Файл: Понятие и виды источников права.(Понятие источников права).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 134
Скачиваний: 2
Введение
В теории называют четыре вида источников права: нормативный акт, судебный прецедент, обычай и договор. В отдельные исторические периоды источниками права признавали правосознание, правовую идеологию, а также деятельность юристов.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в теории права существует множество противоречивых и неоднозначных понятий, среди которых есть понятие "источник права". Несмотря на древность этого понятия, ни в науке, ни в юридической практике не было единства взглядов на то, что понимается под источником права.
В литературе подчёркивается значимость исследования вопросов, касающихся источников права, т.к. представления о них являются своего рода отправной точкой в процессе познания права. Однако до сих пор нет единого определения этого понятия.
Целью данной работы является рассмотрение понятие и виды источников права.
Достижение вышеуказанных целей требует решения следующих задач:
Рассмотреть понятие форм источников права.
Исследовать роль источников права в разных правовых семьях
Изложить и рассмотреть основные формы источников права.
Методологической и информационной основой данной курсовой работы послужили труды Бастена И.Н., Кутафина О.Е., Малова О.В.,Абдулаева М.И.,Матузова Н.И., Малько А.В., Колесникова Е.В., Муромцева Г.И., Давида Р., Жоффре-Спинози К.,Марченко М.Н., Упорова И.В., Старкова О.В.,Рассказова Л.П. и другие.
Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и списка используемой литературы.
В первой главе даётся подробная характеристика основных понятий источников права, источников права в различных правовых семьях и их общая классификация. Во второй главе подробно рассматривается каждый из видов источников права.
Глава 1. Источники права: общая характеристика
1.1 Понятие источников права
Понятие «источник права» возникло более двух тысяч лет назад. Оно впервые было введено Титом Ливием в «Римской истории». Он назвал Законы XII таблиц «источником всего публичного и частного права», имея в виду, что эти законы представляют собой основу, на базе которой развилось и сложилось современное ему римское право. В качестве научной проблемы вопрос об источниках права возник лишь в XIX в. как результат столкновения различных правовых идей. При этом термину «источники права» был придан совсем иной смысл, чем тот, в котором употреблял его Тит Ливии.
Само понятие “право” не имеет однозначной трактовки. Право - один из видов регуляторов общественных отношений, в многотысячелетней истории юриспруденции не раз указывалось, что в вопросах о праве следует избегать универсальных определений, "общепризнанного определения права не существует и в современной науке". [1]
В "Оправдании добра" Соловьёв трактует понятие права как "принудительное требование реализации определённого минимального добра".[2]
В Советском энциклопедическом словаре было представлено классическое для марксистко-ленинского правоведения определение (нормативно-позитивистская позиция): "Право- это совокупность установленных или секционированных государством общеобязательных правил поведения (норм), соблюдение которых обеспечивается мерами государственного воздействия".[3]
Конкретное определение права зависит от типа правопонимания, которого придерживается тот или иной учёный (то есть его представление о праве).
“Уровень научной разработки данной проблемы и, прежде всего, общего понятия источника права явно недостаточен.”[4]
Так, О.Е. Кутафин отмечает «множественность и разноречивость точек зрения как о самом понятии источников права, так и об их соотношении и связи».[5]
Независимо от взглядов различных ученых на понятие права, одним из его основных признаков является формальная определенность, то есть право должно быть выражено в определенной форме. Пока правила поведения не выражены вовне они не являются официальными. В отечественной и зарубежной литературе это "внешнее выражение права" в одних случаях называют формой или формами права, в других - источниками, а в-третьих случаях их именуют одновременно и формами, и источниками права.
Следовательно, можно использовать термин “форма права”, как синоним “источник права”. Однако в дореволюционной юридической литературе и современных научных произведениях не все авторы эту точку зрения разделяли и разделяют. Так, признавая тот факт, что "различные формы", в которых выражается право, носит издавна название источников права, Г. Шершеневич тем не менее считал, что данный термин является "малопригодным в виду своей многозначности".[6]
Признание многоаспектности права позволит говорить и о множественности его источников (форм), которые имеют различную природу, и изучить не только формальные, но и содержательные аспекты права, что приведет к обогащению исследуемого понятия». [7]
Термин "источник права" может иметь несколько значений. В техническом смысле под источником права понимается средство выражения правовых норм, действующих в каждом обществе. Это нормотворческая деятельность государства и уполномоченных им организаций, а в отдельных случаях – всего народа (референдум), результатом которой является создание правовых норм. В нормативных юридических актах выражается воля законодателя, и содержащиеся в них правовые предписания носят общеобязательный характер.
С другой стороны, под источниками права могут быть поняты и средства познания самого права, т.е. то, откуда мы черпаем наши знания о праве (например, исторические памятники права, свод обычаев, тексты законов, юридическая практика и т. д.).[8]
При определении своего отношения к рассматриваемому вопросу и выраженному мнению следует отметить, что термин "источник права", помимо вышеизложенного, имеет и другие значения. В современной научной юридической литературе источники права понимаются в трех смыслах:
1) источник в материальном смысле (материальные условия жизни общества, формы собственности, интересы и потребности людей и т.п.);
2) источник в идеологическом смысле (различные правовые учения и доктрины, правосознание и т.д.);
3) источник в формально- юридическом смысле - это и есть форма права.[9]
Источником права в материальном смысле являются реальные условия жизни общества: его экономика, социальный, классовый и национальный состав, уровень жизни граждан, их образования, культуры, наличия или отсутствия демократии в стране и даже географическое положение страны, характер местности ее нахождения. Эти обстоятельства определяют создание права, соответствующего объективным условиям жизни данного общества. Непосредственным источником права в материальном смысле является правотворческая деятельность государственных органов. Данная форма в современных демократических государствах используется наиболее широко. В условиях разделения властей эту деятельность осуществляют специальные правотворческие органы - парламенты.
Идеальным источником права признается правосознание граждан, должностных лиц, членов правотворческих органов, которые оценивают реальное состояние прав, его недостатки и проблемы и разрабатывают нормативные правовые акты, направленные на их решение.
В формальном смысле под источником права понимаются формы выражения государственной воли, определенные документы, в которых содержатся нормы права.[10]
Множественность смысловых значений термина "источник права" лишь подтверждает верность тезиса Г.Ф. Шершеневича о невозможности использования его самого по себе в качестве термина, адекватного "внешнему выражению права".[11]
Но термин "форма права", к которому обращается автор и который рекомендуется использовать для внешнего выражения права, не является однозначно семантическим по своему содержанию. Даже самое приближенное ознакомление с термином и понятием "форма", с которыми ассоциируется понятие "форма права", содержащимися в отечественных и зарубежных философских, толковых и иных словарях, убеждает в этом. Так, в одних случаях категория "формы" (права, нравственности и т.п.) рассматривается как выражение внутренней связи и способа организации, взаимодействия элементов и процессов как между собой, так и с внешними условиями. В других случаях - просто как "внешнее выражение какого-либо содержания". В-третьих же случаях понятием формы охватывается вся совокупность средств, методов и способов, с помощью которых в обществе решаются те или иные задачи, касающиеся, в том числе государства и права. Все это ставит под сомнение тезис о целесообразности использования термина "форма права" вместо "источник права" лишь на том основании, что он не допускает многочисленных и разноречивых толкований.
Принимая во внимание вышесказанное, а также тот факт, что форма права (закон, указ, декрет и т.д.) сама по себе может рассматриваться, как "юридические" источники права, наиболее логичным и целесообразным является их использование в качестве синонимов, как тождественных терминов и понятий. Именно в этом, "юридическом смысле" форма права и источник права широко применяются отечественными и зарубежными правоведами как тождественные понятия во всех тех случаях, когда они рассматриваются в виде "способа выражения государственной воли.[12]
Однако существуют и иные точки зрения относительно данного вопроса. Так по мысли А.Ф. Шебанова, "употребление термина "форма права" более предпочтительно, ибо выражаемое понятием "источник права" в формальном смысле значение не соответствует общепринятому в русском языке пониманию слова "источник" как силы, причины, создающей данное явление. Во-вторых, использование понятия формы права выводит исследователя и практика на решение таких сугубо юридических проблем, как правотворчество, взаимоотношение формы и содержания права, структура и форма правовой нормы, взаимосвязь отдельных форм права. Наконец, по мнению А.Ф. Шебанова, с позиции термина "форма права" удобнее объяснять юридическую природу интерпретационных актов, разъясняющих правовые нормы, актов, вводящих нормативные акты в действие или прекращающих их силу".[13]
Источники конституционного права имеют, кроме того, присущие им специфические черты. Это: во-первых, регулирование общественных отношений, складывающихся в связи с осуществлением государственной власти. Вторая специфическая черта источников конституционного права заключается в том, что в их число входит конституция. И хотя она не исчерпывает все источники конституционного права, но вместе с тем, объединяет все остальные источники и создает базовую, методологическую основу для их развития. В-третьих, источники конституционного права закладывают основы содержания и форму источников права для всех других отраслей. Они фактически определяют правотворческую
деятельность всех государственных органов, правомочных создавать нормы права, а также формулируют основные начала для всех остальных отраслей права. А.Е. Козлов выделяет такие характерные особенности источников конституционного права, как «их взаимосвязь, взаимозависимость и иерархическую соподчиненность. Место конкретного источника в иерархии источников определяет его юридическая сила, а она обычно устанавливается конституцией страны».
Таким образом, источник права в юридическом смысле следует понимать как внешнюю форму выражения правовых норм, через которую его нормативное содержание получает формальную определенность и общую обоснованность.
1.2. Источники права в различных правовых семьях
Правовая семья-это совокупность национальных правовых систем, основанных на общих источниках, структуре права и историческом пути его формирования.
Среди существующих в настоящее время правовых групп Романо-германская правовая семья занимает особое место и имеет особое значение для развития теории и практики права. По словам Р. Давида и К. Жоффре-Спинози, она является "первой семьей, с которой мы встречаемся в современном мире" и которая выступают как бы продолжением римского права, результатом его эволюции, хотя и "никоим образом не является его копией.
Романо-германская правовая семья охватывает большую часть стран Африки, всю Латинскую Америку, страны Ближнего Востока, Индонезию, Японию, а также страны континентальной Европы.
Правовые системы последних по ряду специфических признаков делятся на две группы: романскую и германскую. В первую группу входят правовые системы Франции, Италии, Испании, Бельгии, Люксембурга и Голландии. Ко второй группе относят правовые системы Германии, Австрии, Швейцарии и ряда других стран.[14]