников предприятия в течение 2 лет увеличилось на 13 человек. В 2018 году в сравнение с 2017 годом на 2,5 %, а в 2019 году в сравнение с 2017 годом на 30%, что является положительным фактором в деятельности компании.
По мере насыщения рынка, сбыт, а не производство, будет определять цели компании. В конкурентной борьбе компания должна производить только то, что можно реализовать. Изменение структуры и объема продажной продукции, как фактор увеличения прибыли постепенно уступает место росту качества продукции, как совокупности новых потребительских свойств товара; надежности, эффективности применения, удобству обслуживания по доступной цене.
Таким образом, в целом предприятие работает эффективно. В 2018 г. общая рентабельность составила 26 %, по сравнению с 2017 г. этот показатель вырос на 30 %. Главным образом это вызвано определяющим рентабельность показателем – прибылью.
2.2 Анализ конфликтов на предприятии ООО «Импульс»
Для анализа конфликтов в компании, а также для оценки психологического климата в коллективе было проведено исследование, в котором принимал участие трудовой коллектив компании – менеджеры, руководители подразделений, рабочий состав.
Методы исследования:
1) Лонгитюдное наблюдение;
2) Психологическое тестирование. Психологическое тестирование сотрудников компании ООО «Импульс» проводилось по трем методикам:
А) Тест описания поведения К. Томаса
Б) Тест «Самоконтроль в общении»
В) Тест «Твоя конфликтность»
3) Анкетирование
Первый этап исследования заключался в установлении методом наблюдения мнения о каждом респонденте, его личностных и поведенческих особенностях.
Таблица 3– Оценка личностных качеств персонала по результатам наблюдения
Испытуемые |
Личностные и поведенческие особенности |
1 |
2 |
1 |
Добродушный, спокойный, открытый, общительный человек |
2 |
Напористый, скрытный, общительный, склонен к конфликтному поведению |
3 |
Общительный, немного суетливый, добродушный, веселый, с хорошим чувством юмора |
4 |
Необщительный, упрямый, скрытный, хорошо знает свое дело, склонен к конфликтному поведению |
5 |
Любознательный, открытый, всегда поддержит беседу по любому вопросу, в общении легок. |
6 |
«Себе на уме», общительный, но скрытный, уходит от конфликтов, всегда находит компромисс или оправдание |
7 |
Неуверенный, застенчивый, мягкотелый, пытается всем угодить |
Продолжение таблицы 3
8 |
Мягкий, спокойный, общительный, дружелюбный |
9 |
Резкий, необщительный, склонный к конфликтам |
10 |
Суетливый, общительный, добродушный, бесконфликтный |
11 |
Веселый, многословный, немного надоедливый, склонен к созданию конфликтных ситуаций |
12 |
Не терпеливый, вспыльчивый, общительный, конфликтный |
13 |
В общении настороженный, застенчивый, говорит только по существу, бесконфликтный |
14 |
Развязный, говорит с сарказмом, неуместно шутит, склонен к конфликтам |
15 |
Тихий, спокойный, добродушный, бесконфликтный |
Данные наблюдения свидетельствуют о том, что 6 человек в группе склонны к созданию конфликтных ситуаций: 2 человека из них отличаются резкостью, напористостью в общении, в то же время они общительны, хотя зачастую могут создавать конфликтные ситуации; 2 человека из 6, склонных к конфликтам, также являются общительными людьми, но в тоже время они развязны, многословны, отпускают неуместные шутки – неприятны в общении, что является причиной создания ими конфликтных ситуаций; и двух человек в конфликтной группе отличает необщительность, скрытность, упрямость.
Далее охарактеризуем бесконфликтную группу сотрудников компании, в эту группу в которую входят 9 человек, среди них можно выделить 4 человека, которые отличаются веселым нравом, болтливостью, добродушием, открытостью; 3 человека отличается спокойствием, уравновешенностью, дружелюбием; 2 человека застенчивы, неуверенны в себе, стремящиеся всем угодить.
Таким образом, результаты наблюдения свидетельствуют о том, что в группе 40% людей, способных создавать конфликтные ситуации и 60% бесконфликтные в общении.
Следующим этапом эмпирического исследования было психологическое тестирование сотрудников компании.
Задачи тестирования:
- выявить уровень общительности;
- определить уровень коммуникативного самоконтроля;
- определить стиль конфликтного поведения сотрудников компании.
Вопросы тестов отображены в Приложении Б, В, Г.
Анализ полученных данных показал, что 4 респондента обладают высоким уровнем общительности – эти люди всюду чувствуют себя в своей тарелке, но не всегда доводят дело до конца. 7 человек обладают средним уровнем общительности, их характеризует любопытность, разговорчивость, однако им не достает усидчивости, терпения при столкновении с серьезными проблемами. 4 человека отличатся низким уровнем общительности – они замкнуты, предпочитают одиночество.
Таблица 4– Анализ результатов тестирования
№ |
Показатели |
Общий вывод |
||
1 |
2 |
3 |
||
Стиль конфликт–ного поведения |
Уровень общительности |
Самоконтроль в общении (коммуникативный контроль) |
||
1 |
Сотрудничество Компромисс |
Высокий уровень |
Средний уровень |
Чрезмерно общителен, способен на сотрудничество, компромисс; искренен, но не сдержан в эмоциональных проявлениях |
2 |
Соперничество |
Средний уровень |
Низкий уровень |
Весьма общительный, склонен к соперничеству, поведение устойчиво, «неудобен в общении» |
3 |
Сотрудничество |
Нормальная коммуникабель–ность |
Высокий уровень |
В меру общителен, способен к сотрудничеству, гибко реагирует на изменение коммуникативной ситуации |
4 |
Избегание |
Низкий уровень |
Высокий уровень |
Необщителен, избегает конфликтов, гибко реагирует на изменение коммуникативной ситуации |
5 |
Сотрудничество Компромисс |
Нормальная коммуникабель–ность |
Высокий уровень |
В меру общителен, способен к сотрудничеству и компромиссу, гибко реагирует на изменение коммуникативной ситуации |
6 |
Компромисс Избегание |
Средний уровень |
Средний уровень |
Весьма общителен, склонен к поиску компромисса или избегает конфликты, не всегда сдержан в эмоциональных проявлениях |
7 |
Приспособление |
Низкий уровень |
Высокий уровень |
Необщительный в конфликтной ситуации старается приспособиться; гибко реагирует на изменение коммуникативной ситуации |
8 |
Сотрудничество |
Нормальная коммуникабель–ность |
Высокий уровень |
В меру общителен, способен к сотрудничеству, гибко реагирует на изменение коммуникативной ситуации. |
Продолжение таблицы 4
9 |
Соперничество |
Средний уровень |
Низкий уровень |
Весьма общительный, склонен к соперничеству, поведение устойчиво, «неудобен в общении» |
10 |
Компромисс Избегание |
Высокий уровень |
Высокий уровень |
Чрезмерно общительный, находит компромисс или избегает конфликта, гибко реагирует на изменение коммуникативной ситуации |
11 |
Компромисс Избегание |
Высокий уровень |
Средний уровень |
Чрезмерно общителен, находит компромисс или избегает конфликта, не всегда сдержан в эмоциях |
12 |
Соперничество |
Средний уровень |
Низкий уровень |
Весьма общительный, склонен к соперничеству, поведение устойчиво, «неудобен в общении» |
13 |
Сотрудничество |
Низкий уровень |
Средний уровень |
Не общительный, способен к сотрудничеству в конфликтной ситуации; не сдержан в эмоциональных проявлениях |
14 |
Соперничество |
Высокий уровень |
Низкий уровень |
Чрезмерно общительный, склонен к соперничеству, поведение устойчиво, «неудобен в общении» |
15 |
Избегание компромисс |
Низкий уровень |
Высокий уровень |
Не общительный, избегает конфликтов или идет на компромисс; гибко реагирует на изменение коммуникативной ситуации |
Рассматривая уровень самоконтроля в общении, приходим к выводу, что большинство сотрудников компании (7 человек) обладают высоким уровнем коммуникативного контроля, они легко входят в любую роль, гибко реагируют на изменение ситуации, в состоянии даже предвидеть впечатление, которое произведут на окружающих. Четыре человека обладают средним уровнем коммуникативного контроля, их отличает искренность, но не сдержанность в эмоциональных проявлениях. У четырех инженеров выявлен низкий уровень самоконтроля в общении, что характеризует их поведение как устойчивое, они не считают нужным изменяться в зависимости от ситуации, некоторые считают их «неудобными в общении».
Анализируя показатели стиля конфликтного поведения у сотрудников компании, мы выявили, что 7 человек предпочитают сотрудничество в конфликтной ситуации, характеризующееся тем, что участники конфликта приходят к альтернативе, удовлетворяющей интересы отдельных сторон.
Три человека из них помимо сотрудничества также могут пойти на компромисс в конфликтной ситуации.
Соперничество в конфликте характерно для трех сотрудников, а пять человек предпочитают избегать конфликтов, хотя если этого не удается, 4 человека из них способны пойти на компромисс.
Таким образом, для группы характерен средний уровень общительности, высокий коммуникативный самоконтроль и поиск сотрудничества в конфликтной ситуации.
Последним этапом исследования было интервью, цель которого выявить причины возникновения конфликтных ситуаций в компании, а также условия преодоления конфликтных ситуаций.
Вопросы анкетирования отображены в Приложении Д.
Результаты анкетирования свидетельствуют о том, что 45% конфликтных ситуаций в компании ООО «Импульс» возникают в общении с коллегами по работе, 40% конфликтных ситуаций в компании возникают в общении с руководителями, и, соответственно, 15% конфликтных ситуаций возникают в общении с клиентами. Для анализа конфликтов на предприятии, а также для оценки психологического климата в коллективе было проведено анкетирование персонала.
Основу коллектива составляют работники со стажем в компании от года до 3 лет. Почти столько же работают в компании менее года. В основном это менеджеры. Руководство же имеет более длительный стаж.
Ответы распределились следующим образом (рисунки 3–11).
Рисунок 3 – Ваша должность
Таким образом, основной контингент персонала составляют рабочие (мастера участка ППО/АСС, швейный цех), далее идут служащие – 16%. Руководство составляет наименьшую долю работников.
Рисунок 4 – Довольны ли Вы своей работой
Итак, большинство сотрудников своей работой довольны – это можно оценить положительно. Однако, если человек абсолютно доволен своей работой, это может означать, что он не намерен самосовершенствоваться.
Рисунок 5 – Считаете ли Вы себя конфликтным человеком
80 % работников не считают себя конфликтными людьми. Возможно, такая самооценка была необъективна.
На вопрос: Легко ли Вы находите общий язык с коллегами? Ответы следующие: постоянно натыкаюсь на стену непонимания, всегда нахожу, чаще нет, чаще да. Что примечательно, сотрудники, отнесшие себя к высшему руководству, а также большинство рядовых работников, ответили «Всегда». А вот руководители среднего звена, а также часть служащих испытывают затруднения во взаимопонимании.