Файл: Роль мотивации в поведении организации (Понятие мотивации. Теории мотивации ).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 109
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА
1.1 Понятие мотивации. Теории мотивации
1.2 Стимулирование трудовой деятельности персонала
2.1 Основные принципы и особенности работы кадровой службы ООО «Аркада»
2.2 Исследование мотивации труда сотрудников ООО «Аркада»
2.3 Способы мотивации и стимулирования персонала, используемые в ООО «Аркада»
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ И СТИМУЛИРОВАНИЯ В ООО «АРКАДА»
В октябре 2004 года по адресу г. Томск, ул. Красноармейская д. 31 открылись двери гриль-бара «PEOPLE'S», а в декабре 2007 году открылось второе подразделение - еще один гриль-бар по адресу пр. Ленина д. 54а. Концепция и дизайн бара были приобретены у новосибирской компании «Ресторатор», которая принимала активное участие в открытии заведения при помощи групп запуска и тщательного обучения персонала.
Предметом деятельности ООО «Аркада» является:
- организация общественного питания;
- деятельность по производству, выпуску, реализации потребления продукции общественного питания, в том числе мясной продукции, обеденной продукции, горячих, холодных и десертных блюд, напитков и закусок;
- торговля пивом, прохладительными напитками, сухими и креплеными винами, коньячными и водочными изделиями, другими алкогольными изделиями, а также табачными изделиями в установленном законодательством порядке;
- организация досуга людей;
- проведение торжеств, банкетов;
- осуществления внедрения новых технологий приготовления, расширения ассортимента и повышения качества продукции общественного питания.
ООО «Аркада» имеет достаточно широкую кадровую структуру. на предприятии работает около 100 сотрудников).
Рисунок 2.1. Кадровая структура ООО "Аркада"
Выделим основную ветвь:
- Директор предприятия - имеет распорядительную функцию.
- Заместитель директора по ресторанному обслуживанию - занимается продвижением бренда, анализом конкурентов, поддержание работы заведения на конкурентоспособном уровне;
- Управляющий, шеф-повар - имеет исполнительно-распорядительную функцию на каждом подразделении;
- Менеджер по персоналу - функции отбора, обучения, оформления сотрудников;
- Менеджер смены - имеет ограниченные возможности управления, старший на смене в каждом отдельном подразделении, важные решения согласует с вышестоящими органами;
- Администратор - обслуживающий персонал, обычно выступает «младшим» менеджером на смене;
- Сотрудники контактной зоны (бармен, официант) - обслуживающий персонал, имеет исключительно исполнительные функции, бармен, также, отвечает за расчёт посетителей;
- Кухонный персонал - обслуживающий персонал, несет исполнительные функции;
- Технический персонал (мойщик посуды, уборщица, АХЧ) - исключительно исполнительные функции.
Миссия организации заключается в обеспечении широкого круга потребителей лучшими услугами в отрасли общественного питания за счет высокого качества производимой продукции и превосходного обслуживания.
К ценностям компании относятся:
- командная работа;
- открытость, честность, порядочность в делах и отношениях;
- трудолюбие и безупречное выполнение работы;
- абсолютное принятие гостя;
- формирование и поддержание позитивной атмосферы;
- соблюдение интересов компании.
Партнерами предприятия являются:
- Ресторан «Перчини» - Итальянский семейный ресторан;
- Сеть заведений быстрого обслуживания «Пицце-Рио»;
- Кофейни «Бристот».
Образовательный уровень персонала ООО «Аркада» имеет достаточно высокий показатель: около 68,5% сотрудников имеют высшее или профессиональное образование. Высшим образованием обладает в основном административно-управленческий персонал, средним - обслуживающий. На сотрудников управляющего звена возложено больше ответственности в принятии решений, возложенные на них задачи отличаются сложностью и масштабами. Наличие профессионального образование - обязательное условие для кухонного персонала.
Незаконченное высшее образование имеется у 31,5% персонала, соответственно. Связано это с тем, что на позиции официантов и барменов нанимаются молодые люди - студенты, которые в настоящее время обучаются в высших учебных заведениях. Технических персонал имеет среднее образование.
Исследование персонала по возрасту показывает, что большая часть сотрудников находится в возрастном диапазоне от 20 до 30 лет, что указывает на преобладание молодых сотрудников в коллективе гриль-барах «People's».
Функции, структура и задачи кадровой службы тесно связаны с характером развития экономики, пониманием руководством предприятия роли персонала в выполнении поставленных целей и задач.
Кадровая служба предприятия стремится к следующим целям:
- Обеспечить предприятие хорошо подготовленными кадрами, заинтересованными в труде.
- Эффективно использовать работоспособность, квалификацию, практический опыт и мастерство каждого служащего на предприятии.
- Достичь максимальной отзывчивости сотрудников по отношению к целям и нуждам предприятия, сблизить интересы сотрудников и ожидания организации, которые связаны с профессиональной деятельностью.
- Регулярное доведение до сотрудников основ политики предприятия в целом, а, также, собственной политики службы по управлению персоналом.
Работа кадровой службы основывается на том, что успех предприятия напрямую зависит от плодотворной совместной деятельности всего коллектива. Соответственно, итоговая цель работы с персоналом заключается в максимальном сближении ожиданий организации и интересов сотрудников - мотивация сотрудников.
В ООО «Аркада» существует три основных направления работы кадровой службы:
- Поиск, отбор, найм сотрудников;
- Оперативное управление персоналом;
- Аттестация, обучение, переводы.
В приведенной ниже таблице рассмотрим подробнее функции кадровой службы организации.
Таблица 2.1. Функции кадровой службы ООО "Аркада"
Направление работы |
Функции |
Поиск, отбор, найм, увольнение сотрудников |
|
|
|
Оперативное управление кадрами |
мотивации;
организации. |
Аттестация, обучение и переводы сотрудников |
|
Отличительная особенность работы кадровой службы в ООО «Аркада» заключается в том, что сотрудники службы выполняют не только рутинную работу, но и активно участвуют в развитии предприятия, в формировании и достижении его стратегических целей.
2.2 Исследование мотивации труда сотрудников ООО «Аркада»
Цель параграфа - исследовать уровень эффективности применяемой на предприятии системы мотивации труда.
Чтобы проанализировать систему мотивации и стимулирования молодых сотрудников гриль-баров «People's», проведем исследование с применением следующих методик:
- Анализ конфликтных ситуаций;
- Опрос (Приложение 1);
- Тестирование на основании методик (тесты «Мотивация к успеху» Герцберга);
На предприятиях с эффективным управлением, где применяется современная кадровая политика, определенные конфликты могут быть желательными. Естественно, конфликт не всегда несет положительный эффект. Конфликты могут создавать препятствия в удовлетворении потребностей того или иного сотрудника и в достижении целей предприятия в целом. Однако, зачастую, благодаря конфликтам можно выявить разнообразие точек зрения и собрать дополнительные сведения, и определить большое количество альтернатив или проблем. Благодаря этому процесс принятия решений группой может стать более результативным, даст возможность сотрудникам выражать мысли, удовлетворяя личные потребности в уважении и власти.
Для анализа конфликтов в гриль-барах «People's» было проведено исследование сотрудников - администраторов, официантов, барменов, поваров, технического персонала.
Применялись следующие методы этого исследования:
- лонгитюдное наблюдение;
- анкетирование;
- психологическое тестирование.
Психологическое тестирование сотрудников было проведено по трем методикам:
- тест «Самоконтроль в общении»;
- тест описания поведения К. Томаса;
- тест «Твоя конфликтность».
Сначала исследование проводилось установленным методом, наблюдение мнения о каждом конкретном сотруднике, его личностные и поведенческие особенности (табл. 2.2).
Таблица 2.2 Сводные результаты исследования конфликтности
Группа по уровню конфликтности |
Доля от всех сотрудников, % |
Конфликтная группа |
34,5% |
Бесконфликтная группа |
65,5% |
Можно сказать, что третья часть сотрудников предприятия является конфликтной (6 человек этой группы - это люди, склонные к созданию конфликтных ситуаций. Это люди настойчивые, резкие в общении, в то же время общительные, они зачастую могут выступать инициатором конфликтной ситуаций. 8 человек в этой группе также общительные и конфликтные люди, но они еще и болтливые, развязные, позволяют себе отпускать некорректные шутки - они неприятны в общении, что провоцирует создание конфликтных ситуаций; и всего 5 сотрудников в этой группе наоборот скрытные, замкнутые, упрямые).
К бесконфликтной группе сотрудников относится 32 сотрудников (что составляет 65,5% от общей численности персонала), среди которых можно выделить 17 человек, которые являются добродушными, веселыми, простыми в общении; 8 сотрудников, для которых характерно спокойствие, уравновешенность, дружелюбие; 7 сотрудников, которым присущи застенчивость, неуверенность в себе, стремление всем угодить.
Итак, согласно наблюдениям, в коллективе гриль-баров 34,5% сотрудников, могут инициировать конфликтные ситуации, а 65,5% бесконфликтны в общении.
Следующая стадия эмпирического исследования - психологическое тестирование, основные задачи которого:
- выявить уровень общительности;
- определить уровень коммуникативного самоконтроля;
- определить стиль конфликтного поведения сотрудников предприятия. Согласно исследованию, 44% сотрудников очень общительны. Люди с высоким уровнем общительности везде будут чувствовать себя комфортно, но далеко не всегда будут выполнять свою работу качественно. 34% опрошенных сотрудников считают себя средне-общительными людьми, которым обычно присуще любопытство, разговорчивость, но зачастую они не наделены терпением и усидчивостью. И 22% относятся к людям с низким уровнем общительности - они замкнутые, предпочитают одиночество.
Рисунок 2.2.Уровень общительности персонала
При рассмотрении уровня самоконтроля в общении, можно сделать вывод, что большая часть сотрудников (42%) имеют высокий уровень коммуникативного контроля. Такие люди легко приспосабливаются к ситуации, они полностью контролируют впечатление, которое производят на окружающих их людей. 36% сотрудников имеют средний уровень контроля в общении, и обычно таких людей отличает искренность, однако, нельзя сказать, что они сдержанны в проявлении эмоций. И 22% сотрудников владеют низким уровнем коммуникативного контроля, что говорит о том, что их поведение не поддается переменам. Такие люди не считают нужным подстраиваться под возникающие ситуации. Некоторым категориям людей общаться с ними тяжело.
Рисунок 2.3. Уровень самоконтроля в общении
Анализ стиля конфликтного поведения сотрудников показал, что 43% сотрудников предпочитают в конфликтной ситуации сотрудничество, благодаря которому конфликтующими сторонами будет найдено альтернативное решение, удовлетворяющее интересы и той и другой стороны, часть из которых помимо сотрудничества вторым вариантом рассматривают компромисс. Соперничать в конфликтных ситуациях будут 34%.
Рисунок 2.4 Стиль конфликтного поведения у персонала
Таким образом, для сотрудников ООО «Аркада» характерны высокий уровень общительности, высокий уровень коммуникативного самоконтроля и желание найти пути сотрудничества при возникновении конфликтных ситуаций.
Уровень удовлетворенности персонала условиями труда, системой оплаты, отношениями с руководством, с коллегами, определяет мотивацию персонала на увеличение эффективности работы всего предприятия. Благодаря оценке степени удовлетворенности сотрудников, можно выявить слабые места в способах и подходах в управлении персоналом. Стоит формировать дополнительные стимулы, поощрения, которые будут устранять или сводить к минимуму факторы, не удовлетворяющие сотрудников.
Опрос мнений сотрудников является эффективным методом анализа ситуации на предприятии и отношения персонала к этой ситуации. Опрос включает в себя 7 тематических блоков.
В результате проведения опроса сотрудников гриль-баров «People's» оказалось, что для 65% опрошенных работа в ООО «Аркада» - это средство заработка денег, для 11% - это возможность карьерного роста, для 17% - это способ общения с приятным коллективом и по мнению 7% - не важно, где работать.