Файл: Страховая пенсия по инвалидности: основания и порядок назначения, изменения, приостановления и прекращения (Общая характеристика страховой пенсии по инвалидности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 5816

Скачиваний: 168

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В самом общем виде можно сказать, что согласно действующей пенсионной формуле на размер страховой пенсии влияет:

Во-первых, размер легальной заработной платы: чем выше зарплата, тем выше пенсия;

Во-вторых, длительность страхового стажа: чем продолжительнее страховой стаж гражданина, тем больше у застрахованного лица будет сформировано пенсионных прав, поскольку за каждый год трудовой деятельности будет начисляться определенное количество пенсионных коэффициентов;

В-третьих, возраст обращения за назначением страховой пенсии: пенсия будет повышена за каждый год, истекший после достижения пенсионного возраста и возникновения права на пенсию, до ее фактического назначения[27].

Однако не все вышеуказанные факторы оказывают прямое влияние на размер страховой пенсии по инвалидности.

На основании ст. 15 Закона о страховых пенсиях размер страховой пенсии по инвалидности определяется по следующей формуле:

СПинв = ИПК x СПК,

где СПинв – размер страховой пенсии по инвалидности;

ИПК – индивидуальный пенсионный коэффициент;

СПК – стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по инвалидности.

Страховая пенсия по инвалидности выплачивается вместе с фиксированной выплатой, которая по состоянию на 25ноября 2017 года составляет 3 935 рублей. Однако, для инвалидов III группы этот размер уменьшен вдвое (ч. 2 ст. 16 Федерального закона №400-ФЗ), т.е. в сумме 1967 рублей 50 копеек.

В части 1 ст. 23 Федерального закона №400-ФЗ установлены общие правила о сроках перерасчета размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, которые не применяются лишь в случаях, предусмотренных ч. 4 и 5 данной статьи, т.е. при установлении группы инвалидности, влекущей за собой перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости или к страховой пенсии по инвалидности, а также при достижении лицом, получающим страховую пенсию по старости, возраста 80 лет.

В соответствии с общими правилами, которые закреплены в ч. 1 ст. 23 Федерального закона №400-ФЗ, перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии производится:

Во-первых, с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие за собой перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону уменьшения;

Во-вторых, с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.


Таким образом, перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии производится в сторону уменьшения без заявления пенсионера при наступлении обстоятельств, которые прямо предусмотреныФедеральным законом №400-ФЗ и Законом о государственном пенсионном обеспечении в качестве оснований для снижения размера пенсии, фиксированной выплаты.

Как установлено на законодательном уровне, пенсионное обеспечение гражданина не может быть ниже установленного прожиточного минимума (ПМ). Если по каким-то причинам страховая выплата оказывается меньше его, то вместе с ней устанавливается еще и социальная доплата. Она может назначаться до уровня регионального ПМ, если в регионе проживания он выше, чем на федеральном уровне. Она назначается вместе с пенсией и действует на протяжении всего пенсионного обеспечения. В 2017 году величина ПМ для назначения социальной доплаты установлена на уровне 8540 рублей (п. 5 ст. 8 федерального закона от 19 декабря 2016 года №415-ФЗ «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов»)[28].

Перерасчет пенсии представляет собой изменение ее размера в связи с представлением новых документов, изменением обстоятельств, от которых зависит этот размер.

Перерасчет пенсии выражается в изменении размера страховой пенсии по случаю потери кормильца.

Перерасчет размера страховой пенсии работающим пенсионерам производится через увеличение индивидуального пенсионного коэффициента (ч. ч. 9-11, 18 ст. 15, п. 3 ч. 2, ч. 3 ст. 18 Федерального закона №400-ФЗ). Такое в случае, если застраховано лицо, получающее пенсию по инвалидности,будет продолжать трудиться.

В таком случае перерасчет страховой пенсии осуществляется Пенсионным фондом РФ в беззаявительном порядке с 1 августа каждого года[29].

В судебной практике отмечается, что из анализа п. 4 ст. 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» при установлении иной <данные изъяты>, производится не назначение новой пенсии, а исключительно перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии <данные изъяты> в сторону уменьшения. Системное толкование норм указанных федеральных законов позволяет прийти к выводу о том, что в случае, если по результатам медицинского освидетельствования <данные изъяты> снижена, то перерасчету подлежит исключительно фиксированная выплата к страховой пенсии. Из анализа ст. 23 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» следует, что перерасчету подлежит только фиксированный размер выплаты, сохраненная часть должна выплачиваться в том же размере в сумме <данные изъяты> рублей до достижения размера пенсии и иных устанавливаемых к пенсии выплат, исчисленного в соответствии с законодательством Российской Федерации. Из анализа указанных норм следует, что пенсия с 1 января 2015 года выплачивается в сохраненном, более высоком размере в том случае, если при перерасчете размера пенсии с 1 января 2015 года, по законодательству Российской Федерации, размер пенсии получается меньшим в сравнении с тем, что выплачивался по состоянию на 31 декабря 2014 года[30].


Таким образом, выплаты страховой пенсии по инвалидности обладают рядом особенностей:

1. Она назначается только инвалидам, признанным таковыми в предусмотренном законодательством порядке.

2. Она уплачивается в не зависимости от размера страхового стажа застрахованного лица.

3. Однако, отсутствие страхового стажа как такового лишает возможности на получение страховой пенсии по инвалидности. В таком случае лицо имеет право на получение социальной пенсии.

Заключение

В ходе проведенного исследования были сделаны следующие выводы:

Закон о социальной защите инвалидов является основой социальной защиты инвалидов в Российской Федерации.

Закон о социальной защите инвалидов гарантирует:

    • реабилитацию инвалидов;
    • обеспечение жизнедеятельности инвалидов.

Нормативно-законодательной базой страховой пенсии по инвалидности выступают конституционные нормы. Конституция РФ провозглашает в качестве основы конституционного строя социальное государство.

Статья 39 Конституции гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. При этом определяется, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Тем самым предусматриваются следующие социально значимые обстоятельства, с которыми законодатель на основании Конституции России связывает приобретение права на пенсию: достижение определенного возраста, инвалидность и потеря кормильца. Соответственно, уже по существу на конституционном уровне закрепляются три вида пенсии: по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца. Данные виды пенсий являются традиционными для отечественного пенсионного права.

Условия назначения страховой пенсии по инвалидности раскрываются в рамках ст. 9 Федерального закона №400-ФЗ.

Признание гражданина инвалидом осуществляет бюро медико-социальной экспертизы.

Под медико-социальной экспертизой понимает определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма. Исходя из легального определения медико-социальной экспертизы она не является разновидностью врачебной или иной деятельности, направленной на охрану здоровья граждан.


В законодательстве предусмотрена возможность производства медико-социальной экспертизы на дому (п. 23 Правил). Для этого необходимо наличие следующих условий: заключение организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь; нахождение гражданина в стационаре на лечении; заочный характер решения соответствующего бюро.

Страховая пенсия по инвалидности устанавливается независимо от причины инвалидности, продолжительности страхового стажа застрахованного лица, продолжения инвалидом трудовой и (или) иной деятельности, а также от того, наступила ли инвалидность в период работы, до поступления на работу или после прекращения работы.

Полное отсутствие у умершего застрахованного лица страхового стажа означает невозможность назначения страховой пенсии по инвалидности. Соответственно, в этом случае согласно ч. 3 ст. 9 Федерального закона №400-ФЗ устанавливается социальная пенсия в соответствии с законодательством о государственном пенсионном обеспечении Российской Федерации.

Федеральный закон №400-ФЗ устанавливает правила исчисления размера страховой пенсии в виде математических формул с использованием условных обозначений.

Перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии производится в сторону уменьшения без заявления пенсионера при наступлении обстоятельств, предусмотренных Федеральным законом №400-ФЗ и Законом. о государственном пенсионном обеспечении в качестве оснований для снижения размера пенсии, фиксированной выплаты.

Перерасчет пенсии представляет собой изменение ее размера в связи с представлением новых документов, изменением обстоятельств, от которых зависит этот размер.

Перерасчет пенсии выражается в изменении размера страховой пенсии по случаю потери кормильца.

Перерасчет размера страховой пенсии работающим пенсионерам производится через увеличение индивидуального пенсионного коэффициента (ч. ч. 9-11, 18 ст. 15, п. 3 ч. 2, ч. 3 ст. 18 Федерального закона №400-ФЗ). Такое в случае, если застраховано лицо, получающее пенсию по инвалидности,будет продолжать трудиться.

Таким образом, выплаты страховой пенсии по инвалидности обладают рядом особенностей:

1. Она назначается только инвалидам, признанным таковыми в предусмотренном законодательством порядке.

2. Она уплачивается внезависимости от размера страхового стажа застрахованного лица.

3. Однако, отсутствие страхового стажа как такового лишает возможности на получение страховой пенсии по инвалидности. В таком случае лицо имеет право на получение социальной пенсии.


Список использованных источников

Нормативно - правовые акты

  1. Конвенция ООН от 13 декабря 2006 года «О правах инвалидов» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2013. - №6. - Ст. 468.
  2. Федеральный закон от 19 декабря 2016 года №415-ФЗ «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» (ред. от 1 июля 2017 года) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2016. - №52 (Часть I). - Ст. 7464; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2017. - №27. - Ст. 3954.
  3. Федеральный закон от 28 декабря 2013 года №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (ред. от 21 июля 2019 мая) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2013. - №52 (часть I). - Ст. 7007; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2014. - №30 (Часть I). - Ст. 4257.
  4. Федеральный закон от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (ред. от 01 октября 2019 года) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2013. - №52 (часть I). - Ст. 6965; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2016. - №52 (Часть V). - Ст. 7486.
  5. Федеральный закон от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001. - №52 (1 ч.). - Ст. 4920.
  6. Федеральный закон от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (ред. от 16 декабря 2019 года №216-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001. - №51. - Ст. 4832; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2017. - №31 (Часть I). - Ст. 4765.
  7. Федеральный закон от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ред. от 2 декабря 2019 года №104-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995. - №48. - Ст. 4563; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2017. - №23. - Ст. 3227.
  8. Правила признания лица инвалидом, утвержденные постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 года №95 (ред. от 14 ноября 2019 года №772) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2006. - №9. - Ст. 1018; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2016. - №35. - Ст. 5320.
  9. Закон РСФСР от 20 ноября 1990 года №340-1 «О государственных пенсиях в РСФСР» (утратил силу) // Ведомости СНД и ВС РСФСР. - 1990. - №27. - Ст. 351.

Основная и специальная литература

  1. Авдеев В.А., Авдеева О.А. Государственно-правовой механизм охраны семьи и прав ребенка в РФ // Российский следователь. - 2015. - №9. – С. 22-27.
  2. Азарова Е.Г. Социальное обеспечение детей: теоретические подходы: монография. – М.: КОНТРАКТ, 2012. – 256 с.
  3. Андреева О.А. Право инвалидов на социальное обеспечение в контексте общечеловеческих ценностей и социального государства // Социальное и пенсионное право. - 2015. - №4. – С. 38-42.
  4. Белянинова Ю.В., Долотина Р.Р., Слесарев С.А., Шашкова О.В. Комментарий к Федеральному закону от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (постатейный) // СПС «КонсультантПлюс», 2014.
  5. Благодир А.Л., Кирилловых А.А. Комментарий к Федеральному закону от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (постатейный). – 2-е изд., перераб. и доп. // СПС «КонсультантПлюс», 2013.
  6. Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону «О страховых пенсиях» (постатейный). – М.: Деловой двор, 2015. – 296 с.
  7. Волостнова Т.И. Достойный уровень жизни как право человека // Грамота. - 2014. - №7. – С. 41-44.
  8. Гончарова И.В., Прончев Г.Б., Кричевер Е.И. Нормативно-правовое обеспечение доступности виртуальных социальных сред для инвалидов по зрению // Современное право. - 2016. - №4. – С. 62-67.
  9. Гусев А.Ю. Судебная защита прав инвалидов // Российский судья. - 2014. - №10. – С. 30-32.
  10. Сулейманова Г.В. Право социального обеспечения: Учебник для вузов. – М.: Кнорус, 2015. – 344 с.
  11. Тресков В.И. Пенсионное обеспечение граждан: основные вопросы. – М.: Редакция «Российской газеты», 2016. – 176 с.
  12. Чирков С.А. О факте нахождения детей на иждивении родителей при назначении пенсии по случаю потери кормильца // СПС «КонсультантПлюс», 2016.
  13. Чирков С.А. Главное о праве на страховую пенсию и правилах исчисления ее размера с 1 января 2015 года // СПС «КонсультантПлюс», 2015.