Файл: Понятие и виды правосознания (Правосознание: понятие, структура, виды, правовая культура).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 101

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования.

Проблема низкого уровня правосознания и правовой культуры была всегда актуальна для любой цивилизации, вне зависимости от уровня развития. Право – важнейший регулятор общественных отношений. С помощью него государство контролирует общество, сдерживает его. Любой закон или издаваемый акт всегда издавался для того, чтобы люди его соблюдали. Любому, без исключения, государству выгодно, чтобы нормы законодательства не нарушались. Однако низкий уровень правосознания и правовой культуры неизбежно влекут за собой преступность, а правовое воспитание играет крайне важную роль в процессе формирования вышеперечисленных аспектов.

Низкий уровень правосознания и правовой культуры был всегда крайне важной проблемой для российского общества. Правовая безграмотность и правовой нигилизм – часть русской ментальности. Эта тенденция зародилась ещё в древности и была успешна перенята современным поколением.

Для современной России правовое воспитание является жизненно важным процессом. Путём целенаправленного воспитательного воздействия на личность государство пытается научить гражданина ценить и уважать закон. К сожалению, правовая культура населения по-прежнему находится на недостаточно высоком уровне. Именно поэтому проблема правового воспитания остается крайне важной для нашей страны.

Актуальность настоящей работы обусловлена огромным интересом к данной теме. Правовое воспитание – крайне непростой процесс. Его воплощение в жизнь, к сожалению, затруднено множеством различных факторов. Проблемы и недостаточная разработанность именно практических механизмов правового воспитания и мышления граждан обосновывают актуальность данной работы.

Степень научной разработанности.

Тема, разработана достаточно полно. Это обусловлено тем, что данные понятия волновали общество с самого начала существования права и государства. Написано множество отечественных учебных пособий, статей на данную тему. Данная проблема затрагивалась следующими авторами: Матузов Н.И., Малько А.В. «Теория государства и права», Бабаев В.К. «Теория государства и права», Мелехин А.В. «Теория государства и права», Никитин А.Ф. «Что такое правовая культура?», Татаринцева Е.В. «Правовое воспитание (методология и методика)» и другими.

Объектом исследования выступает совокупность различного рода общественных отношений, связанных с правовым воспитанием как процессом, играющим крайне важную роль в формировании правовой культуры и правосознания.


Предметом исследования являются нормативные правовые акты, определяющие правовые, организационные основы формирования правовой культуры и правосознания.

Целью работы является изучение понятия правового воспитания, выяснить с помощью чего происходит формирование данного процесса, каким образом процесс правового воспитания влияет на правовую культуру и правосознание личности.

Можно выделить следующие задачи:

  1. Изучить природу правового сознания, функции, рассмотреть и проанализировать структуру, выделить виды.
  2. Исследовать понятие правовой культуры. Выделить структуру данного явления. Оценить уровень правовой культуры в современном обществе.
  3. Изучить процесс правового воспитания. Выделить его формы.
  4. Выявить значимость правового воспитания в формировании правовой культуры и правосознания.

Методология исследования. Составляют общие принципы и методы научного познания, относящиеся к исследовательскому аппарату гуманитарных наук, которые включают в себя основные принципы диалектики, общенаучный системный подход, методы анализа и синтеза, индукции и дедукции и другие. Также в процессе изучения данной темы активно применялся сравнительно-системный и сравнительно-правовой методы. Использовался терминологический анализ.

Эмпирическую базу исследования составили нормативные акты:

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 № 7-ФКЗ, от 05 февраля 2014 № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 № 11-ФКЗ)

  • Федеральный закон от 23.02.2013 N 15-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака".

Структура работы обусловлена его задачами и целями. Работа состоит из введения, двух глав, включающих параграфы, заключения, списка литературы и источников.

ГЛАВА 1. ПРАВОСОЗНАНИЕ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА

1.1. ПРАВОСОЗНАНИЕ: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, ВИДЫ

Правосознание – одна из многочисленных форм общественного сознания наряду с политическими, нравственными, научными, философскими и другими. Все перечисленные формы помогают человеку осваивать, анализировать окружающий мир. Это необходимо в первую очередь для того, чтобы понять объективную реальность, сущность общественных процессов. Каждой форма обладает предметом или, как говорят, областью отражения. Для правосознания такой областью является право. Правовое сознание - одно из многочисленных составляющих правовой системы. Две эти сферы неразрывно связаны между собой, и процесс рассмотрения и изучения правосознания будет неоднократно пересекаться с правом и всеми вытекающими из него понятиями.


«В отечественной науке правосознание определяют как совокупность взглядов, идей, представлений, а также различных чувств и эмоций, переживаний, выражающих отношение людей к действующему или желаемому (допустимому) праву и другим правовым явлениям»[1]. Профессор В.К. Бабаев в своём учебнике по теории государства и права даёт следующую трактовку данному понятию: «Правосознание есть совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву и правовым явлениям в общественной жизни»[2]. Если же говорить несколько проще: правосознание – это отношение людей к праву, которое основано на чувствах, эмоциях и знаниях о праве. То есть можно сказать, что правовое сознание является отражением понимания и восприятия права человеком. Это оценочное суждение, основанное на своём собственном, субъективном понимании такой категории как право.

Каждый индивид или социальная группа по-своему понимают сущность права. У каждого субъекта правоотношений, да и вообще у каждого человека свой взгляд на принадлежащие ему права и обязанности, а также на права других членов общества. Совокупность этих взглядов и можно назвать правосознанием.

Правовое сознание является неизменным спутником человека. Оно как регулятор межличностных отношений сопровождает его повсеместно. Каждая личность в той или иной степени всегда выражает своё отношение к действующим в его государстве законам и всевозможным правовым актам. Человек представляет всегда свой собственный идеальный образ права. Он анализирует и сопоставляет этот образ с окружающей правовой действительностью. На основе этого анализа частично формируется уровень правосознания, который, конечно, впоследствии на основе других факторов изменяется: совершенствуется или же регрессирует.

Правосознание оценивает правовую систему на основе аккумулирования в себе самых разных критериев: оценка справедливость права, её эффективность, выделение достоинств и недостатков. В процессе оценивания происходит консолидация порой полярно противоположенных суждений о праве, а общим итогом является – отрицательная или же положительная реакций на его действие.

Абсолютно все люди являются носителями правосознания. Живя в государстве, человек независимо от его воли становится субъектом правоотношений. Формирование своего отношения к существующим законам является естественным процессом, который свойственен любому гражданину. Уровень правосознания каждого человека отличается и, можно сказать, является индивидуальным. Он может быть высоким или же крайне низким, а само правовое сознание далеко не у каждого человека является правильным и объективно выработанным. Скорее наоборот, нередко можно встретить человека с сильно искаженным правовым сознанием. В этом и заключается отличительная особенность правосознания: оно помогает людям выработать своё собственное, индивидуальное отношение к праву.Однако в этой самостоятельности может скрываться настоящая проблема. Ведь крайне важно, чтобы сформированное правовое мировоззрение было правильным.


Адекватное восприятие и понимание права играет очень важную роль для человека, его жизнедеятельности, юридической образованности и гражданской позиции в целом. Правосознание напрямую определяет мотивы и цели субъекта правоотношений. Не обладающий должной подготовкой в правовом отношении человек часто социально пассивен. Он не способен полноценно взаимодействовать с окружающим миром. Правовая безграмотность и искаженные представления о морали и нравственности являются своеобразными проводниками и катализаторами проступков, преступлений и иных общественных аномалий.

Стоит отметить, что особую роль правовое сознание играет при реализации судебной, прокурорской, следственной практики. Если мы обратимся к истории, то сможем найти огромное количество примеров, которые подтвердят данную мысль. Например, так называемое «революционное правосознание», которое активно применялось большевиками для удержания и укрепления своей власти после проведенного ими переворота в 1917 году. Так как после смены власти в стране был правовой хаос и беспорядок (стоит отметить, что насильственная смена власти, проведенная большевиками, само по себе была, разумеется, незаконной), партия предписывала советским судьям действовать, руководствуясь социалистическим правосознанием, то есть судьи должны были выносить решения на основе своего собственного восприятия права. В их распоряжении был лишь один закон – их собственное правосознание. Как следствие – систематическое нарушение закона, волюнтаризм и многочисленные жертвы[3].

Подводя небольшой итог вышесказанному, следует сказать: правосознание – внутренний регулятор отношений между людьми, которые наделены своей волей, сознанием и своим отношением к праву. Наиболее значимую роль этот регулятор играет на стадии воплощения в жизнь юридических прав и обязанностей. «От уровня, качества, содержания правосознания в значительной степени зависит то, каким будет поведение человека в обществе – правомерным, социально полезным или неправомерным, социально вредным и опасным»[4].

Разумеется, у правосознания, есть своим функции, через которые можно проследить её социальную роль. А.В. Мелехин выделяет следующие функции правосознания: оценочную, регулятивную, познавательную[5].

Начнём, пожалуй, с оценочной функции. Наверное, первостепенной функции, так как через неё носитель правосознания оценивает, подвергает анализу все элементы правовой системы. Индивид с критической точки зрения соотносит всю правовую жизнь общества с существующими критериями оценивания права, такими как законность, рациональность, полезность и т.д. Анализ права – отправная точка для формирования правосознания. Именно посредством оценивания и анализа гражданин формирует своё отношение к нормативно-правовым актам, законодательной власти, должностным лицам и всей правовой политики государства в целом. Оценка может быть позитивной или негативной, но в любом случае она будет критической.


Правосознание, в отличие от права, хоть не оказывает непосредственного влияния на правовое регулирование, однако оно воздействует на сознание индивида, определяя его мотивы, цели, побуждения. В этом и заключается регулятивная функция правосознания.

Познавательная функция выражается в накоплении юридических знаний. Очевидно, чем выше уровень правосознания человека, тем выше его правовая осведомленность и информированность. Правосознание условно можно сравнить с неким сосудом, который со временем накапливается различными знаниями о праве. Правосознание – явление, которое постоянно находится в динамике, следовательно, впитываемые индивидом знания постоянно оказывают влияние на правосознание, деформируя и изменяя его.

Н.И. Матузов и А.В. Малько выделяют ещё одну функцию правосознания – прогностическую[6]. Данная функция проявляется в том, что правосознания позволяет прогнозировать развитие права. Например, анализируя правосознания населения, можно заранее предугадать реакцию граждан на проводимые государством реформы. Крайне важно, чтобы при законотворчестве уполномоченные органы учитывали и заранее предугадывали реакцию граждан на вводимый закон. В противном же случае, это закон может оказаться просто-напросто неэффективным. Я бы хотел привести в пример федеральный закон от 23.02.2013N15-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»[7]. Как мне кажется, законодатель при составлении данного нормативного акта не до конца учёл особенности правосознания категории людей, на которых он был ориентирован. Как следствие, повсеместное нарушение «антитабачного» закона. Нельзя назвать закон неэффективным, однако, если бы при его составлении в большей степени учитывался такой фактор как правосознание граждан, количество последующих правонарушений можно было снизить. И дело не только в том, что контроль над данным правонарушением осуществлять крайне сложно, но и в том, что у граждан отсутствует определенный уровня правосознания, который бы не позволил им преступить через соответствующее положение законодательства. При прогнозировании должны учитываться как объективные, так и субъективные факторы, а правосознание играет здесь исключительно важную роль.

Говоря о правосознании, нельзя не сказать о структуре правосознания. Она состоит из двух взаимосвязанных, но при этом обособленных друг от друга понятий: правовая идеология и правовая психология. Правосознание, рассматриваемое с точки зрения идеологии, представляет собой систему различных правовых идей, ценностей, концепций, целей, взглядов, теорий и доктрин. Правовую идеологию можно назвать рациональной оценкой права, которая обосновывает и оценивает существующие правовые отношения. Ценность же правовой идеологии заключается в том, что через неё можно проследить закономерности создания, развития, функционирования государства и права.