Файл: Роль мотивации в поведении организации (Понятие мотивации. Теории мотивации ).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 110
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА
1.1 Понятие мотивации. Теории мотивации
1.2 Стимулирование трудовой деятельности персонала
2.1 Основные принципы и особенности работы кадровой службы ООО «Аркада»
2.2 Исследование мотивации труда сотрудников ООО «Аркада»
2.3 Способы мотивации и стимулирования персонала, используемые в ООО «Аркада»
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ И СТИМУЛИРОВАНИЯ В ООО «АРКАДА»
Следующий вопрос: «Как Вы оцениваете свою работу?». И тут 40% сотрудников считают работу интересной; 35% - считают, что эта работа требует высокую степень ответственности; по мнению 17% их работа сложная, но дает возможность продвижения по карьерной лестнице; 8% - говорят, что работа требует творческий подход.
Довольны своей работой в ООО «Аркада» 78% опрошенного персонала, 17% - отвечают, что скорее не довольны, чем довольны и 5% опрошенных затрудняются ответить.
Рисунок 2.5. Оценка сотрудниками удовлетворенности трудом в ООО "Аркада"
Основными причинами недовольства работники называли: неудобный график, недостаточный уровень материального вознаграждения. Также, социологический опрос показал, что 100% сотрудников ООО «Аркада» устраивает организация трудового процесса, 97% и 97% поддерживают руководство по вопросу улучшений условий труда и модернизации производства: по мнению 87% и 85% социальная сфера и уровень заработной платы нормальные.
• 2 блок «Доверительные отношения между начальником и
подчиненными».
Далее были изучены отношения между персоналом и руководством в гриль-барах «People's». Опрошенные сотрудники отметили наиболее подходящие варианты к ситуации отношений между руководителями и подчиненными в настоящее время в организации, следующим образом:
В организации отзывчивое отношение руководства к идеям и |
Да |
88% |
мнениям подчиненных? |
Нет |
12% |
Понятные цели, четкие и выполнимые задачи от руководства? |
Да |
75% |
Нет |
25% |
Руководитель справедлив по отношению к подчиненным? |
Да Нет |
64% 36% |
Достаточная похвала от руководства? |
Да Нет |
30% 70% |
Итак, 75% опрошенных сотрудников понятны поставленные цели и задачи от руководителя, 87% считают, что в ООО «Аркада» руководство отзывчиво относятся к идеям и мнениям подчиненных.
Большая часть сотрудников считает, что похвала от руководства является эффективным методом мотивации персонала. Всего лишь 30% опрошенных считают достаточным уровень похвалы от руководства, а, значит, остальные 70% не получают желаемого уровня поощрений.
Большая часть сотрудников, а именно 64%, руководителя справедливым по отношению к подчиненным, что в целом, не плохо.
Следующий вопрос звучал так: «Удовлетворены ли вы сложившимися в коллективе отношениями?».
Рисунок 2.6. Ответы на вопрос: "Удовлетворены ли вы сложившимися в коллективе отношениями?"
Итак, 62% молодых работников гриль-баров «People's» удовлетворены отношениями в коллективе; 29% скорее удовлетворены, чем нет; 6% - скорее не удовлетворены; 1% - не удовлетворены совсем; 2% затруднялись дать ответ. В результате, видно, что большая часть сотрудников удовлетворена сложившейся в коллективе атмосферой.
• 3 блок «Карьерный рост»
Большую часть опрошенных - 68% удовлетворяют возможности карьерного роста (как по вертикальной, так и по горизонтальной лестнице). Остальные 32% затруднялись дать ответ. Не выявлено сотрудников, которых бы не устраивали возможности для карьерного роста.
• 4 блок «Обучение и развитие»
Для выявления в организации особенностей обучения как составляющую системы мотивации персонала в гриль-барах «People's», отвечающим было предложено ответить на вопросы под номерами 13-16.
Вопрос был следующий: «Существует ли в организации потребность в эффективной системе внутрифирменного обучения сотрудников?». Основная часть опрошенных (78%) ответили отрицательно, 19% затруднились ответить
Рисунок 2.7 Ответы на вопрос: «Есть ли у вас в организации потребность в эффективной системе внутрифирменного обучения сотрудников?»
Таким образом, большую часть сотрудников устраивает система внутриорганизационного обучения персонала. Исключение составили сотрудники административно-управленческих должностей, для которых было бы интересно посещение различных выездных мастер-классов и тренингов.
• 5 блок «Условия организации труДового процесса».
Для улучшения уровня деятельности любого предприятия очень важно понимать отношение сотрудников к своим обязанностям, их отношение друг другу, то, что стимулирует их на более качественное выполнение своих обязанностей. Оценка удовлетворенности персонала дает ясную картину того, чем довольны или недовольны работники, и в каком направлении необходимо совершенствовать систему работы с кадрами.
Поэтому следующим вопросом был вопрос об удовлетворенности сотрудниками своих условий труда.
Рисунок 2.8. Ответы на вопрос: «Удовлетворены ли Вы своими условиями труда (можно выбрать несколько вариантов ответов, не противоречащих друг другу)?
Итак, можем сказать, что почти всех сотрудников (98%) устраивает месторасположение гриль-баров «People's»; 32% сотрудников не устраивает уровень их заработной платы; однако, большую часть отвечающих (а именно, 91%) устраивает их социальный пакет.
• 6 блок «Баланс между работой и личной жизнью».
34% опрошенных сотрудников согласились с тем, что, работая в ООО
«Аркада» у них соблюдается баланс между личной жизнью и работой.
66% указали, что у них не соблюдается баланс между работой и личной жизнью, значит, существует проблема в распределении времени между ними. Следовательно, можно предложить мероприятия по вопросу того, как успешно совмещать работу с личной жизнью персоналу ООО «Аркады».
• 7 блок «Мотивация персонала (моральная и материальная)».
На рис. 4 представлена оценка персоналам уровня заработной платы в джаз-кафе «Андеграунд».
55% отвечающих указали уровень заработной платы средним; 30% отметили его таким же, как и в других заведениях города; 6% указали низкий уровень дохода, 9% затруднились ответить, а высокий уровень дохода не ответил ни один из опрошенных сотрудников.
Далее было предложено ответить на вопрос взаимосвязи заработной платы с уровнем ответственности работников.
Рисунок 2.9. Ответы на вопрос: «Соответствует ли Ваша заработная плата уровню ответственности?
29% сотрудников ООО «Аркада» указали, что уровень получаемой ими заработной платы соответствует отдаче и ответственности; 43% опрошенных ответили скорее соответствует, чем нет; 18% - скорее не соответствует; 7% указали, что их заработная плата вообще не соответствует уровню ответственности; и 3% затруднились ответить.
При этом:
• 28% опрошенных сотрудников ООО «Аркада» полностью
удовлетворены размером оплаты труда;
- 49% в большей степени удовлетворены, чем нет;
- 13% скорее не удовлетворены;
- 1% совсем не удовлетворены;
- 9% затруднились ответить.
На основании этих данных, можем сделать вывод, что в принципе уровень удовлетворенности размером оплаты труда достаточно высок.
Далее было проведено дополнительное исследование, которое поможет дополнить представление о мотивации персонала ООО «Аркада».
Результаты теста «Мотивация к успеху» указаны в таблице 2.2, ниже построена диаграмма на основании результатов теста (рис. 2.10).
Таблица 2.2. Результаты теста «Мотивация к успеху»
Результаты теста |
Удельный вес, % |
Низкая мотивация к успеху |
5 |
Средний уровень мотивации к успеху |
25 |
Умеренно высокий уровень мотивации к успеху |
60 |
Высокий уровень мотивации к успеху |
10 |
Рисунок 2.10. Результаты теста "Мотивация к труду"
Итак, большая часть опрошенных сотрудников (48%) имеет умеренно высокий уровень мотивации к успеху в работе, у 32% наблюдается средний уровень мотивации к успеху, остальные 8% и 12% (имеют низкий и высокий уровень мотивации к успеху соответственно.
Ниже представлены в таблице и графически результаты теста по модели Герцберга.
В первом столбце таблицы указаны факторы, являющиеся для опрошенного персонала наиболее важными в их деятельности, во второй графе указан в процентах уровень влияния каждого фактора, который определялся как отношение числа ответивших с числом опрошенных.
Таблица 2.3. Результаты теста Герцберга
Результаты теста (факторы) |
Доля, % |
Общественное признание |
75 |
Ответственность работы |
90 |
Отношение с руководством |
95 |
Карьера, продвижение по службе |
100 |
Достижение личного успеха |
85 |
Содержание работы |
75 |
Сотрудничество в коллективе |
50 |
Рисунок 2.11. Результаты теста Герцберга
Итак, тестирование Герцберга выявило, что наиболее важные факторы категорий удовлетворенности или неудовлетворенности работой для сотрудников ООО «Аркада» - ответственность работы 90 %, отношения с руководством 95 % и возможность построения карьеры 100%.
Следующими по значимости оказались такие показатели, как общественное признание 75 %, достижение личного успеха 85 %, содержание работы 75 %.
В итоге на основании проведенных исследований, можно сделать вывод о том, что уровень удовлетворенности персонала гриль-баров «People's» достаточно высокий. Это говорит о том, что на предприятии правильно выстроена система работы с персоналом, и что совершенствовать ее стоит в этом же направлении.
Сильными сторонами в работе с персоналом являются организационная структура и компетентное руководство гриль-барами «People's».
Однако, в процессе исследования были выявлены некоторые проблемы:
- Небольшая доля персонала ООО «Аркада» довольна своей работой в гриль-барах «People's», по причинам неудобного графика и недостаточного уровня материального вознаграждения.
- 36% сотрудников считают, что руководство не совсем справедливо в отношении своих подчиненных, а 30% опрошенных сотрудников считают недостаточным уровень похвалы со стороны руководства. Поэтому важно руководящему составу проанализировать эти моменты, выявить слабые места и постараться их устранить, чтобы не потерять свой авторитет и не стать тираном в глазах сотрудников.
- Большинство опрошенного персонала довольны месторасположением заведений (а именно 98%). Что касается удовлетворенности уровнем заработной платы, то 32% опрошенных не устраивает уровень их дохода; однако, следует отметить, что, все-таки, большую часть отвечающих (а именно, 91%) устраивает их социальный пакет.
В целом уровень удовлетворенности условиями труда хороший, но 32% не устраивает их уровень заработной платы, что говорит о том, что необходимо совершенствовать систему мотивации персонала на предприятии.
Таким образом, действующая на предприятии ООО «Аркада» система мотивации персонала достаточно эффективная, однако требует некоторых корректирующих мер, благодаря которым можно будет увеличить эффективность труда сотрудников.
2.3 Способы мотивации и стимулирования персонала, используемые в ООО «Аркада»
Далее хотелось бы рассмотреть, какие конкретные способы мотивации и стимулирования сотрудников используются кадровой службой в ООО «Аркада».
Материальные методы.
- Ежемесячные премии по результатам работы. В конце каждого месяца каждым менеджером смены (всего их 5 человек) и каждым бригадиром кухни (4 человека) выдвигается управляющему по 3 кандидата на премирование с каждого подразделения. Сотрудники, набравшие большее количество «голосов» получают премиальное вознаграждение в размере 500 рублей.
- Конкурсы на лучшие продажи по категориям блюд. Отделом кадров совместно с управляющим выдвигается на конкурс определенная категория блюд и устанавливаются сроки проведения конкурса. В результате сотрудники, занявшие 1, 2 или 3 место по количеству проданных блюд награждаются подарками или материальным вознаграждением.
- Различные конкурсы от поставщиков. Зачастую бывает, что сами поставщики (обычно это поставщики алкогольной продукции) устанавливают условия конкурса, например, поставщик по заниженной цене поставляет определенный вид алкоголя и устанавливает сроки проведения конкурса на продажи. В результате конкурса официантам или барменам, занявшим 1, 2 или 3 места по продажам этого вида алкоголя поставщик поставляет подарки. Подарки могут быть совершенно разными - от сотовых телефонов до футболок или кепок с эмблемой.
- Конкурсы на лучшего бариста, бармена. С постоянной периодичностью в гриль-барах «People's» совместно с заведениями-партнерами («Перчини», «Пицце-Рио», «Бристот») проводятся конкурсы на лучшего бармена или лучшего бариста. Зачастую выдвигается определенная тематика. Конкурсантам требуется подготовить коктейли на заданные темы и презентовать их членам жюри. В членах жюри обычно присутствуют учредители заведений. По тогам конкурса участникам присуждаются места, и их награждают подарками.
- Поощрение сотрудника, бросившего курить. Руководство организации очень приветствует здоровый образ жизни и пытается всячески зародить такое отношение у своих сотрудников. Поэтому сотрудники, бросившие курить (которые не курят минимум 2 месяца) получают денежное вознаграждение в размере 500 рублей.
- Страховой полис. Предприятие оплачивает своим сотрудникам 50% от стоимости страхового полиса от клещевого энцефалита.