Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 196
Скачиваний: 8
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы факторинга как формы кредитования
1.1. Понятие, виды факторинга, этапы оформления
1.2. Сравнение эффективности факторинговых операций и банковского кредитования предприятий
Глава 2. Развитие факторинга как одной из новых форм кредитования бизнеса в России
2.1. Преимущества факторинга перед альтернативными формами кредитования бизнеса
2.2. Динамика роста рынка факторинга в России
2.3. Региональная структура факторинговых операций и его распространенность в мире
3. Ликвидировать образующиеся кассовые разрывы. Предприятие, не имевшее ранее возможности рассчитывать на погашение задолженности в оговоренные сроки, теперь точно может прогнозировать свои финансовые потоки, облегчая тем самым финансовое планирование. Поставщик имеет возможность построить план выплаты факторингового финансирования «под свои компании»: получать деньги именно в тот день, когда ему необходимо, и именно в том объеме, который требуется на данный момент.
4. Своевременно уплачивать налоги. В соответствии с последними изменениями налогового законодательства начисление НДС и налога на прибыль должно осуществляться по факту отгрузки товаров и услуг. Получая финансирование в рамках факторингового обслуживания в день отгрузки товара, поставщика не будут беспокоиться о «расчетах» с государством.
5. Своевременно оплачивать контракты. Получив средства сразу после отгрузки товара, поставщик может значительно сокращать сроки отсрочки платежа при его закупке. Это в свою очередь ведет к снижению закупочных цен, увеличению лимитов закупки и как следствие к увеличению прибыли предприятия.
«В коммерческом аспекте эффективность факторинга выражается в том, что банк-фактор оказывает содействие клиенту в плане кредитного менеджмента. Фактор контролирует своевременность оплаты поставок покупателями, проверяет платежную дисциплину и деловую репутацию контрагентов, помогает эффективно управлять дебиторской задолженностью. Банк в рамках факторинга позволяет клиенту управлять своими рисками, избегать отгрузок недобросовестным покупателям, грамотно строить лимитную и тарифную политику при осуществлении товарного кредитования» [14].
Существует ряд требований (обязательных при применении факторинга), делающий факторинг наиболее эффективным.
Первым обязательным требованием к факторинговому клиенту является постоянный характер поставок и продолжительные связи с контрагентами. Поскольку подходы к оценке кредитоспособности клиента и его должников, а также методы диверсификации и снижения рисков основаны на статистике расчетов дебиторов с клиентами, банк-фактор должен иметь возможность оценить историю взаимоотношений и платежную дисциплину по совершенным ранее поставкам. Если же деловые связи клиента с контрагентами носят разовый или непостоянный характер, финансирование денежных требований к ним более затруднительно.
Второе требование - размер факторинговой комиссии, определяемый в процентах от суммы уступленного денежного требования, объективно требует от клиентарентабельности более высокой, нежели сама эта комиссия. В этом случае использование факторинга будет увеличивать совокупную выручку и прибыль за счет роста продаж.
«Факторинговые схемы финансирования еще не получили широкого распространения в отечественной экономике, однако они вполне способны стать эффективными инструментами поддержания конкурентоспособности малых организаций на отечественном рынке. В современных условиях проявляются положительные тенденции в росте рынка финансовых услуг для малых организаций, диверсификации услуг по источникам финансирования деятельности и оптимизации предлагаемых модификаций финансовых сделок» [22]. Очевидно, что альтернативный рынок финансовых услуг способен открыть новые перспективы для укрепления и развития сферы малого бизнеса в России.
Глава 2. Развитие факторинга как одной из новых форм кредитования бизнеса в России
2.1. Преимущества факторинга перед альтернативными формами кредитования бизнеса
По своей сути, факторинг является альтернативной формой кредитования на пополнение оборотных средств, но вотличие от кредитования, факторинг не требует залога иоформления большого комплекта документов.
Сравнение факторинга с альтернативными формами кредитования бизнеса представлено в таблице 1.
Таблица 1 – Сравнение факторинга с альтернативными формами кредитования бизнеса
«Проводя сравнение факторинга и краткосрочного банковского кредита как форм финансирования оборотных средств предприятия, надо отметить определенное предпочтение, отдаваемое предприятиями-продавцами товаровфакторингу. В современных условиях, когда остро стоит вопрос о дебиторской задолженности малых предприятий,факторинг, как форма краткосрочного финансирования, может быть использован гораздо шире, чем краткосрочные банковские кредиты. Факторинговый посредник берет на себя функции получения платежей за поставленный товар потребителям. Малые предприятия в этом случае приобретают существенные преимущества, получая сразу значительную часть оплаты за поставленный товар от посредника. Фактически факториновый посредник берет на себя основной кредитный риск по дебиторской задолженности. Этот факт способствует тому, что данные предприятия поддерживают необходимый уровень своей хозяйственной деятельности и своевременно выполняют взятые на себя обязательства» [7].
К преимуществам факторинга следует отнести и ускорение платежей; снижение расходов по ведению счетов; ускорение оборачиваемости фондов; гарантии полного погашения задолженности. Перечисленные преимущества факторинга особенно важны в России, когда неплатежи организаций достигают существенных размеров.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что факторинг как источник финансирования малых предприятий имеет ряд преимуществ перед другими финансовыми ресурсами:
-
- Стоимость факторинга сравнима с альтернативными источниками финансирования - банковским кредитованием и товарным кредитом.
- Доступность факторингового финансирования гораздо выше, чем доступность банковского кредитования, так как фактор рассматривает дебиторскую задолженность как достаточное обеспечение, в то время как банки требуют в залог, как правило, основные средства.
- Клиенту гораздо легче за счет системы ценообразования в факторинге оценить свои затраты и сравнить их с собственной торговой наценкой, нежели сравнить проценты по кредиту и прочие дополнительные расходы, возникающие при кредитовании (оценка и регистрация залога и пр.).
- Клиенту проще планировать расходы по комиссиям, которые он должен уплатить фактору, так как комиссии фактор списывает только при осуществлении финансирования и при поступлении денежных средств от дебитора, в то время как проценты банку клиент обязан платить ежемесячно.
- Время, которое нужно для того, чтобы получить финансирование у фактора, существенно меньше времени, которое необходимо затратить для того, чтобы получить новый кредит или возобновить кредитную линию.
- Дополнительные услуги, предлагаемые фактором, существенно освобождают клиента от тех функций, которые при самостоятельном их выполнении клиентом оказываются либо очень дорогостоящими, либо он их вообще не в состоянии выполнить.
«В противовес перечисленным аргументам и справедливости ради стоит отметить, что существуют недостатки факторинга для крупных компаний
- Крупная компания имеет ресурсы для привлечения персонала, обладающего навыками управления кредитным риском.
- Компания, перешедшая в разряд крупного бизнеса, может привлекать источники финансирования более дешевые, чем факторинг, поскольку имеет более сильные позиции при переговорах с банками или со своими поставщиками, если речь идет о торговом финансировании. В конце концов крупная компания может выйти на рынок капитала и привлечь дополнительное финансирование путем выпуска ценных бумаг» [9].
2.2. Динамика роста рынка факторинга в России
Общий объем выплаченного факторами финансирования по итогам 2019 г. увеличился на 20% и составил около 3150 млрд. руб. (рисунок 1).
Замедление темпов роста рынка факторинга относительно 2018 года (тогда рынок прибавил 42%) обусловлено эффектом высокой базы, а также тем, что годом ранее рост рынка был во многом обеспечен крупными сделками с компаниями нефтегазового сектора (без их учета рост рынка в 2018 г. составил бы 28%).
Наибольший прирост по объему финансирования среди топ-10 игроков (таблица 2) продемонстрировали Группа «Открытие» (116%), Группа Росбанк (59%) и «Сбербанк Факторинг» (+54%).
Рисунок 1 – Объем предоставленного факторами финансирования
Таблица 2 – Рэнкинг российских факторов по объему предоставленного финансирования по итогам 2019 г.
Место фактора |
Наименование фактора |
Объем предоставленного фактором финансирования, млн. руб. |
Темпы прироста, % |
|
2018 г. |
2019 г. |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
ООО «ВТБ Факторинг» |
611340 |
726430 |
19 |
2 |
ООО «Сбербанк Факторинг» |
349560 |
539050 |
54 |
3 |
АО «АЛЬФА-БАНК» |
335495 |
413303 |
23 |
4 |
Группа Промсвязьбанк |
199129 |
245129 |
23 |
5 |
ООО «ГПБ - факторинг»/ АО «ГПБ» |
296480 |
242157 |
-18 |
6 |
Группа Росбанк |
119273 |
190163 |
59 |
7 |
Группа компаний НФК |
111515 |
131002 |
17 |
8 |
АО «Райффайзенбанк» |
107728 |
119528 |
11 |
9 |
ПАО АКБ «Металлинвестбанк» |
107069 |
98450 |
-8 |
10 |
Группа Открытие |
36039 |
77744 |
116 |
11 |
АО «Банк СОЮЗ» |
42724 |
61964 |
45 |
12 |
ООО «Сетелем Банк» |
77215 |
48112 |
-38 |
13 |
ПАО «МОСКОВСКИЙ КРЕДИТНЫЙ БАНК» |
36436 |
45589 |
25 |
14 |
АО «ОТП Банк» |
10869 |
18042 |
66 |
15 |
АО «ПЕРВОУРАЛЬСКБАНК» |
11775 |
14406 |
22 |
16 |
ПАО «ТКБ БAHK» |
6356 |
8211 |
29 |
17 |
Инвестиционный Банк ООО «ВЕСТА» |
2074 |
6620 |
219 |
Продолжение таблицы 2 |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
18 |
ООО «Русская Факторинговая Компания» |
5644 |
4794 |
-15 |
19 |
ООО «КСК» |
н.д. |
3494 |
н. д. |
20 |
ПАО «СДМ-Банк» |
2396 |
3220 |
34 |
21 |
ООО «ГЛОБАЛ ФАКТОРИНГ НЕТВОРК РУС» |
н.д. |
1471 |
н. д. |
Близкую к среднерыночному значению динамику показали Группа Промсвязьбанк (+23%), Альфа-Банк (+23%) и «ВТБ Факторинг» (+19%). Концентрация рынка на крупнейших пяти факторах практически не изменилась по сравнению с 2018 г. и сохраняется на высоком уровне (около 70%). Вместестемвфакторинговом сегменте продолжают появляться новые игроки,представленныекак дочерними структурами банков (например, в 2019 г. на рынок вышли ФК РНКБ и «РСХБ Факторинг», о планах по запуску факторинга заявили финансовые группы БКС и «Финам»), так и независимыми компаниями (ПФК),что свидетельствует о привлекательности факторингового направления дляучастников финансового рынка.
Общерыночный тренд падения ставок на финансовом рынке и сохранение высокого уровня конкурентной борьбы, прежде всего в сегменте крупного бизнеса, привели к снижению спреда между стоимостью факторинга и кредита в 2019 г. до 1,1 против 1,5 п.п. в 2018 г. (рисунок 2).
По мнению участников исследования, давление на маржинальность деятельности факторов продолжают оказывать демпинг со стороны ряда крупных игроков, а также низкий уровень проникновения электронного документооборота (ЭДО). В свою очередь, увеличению рентабельности факторинга может способствовать рост технологичности в части верификации и обработки накладных, а также автоматизации обработки заявок на предоставление факторинга. В связи с этим многие факторы ориентируются на развитие сотрудничества с электронными торговыми площадками, которые позволяют перевести взаимодействие фактора, поставщика и дебитора на единую платформу с электронным документооборотом.
Рисунок 2 – Спред между стоимостью факторинга и кредита
Ввиду сближения факторинговых и кредитных ставок в 2019 году продолжилась тенденция перехода бизнеса с банковского кредитования оборотного капитала на факторинговое обслуживание, что выражается в увеличении числа активных клиентов факторов (с 5577 в 2018 г. до 7044 в 2019 г.) и повышении спроса со стороны крупных компаний на внутренний безрегрессный факторинг (доля факторинга без регресса выросла с 64,6 до 70,2 %) (рисунок3-4).
Рисунок 3 – Динамика клиентов и спроса крупных компаний на безрегрессный факторинг
Рисунок 4 – Структура внутреннего и международного факторинга
Однако рост объемов рынка в 2019 г. не сопровождался значимым изменением его структуры в разрезе объема бизнеса клиентов. Так, по-прежнему невысоким остается проникновение факторинга в сегмент малого и среднего предпринимательства, в том числе в сфере госзаказа: доля рынка, приходящаяся на сделки с МСБ, составила менее 20% по итогам 2019 г. Участники рынка связывают это с недостаточно высокой автоматизацией в факторинге, а также с временными рамками, которые требуются госкорпорациям для отладки процедур по факторингу и запуска ЭДО со всеми участниками сделки.