Файл: ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РФ (Анализ современного состояния пенсионного фонда РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 156

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Подробнее остановимся на некоторых показателях. Одним из наиболее значимых показателей является размер пенсии. Средняя пенсия по старости составляет 13 172 руб., что, безусловно, является очень низкой суммой. К примеру, величина прожиточного минимума на душу населения за III квартал 2017 г. в Москве составляет 16 426 руб., а для пенсионеров – 11 603 руб. Такой размер пенсии, естественно, не может обеспечить достойный уровень жизни большого числа пожилых людей. Сравним российский уровень со средним уровнем пенсии в других странах мира [2]:

Рисунок 1. Размер средней пенсии по странам в 2017 г., долл.

Видно, что РФ значительно уступает ведущим странам мира и находится примерно на одном уровне с Эстонией, Казахстаном. То же самое касается не только пенсии по старости, но и других социальных выплат. Обратим также внимание, что в 2016 г. была проведена лишь только четырехпроцентная индексация страховых пенсий, при этом базовый уровень инфляции в 2016 г. составил 6 %.

Отметим, что материнский капитал пользуется большой популярностью в России и многие семьи пользуются возможностью его получить, что, несомненно, положительно сказывается как на уровне жизни населения, так и на демографической ситуации.

Касаясь вопроса доходов и расходов ПФР, видим, что в 2016 г. Фонд имел большой убыток в размере: 7 625,27 – 7 829,7 = –204,43 млрд руб., что говорит о проблемах, которые есть у ПФР сегодня. Тенденция к убыткам прослеживается уже на протяжении последних нескольких лет, что демонстрирует данный график [2]:

Рисунок 2. Бюджет Пенсионного фонда РФ, трлн руб.

Выделим ряд основных проблем, характерных сегодня для ПФР:

1. Увеличение общей численности пенсионеров в стране. Сегодня соотношение трудоспособного населения и пенсионеров является неблагоприятным, поскольку присутствует устойчивая тенденция уменьшения численности работающего населения России. Безусловно, это вызвано неблагоприятной демографической ситуацией в РФ, а именно низкий уровень рождаемости и быстрый процесс старения. По прогнозам экспертов, в ближайшие 20-30 лет количество пенсионеров сравняется с работающим населением нашей страны. В этом случае государство будет не в состоянии обеспечить всех пенсионеров полагающимися им выплатами [3].

2. Другой серьезной проблемой является растущий бюджетный дефицит ПФР, что подтверждают статистические данные таблицы 1.  Эта проблема является следствием отсутствия баланса между работающим и неработающим населением. Положение усугубляется обязательствами Правительства РФ по увеличению пенсий гражданам. Повысить пенсионный возраст – очевидное решение этой проблемы, что и предложил экс-министр финансов Алексей Кудрин: для женщин – 63 года, для мужчин – 65 лет. Однако при этом Правительство сталкивается с серьезными проблемами: во-первых, данная реформа будет непопулярной среди населения с социально-политической точки зрения; во-вторых, в государствах, которые имеют пенсионной возраст выше российского, совершенно другие стандарты медицинского обслуживания населения и в целом на порядок выше уровень жизни. Представляется, что в российских реалиях реализация такой меры возможна только в комплексе с пакетом других экономических реформ [4].


3. Крайне низкий уровень финансовой грамотности. Население слабо информируется, наблюдается низкий охват услугами пенсионных фондов сельских жителей и граждан, которые занимаются индивидуальным предпринимательством. Все эти предпосылки не создают условий для улучшения качества деятельности негосударственных пенсионных фондов. Однако согласно статистическим данным Центрального Банка России, 2016-2017 гг. являются скорее благоприятными для негосударственных пенсионных фондов. В последние два года (после спада осенью и зимой 2015 года) наблюдается небольшой, но тем не менее устойчивый рост пенсионных накоплений в НПФ РФ. Первое полугодие 2017 года продемонстрировало общее увеличение вкладов на 3,1 %: общий объем достиг суммы свыше 2 триллионов рублей. Можно констатировать динамичное развитие рынка пенсионных накоплений: слабые фонды уходят с рынка, а сильные остаются и объединяются. В 2015 году действовало около 300 НПФ, в 2016 г. – 77, а в 2017 г. их осталось всего 43 [5]. Одним из ключевых показателей надежности НПФ является размер капитала. На пять самых крупных НПФ приходится практически две трети всего капитала негосударственных пенсионных фондов, а на первые десять – 83%. Уже на протяжении многих лет с сильным отрывом от второго места лидирует «Сбербанк», и рост объемов накоплений продолжает наблюдаться. Однако самым выгодным для клиентов на сегодняшний день является «КИТ Финанс негосударственный пенсионный фонд» (доходность с начала года 12,26 % годовых). Хорошим показателем является факт того, что большинство НПФ получили уровень дохода больше, чем уровень инфляции. В целом можно констатировать, что большинство российских НПФ продемонстрировали свое умение управлять пенсионными вкладами [5].

Сегодняшняя пенсионная система РФ не является совершенной. Она характеризуется рядом серьезных проблем и недостатков.

1. Одной из наиболее серьезных проблем пенсионной системы является сильная зависимость бюджета ПФР от трансфертов из федерального бюджета. Их доля в доходах Фонда на протяжении нескольких лет почти не меняется, доходит до половины всех поступлений в Фонд. В 2016 г. доля трансфертов из федерального бюджета в сумме доходов ПФР составила около 43%. Более того, вследствие теневой деятельности в бюджет Пенсионного фонда РФ не поступает достаточный объем страховых взносов [6].

Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации при нехватке средств для выплаты пенсий в бюджете Пенсионного фонда на эту цель могут направляться средства Фонда национального благосостояния. Для увеличения доходов Фонда можно закрепить за ПФР дополнительный доходный источник, который бы не был связан с ростом фискальной нагрузки на Фонд оплаты труда (к примеру, часть НДС). В таком случае государство будет способно проводить на регулярной основе индексацию пенсионных выплат, исходя из увеличения доходов Пенсионного фонда, не увеличивая при этом дефицит. Кроме того, из-за отсутствия роста фискальной нагрузки на Фонд оплаты труда, у организаций не возникнет мотивации снизить этот фонд.


2. Многие граждане с равнодушием относятся к государственному пенсионному страхованию. Лишь немногие предпринимают меры для своего финансового благополучия в старости. По данным, приводимым ПФР, число граждан, доверивших формирование своей будущей пенсии государству составляет 56 миллионов человек (70,9 %) из 79 миллионов. Подобная ситуация наблюдается и среди работодателей, которая проявляется в пассивности в пенсионном обеспечении их работников, в том числе и с помощью негосударственной системы пенсионного обеспечения. По своему потенциалу негосударственная пенсионная система является мощным инструментом кадровой политики. Работники будут иметь мотивацию на более производительный и эффективный труд, если будут рассматривать отчисления работодателя в НПФ как отложенную зарплату [6].

3. К большому сожалению, российский менталитет как работников, так и их руководителей, определяет очень инертное участие в формировании будущей пенсии, которое обуславливается низкой культурой инвестирования ответственности за будущее. Однако равнодушие граждан к формированию пенсии может объясняться и другими факторами, среди которых можно выделить недостаточную информированность об особенностях действующей пенсионной системы. Гражданам зачастую сложно отследить и осознать те изменения и дополнения в законах, которые постоянно появляются в системе обязательного пенсионного обеспечения. Практически отсутствует или малодоступна информация о деятельности частных и государственных управляющих компаний и даже самого ПФР, что обуславливает сложность выбора гражданами управляющей компании для самого эффективного инвестирования пенсий и недоверие со стороны населения как к государственной, так и негосударственной системе пенсионного обеспечения.

4. Более того, гражданам довольно проблематично рассчитать размер своей будущей пенсии. Прежде всего, это связано с непрозрачностью расчетов в Пенсионном фонде начисляемой пенсии по старости по сравнению с другими видами пенсионного обеспечения.

Бюджет Пенсионного фонда не сбалансирован даже при нынешних ставках страховых взносов. В 2017 году выплаты работающего населения обеспечивают лишь две трети расходов фонда на выплаты: 2,1 трлн. руб. из необходимых 6,4 трлн. руб. будут покрыты за счет трансферта из государственного бюджета. Налоговый маневр лишь увеличивает этот дефицит – как подсчитали в Минфине, трансферт возрастет до 3,5 трлн. руб. Министр труда и социальной защиты Максим Топилин прогнозирует еще больший рост – примерно на 2 трлн. руб. Смысл перевода фиксированной выплаты на федеральный бюджет в такой ситуации совершенно непонятен. Да, по оценке Минфина, такое решение позволяет сократить трансферт почти вдвое – до 1,2 трлн. руб. Но ведь это никак не помогает в реальном устранении дефицита средств в пенсионной системе: от того, что фиксированная выплата будет отделена от страховой пенсии, уровень жизни пенсионеров никак не повысится.


К тому же, совершенно неясен сам механизм выплат в случае принятия новой модели. Будут ли эти выплаты производиться тем же Пенсионным фондом, но из средств федерального бюджета или Минфин предполагает создание своей «расчетной части», во многом дублирующей работу Пенсионного фонда? Правда, ситуация, к которой приведет пенсионную систему предлагаемый налоговый маневр, вступает в противоречие с официально провозглашенным курсом на снижение зависимости пенсионной системы от бюджетного финансирования: налоговый маневр эту зависимость в количественном выражении, напротив, только увеличивает. Возможно, перевод фиксированной выплаты на федеральный бюджет представляет собой изящное бюрократическое решение возникающей коллизии. Но это – лишь декорация, а не решение реальных проблем ни пенсионной системы, ни в целом экономики страны [4].

Проблемы пенсионного обеспечения в России приобрели системный характер. Официальные лица обычно говорят об их неизбежности, ссылаясь на старение населения и сокращение доли лиц в трудоспособном возрасте. Это, безусловно, правда, но далеко не вся. Нарастающий дефицит средств в пенсионной системе обусловлен кризисом экономики и усугубляется лихорадочными, конвульсивными, плохо продуманными действиями власти. Конфискация средств накопительной части пенсии основательно подорвала доверие граждан к этому перспективному институту, который только-только начал формироваться в нашей стране. В 2016-м году пенсии не были проиндексированы на величину инфляции, индексация была заменена разовой выплатой в размере 5000 рублей. Это позволило государству сохранить на прежнем уровне расчетную базу для индексации в 2017-м году. В результате пенсионная система сэкономит – а граждане недополучат – около 180 млрд. руб. В январе 2017-го года – данных за февраль-апрель просто нет под рукой – сборы в Пенсионный фонд сократились на 7,1 % по сравнению с аналогичным периодом предыдущего, 2016-го – со 197,88 млрд. руб. до 183,83 млрд. Причина не только в снижении заработной платы занятых в ряде отраслей, но и отмена индексации пенсий работающим пенсионерам, значительная часть которых ушла в «теневой сектор».

В зависимости от источника финансирования их можно разделить на 3 типа:

страховая пенсия;

государственное пенсионное обеспечение;

средства из негосударственных фондов.

Что такое страховая пенсия?

Государство выплачивает страховую (трудовую) пенсию ежемесячно. Полученные средства компенсируют часть зарплаты, которую человек получал раньше. Она может назначаться в нескольких случаях:


при достижении определенного возраста;

в случае потери трудоспособности;

если произошла потеря кормильца.

При расчете трудовой пенсии нужно учитывать ее состав. Государство индексирует базовую часть исходя из величины инфляции. В 2017 году она составляет 5629 руб. Начисление страховой части происходит с учетом доходов человека и стажа. Общую сумму, накопленную за все годы, делят на 228. Обязательным условием является наличие стажа, которые не должен быть меньше 6 лет.

Государство будет в дальнейшем ужесточать требования к будущим пенсионерам. В 2024 году средства смогут получать люди, проработавшие не меньше 15 лет. Пенсионный возраст для женщин составляет 55 лет. При начислении выплат учитываются баллы, которые постепенно накапливаются на счету работника.

Пенсионное обеспечение в РФ направлено на материальную поддержку людей, которые утратили работоспособность из-за несчастного случая. Потеря трудоспособности является основанием для получения выплат по инвалидности. Исключением являются умышленные увечья. Для разрешения спорных ситуаций от претендента могут потребовать прохождения медицинской экспертизы. Только после постановки диагноза может быть принято решение о начислении пенсии.

Средства из федерального бюджета выплачиваются людям, которым присвоена инвалидность I, II или III группы. Пенсионное обеспечение инвалидов зависит не только от тяжести заболевания. В особую группу можно отнести детей с ограниченным возможностями. Государство индексирует выплаты инвалидам с учетом экономических показателей страны.

Пенсионные выплаты в случае потери кормильца

Ребенок погибшего кормильца может получать средства до тех пор, пока ему не исполнится 18 лет. На государственную помощь могут рассчитывать вдовы и вдовцы. Условием получения пенсии является отсутствие трудоспособности. Компенсацию при потере кормильца имеют право получать родственники погибшего, если их признают инвалидами. Человек, получающий пенсию при потере кормильца, не должен иметь других источников дохода.

Условия начисления пенсий работающим пенсионерам

Пенсионное обеспечение в России сильно изменилось после проведения реформы в 2015 году. Многие люди даже после выхода на пенсию продолжают работать. Государство поощряет такие действия. Пожилой человек, получающий дополнительный доход, может добиться увеличения суммы пенсии. Для этого нужно написать соответствующее заявление в ПФ РФ. Перерасчет пенсии производится 1 августа [8].