Файл: ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РФ (Анализ современного состояния пенсионного фонда РФ).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 164
Скачиваний: 1
Глава 2. Анализ современного состояния пенсионного фонда РФ.
Важнейшей задачей совершенствования системы пенсионного обеспечения является высокого стандарта текущего потребления людей, которые имеют социально-пенсионное положение. За рубежом это гарантируется накопленными активами в период активной трудоспособности, а также дополнительными мерами социальной поддержки пенсионеров. В России же, инструментами распределительно- страховой системы, а также солидарностью между поколениями, всеобщностью и добровольностью. За последние годы мы можем наблюдать рост пенсионных выплат (от 7593,9 руб. в 2011 г. до 12830 руб. в 2017 г.), но несмотря на это, в системе пенсионного обеспечения скрыто противоречие, которое заключается, с одной стороны, в важности оптимизации затрат Пенсионного Фонда РФ и внедрения 3-х уровневой системы пенсионного обеспечения, которая предусматривает персонализацию пенсионных накоплений, а с другой стороны, в распространении социальных программ и росте социальных затрат страны, в т. ч. за счет сохранения пенсий при наличии пятилетнего стажа, а так же досрочных пенсий за вредные условия труда и роста нагрузки на работоспособное население. Поэтому важное значение получает комплексный анализ принципов, механизмов и эффектов улучшения системы пенсионного обеспечения, основанный на эволюционном, институциональном и социально- экономическом подходах, исследовании институционализации механизмов образования, учета и реализации пенсионных прав, оценке социально-экономических эффектов посредством системы социально-демографических и экономических показателей [12].
Важным нерешенным вопросом пенсионного обеспечения остается вопрос высокой «конвертируемости» заработных плат, т. е. их теневые выплаты. В стране далеко не все платят пенсионные отчисления (около 22 % населения), 14,5 % граждан получают заработную плату неофициально. Для того чтобы вывести заработную плату из тени можно применить некоторые инструменты, такие как карательные, фискальные, а так же применение социально-экономических рычагов. Это приведет к существенному изменению ситуации в благоприятную сторону.
На сегодняшний день ученые предлагают различные варианты по совершенствованию социальной защищенности пенсионеров в России. Для начала, это сдерживание увеличения пенсий; уменьшение числа пенсионеров за счет увеличения пенсионного возраста, а так же нахождение резервов для роста доходов Пенсионного Фонда3. Именно такую позицию поддерживает Правительство РФ. Также предлагают мотивировать добровольные накопления граждан: на каждую 1 тыс. руб., которую работник внес на свой личный счет, государство добавит еще столько же. Но все же следует понимать, что простого решения в этой ситуации нет, и Россия только в начале долгого пути отечественной социальной модернизации [13].
В начале, рассмотрим показатели пенсионного обеспечения в РФ. (Таблица 1) Из таблицы следует, что число пенсионеров увеличивается, то есть происходит старение населения. Величина пенсий на протяжении 2011- 2016 гг. увеличивается, но, несмотря на это величина прожиточного минимума растет вместе пенсией в равных долях.
Таблица 1 Показатели пенсионного обеспечения в РФ
Показатель |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
Число пенсионеров, тыс. чел. |
39 706 |
40 162 |
40 573 |
41 019 |
41 456 |
42 729 |
Величина пенсий, в среднем за год, руб. |
7 476,3 |
8 202,9 |
9 040,5 |
9 917,5 |
10 786,0 |
11 986,0 |
Прожиточный минимум пенсионера, руб. |
4 521 |
5 032 |
5 123 |
5 998 |
6 617 |
7 965 |
Далее рассмотрим число пенсионеров, по видам пенсионного обеспечения и категориям пенсионеров. (Таблица 2) Из таблицы видно, что большее число пенсионеров, приходится на пенсионеров, получающие пенсию по старости (35 555 тыс. чел.). Происходит значительный спад пенсионеров по инвалидности и по случаю потери кормильца, но при этом наблюдается рост числа пенсионеров, пострадавших в ходе радиационно- техногенных катастроф, федеральных государственных гражданских служащих, а также социальных пенсионеров.
Таблица 2 Число пенсионеров, по видам пенсионного обеспечения и категориям пенсионеров
Показатель |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
Число пенсионеров, из которых получающие пенсии по: (тыс. чел.) |
39 706 |
40 162 |
40 573 |
41 019 |
41 456 |
42 729 |
‒ старости |
32 462 |
32 981 |
33 451 |
33 950 |
34 422 |
35 555 |
‒ инвалидности |
2 703 |
2 588 |
2 490 |
2 410 |
2 317 |
2 267 |
‒ потере кормильца |
1 456 |
1 401 |
1 362 |
1 344 |
1 331 |
1 395 |
‒ пострадавшие в ходе радиационно-техногенных катастроф |
273 |
284 |
298 |
302 |
312 |
332 |
‒ федеральные гос. гражданские служащие |
49 |
56 |
62 |
66 |
66 |
71 |
‒ социальные |
2 762 |
2 851 |
2 909 |
2 946 |
3 007 |
3 108 |
Теперь рассмотрим число работающих пенсионеров, состоящих в системе ПФР РФ. (Таблица 3)
Таблица 3 Число работающих пенсионеров, состоящих в системе ПФР РФ
Показатель |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
Работающие пенсионеры, из них получают пенсию по: |
12 380 |
13 030 |
13 669 |
14 325 |
14 917 |
15 259 |
‒ старости |
11 345 |
11 995 |
12 626 |
13 280 |
13 872 |
14 199 |
‒ инвалидности |
831 |
818 |
806 |
795 |
773 |
759 |
‒ потере кормильца |
10 |
10 |
11 |
10 |
17 |
23 |
‒ пострадавшие в ходе радиационно- техногенных катастроф |
101 |
105 |
110 |
113 |
118 |
127 |
‒ федеральные гос. гражданские служащие |
13 |
15 |
18 |
20 |
20 |
22 |
‒ социальные |
79 |
86 |
97 |
106 |
116 |
128 |
Рассмотрим среднюю величину назначенных пенсий по видам пенсионного обеспечения и категориям пенсионеров. (Таблица 4) Наибольшую пенсию получают федеральные государственные гражданские служащие, далее пенсионеры по страсти.
Таблица 4 Средняя величина назначенных пенсий по видам пенсионного обеспечения и категориям пенсионеров
Показатель |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
Пенсионеры, в т. ч. по: |
7 593,9 |
8 272,7 |
9 153,6 |
10 029,7 |
10 888,7 |
12 080,9 |
‒ старости |
8 165,8 |
8 876,1 |
9 790,1 |
10 716,4 |
11 569,1 |
12 830,4 |
‒ инвалидности |
5 136,5 |
5 539,3 |
6 106,3 |
6 669,2 |
7 209,9 |
8 040,1 |
‒ потере кормильца |
4 819,1 |
5 333,1 |
5 959,0 |
6 598,6 |
7 185,1 |
7 924,9 |
‒ пострадавшие в ходе радиационно-техногенных катастроф |
6 855,9 |
7 514,3 |
8 402,6 |
8 639,2 |
9 779,2 |
10 766,7 |
‒ федеральные гос. гражданские служащие |
10 968,6 |
11 495,3 |
12 422,9 |
14 020,1 |
15 550,0 |
17 186,4 |
‒ социальные |
4 730,5 |
5 206,4 |
5 919,0 |
6 446,4 |
7 548,3 |
8 302,4 |
Установившаяся в России пенсионная система имеет ряд значительных недостатков, а так же не может гарантировать постоянного исполнения обязательств перед пенсионерами. Существует две острые проблемы. С первой, это задержка выплаты государственных пенсий, частично справились, но вот проблема величины пенсии до сих пор остается. Размер пенсии по потере кормильца не достигает даже уровня прожиточного минимума [15].
В ходе исследования были установлены значительные проблемы, которые не устранены на данный момент и негативно влияют на пенсионные выплаты. Во-первых, в России остается патерналистская база пенсионной системы (государство - работник - пенсионер) с отсутствием интереса по формированию пенсионного капитала как у работодателей, так и у самих работников. Во-вторых, создается устойчивая тенденция к увеличению дефицита бюджета Пенсионного фонда и его финансовая зависимость от государственного бюджета. В-третьих, введение единого социального налога не обеспечивает ожидаемого эффекта. Замена страховых взносов налогообложением фонда оплаты труда работников не решила проблему дефицита пенсионного бюджета, а снижение ЕСН не решило задачу вывода заработной платы «из тени». Так же снижаются страховые начала в системе пенсионного обеспечения, которые заявлены в начале пенсионной реформы в виде ее основы. В составе трудовой пенсии увеличивается удельный вес ее базовой части, которая не связана с заработком. Практически отсутствует равное участие социальных партнеров, включая основных плательщиков страховых взносов работодателей, в управлении средствами обязательного пенсионного страхования. Решение данных проблем особенно важно для социально- экономического развития России. Для этого можно предложить следующие перспективы развития [2]:
1. Основным инструментом разрешения пенсионных проблем может стать формирование и становление региональных накопительных пенсионных фондов как результативной системы пенсионного обеспечения жителей страны, которые, принимая в расчет региональную специфику, могут привести, с одной стороны, к улучшению качества жизни пенсионеров в ближайшем будущем, а с другой стороны, к социальному и экономическому развитию регионов посредством направления на данные цели образованных в них ресурсов.
2. Государство должно четко устанавливать величину гарантий и ответственность, которые сможет взять на себя в ходе пенсионного обеспечения жителей страны, сформировав им условия для образования их пенсионных накоплений в границах частно - государственного партнерства, как с привлечением работодателей, так и самих граждан страны.
3. Проведение разъяснений населению о необходимости и целесообразности формирования накопительных принципов финансирования пенсий, как в обязательной, так и в добровольной части.
4. Правительство должно вызвать интерес работодателей к участию в пенсионном обеспечении своих сотрудников. С этой целью нужно предоставлять налоговые льготы и прочие формы мотивирования для добровольных корпоративных пенсионных программ, а также упорядочивать их нормативно-правовое регулирование.
Глава 3. Проблемы и перспективы развития ПФР РФ.
Пенсионное обеспечение граждан является одной из важнейших задач государства. В условиях рыночной экономики социальное страхование является главным институтом защиты человека. Его уровень демонстрирует экономическое и социальное развитие страны и населения в целом. Пенсионный фонд РФ сильно влияет на экономику страны, поскольку его главной целью является обеспечение заработанного человеком уровня жизненных благ посредством перераспределения средств во времени и пространстве: где бы человек ни жил, он своим трудом и прошлыми отчислениями гарантирует определенный прожиточный уровень в будущем. Сегодня в условиях кризиса остро стоит проблема резкого уменьшения реального веса пенсий, несоответствие размера пенсий человека по возрасту, трудовому вкладу. Целью данной статьи является изучение функционирования Пенсионного Фонда России на современном этапе и выявление его проблем.
Итак, для того, чтобы выявить проблемы, актуальные сегодня для ПФР, необходимо ознакомиться со статистическими показателями деятельности Фонда, а также их проанализировать. Составленная на основе годового отчета ПФР таблица 5 демонстрирует основные результаты деятельности Пенсионного фонда [1]:
Таблица 5. Основные результаты деятельности ПФР в 2016 г.
Участники пенсионной системы |
|
Застрахованные лица в системе обязательного пенсионного страхования |
152,2 млн чел. |
Пенсионеры: |
42,9 млн чел. |
получатели страховых пенсий |
39,5 млн чел. |
получатели пенсий по государственному пенсионному обеспечению |
3,6 млн чел. |
получатели двух пенсий |
0,3 млн чел. |
Получатели выплат из средств пенсионных накоплений |
1,3 млн чел. |
Страхователи в системе обязательного пенсионного страхования: |
9,4 млн чел. |
работодатели |
5,6 млн чел. |
самозанятые страхователи, в том числе: |
3,8 млн чел. |
самозанятые страхователи-работодатели |
0,6 млн чел. |
Размеры пенсий (средние) |
|
Страховая пенсия |
12 725 руб. |
Страховая пенсия по старости |
13 172 руб. |
Социальная пенсия |
8 645 руб. |
Повышение пенсий |
|
Индексация страховых пенсий |
4% |
Индексация пенсий по государственному пенсионному обеспечению |
4% |
Материнский капитал |
|
Размер материнского капитала |
453 026 руб. |
Количество семей, получивших сертификат на материнский капитал в 2016 году |
924,8 тыс. |
Количество семей, имеющих сертификат на материнский капитал (всего) |
7,6 млн |
Семьи, полностью распорядившиеся материнским капиталом |
4,2 млн |
Бюджет Пенсионного фонда России |
|
Доходы, из них: |
7 625,2 млрд руб. |
страховые взносы на обязательное пенсионное страхование |
4 131,5 млрд руб. |
средства федерального бюджета Российской Федерации |
3 355,3 млрд руб. |
Расходы, из них: |
7 829,7 млрд руб. |
на выплату страховых пенсий: |
6 017,6 млрд руб. |
на выплату пенсии по государственному пенсионному обеспечению |
412,6 млрд руб. |
на социальные выплаты |
572,2 млрд руб. |
на материнский капитал |
365,3 млрд руб. |