Файл: Управление поведением в конфликтных ситуациях (Способы профилактики и устранения конфликтных ситуаций в ООО «Альпари»).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 69
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ
1.1 Факторы возникновения конфликтов в управлении человеческими ресурсами
1.2 Включенность персонала как подход в управлении организационными конфликтами
2.1. Рассматриваемая организация «Альпари»
2.2. Способы профилактики и устранения конфликтных ситуаций в ООО «Альпари».
ВВЕДЕНИЕ
Высокая динамичность повседневной трудовой деятельности и напряженность ее ритма создают предпосылки для возникновения конфликтов в коллективе. Конфликт не относится к тем явлениям, которыми можно эффективно управлять на основе жизненного опыта и здравого смысла. Для конструктивного выхода из конфликтной ситуации необходимо уметь правильно классифицировать конфликты, устанавливать причину их возникновения.
Внутри компаний, где люди работают в тесно взаимодействующих командах, разногласия и недоразумения неминуемы. И даже детальное описание операций каждого сотрудника не спасет команду от, например, обвинений коллег в недостаточном усердии. Конфликты в организации – норма. Но они не должны подрывать жизнедеятельность офиса.
Столкновения деструктивны. Трудно подсчитать, во сколько обходятся компаниям межличностные проблемы, но время и работа, которая остается несделанно
Да, бывают разно
О
Предмето
Цель курсо
Для до
- Рассмотреть понятие конфликтов в организации;
- Изучить классификацию трудовых конфликтов;
- Исследовать причины конфликтных ситуаций в организации;
- Рассмотреть организационную структуру управления персоналом в организации;
- Проанализировать конфликт в организации и процесс его разрешения.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ
1.1 Факторы возникновения конфликтов в управлении человеческими ресурсами
Управление конфликтами является неотъемлемой частью методического инструментария, которым должен владеть современный специалист по управлению человеческими ресурсами. Большинство компаний не имеют в своем штате конфликтолога, поэтому задачи разрешения конфликтных ситуаций входят в должностные обязанности других специалистов, а также руководителей. В этой ситуации видится логичным передача функций и полномочий по управлению конфликтами в компании, особенно если они затрагивают большие группы работников, именно специалисту по УЧР, поскольку он знаком с личными качествами и психологическими особенностями отдельных работников, при этом имеет представление о трудовом коллективе, в целом, как системе. Если специалист по УЧР не обладает всей полнотой полномочий для разрешения конфликта, то он может выступать медиатором, то есть “профессиональным посредником, выступающим третьей стороной при разрешении спора и помогающий оппонентам достигнуть соглашения [3]”.
Конфликт в управлении человеческими ресурсами представляет собой отсутствие согласие между двумя сотрудниками или группой сотрудников на почве столкновения реальных интересов или субъективного восприятия своих интересов (в том числе, принципиально не противоречащих другой стороне). Конфликт может носить и иррациональный характер, вызванный не противоречием реальных или декларируемых интересов, а психологической несовместимостью людей или другими субъективными причинами, обусловленными личными качествами человека.
Так или иначе, не верно рассматривать конфликт исключительно как негативное явление. Как отмечают И.В. Стазаева и С.М. Гвоздева, “во многих ситуациях конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, дает дополнительную информацию, помогает выявить более число альтернатив или проблем и т.д. Функциональный конфликт ведет к повышению эффективности организации. Деструктивный конфликт приводит к снижению личной удовлетворенности, группового сотрудничества и эффективности организации. [4]”
Задача специалиста по УЧР заключается, во-первых, в определении вида конфликта (деструктивный или конструктивный), а, во-вторых, в трансформации деструктивных конфликтов в конструктивные, превращение управленческих рисков в шансы и возможности. Многие конфликтологи полагают, что важным принципом разрешения конфликтов является необходимость в достижении компромисса - при конструктивном разрешении конфликта должно не оставаться “победителей” и “проигравших”, одна сторона не должна силой “продавливать” свою позицию в ущерб другой стороне.
Оптимальное разрешение конфликта в компании - когда в выигрыше остаются все его участники, которые в ходе разрешения ситуации объединяют свои возможности для развития организации, в целом.
Для успешного управления конфликтами важно осознавать факторы, которые могут привести к возникновению конфликтной ситуации. Среди них можно выделить следующе:
- Ограниченность ресурсов в организации, неравномерность их распределения. Любая компания действует в условиях ограниченности ресурсов, что является естественным в рамках рыночной экономики, когда предприятия стремятся минимизировать издержки. В большинстве крупных компаний идет соперничество за выделение каких-либо ресурсов той или иной структурной единице. Речь может идти о финансовых, технических, человеческих ресурсах. Различные подразделения стремятся склонить руководство компании распределить ресурсы в свою пользу, получив больше. Аналогичное соперничество за ресурсы может происходить и внутри самих структурных подразделений.
- Плохие коммуникации между персоналом. Фактором, вызывающим конфликтные противоречия в компании, могут быть плохие коммуникации. Данную проблему можно рассмотреть в двух плоскостях: под плохими коммуникациями следует понимать как изъяны в организационной структуре, которые могут быть вызваны сложностью подчинения сотрудников друг другу, так и технологические проблемы, вызванные низким освоением компании информационных технологий.
- Рассогласование целей и задач различных работников или подразделений. Одним из ключевых факторов, обуславливающих возникновение конфликтных ситуаций в организации, может выступать несогласованность целей и задач, кода отдельные работники или функциональные подразделения могут уделять больше внимания достижению целей своего функционального подразделения в ущерб деятельности организации, в целом. Например, производственный отдел нацеливается на максимизацию объема произведенной продукции в то время, как отдел маркетинга не способен обеспечить реализацию такого объема произведенных товаров. Часто рассогласование целей и задач демонстрирует финансовый департамент, стремящийся сократить издержки, подчас в ущерб текущей и перспективной деятельности отделов, которые нуждаются в средствах компании для выполнения текущей работы.
- Отсутствие организационного сопровождения введения инноваций. Большинство технических или организационных инноваций несет в себе риск, связанные со сложностью их освоения персоналом компании. Следует уточнить, что под инновацией понимается новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов, то есть вариант внедрения изначально ошибочных новаторских идей здесь не рассматривается. Однако, при освоении инноваций сотрудниками важное значение может иметь человеческих фактор. Разные сотрудники по-разному воспринимают новшества: как показывает психология, значительная часть людей всегда сопротивляется изменениям, стремясь и впредь использовать уже наработанный опыт. Такое поведение может вызвать конфликт с сотрудниками, которые более быстро и последовательно осваивают инновации и не желают возвращаться к старым практикам.
- Задержка в выполнении операций по вине других отделов. Конфликт в компании может возникнуть в силу того, что деятельность работника, группы работников или отдела зависит от быстроты выполнения задач, стоящих перед другими отделами. Данный фактор обусловлен тем, что компания представляет собой систему, где существует полнота взаимосвязей. В случае, если какой-либо работник не добросовестно выполняет свой обязанности, возможны сбои в работе всего подразделения, а они, в свою очередь, могут обеспечить проблемы в работе всей компании. Соответственно, из-за действий виновного не выполняются задачи стоящие перед зависящими от него субъектами и структурами.
Задержки в выполнении операций не всегда возникают по вине исполнителей. Часто они являются следствием ошибок в распределении полномочий, в низко контроле со стороны руководства, в неэффективной организации технологического процесса, поэтому разрешение конфликтов, вызванных этим фактором, часто лежит в плоскости оптимизации бизнес-процессов, а не корректировки межличностных отношений.
- Низкий уровень проработанности этических норм в компании. Отсутствие внутрикорпоративной этики может приводить к ситуации, когда работники раз за разом попадают в конфликтную ситуацию, вызванную изъянами в деловом общении. Компания, акцентирующая внимание на развитии человеческих ресурсов, обычно имеет неписанные правила, традиции, выработанный опытом стиль межличностных коммуникаций.
Иногда возникает ситуация, когда наличие неписанных, неформальных норм является недостаточным. Тогда компания может принять этический кодекс (этические нормативы), где зафиксировать нравственные нормы, принятые ей, в том числе, в общении между сотрудниками. В ряде случаев возможно даже формирование специализированного комитета по этике внутри компании, разбирающего конфликтные ситуации, возникшие в результате нарушения этических норм.
- Плохие условия труда. Низкая приспособленность рабочих мест для эффективной трудовой деятельности также может стать фактором, возбуждающим конфликтные ситуации. Плохие условия труда снижают мотивацию работников, повышают уставаемость, негативно влияют на восприятие сотрудниками своей роли в организации. Результатом может стать утрата восприятия работниками корпоративной культуры, что может создавать конфликты в организации.
Рассматриваемые выше факторы, обуславливающие возникновение конфликтом, могут проявляться по-отдельности, а могут и системно. В свою очередь, разрешение конфликтов в компании также следует рассматривать с точки зрения системного подхода, что подразумевает рассмотрение конфликта как феномена, который состоит из элементов, находящихся на различном уровне и объединенных разными типами связей. С помощью системного подхода можно глубже проникать в природу конфликта, проследить эволюции позиции участвующих в нем сторон, спрогнозировать и спланировать различные варианты его разрешения в рамках управления человеческими ресурсами.
1.2 Включенность персонала как подход в управлении организационными конфликтами
Одним из ключевых направлений деятельности системы управления персоналом современного предприятия является обеспечение процесса функционирования как ключевого аспекта своего непосредственного существования. Управление персоналом организации - многозадачный функциональный комплекс, в основе которого лежит система организационно-экономических, социальных и иных мер, ориентированных на создание условий для эффективной работы и развития. Одной из актуальных задач, решаемых в рамках процесса управления, является задача управления конфликтами. Способность разрешения конфликта является важной характеристикой управленческого звена. Многофакторная составляющая данного явления породило проблему эффективного управления конфликтами, на всех этапах его протекания и в любых организационно-управленческих единицах.
Формирование конфликтов между субъектами единого внутреннего организационного пространства зависит от большого количества факторов, оказывающих прямое или опосредованное воздействие как в целом на само предприятие, так и на работника, в частности. Одним из таких факторов является уровень включенности персонала в работу. Управление включенностью персонала есть ни что иное, как набор принципов, мероприятий и методик, своеобразный управленческий подход. С его помощью руководство компании получает штат компетентных, ответственных, инициативных и активных сотрудников. Каждый из включенных полностью посвящает себя рабочему процессу и прилагает максимум усилий для достижения высокой эффективности труда.
Следует отдавать себе отчет в том, что включенность персонала - это всегда обоюдное взаимодействие, участниками которого выступают работодатель и сотрудник. Такой тип отношений становится возможным при наличии доверия и уважения между ними. Следовательно, необходимо говорить о том, что включенность персонала предполагает заинтересованность своей работой, желание внести свой
вклад в результат деятельности предприятия, эмоциональный подъем на работе и прочее. Включенность персонала отличается от понятия «мотивация», под которой можно понимать некий набор инструментов, с помощью которых руководители стараются побудить людей работать.
Создание высокого уровня включённости является важной задачей большинства современных организаций, т.к. именно такое состояние является тем реальным инструментом, который позволяет выстроить эффективную команду, ориентированную на достижение высоких результатов, основанную на сотрудничестве и взаимодействии, лишенном конфликтов.
Актуальность изучения проблемы организационных конфликтов детерминирована следующими положениями. Существует необходимость в управлении организационными конфликтами очевидна в связи с тем, что на сегодняшний день организационный конфликт - непременная и естественная часть деятельности любой организации. Работники имеют уникальные планы, идеи и ценности, которые часто не совпадают с идеями и ценностями других людей - как коллег, так и руководителей. Для управленцев и сотрудников конфликт является одним из главных источников напряжения (стресса) на работе.
Управление организационными конфликтами требует от руководителей высокой компетентности не только в организационно- экономических и юридических вопросах управления, но и в специальных разделах психологических знаний, обеспечивающих решение задач самоорганизации и организации рационального взаимодействия людей в условиях, провоцирующих противодействие и психологическую напряженность.
Организационный конфликт возникает в результате нарушения норм и правил поведения, ценностных ориентиров, несовпадения базисных организационных начал, а также фактических действий членов коллектива, с целью реализации интересов конфликтующих сторон в условиях противостояния, оказывает прямое воздействие как на орга
низацию в целом, так и на отдельного человека в частности, при этом данное воздействие является управляемым со стороны других организационных систем. Организационный конфликт может привести как к конструктивным, так и деструктивным последствиям, в зависимости от условий и причин его возникновения, а также того методического инструментария, который используется системой управления для его разрешения или управления им.
Конфликт в организации есть открытая форма существования противоречий интересов, возникающих в процессе взаимодействии людей при решении вопросов как производственного, так и личного порядка в рамках организации или межорганизационного пространства. Является одной из ключевых характеристик организационных отношений, ввиду того, что само организационное взаимодействие изначально содержит в себе поведенческие противоречия (например, сотрудничество против кого-либо), временные противоречия (например, краткосрочные перспективы против долгосрочных), а также структурные противоречия (например, более жесткий подход к управлению против мягкого). Если организация неспособна избежать данных противоречий, то вероятность возникновения конфликта высока. Бесконфликтных организаций не бывает. Но очень важно, чтобы конфликт не был разрушительным для организации. Любое организационное противоречие должно приводить к конструктивному результату, оно не должно затягиваться во времени, не переходить границы общественных и корпоративных норм.