Файл: Страховая пенсия по инвалидности: основания и порядок назначения, изменения, приостановления и прекращения (Общая характеристика страховой пенсии по инвалидности).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 6550
Скачиваний: 176
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пенсионное обеспечение инвалидов в РФ
1.1. Основные понятия и виды страховых пенсий
1.2. Общая характеристика страховой пенсии по инвалидности
2. Правила оформления страховой пенсии по инвалидности
2.1. Условия признания лица инвалидом и назначение пенсии по инвалидности
2.2. Размеры, сроки выплаты и начисления пенсии по инвалидности
Введение
Актуальность темы исследования. Россия как демократическое правовое государство провозглашает человека, его права и свободы в качестве высшей ценности. В статье 39 Конституции Российской Федерации признается право каждого человека на социальное обеспечение и одновременно возлагается на государство обязанность создавать все необходимые условия для осуществления этого права. Одна из обязательных государственных гарантий - это страховая пенсия по инвалидности. Численность пенсионеров, получающих страховую пенсию по инвалидности в России, ежегодно увеличивается примерно на один миллион и в 2018 г. составила около 15,5 миллионов человек. Инвалиды относятся к тем слоям общества, которые не в состоянии самостоятельно обеспечить себе достойный уровень жизни. Выплата инвалидам страховой пенсии по инвалидности является основным источником их дохода. Страховая пенсия по инвалидности — наиболее «ранний» вид пенсионного обеспечения, как в нашей стране, так и в других странах, так как признание человека инвалидом не зависит от возраста.
В стремительно меняющихся социально-экономических условиях развития общества неизбежно возникает потребность в реформировании пенсионной системы. В Российской Федерации с 1 января 2015г. введен новый порядок исчисления пенсий. Главная цель этих преобразований - обеспечение финансовой сбалансированности пенсионной системы и повышение солидарной ответственности государства, работодателей и самих работников за уровень пенсионного обеспечения. Связанно это с принятием Федерального закона от 28 декабря 2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», целью которого является защита прав граждан Российской Федерации на страховую пенсию, предоставляемую на основе обязательного пенсионного страхования с учетом значимости трудовой и иной общественно-полезной деятельности граждан в правовом государстве с социально ориентированной рыночной экономикой, в результате которой создается материальная основа для пенсионного обеспечения, особого значения страховой пенсии для поддержания материальной обеспеченности и удовлетворения основных жизненных потребностей пенсионеров, а также иных конституционно значимых принципов пенсионного обеспечения.
Актуальность исследования заключается в том, что в настоящее время происходит переход на новый вид пенсионного обеспечения. В этой связи особую актуальность и значимость приобретает исследование особенностей правового регулирования отношений в данной области.
Социальная защита инвалидов – одно из важных направлений государственной политики. В законодательстве она представлена как система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества[1]. Одной из форм социальной защиты инвалидов выступает пенсионное обеспечения, специфика которого вызывает актуальность настоящего исследования.
Объектом исследования являются общественные отношения по поводу страховой пенсии по инвалидности.
Предмет исследования включает в себя:
- нормы российского законодательства;
- научные публикации по исследуемым вопросам;
- судебную практику.
Цель данной работы – анализ правового регулирования и практики применения страховой пенсии по инвалидности.
Для достижения поставленной цели представляется необходимым в рамках данной работы решение следующих задач:
- дать общую характеристику страховой пенсии по инвалидности;
- рассмотреть условия и порядок назначения пенсии по инвалидности;
- в заключении подвести итоги и сделать выводы по проведенному исследованию.
Теоретической основой исследования явились труды по праву социального обеспечения. При подготовке работы были использованы труды А.Л. Благодира, А.А. Кирилловых, О.А. Андреевой, Ф.А. Лещенкова, А.Н. Тарасенковой, С.А. Чиркова, А.Ю. Гусева, Д.А. Шлянцева и др.
Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод познания, логический и исторический подходы к изучению правовых явлений, а также специальные методы познания: сравнительно-правовой и формально-юридический.
Структура исследования. Настоящая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
1. Пенсионное обеспечение инвалидов в РФ
1.1. Основные понятия и виды страховых пенсий
Большинство россиян сегодня формируют и получают так называемые страховые пенсии. Обязательное пенсионное обеспечение, которое охватывает всех работающих россиян, основывается на страховых принципах.
Страховая пенсия – ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным в системе ОПС лицам заработной платы и иных выплат, утраченных с наступлением нетрудоспособности по старости или инвалидности. В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» устанавливаются следующие виды страховых пенсий: страховая пенсия по старости; страховая пенсия по инвалидности; страховая пенсия по случаю потери кормильца.
Страховая пенсия по старости – этот вид пенсии получают те, кто утрачивает способность к трудовой деятельности из-за достижения определенного возраста (старости). Чтобы ее получать, необходимо достичь общеустановленного пенсионного возраста или получить право на досрочное назначение пенсии. Согласно статье 8 Закона №400-ФЗ указанная пенсия назначается мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет. Еще одним из условий назначения является наличие минимального страхового стажа (в 2016 г. – 7 лет, далее с каждым годом требования к минимальному стажу будут увеличиваться на 1 год таким образом, чтобы к 2024 году минимальный страховой стаж составил 15 лет). Также для назначения страховой пенсии по старости необходимо наличие минимального количества индивидуальных пенсионных коэффициентов (в 2016 г. – 9 баллов, далее с каждым годом требования к минимальному количеству баллов будут увеличиваться и к 2025 году составят 30 пенсионных баллов).
Страховую пенсию по инвалидности получают те лица, кто имеет ограничения в трудовой деятельности из-за проблем со здоровьем, а не по возрасту. То есть на пенсию по инвалидности имеют право граждане, признанные инвалидами федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Федеральным законом от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ». Страховая пенсия по инвалидности устанавливается независимо от причины инвалидности и продолжительности страхового стажа. В случае полного отсутствия стажа назначается государственная пенсия по инвалидности в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 №166-ФЗ.
Правом на получение страховой пенсии по случаю потери кормильца обладают нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении, (за исключением лиц, совершивших уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке). Таким образом, по общему правилу, для приобретения права на данный вид страховой пенсии лицо должно одновременно отвечать трем специальным условиям: относиться к членам семьи умершего лица, которое было застраховано в системе обязательного пенсионного страхования; находиться в нетрудоспособном состоянии (в силу несовершеннолетия, инвалидности или достижения общеустановленного пенсионного возраста); состоять на иждивении умершего лица, которое было застраховано в системе обязательного пенсионного страхования, к моменту его смерти. Члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию. Иждивение детей умерших родителей предполагается и не требует доказательств, за исключением указанных детей, объявленных в соответствии с законодательством РФ полностью дееспособными или достигших возраста 18 лет. Для детей старше 18 лет необходимо обязательное подтверждение нахождения на иждивении.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 10 Закона № 400-ФЗ одному из родителей, супругу или другим членам семьи, если они заняты уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет, указанная пенсия назначается независимо от того, состояли они или нет на иждивении умершего кормильца.
1.2. Общая характеристика страховой пенсии по инвалидности
Инвалидность (от лат. invalidus – слабый, немощный) – нарушение здоровья человека со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты[2].
Понятие инвалидности и критерии разграничения трех ее групп были закреплены в законе РСФСР от 20 ноября 1990 года №340-1 «О государственных пенсиях в РСФСР». Инвалидность определялась как нарушение здоровья человека со стойким расстройством функций организма, приводящее к полной или значительной потере профессиональной трудоспособности или к существенным затруднениям в жизни[3].
На современном этапе развития социального обеспечения существенным образом была изменена концепция инвалидности. Основой таких изменений стала Конвенция ООН от 13 декабря 2006 года «О правах инвалидов», в преамбуле которой говорится, что инвалидность – эволюционирующее понятие и является результатом взаимодействия, происходящего между имеющими нарушения здоровья людьми и средовыми барьерами, которые мешают их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими (п. «е»)[4].
Данной Конвенцией определен круг лиц, к которым относятся инвалиды. Это лица с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами могут мешать их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими. В данном определении содержится перечисление различных функциональных нарушений, а также социологические элементы, что дает возможность учитывать местные особенности и концепции развития личности в различных культурно-социальных условиях[5]. В целом стоит отметить, что ратификация Российской Федерацией в 2012 году Конвенции о правах инвалидов является признанием огромной важности вхождения лиц с ограниченными возможностями в гражданское общество в качестве полноправных членов, а также необходимости пересмотра понятия «инвалидность» как результата совместной деятельности человека с ограниченными возможностями и общества в целом с целью преодоления барьеров на пути включения инвалидов в жизнь общества[6].
Развивая положения международных актов, российский законодатель сформулировал понятие «инвалид». Инвалид – это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты (ст. 1 федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»)[7] (далее – Закон о социальной защите инвалидов). Данный закон является основой социальной защиты инвалидов в Российской Федерации на современном этапе.
Ограничение жизнедеятельности человека проявляется в полной или частичной утрате способности к самообслуживанию, невозможности самостоятельно передвигаться и ориентироваться в окружающей среде. Они испытывают затруднения при общении, но могут контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью. В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности гражданам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности. Если инвалидность наступила до начала трудовой деятельности или до исполнения 16 лет (или же у лиц, проходящих обучение, - до 18 лет), то они называются инвалидами с детства[8]. Группа инвалидности детям не устанавливается, но указывается как причина инвалидности. По достижении возраста 18 лет присваивается группа инвалидности.
Как видим, в зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности взрослым лицам, признанным инвалидами, устанавливается одна из трех групп инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет – категория «ребенок-инвалид». В российском законодательстве зачастую не принято разделять инвалида-взрослого и инвалида-ребенка, они обладают одинаковым юридическим статусом[9]. Когда в нормативных правовых актах идет речь просто об инвалиде и о предоставляемых ему социальных гарантиях, эти гарантии относятся и к ребенку-инвалиду.
Нормативно-законодательной базой страховой пенсии по инвалидности выступают конституционные нормы. Конституция РФ[10] провозглашает в качестве основы конституционного строя социальное государство. Любой человек, потерявший материальные средства для существования в следствии наступления социальных рисков, имеет право на получение материальных благ за счет целевых финансовых источников в объеме и на условиях, строго нормированных государством.