Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 193
Скачиваний: 8
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы факторинга как формы кредитования
1.1. Понятие, виды факторинга, этапы оформления
1.2. Сравнение эффективности факторинговых операций и банковского кредитования предприятий
Глава 2. Развитие факторинга как одной из новых форм кредитования бизнеса в России
2.1. Преимущества факторинга перед альтернативными формами кредитования бизнеса
2.2. Динамика роста рынка факторинга в России
2.3. Региональная структура факторинговых операций и его распространенность в мире
Введение
На сегодняшний день кредитование является одним из самых распространенных видов банковских операций. Удобство и относительная простота сделали его привлекательным для заемщиков, высокие доходы и возможность увеличения узнаваемости банка – для кредитных учреждений. Указанные преимущества минимизируют недостатки кредита, к которым, в частности, можно отнести высокий риск его невозврата и возможность мошенничества, как со стороны заемщика, так и кредитора.
Работа посвящена факторингу как форме кредитования предприятий. Именно рост кредитования в ближайшие годы предсказывают специалисты, в связи с этим проблематика данного исследования по–прежнему несет актуальный характер. Это в первую очередь связано с тем, что банки ослабят условия факторинговогокредитования, и активы этого вида начнут прибывать на балансы.
Таким образом, актуальность проблемы современной практики организации факторинговогокредитования в России предопределили выбор темы настоящей работы.
Целью работы является выявление особенностей факторинга как формы кредитования предприятий.
В соответствии с выдвинутой целью в работе поставлены следующие задачи, определившие ее внутреннюю логику и структуру:
- определить понятие, виды факторинга, этапы оформления;
- сравнить эффективность факторинговых операций и банковского кредитования предприятий;
- выделить преимущества факторинга перед альтернативными формами кредитования бизнеса;
- изучить динамику роста рынка факторинга в России;
- изучить региональную структуру факторинговых операций и его распространенность в мире.
Предмет исследования – современная практика организации факторинга предприятий.
Объект исследования – факторинг как форма кредитования предприятий.
Информационная база исследования. Основными источниками работы явились: учебники практиков банковского дела, а также статьи в периодической печати по вопросам потребительского кредитования и данные официальных источников сети Интернет.
В процессе обобщения и анализа информации использовались различные методы экономического исследования: сравнительный анализ, статистическая группировка, метод классификации, метод графического и табличного отображения данных и др.
Глава 1. Теоретические основы факторинга как формы кредитования
1.1. Понятие, виды факторинга, этапы оформления
Факторинг – услуги, которые банк или факторинговая компания оказывает в обмен на право востребовать с компаньона деньги за отгруженную готовую продукцию или материалы.
«Если говорить простыми словами, то схема следующая. Покупатель отгрузил своему партнеру партию товара, но рассчитаться с ним прямо сейчас он не может. Он обращается в факторинговую компанию или банк, оказывающий подобные услуги. Цель – передать право востребовать с получателя средства за отгруженный товар или продукцию. Факторинговая компания взамен предлагает 80-90% от стоимости перевезенной партии товара. После того, как получатель расплатился с банком (факторинговой компанией), предприятию переводятся оставшиеся 10-20% за вычетом комиссии посредника (в среднем – от 0,5% до 3% от стоимости сделки)» [22].
Участниками подобной сделки выступают:
- факторинговая компания или банк – фактор;
- покупатель продукции - дебитор;
- поставщик товара – кредитор.
«Для вас факторинг дает возможность:
- не останавливать деятельность компании из-за задержек с оплатой;
- снизить риски неоплаты отгруженной продукции/товара;
- предложить дебиторам (покупателям) лояльные сроки оплаты товара» [23].
Применяется четыре классификации факторинговых услуг.
По способу финансирования существует:
- факторинг с финансированием – классический вариант сделки (факторинг, пример которого был приведен выше);
- факторинг без финансирования – частный случай факторинговогодоговора. Денежные средства фактор не перечисляет. Смысл услуги – получить от покупателя средства и перечислить их за вычетом комиссии.
В зависимости от степени риска выделяют:
- регрессивный факторинг – если фактор через определенное договором факторинга время не получит с покупателя денежные средства, то он имеет право взыскать с вас ранее перечисленную вам сумму;
- безрегрессивный факторинг – если покупатель не заплатит по счету, то убытки понесет сам фактор. Неустойка взиматься не будет.
«По географическому принципу существует:
- внутренний факторинг – все участники сделки находятся в пределах одного государства;
- внешний (международный) факторинг» [21].
В зависимости от уровня осведомленности участников выделяют:
- закрытый факторинг – покупатель не знает о перекупке прав требования оплаты за отгруженную партию.
- открытый факторинг – получатель продукции о переуступке прав знает, его платежи совершаются в пользу банка или факторинговой компании.
Рассмотрим этапы оформления факторинговой сделки.
Подготовка и сбор информации
«Как и кредит, факторинг требует обширной подготовительной работы. Принятие решения о сделки происходит в три этапа:
- собеседование;
- сбор и анализ информации;
- оценка возможного риска» [19].
Фактору необходимо убедиться, что у покупателя есть реальная возможность оплатить выставленный счет, а в его деятельности не было случаев серьезного нарушения обязательств. После анализа полученной информации происходит оценка риска сделки и принимается решение о ее заключении.
Документарное оформление факторинговой сделки
«Если фактором было принято решение заключить сделку, то необходимо собрать пакет требуемых документов. Обязательно предоставление бумаг как на саму компанию, так и на отгруженную продукцию. Если после проверки документов у фактора нет замечаний, то можно переходить к подписанию договора факторинга» [17].
По своей сути, договор факторинга является финансированием под уступку требования. Это понятие закреплено в 43-ей главе Гражданского кодекса РФ.
«В договоре на факторинговое обслуживание обязательно должно быть отображено:
- предмет договора;
- перечень и описание услуг фактора;
- размер вознаграждения фактора за оказываемые услуги;
- срок, в течение которого фактор должен выплатить дебитору средства;
- время, за которое дебитор должен рассчитаться за поставленный товар;
- права, ответственности и обязанности участвующих сторон;
- возможные штрафные санкции для всех сторон договора за его ненадлежащее исполнение;
- действия в форс-мажорных обстоятельствах» [15].
Российский факторинг – сравнительно молодой финансовый инструмент. Если вы решили воспользоваться его услугами, то выбирайте факторов с опытом ведения таких сделок. Среди банков это «Промсвязьбанк», Банк «НФК», «Петрокоммерц» и «Альфа-Банк», среди специализирующихся на факторинге компаний – «Русская факторинговая компания», «Кольцо Урала», «НФК» и ФК «Лайф».
В России есть регулятор, который способен помочь в решении конфликтных ситуаций или оказать консультационные услуги – «АФК» («Ассоциация факторинговых компаний»).
Своим клиентам многие факторинговые компании помимо основных услуг предлагают также страхование, ведение бухгалтерского учета и кредитование под залог товара.
1.2. Сравнение эффективности факторинговых операций и банковского кредитования предприятий
«Многие предприятия начинаются с малых компаний с небольшим штатом, управляемых своими владельцами. Общая проблема для новичков - нехватка оборотных средств. Это большая проблема, требующая своевременного, а главное, правильного решения. Многиеменеджеры предприятий изначально смотрят на нее неверно и пытаются решить ее, как им кажется, «проще», то есть вместо планирования, разработок, производства и продаж тратят время на поиск кредитов от поставщиков и банков на максимально возможные сумму и срок, проводя при этом многочисленные переговоры и требуя от покупателей более быстрой оплаты. Это влечет за собой не только часто бесполезную трату времени и денег, но и постепенно вообще теряется то, ради чего компания создавалась. Вместо того чтобы искать новых покупателей, предлагая им лучшие товары и максимально (но обоюдно) удобные способы оплаты, приходится постоянно разбираться с нехваткой денег. Изначально размер средств планируется, и даже предполагаются некоторые задержки в оплате. Но если фактические показатели оказываются хуже прогнозов, бизнес начинает разваливаться» [13].
Наличие оборотных средств – необходимое условие для успешного бизнеса. Их источниками обычно являются дебиторские задолженности и заемные средства. Внимание при этом, как правило, уделяется именно заемным средствам, управление же дебиторскими задолженностями, представляющими собой один из крупнейших активов компании, уходит на второй план.
Многие небольшие компании вынуждены постоянно решать проблемы привлечения финансирования из-за несоответствия финансовых показателей требованиям банков.
«Факторинг – весьма эффективная форма финансирования малого бизнеса. Это связано с тем, что в российской экономике для нормальной деятельности большинства малых предприятий вопрос источников и средств финансирования является непосредственным. Несмотря на то, что о необходимости развития малого бизнеса в нашей стране говорится очень много, а государственными органами различных уровней власти и органами местного самоуправления принимаются многочисленные решения в его поддержку, реальной экономической основы для развития малого бизнеса у нас все еще не создано. Практика показывает, что небольшим предприятиям, возникшим совсем недавно, очень трудно найти надежные источники финансирования. Такимпредприятиям банки обычно отказывают в кредитах, так как у них нет достойной кредитной истории. Для вновь созданных малых предприятий особенно важен оборотный капитал, так как в первое время их работы первоначальный капитал обычно не приносит прибыли, необходимой для развития. В связи с этим логично предположить, что такие предприятия невольно будут вынуждены реализовать свою продукцию с отсрочкой платежа.В этой ситуации может быть востребован факторинг, как форма финансирования текущей хозяйственной деятельности предприятия» [11].
Рынок факторинга еще недостаточно развит, чем и определяется достаточно высокая стоимость факторинговых услуг. Однако с приходом на рынок новых игроков стоимость факторинга снижается. Факторинг сейчас предлагается не более двумя десятками банков и специализированных факторинговых компаний (например, Промсвязьбанк, Банк НФК, ВТБ, ЮниКредит Банк).
«Кредит и факторинг правильнее рассматривать не как конкурирующие, а как дополняющие друг друга услуги. К примеру, большие компании обладают достаточными залоговыми активами, для того чтобы получить кредит. Но, с другой стороны, у крупного бизнеса и торговые обороты больше, а, следовательно, приходится сотрудничать с массой новых покупателей. Возможно, в этой ситуации выгоднее воспользоваться факторингом, чтобы сократить риски. В противном случае пришлось бы нанимать значительный штат сотрудников, которые занимались бы исключительно «отслеживанием» контрагентов. Необходимо сравнивать дополнительные расходы со стоимостью факторинга. В некоторых случаях факторинг окажется дешевле» [5].
Факторинг выгоден для динамично развивающегося малого бизнеса. Чтобы убедиться в этом, надо провести оценку выгод и затрат, связанных с факторинговым обслуживанием.
«Первое, что должно быть включено в калькуляцию затрат, - расходы на кредит-менеджмент, необходимый для управления практикой предоставления коммерческого кредита. Основные его задачи - тщательная запись и учет дебиторских задолженностей. Цели кредит-менеджмента: сдерживать накопление «плохих долгов» и по возможности снизить процесс размывания прибыли, вызываемый несвоевременными платежами со стороны покупателей» [3].
Экономика малого предприятия, начавшегоработу по схеме факторинга, изменяется сразу по нескольким направлениям. Используя факторинг как эффективное средство финансирования оборотного капитала, предприятие может:
1. Существенно расширить свою долю на рынке реализации конкретной продукции. У малого предприятия, которое предлагает более выгодные условия по отсрочке платежа за поставленные товары, появляется возможность привлечения новых покупателей. Данное предприятие имеет возможность пробиться на новый рынок, увеличивая ассортимент предлагаемых товаров. Все это положительно сказывается на росте объема товарооборота и прибыли предприятия-поставщика.
2. Повысить ликвидность и оборачиваемость дебиторской задолженности. Малое предприятие получает деньги сразу же после отгрузки товаров с отсрочкой платежа. Выплачиваемое финансирование автоматически увеличивается по мере роста объема продаж.