Файл: ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РФ (Анализ современного состояния пенсионного фонда РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 164

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава 2. Анализ современного состояния пенсионного фонда РФ.

Важнейшей задачей совершенствования системы пенсионного обеспечения является высокого стандарта текущего потребления людей, которые имеют социально-пенсионное положение. За рубежом это гарантируется накопленными активами в период активной трудоспособности, а также дополнительными мерами социальной поддержки пенсионеров. В России же, инструментами распределительно- страховой системы, а также солидарностью между поколениями, всеобщностью и добровольностью. За последние годы мы можем наблюдать рост пенсионных выплат (от 7593,9 руб. в 2011 г. до 12830 руб. в 2017 г.), но несмотря на это, в системе пенсионного обеспечения скрыто противоречие, которое заключается, с одной стороны, в важности оптимизации затрат Пенсионного Фонда РФ и внедрения 3-х уровневой системы пенсионного обеспечения, которая предусматривает персонализацию пенсионных накоплений, а с другой стороны, в распространении социальных программ и росте социальных затрат страны, в т. ч. за счет сохранения пенсий при наличии пятилетнего стажа, а так же досрочных пенсий за вредные условия труда и роста нагрузки на работоспособное население. Поэтому важное значение получает комплексный анализ принципов, механизмов и эффектов улучшения системы пенсионного обеспечения, основанный на эволюционном, институциональном и социально- экономическом подходах, исследовании институционализации механизмов образования, учета и реализации пенсионных прав, оценке социально-экономических эффектов посредством системы социально-демографических и экономических показателей [12].

Важным нерешенным вопросом пенсионного обеспечения остается вопрос высокой «конвертируемости» заработных плат, т. е. их теневые выплаты. В стране далеко не все платят пенсионные отчисления (около 22 % населения), 14,5 % граждан получают заработную плату неофициально. Для того чтобы вывести заработную плату из тени можно применить некоторые инструменты, такие как карательные, фискальные, а так же применение социально-экономических рычагов. Это приведет к существенному изменению ситуации в благоприятную сторону.

На сегодняшний день ученые предлагают различные варианты по совершенствованию социальной защищенности пенсионеров в России. Для начала, это сдерживание увеличения пенсий; уменьшение числа пенсионеров за счет увеличения пенсионного возраста, а так же нахождение резервов для роста доходов Пенсионного Фонда3. Именно такую позицию поддерживает Правительство РФ. Также предлагают мотивировать добровольные накопления граждан: на каждую 1 тыс. руб., которую работник внес на свой личный счет, государство добавит еще столько же. Но все же следует понимать, что простого решения в этой ситуации нет, и Россия только в начале долгого пути отечественной социальной модернизации [13].


В начале, рассмотрим показатели пенсионного обеспечения в РФ. (Таблица 1) Из таблицы следует, что число пенсионеров увеличивается, то есть происходит старение населения. Величина пенсий на протяжении 2011- 2016 гг. увеличивается, но, несмотря на это величина прожиточного минимума растет вместе пенсией в равных долях. 

Таблица 1 Показатели пенсионного обеспечения в РФ

Показатель

2011

2012

2013

2014

2015

2016

Число пенсионеров, тыс. чел.

39 706

40 162

40 573

41 019

41 456

42 729

Величина пенсий, в среднем за год, руб.

7 476,3

8 202,9

9 040,5

9 917,5

10 786,0

11 986,0

Прожиточный минимум пенсионера, руб.

4 521

5 032

5 123

5 998

6 617

7 965

Далее рассмотрим число пенсионеров, по видам пенсионного обеспечения и категориям пенсионеров. (Таблица 2) Из таблицы видно, что большее число пенсионеров, приходится на пенсионеров, получающие пенсию по старости (35 555 тыс. чел.). Происходит значительный спад пенсионеров по инвалидности и по случаю потери кормильца, но при этом наблюдается рост числа пенсионеров, пострадавших в ходе радиационно- техногенных катастроф, федеральных государственных гражданских служащих, а также социальных пенсионеров. 

Таблица 2 Число пенсионеров, по видам пенсионного обеспечения и категориям пенсионеров

Показатель

2011

2012

2013

2014

2015

2016

Число пенсионеров, из которых получающие пенсии по: (тыс. чел.)

39 706

40 162

40 573

41 019

41 456

42 729

‒ старости

32 462

32 981

33 451

33 950

34 422

35 555

‒ инвалидности

2 703

2 588

2 490

2 410

2 317

2 267

‒ потере кормильца

1 456

1 401

1 362

1 344

1 331

1 395

‒ пострадавшие в ходе

радиационно-техногенных катастроф

273

284

298

302

312

332

‒ федеральные гос. гражданские служащие

49

56

62

66

66

71

‒ социальные

2 762

2 851

2 909

2 946

3 007

3 108


Теперь рассмотрим число работающих пенсионеров, состоящих в системе ПФР РФ. (Таблица 3)

Таблица 3 Число работающих пенсионеров, состоящих в системе ПФР РФ

Показатель

2011

2012

2013

2014

2015

2016

Работающие пенсионеры, из них получают пенсию по:

12 380

13 030

13 669

14 325

14 917

15 259

‒ старости

11 345

11 995

12 626

13 280

13 872

14 199

‒ инвалидности

831

818

806

795

773

759

‒ потере кормильца

10

10

11

10

17

23

‒ пострадавшие в ходе радиационно- техногенных катастроф

101

105

110

113

118

127

‒ федеральные гос. гражданские служащие

13

15

18

20

20

22

‒ социальные

79

86

97

106

116

128

Рассмотрим среднюю величину назначенных пенсий по видам пенсионного обеспечения и категориям пенсионеров. (Таблица 4) Наибольшую пенсию получают федеральные государственные гражданские служащие, далее пенсионеры по страсти. 

Таблица 4 Средняя величина назначенных пенсий по видам пенсионного обеспечения и категориям пенсионеров

Показатель

2011

2012

2013

2014

2015

2016

Пенсионеры, в т. ч. по:

7 593,9

8 272,7

9 153,6

10 029,7

10 888,7

12 080,9

‒ старости

8 165,8

8 876,1

9 790,1

10 716,4

11 569,1

12 830,4

‒ инвалидности

5 136,5

5 539,3

6 106,3

6 669,2

7 209,9

8 040,1

‒ потере кормильца

4 819,1

5 333,1

5 959,0

6 598,6

7 185,1

7 924,9

‒ пострадавшие в ходе

радиационно-техногенных катастроф

6 855,9

7 514,3

8 402,6

8 639,2

9 779,2

10 766,7

‒ федеральные гос. гражданские служащие

10 968,6

11 495,3

12 422,9

14 020,1

15 550,0

17 186,4

‒ социальные

4 730,5

5 206,4

5 919,0

6 446,4

7 548,3

8 302,4


Установившаяся в России пенсионная система имеет ряд значительных недостатков, а так же не может гарантировать постоянного исполнения обязательств перед пенсионерами. Существует две острые проблемы. С первой, это задержка выплаты государственных пенсий, частично справились, но вот проблема величины пенсии до сих пор остается. Размер пенсии по потере кормильца не достигает даже уровня прожиточного минимума [15].

В ходе исследования были установлены значительные проблемы, которые не устранены на данный момент и негативно влияют на пенсионные выплаты. Во-первых, в России остается патерналистская база пенсионной системы (государство - работник - пенсионер) с отсутствием интереса по формированию пенсионного капитала как у работодателей, так и у самих работников. Во-вторых, создается устойчивая тенденция к увеличению дефицита бюджета Пенсионного фонда и его финансовая зависимость от государственного бюджета. В-третьих, введение единого социального налога не обеспечивает ожидаемого эффекта. Замена страховых взносов налогообложением фонда оплаты труда работников не решила проблему дефицита пенсионного бюджета, а снижение ЕСН не решило задачу вывода заработной платы «из тени». Так же снижаются страховые начала в системе пенсионного обеспечения, которые заявлены в начале пенсионной реформы в виде ее основы. В составе трудовой пенсии увеличивается удельный вес ее базовой части, которая не связана с заработком. Практически отсутствует равное участие социальных партнеров, включая основных плательщиков страховых взносов работодателей, в управлении средствами обязательного пенсионного страхования. Решение данных проблем особенно важно для социально- экономического развития России. Для этого можно предложить следующие перспективы развития [2]: 

1. Основным инструментом разрешения пенсионных проблем может стать формирование и становление региональных накопительных пенсионных фондов как результативной системы пенсионного обеспечения жителей страны, которые, принимая в расчет региональную специфику, могут привести, с одной стороны, к улучшению качества жизни пенсионеров в ближайшем будущем, а с другой стороны, к социальному и экономическому развитию регионов посредством направления на данные цели образованных в них ресурсов.

2. Государство должно четко устанавливать величину гарантий и ответственность, которые сможет взять на себя в ходе пенсионного обеспечения жителей страны, сформировав им условия для образования их пенсионных накоплений в границах частно - государственного партнерства, как с привлечением работодателей, так и самих граждан страны.


3. Проведение разъяснений населению о необходимости и целесообразности формирования накопительных принципов финансирования пенсий, как в обязательной, так и в добровольной части.

4. Правительство должно вызвать интерес работодателей к участию в пенсионном обеспечении своих сотрудников. С этой целью нужно предоставлять налоговые льготы и прочие формы мотивирования для добровольных корпоративных пенсионных программ, а также упорядочивать их нормативно-правовое регулирование. 

Глава 3. Проблемы и перспективы развития ПФР РФ.

Пенсионное обеспечение граждан является одной из важнейших задач государства. В условиях рыночной экономики социальное страхование является главным институтом защиты человека. Его уровень демонстрирует экономическое и социальное развитие страны и населения в целом. Пенсионный фонд РФ сильно влияет на экономику страны, поскольку его главной целью является обеспечение заработанного человеком уровня жизненных благ посредством перераспределения средств во времени и пространстве: где бы человек ни жил, он своим трудом и прошлыми отчислениями гарантирует определенный прожиточный уровень в будущем. Сегодня в условиях кризиса остро стоит проблема резкого уменьшения реального веса пенсий, несоответствие размера пенсий человека по возрасту, трудовому вкладу. Целью данной статьи является изучение функционирования Пенсионного Фонда России на современном этапе и выявление его проблем.

Итак, для того, чтобы выявить проблемы, актуальные сегодня для ПФР, необходимо ознакомиться со статистическими показателями деятельности Фонда, а также их проанализировать. Составленная на основе годового отчета ПФР таблица 5 демонстрирует основные результаты деятельности Пенсионного фонда [1]:

Таблица 5. Основные результаты деятельности ПФР в 2016 г.

Участники пенсионной системы

Застрахованные лица в системе обязательного пенсионного страхования

152,2 млн чел.

Пенсионеры:

42,9 млн чел.

получатели страховых пенсий

39,5 млн чел.

получатели пенсий по государственному пенсионному обеспечению

3,6 млн чел.

получатели двух пенсий

0,3 млн чел.

Получатели выплат из средств пенсионных накоплений

1,3 млн чел.

Страхователи в системе обязательного пенсионного страхования:

9,4 млн чел.

работодатели

5,6 млн чел.

самозанятые страхователи, в том числе:

3,8 млн чел.

самозанятые страхователи-работодатели

0,6 млн чел.

Размеры пенсий (средние)

Страховая пенсия

12 725 руб.

Страховая пенсия по старости

13 172 руб.

Социальная пенсия

8 645 руб.

Повышение пенсий

Индексация страховых пенсий

4%

Индексация пенсий по государственному пенсионному обеспечению

4%

Материнский капитал

Размер материнского капитала

453 026 руб.

Количество семей, получивших сертификат на материнский капитал в 2016 году

924,8 тыс.

Количество семей, имеющих сертификат на материнский капитал (всего)

7,6 млн

Семьи, полностью распорядившиеся материнским капиталом

4,2 млн

Бюджет Пенсионного фонда России

Доходы, из них:

7 625,2 млрд руб.

страховые взносы на обязательное пенсионное страхование

4 131,5 млрд руб.

средства федерального бюджета Российской Федерации

3 355,3 млрд руб.

Расходы, из них:

7 829,7 млрд руб.

на выплату страховых пенсий:

6 017,6 млрд руб.

на выплату пенсии по государственному пенсионному обеспечению

412,6 млрд руб.

на социальные выплаты

572,2 млрд руб.

на материнский капитал

365,3 млрд руб.