Файл: Основные направления реформирования местного самоуправления в Российской Федерации(Теоретические основы реформирования местного самоуправления в Российской Федерации местного самоуправления).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 139

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Реформирование системы органов местного самоуправления – одна из актуальных проблем современности.

Местное самоуправление - система организации и деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории.

Местное самоуправление представляет собой многостороннюю деятельность местного сообщества по решению собственных и других стоящих перед ним задач на основе принципов самоорганизации, самофинансирования, самоответственности с целью улучшение качества жизни местного сообщества и увеличение его вклада в развитие всей страны. Повышение эффективности функционирования всех предприятий и объектов, увеличения бюджетных и внебюджетных доходов местного сообщества. Местное самоуправление нацелено на решение вопросов местного значения.

От результатов деятельности органов местного самоуправления во многом зависит благополучие населения. Активная и эффективная деятельность органов местного самоуправления позволит субъектам РФ удовлетворять потребности населенных пунктов, кроме того на органы местного самоуправления возложены задачи и регионального, и федерального значения, поэтому проблема реформирования системы органов местного самоуправления так актуальна в настоящее время.

Цель работы – разработка предложений по совершенствованию деятельности органов местного самоуправления в субъекте РФ.

Сформулированная цель достигается при решении следующих взаимосвязанных задач:

- изучить понятие, нормативно-правовые основы и функции местного самоуправления;

- рассмотреть систему органов власти местного самоуправления;

- проанализировать существующую структуру органов местного самоуправления на территории Тамбовской области;

- изучить реформирование системы органов местного самоуправления в Тамбовской области;

- выявить проблемы совершенствования органов местного самоуправления в субъекте РФ;

- сформулировать рекомендации по совершенствованию органов местного самоуправления в субъекте РФ.

Объект исследования – местное самоуправление.

Предмет исследования – реформирование системы органов местного самоуправления.

Степень научной разработанности проблемы. Вопросы совершенствования организационной деятельности органов местного самоуправления довольно часто поднимаются в исследованиях отечественных ученых, которые представляется возможным разделить на несколько групп.


К первой группе относятся теоретические положения о местном самоуправлении: Авакьян С.А. Местное самоуправление в РФ: концепции и решения нового закона, Авакьян С.А. Особенности российской правовой модели местного самоуправления и пути ее совершенствования, Анимица Е.Г., Тертышный А.Т. Основы местного самоуправления, Барабашев Г. В., Шеремет К. Ф. Организация и функционирование местного самоуправления (опыт зарубежных стран), Васильев В.И. Местное самоуправление, Васильев М. Местное самоуправление в России: Ограничения и опасности, Воронин А. Муниципальное хозяйствование и управление. Проблемы теории и практики, Голованов В. Управление и самоуправление в городе. Теория, опыт, организация, Головко И.С. Комплексные программы социально-экономического развития муниципальных образований: опыт, проблемы, рекомендации, Городецкий В.Ф. Социально-экономическое развитие территорий: задачи органов местного самоуправления, Гусенбеков И. И. Некоторые аспекты взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, Замотаев А. Местное самоуправление: основные понятия и термины, Леонтьев Г. Местное самоуправление - ресурс государства для управления развитием.

Ко второй группе относятся работы, посвященные вопросам нормативно-правового регулирования местного самоуправления: Выдрин И.В., Кокотов А.Н. Муниципальное право России, Голованов Г. Соотношение Конституции РФ и федерального законодательства в регулировании вопросов местного значения, Дементьев А. Новая реформа местной власти: история и вопросы реализации, Загидуллин Р. И. «Горизонтальные» формы взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере наделения государственными полномочиями, Комментарий к ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»: постатейный, Кудинов О.А. Комментарий к Конституции Российской Федерации, Кутафин Е. Муниципальное право Российской Федерации, Местное самоуправление в Российской Федерации: проблемы правового регулирования, Миннегулов И.Х. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями (на примере Приволжского федерального округа), Онохова В.В. Взаимоотношения органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления: сравнительно-правовой анализ норм конституций (уставов) субъектов РФ, Постовой Н. В. Муниципальное право России, Ревенко Л. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: от концепции до реализации, Савранская И.О. Правовые основы местного самоуправления, Хабриева Т. Современная Конституция и местное самоуправление, Шкатулла В. Постатейный комментарий к Федеральному закону от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».


Нормативно-правовую базу исследования составляют:

  1. Конституция Российской Федерации;
  2. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»;
  3. Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»;
  4. Федеральный закон от 31.12.2005 № 199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с разграничением полномочий»;
  5. Федеральный закон от 03.05.2011 № 88-ФЗ «О внесении изменения в статью 37 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
  6. Европейская хартия местного самоуправления, ратифицирована федер. законом Рос. Федерации от 11.04.1998 № 55-ФЗ.
  7. Указ Президента РФ от 20.05.2004 N 649 (ред. от 25.08.2010, с изм. от 30.04.2016) «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти»;
  8. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р. «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»;
  9. Постановление Правительства РФ от 31.12.2004 № 903 «Об утверждении правил разграничения обязательств муниципальных образований и составления передаточного (разделительного) акта (в соответствии со статьей 85 Федерального закона № 131-ФЗ)»;
  10. Постановление Правительства РФ от 15.12.1999 г. №1394 «О федеральной целевой программе государственной поддержки развития муниципальных образований и создания условий для реализации конституционных полномочий местного самоуправления» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 08.04.2003 N 201, от 08.12.2005 N 744).

Методологическая основа исследования – изучение и анализ научной литературы, изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики, анализ нормативных документов.

Практическая значимость работы заключается в том, что основные выводы могут быть использованы для разработки системы совершенствования органов местного самоуправления в субъекте РФ.

Структура работы построена по проблемно-тематическому принципу и включает введение, три главы, заключение и список использованной литературы. Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяется цель исследования и основные задачи, подлежащие решению, указываются объект, предмет исследования. Первая глава исследования носит общетеоретический характер. В ней на основе изучения работ отечественных авторов излагается теоретическая сущность исследуемой проблемы. Во второй главе проведен анализ реформирования местного самоуправления на территории Тамбовской области. Третья глава посвящена изучению проблем и разработке рекомендаций по совершенствованию местного самоуправления. В списке использованной литературы приводится перечень источников и работ российских ученых, использованных при написании данного исследования.


Глава 1. Теоретические основы реформирования местного самоуправления в Российской Федерации местного самоуправления

Понятие, нормативно-правовые основы и функции местного самоуправления в Российской Федерации

Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российский Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций. Местное самоуправление как выражение власти народа составляет одну из основ конституционного строя РФ. [2].

Граждане РФ осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления. Иностранные граждане, постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования, обладают при осуществлении местного самоуправления правами в соответствии с международными договорами РФ и федеральными законами[15, c.32].

Граждане имеют равные права на осуществление местного самоуправления, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

Установленные Конституцией РФ и Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ права граждан на осуществление местного самоуправления могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства[2].


Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ обеспечивают государственные гарантии прав населения на осуществление местного самоуправления.

Правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты РФ (указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты[16, c.164].

Финансовую основу местного самоуправления составляют местные бюджеты, которые являются самостоятельными и формируются на основе издаваемых в каждом муниципальном образовании муниципальных правовых актов, что и составляет принципиальное отличие местного самоуправления в РФ на современном этапе. До принятия Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ доходы и расходы бюджетов муниципальных образований формировались на основе федеральных нормативных правовых актов[2].

Местное самоуправление в РФ осуществляется как непосредственным путем при помощи проведения референдума по тем или иным вопросам, так и через представителей, которые выбираются в порядке, определенном федеральным законом.

Схематично формы осуществления местного самоуправления можно представить следующим образом (рисунок 1).

Рисунок 1. Формы осуществления местного самоуправления [24, c.136]

Формы осуществления местного самоуправления делятся на две группы. Первая группа включает формы непосредственной или прямой демократии, когда сам гражданин непосредственно принимает участие в решении того или иного вопроса. Вторую группу составляют формы представительной демократии - выборные и другие органы местного самоуправления, когда участие граждан состоит в выборах своих представителей для решения вопросов местной жизни[13, c.164].

Рассмотрим более подробно выборные и другие органы местного самоуправления.

Основой органов местной власти в нашей стране является муниципальное образование. К нему может относиться сельское или городское поселение, район, округ или внутригородская территория, обладающая особым федеральным статусом. Любое муниципальное образование должно обладать определенной экономической и финансовой самостоятельностью, его полномочия должны быть строго разграничены не только с соседними образованиями, но и с региональными и федеральными органами власти. [15, c.32].