Файл: Страховая пенсия по инвалидности: основания и порядок назначения, изменения, приостановления и прекращения (Общая характеристика страховой пенсии по инвалидности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 5815

Скачиваний: 168

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Данное положение напрямую вытекает из ч. 1 ст. 39 Конституции РФ в которой говорится: «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом»[11]. Также стоит отметить, что рассматриваемое положение связано и с конституционным принципом равенства всех граждан перед законом в ст. 19 Конституции РФ.

Конституция РФ является основой правового регулирования всей правовой системы Российской Федерации и устанавливает основополагающие принципы права социального обеспечения. Одним из них является принцип всеобщности. Принцип всеобщности воплощается в отраслевом законодательстве о социальном обеспечении по различным видам и формам обеспечения. Его можно найти в пенсионном, медицинском, страховом, социальном обслуживании и иных институтах социального обеспечения. В качестве примера можно привести федеральный закон от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях»[12] (далее – Федеральный закон №400-ФЗ), в ст. 4 данного закона прямо указано, что: «Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, имеют право на страховую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации»[13]. Также принцип находит свое отражение и в федеральном законе от 28 декабря 2013 года №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в российской федерации», где в ст. 1 прямо сказано, что: «Действие настоящего Федерального закона распространяется на граждан Российской Федерации, на иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, беженцев (далее – граждане, гражданин), а также на юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих социальное обслуживание граждан»[14]. Это говорит о том, что принцип всеобщности охватывает не только различные категории граждан РФ, но и иностранных граждан и лиц без гражданства. Некоторые федеральные законы распространяются даже на юридических лиц.

Принцип гарантированности предоставления мер социального обеспечения человеку в случаях, когда он нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми выражается в том, что меры социальной поддержки предоставляются тем категориям населения, которые в них особо нуждаются. К примеру, основы защиты государством материнства, детства и семьи, закреплены в ч. 1 ст. 38 Конституции РФ. Такая защита носит комплексный социально-экономический и правовой характер. Реализация защитных мер предполагает принятие государством различных мер по поощрению материнства, охране интересов матери и ребенка, укреплению семьи, обеспечению семейных прав каждого[15].


Наше государство обязано формировать условия, обеспечивающие человеку достойный уровень жизни и свободного развития[16].

Статья 39 Конституции РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. При этом определяется, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Тем самым предусматриваются следующие социально значимые обстоятельства, с которыми законодатель на основании Конституции России связывает приобретение права на пенсию: достижение определенного возраста, инвалидность и потеря кормильца. Соответственно, уже по существу на конституционном уровне закрепляются три вида пенсии: по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца. Данные виды пенсий являются традиционными для отечественного пенсионного права.

Выделение в качестве самостоятельных видов пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца осуществляется в связи с состоянием здоровья субъекта (пенсии по инвалидности) и его семейным положением (пенсии по случаю потери кормильца) или, иначе говоря, по так называемым социальным мотивам. Инвалиды и лица, потерявшие кормильца, нуждаются в особой социальной поддержке, и поэтому в любой развитой пенсионной системе существуют пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца, назначаемые независимо от факта достижения общеустановленного пенсионного возраста. В государственной пенсионной системе изначально должен присутствовать протекционизм по отношению к инвалидам, детям, потерявшим родителей, и другим социально незащищенным категориям граждан, предусматривающий особые условия их пенсионного обеспечения[17].

Одновременно достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности и потеря кормильца в системе обязательного пенсионного страхования являются страховыми случаями, возникновение которых влечет за собой обязанность страховщика установить и выплачивать соответствующее страховое обеспечение (ст. 8 федерального закона от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»)[18] (далее – Закон №167-ФЗ).

Таким образом, инвалиды в Российской Федерации имеют право на полноценное социальное обеспечение. Одним из форм социального обеспечения инвалидов выступает пенсионное обеспечение в виде выплаты страховой пенсии по инвалидности.


2. Правила оформления страховой пенсии по инвалидности

2.1. Условия признания лица инвалидом и назначение пенсии по инвалидности

Право на страховую пенсию по инвалидности имеют инвалиды I, II и III группы.

Признание гражданина инвалидом осуществляет бюро медико-социальной экспертизы. Статья 7 Закона о социальной защите инвалидов под медико-социальной экспертизой понимает определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма[19].

Исходя из легального определения медико-социальной экспертизы она не является разновидностью врачебной или иной деятельности, направленной на охрану здоровья граждан.

Условиями для признания инвалидности являются (п. 5 постановления Правительства РФ от 20 февраля 2006 года №95 утверждены Правила признания лица инвалидом (далее – Правила)):

  • нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;
  • ограничение жизнедеятельности – полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью;
  • необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию[20].

Наличие только одного из указанных условий не будет являться основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом (п. 6 Правил).

Медико-социальная экспертиза гражданина проводится в бюро по месту жительства (по месту пребывания, по месту нахождения пенсионного дела инвалида, выехавшего на постоянное жительство за пределы Российской Федерации) (п. 20 Правил).

В главном бюро медико-социальная экспертиза гражданина проводится в случае обжалования им решения бюро, а также по направлению бюро в случаях, требующих специальных видов обследования. Так в апелляционном определении Верховного суда Республики Татарстан от 31 июля 2014 года по делу №33-10382/2014 говорится, что К., работавшая в ОАО «...» в качестве ученика сборщика покрышек, при исполнении своих трудовых обязанностей <дата> в результате несчастного случая на производстве получила телесные повреждения в виде... (диагноз).


14 октября 2013 года Бюро медико-социальной экспертизы №32 ФКУ ГБ МСЭ по Республике Татарстан Минтруда России в отношении К. составлен акт №, согласно которому истице установлена степень утраты профессиональной трудоспособности 20% сроком на один год.

В связи с несогласием с этим решением 5 ноября 2013 года истица была освидетельствована очно в порядке обжалования составом №6 ФКУ ГБ МСЭ по Республике Татарстан Минтруда России. По результатам данного освидетельствования 13 ноября 2013 года и.о. председателя экспертного состава №6 ФКУ ГБ МСЭ по Республике Татарстан Минтруда России в адрес истицы направлено письмо, из которого следует, что по представленным медицинским и медико-экспертным документам и данным объективного осмотра специалистами экспертного состава №6 на момент освидетельствования нарушения статодинамической функции незначительные, приводящие к ограничению самообслуживания 1 степени, другие категории жизнедеятельности не ограничены, что согласно приказа Минздравсоцразвития Российской Федерации №1013н от 23 декабря 2009 года не является основанием для признания лица инвалидом.

Вышеуказанное решение истицей также было обжаловано, в связи с чем 13 ноября 2013 года она была освидетельствована очно специалистами экспертного состава №7 ФКУ ГБ МСЭ по Республике Татарстан Минтруда России. По результатам данного освидетельствования 13 ноября 2013 года и.о. председателя экспертного состава №7 ФКУ ГБ МСЭ по Республике Татарстан Минтруда России в адрес истицы было направлено письмо, согласно которому решение бюро МСЭ №32 и экспертного состава №6 признаны обоснованными, оснований для их отмены не установлено[21].

В законодательстве предусмотрена возможность производства медико-социальной экспертизы на дому (п. 23 Правил). Для этого необходимо наличие следующих условий: заключение организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь; нахождение гражданина в стационаре на лечении; заочный характер решения соответствующего бюро.

Страховая пенсия по инвалидности устанавливается независимо от причины инвалидности, продолжительности страхового стажа застрахованного лица, продолжения инвалидом трудовой и (или) иной деятельности, а также от того, наступила ли инвалидность в период работы, до поступления на работу или после прекращения работы[22].

Такие положения были закреплены в п. 3 ст. 8 фактически утратившего силу федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»[23], но они претерпели изменения. Так, ранее указывалось на исключение из положения о том, что трудовая пенсия по инвалидности устанавливается независимо от причины инвалидности, - это случаи, предусмотренные п. 4 данной статьи, т.е. случаи наступления инвалидности вследствие совершения им умышленного уголовно наказуемого деяния или умышленного нанесения ущерба своему здоровью, которые установлены в судебном порядке. Кроме того, ранее говорилось об установлении трудовой пенсии по инвалидности независимо от продолжения инвалидом только трудовой деятельности, в то время как в ч. 2 ст. 9 Закона о страховых пенсиях идет речь об установлении страховой пенсии по инвалидности независимо от продолжения инвалидом не только трудовой, но и (или) иной деятельности[24].


Соответственно, в ст. 9 Закона о страховых пенсиях не вошли положения п. 2 ст. 8 Закона о трудовых пенсиях, предусматривавшие, что порядок установления причинно-следственной связи инвалидности или смерти кормильца с совершением гражданином уголовно наказуемого деяния либо умышленным нанесением им ущерба своему здоровью, которые установлены в судебном порядке, утверждается Правительством РФ[25]. Отметим, что Правительство РФ так и не приняло соответствующее постановление.

Полное отсутствие у умершего застрахованного лица страхового стажа означает невозможность назначения страховой пенсии по инвалидности. Соответственно, в этом случае согласно ч. 3 ст. 9 Федерального закона №400-ФЗ устанавливается социальная пенсия в соответствии с законодательством о государственном пенсионном обеспечении Российской Федерации.

Отметим, что в пункте 4 ст. 8 Закона о трудовых пенсиях указывалось на установление такой пенсии не только в случае полного отсутствия у инвалида страхового стажа, но также и в случае наступления инвалидности вследствие совершения им умышленного уголовно наказуемого деяния или умышленного нанесения ущерба своему здоровью, которые установлены в судебном порядке. Как упоминалось выше, о втором из указанных случаев в ст. 9 Закона о страховых пенсиях не говорится.

Положениями подп. 1 и 2 п. 1 ст. 11 упоминавшегося выше Закона №167-ФЗ предусмотрено, что право на социальную пенсию в соответствии с данным законом имеют постоянно проживающие в России инвалиды I, II и III группы, в том числе инвалиды с детства, и дети-инвалиды. Указанным гражданам согласно п. 2 этой статьи устанавливается социальная пенсия по инвалидности[26]. В статье 12 Закона №167-ФЗ, так же как и в ч. 1 ст. 9 Закона о страховых пенсиях, указано, что признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности производятся федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, предусмотренном федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

2.2. Размеры, сроки выплаты и начисления пенсии по инвалидности

Перейдем к теме порядка определения размера пенсии, закрепленного в Законе №400-ФЗ.

Федеральный закон №400-ФЗ устанавливает правила исчисления размера страховой пенсии в виде математических формул с использованием условных обозначений.