Файл: Распределение и использовании прибыли как источник экономического роста предприятий.pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 145
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Понятие прибыли предприятия
1.2. Методологические аспекты управления прибылью предприятия
2. РАСПРЕДЕЛЕИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИБЫЛИ НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЯ АО «РОСТОВСКИЙ ПОРТ»
2.1. Характеристика деятельности предприятия АО «Ростовский Порт»
2.2. Анализ распределения и использования прибыли предприятия
ВВЕДЕНИЕ
Главную роль в системе экономических показателей играет финансовый результат хозяйственной деятельности организации, это связанно с тем, что они приобретают самостоятельность и несут полную ответственность перед акционерами, работниками, банком и кредиторами.
Наличие стабильного и устойчивого уровня прибыли служит индикатором кредитоспособности и конкурентоспособности организации, становиться гарантом выполнения обязательств, так как обеспечивает возможность возрастания капитала и бизнеса.
Сумма доходов, расходов, прибыли представляют собой одни из основных показателей оценки конкурентоспособности организации. Увеличение доходов и прибыли является залогом последующего успешного функционирования предприятия на рынке. При этом увеличение прибыли может быть вызвано необоснованным ростом цен, а также стремлением получить высокие доходы любыми путями в ущерб потребителям.
После изучения источников получения прибыли появляется возможность разработки научного подхода к решению множества проблем, к примеру, повышения эффективности и ответственности трудового коллектива, достижения конечных результатов при минимуме затрат. В то же время укрепление коммерческого расчета во всех звеньях производства каждой отдельной организации в решающей степени зависит от управления расходами и доходами, а также выявления специфических резервов увеличения прибыли любого субъекта хозяйствования. Всем этим подтверждается актуальность выбранной темы.
Актуальность темы основывается на главной цели коммерческих предприятий - получении прибыли. Данная проблема во многом связана с усилением конкуренции на товарных рынках, конкуренции со стороны иностранных производителей и крупных отечественных производителей, а также от широкого круга малых предприятий.
Цель курсовой работы - исследование особенностей формирования и распределения прибыли, и выявление резервов ее повышения для развития предприятия.
В связи с указанной целью необходимо решить следующие задачи:
- изучить понятие прибыли предприятия;
- исследовать методологические аспекты управления прибылью предприятия;
- дать характеристику деятельности исследуемого предприятия АО «Ростовский Порт»;
- провести анализ распределения и использования прибыли предприятия;
- провести факторный анализ прибыли;
- предложить мероприятия по повышению прибыли в АО «Ростовский Порт».
Предмет исследования – финансовая деятельность организации.
Объект исследования – АО «Ростовский Порт».
В работе использованы следующие методы анализа: горизонтальные и вертикальный анализ, группировка, сравнение, коэффициентный метод.
Теоретической и методологической основой курсовой работы послужили работы таких авторов, как Аношина Б.В., Волконского В.А., Канторовича Г. Г., Морозова A.A., Шмелева Н.П., Яковлева А.П. и др.
Информационную базу исследования составили нормативно-правовые акты Российской Федерации, регулирующие порядок формирования и учета доходов и расходов организаций, научные статьи в периодической печати по исследуемой проблеме, Интернет-ресурсы, данные бухгалтерской и финансовой отчетности предприятия.
Практическая значимость работы состоит в том, что итоги анализа и разработанные мероприятия, полученные при написании работы, могут быть использованы руководством Общества при разработке планов по улучшению финансового состояния предприятия.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Понятие прибыли предприятия
Прибыль является важнейшей категорией хозяйствования, конечным результатом и целью предпринимательской деятельности. Роль прибыли значима, так как:
- прибыль является источником самофинансирования деятельности предприятия. С помощью собственной прибыли предприятие может увеличивать объем продаж, расширять производство, финансировать инвестиционную деятельность, не используя или не увеличивая заемные средства, что повышает финансовую устойчивость предприятия;
- прибыль также является источником формирования финансовой базы государства через налоговую систему страны. Часть полученной предприятием прибыли направляется в бюджеты различных уровней;
- прибыль определяет уровень благосостояния собственников, а также является материальным стимулом для работников.
Существуют различные трактовки термина «прибыль». Чтобы понять суть прибыли, рассмотрим несколько определений представителей научной мысли:
1) прибыль – остаток после вычитания из доходов компании затрат на закупку необходимых товаров и услуг (сырье, транспорт), а также на выплату заработной платы персоналу (Дж. С. Милль);[11, с. 39]
2) прибыль – разность между валовым доходом и затратами на реализацию товаров (издержками обращения) (Л.А. Брагин); [4, с. 8]
3) прибыль – выраженный в денежной форме чистый доход от предпринимательской деятельности, соответствующий разнице между совокупными доходами и совокупными затратами торгового предприятия (А.Н. Соломатин). [26, с. 12]
Как видно, трактовки авторов различаются формулировками, но во всех определениях есть то, в чем авторы сходятся, что прибыль является разницей или остатком, входящим в состав выручки от продажи.
Наиболее часто используемым для оценки результативности финансово-хозяйственной деятельности организации видом прибыли выступает чистая прибыль. Именно она характеризует очищенный от бремени расходов и налоговых платежей финансовый результат деятельности хозяйствующего субъекта и служит источником финансирования воспроизводственного процесса и выплаты дохода собственникам бизнеса.
Важнейшим показателем выступает чистая прибыль, которая фактически представляет собой прибыль до налогообложения за вычетом налога на прибыль.
Чистая прибыль остается в распоряжении хозяйствующего субъекта и перенаправляется в фонды. Прибыль, направляемая в фонд потребления, впоследствии расходуется на выплату премий, оплату путевок работникам, покупку подарков и пр. Та часть прибыли, которая направляется в фонд накопления, используется с целью финансирования инвестиционных расходов, таких, как реконструкция, строительство и модернизация зданий, приобретение новых основных фондов, покупку акций иных предприятий. [10, с. 119-120]
В настоящее время в научной среде выделяют множество различных видов и форм прибыли. В основе же ее классификации лежат множественные критерии. Наибольший интерес вызывают основные формы прибыли и ее виды в соответствии с бухгалтерским подходом. Так или иначе, именно прибыль служит конечным финансовым результатом деятельности, характеризующим ее эффективность. Само по себе наличие прибыли говорит об успешности деятельности хозяйствующего субъекта.
Виды прибыли организации показывают эффективность ее работы по различным направлениям деятельности или по компании в целом.
Роль и суть прибыли также отражается в ее функциях. Существуют следующие функции прибыли:
- аналитическая. Выражается в том, что прибыль является обобщающим показателем анализа деятельности предприятия во взаимосвязи с другими показателями;
- оценочная. Выражается в том, что прибыль характеризует экономическую эффективность деятельности предприятия. Используется для расчета ряда показателей и коэффициентов, характеризующих финансовое состояние предприятия;
- воспроизводственная. Данная функция отражает то, что прибыль – это источник самофинансирования;
- стимулирующая. Прибыль – это цель предпринимательской деятельности. Она является источником финансирования инвестиций, нововведений, а также удовлетворения потребностей потребителей, предприятий и общества в целом. Поэтому является стимулом эффективного управления финансовыми инструментами и экономическими рычагами;
- функция вознаграждения. Прибыль является источником вознаграждения собственников предприятия и поощрения работников;
- источник прироста рыночной стоимости предприятия. Увеличение стоимости капитала происходит за счет капитализации части прибыли. Следовательно, при увеличении уровня капитализации прибыли увеличивается рентабельность предприятия;
- источник доходов бюджетов государства. Часть прибыли направляется в бюджеты различных уровней через систему налогообложения. [11, с. 68]
Для выполнения данных функций необходимо эффективно управлять прибылью предприятия.
Таким образом, на основании вышеизложенного можно сказать, о том, что трактовки авторов термина «прибыль» различаются формулировками, но во всех определениях есть то, в чем авторы сходятся, что прибыль является разницей или остатком, входящим в состав выручки от продажи.
Важнейшим показателем финансово-хозяйственной деятельности организации выступает чистая прибыль. Чистая прибыль остается в распоряжении хозяйствующего субъекта и перенаправляется в фонды. Прибыль, направляемая в фонд потребления, впоследствии расходуется на выплату премий, оплату путевок работникам, покупку подарков и пр.
Для выполнения функций прибыли, организации необходимо эффективно управлять прибылью.
1.2. Методологические аспекты управления прибылью предприятия
Управление прибылью включает в себя формирование, распределение и использование прибыли.
Механизм управления прибылью предприятия включает в себя как внешний механизм регулирования, так и внутренний.
Государственно-правовое включает в себя налоговую политику, регулирование размера отчислений и платежей из чистой прибыли в резервный фонд и т.д.
Рыночный механизм регулирования действует путем формируемого уровня цен, который, в свою очередь, зависит от спроса и предложения.
Предприятие в учетной, налоговой и инвестиционной политике закрепляет определенные правила управления прибылью. Это является внутренним механизмом управления прибылью, который установлен собственником или учредительными документами. [18, с. 14-16]
Для эффективного управления прибылью предприятия должно использовать конкретные методы и приемы управления. Так как процесс управления прибылью включает в себя анализ, планирование, учет и контроль формирования и использования прибыли предприятия, то используются следующие приемы и методы:
1) финансово-экономические расчеты;
2) экономико-математические методы;
3) статистические методы.
Финансово-экономические расчеты определяют уровень обеспечения предприятия финансовыми средствами для нормального функционирования и наиболее эффективного достижения поставленных целей. Данный метод при управлении прибыли на предприятии проводится путем анализа и расчета показателей прибыли, а также составления финансовых планов и различной отчетности. Финансовое планирование целиком зависит от экономического планирования и выбранных руководством предприятия целей.
Принятие обоснованных управленческих решений по планированию, использованию прибыли организации невозможно без использования экономико-математических методов, позволяющих учитывать влияние факторов, характеризующих среду функционирования организации.
Применение статистических методов, при управление прибылью на предприятии, позволяют исследовать различные условия и факторы влияющие на планирование, учет и контроль формирования и использования прибыли предприятия и обеспечивающее поддержание требуемого качества стабильного уровня процессов для достижения гарантированно качественной продукции или услуги. Вместе с тем, каждое предприятие самостоятельно определяет, какие методы и приемы управления прибылью использовать, в соответствии с целями и задачи осуществления своей деятельности.
Для эффективного управления прибылью предприятие должно распределять обязанности по разработке и реализации управленческих решений, связанных с формированием и использованием прибыли, между подразделениями.
Каждый центр ответственности самостоятельно принимает решения в сфере его обязанностей и предоставленных ему прав, контролирует исполнение этих решений и несет за них ответственность.
Рекомендованные Минэкономразвития РФ Центры ответственности (ЦО) подразделяются на:
1) ЦО по доходам. Занимается вопросами маркетинга и коммерческими операциями;
2) ЦО по расходам. Управляет производством, техническим обеспечением и ремонтом;
3) ЦО по прибыли. Управляет экономикой и финансами;
4) ЦО по инвестициям. Управляет техническим развитием и работой с персоналом. [29, с. 175]
Информационное обеспечение также играет важную роль, так как достоверность и полнота информации влияют на управленческие решения, а значит и на объем получаемой прибыли. Существуют внешние и внутренние источники информации, на основе которых формируются и рассчитываются показатели, которые позволяют создать в предприятии систему информационного обеспечения для эффективного управления прибылью.
Оценка влияния экономического кризиса на прибыль, позволяет определить угрозы, которые несет данное состояние экономики на каждом этапе управления прибылью: формирования, использования и распределения.
Для того чтобы определить факторы, влияющие на объем и структуру прибыли, причины ее изменения, необходимо провести анализ. Основные виды анализа:
1) горизонтальный анализ прибыли. Покажет динамику изменения прибыли и ее составляющих;