Файл: Анализ деятельности спортивной организации на примере футбольного клуба «ЦСКА».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 218

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Итак, в 2018 г. Московский футбольный клуб «Спартак» частично раскрыл структуру своих доходов. Только продажа билетов, лож и абонементов приносит клубу около 1 млрд. руб. за сезон. Доходы футбольного клуба «Спартак» представлены на Рисунке 1.

Рисунок 1 – Доходы футбольного клуба «Спартак»[17]

Раскрытие «Спартаком» фрагментов своих финансовых результатов связано, во-первых, со стремлением клубов Российской футбольной премьер-лиги (РФПЛ) повысить свою прозрачность, а во-вторых, с позицией европейского футбольного регулятора.

Старший менеджер футбольного клуба Александр Кардаш сообщает следующее: «…УЕФА планирует обязать клубы, участвующие в еврокубках, публиковать отчетность с высокой степенью детализации. Для российских футбольных клубов данная информация всегда была чувствительной, но теперь необходимо будет работать в режиме большей прозрачности. Со стороны «Спартака» это своего рода игра на опережение».

Финансовые отчёты «Спартака» показывают, что московский футбольный клуб ставит своей целью снижение зависимости от спонсорских денег, посредством наращивания выручки от собственной коммерческой деятельности в день матчей, а также используя возможности своего стадиона (то есть стремится к оптимизации финансовой деятельности).

Доходы матчевых дней не являются значимой статьей бюджета большинства российских клубов. По данным УЕФА, выручка от продаж билетов на матчи составляет менее 5% в структуре доходов среднестатистического российского клуба, аналитики PwC оценивают этот вклад в 4,9%. Столь низкая выручка обычно не позволяет клубам даже покрыть расходы на эксплуатацию стадионов.

Вице-президент «Спартака» Наиль Измайлов отметил, что клуб покрывает расходы на содержание стадиона благодаря своей билетной программе. Этому способствует два фактора: хорошая посещаемость игр «Спартака» (более 72% заполняемости арены на матчах Чемпионата России в сезоне 2016-2017) и высокая по сравнению с конкурентами цена на билеты. От продажи билетов и абонементов футбольный клуб в чемпионском сезоне 2016/17 получил 579,4 млн руб.

Продажа VIP-лож также приносит значительную сумму клубу. В последнем сезоне VIP-болельщики приобрели лучшие места на арене на сумму 403,4 млн руб. Совокупно продажа билетов, абонементов и лож на стадионе «Открытие Арена» позволили «Спартаку» заработать 983 млн руб. за сезон. Президент «Спартака» Леонид Федун перед открытием стадиона ожидал годовой заработок в размере 1 млрд. руб. от продажи билетов. Фактически его ожидания подтвердились.


В интервью «РБК» вице-президент клуба «Спартак» Наиль Измайлов рассказал, что повышенный спрос на ложи стадиона привел к тому, что «образовался список ожидания из желающих». По словам Измайлова, для удовлетворения спроса и получения дополнительного дохода клуб планирует построить дополнительные VIP-ложи на платформе С. В данный момент на стадионе 50 лож на платформе А, 48 из которых продаются, две из которых принадлежат владельцам «Спартака».

Каждый посетитель, пришедший на домашний матч «Спартака», потратил в среднем 1,8 тысячи рублей в сезоне 2016/17. Учитывая загруженность арены за сезон, одно место на стадионе принесло клубу 20,7 тысячи рублей, а средняя выручка от матча составила 58 миллионов рублей.

Сильнейшие клубы европейских лиг получают от трети до половины дохода от продажи телевизионных прав. Однако, российские футбольные клубы в отличии от вышеупомянутых европейских не могут рассчитывать на крупные поступления по этой статье. В сезоне 2016/17 продажа ТВ-прав принесла «Спартаку» 193 млн руб., из которых 176,5 млн руб. от Российской футбольной премьер лиги (именно она продает права на все матчи чемпионата России), остальное — от УЕФА за участие в квалификационном раунде Лиги Европы.

Больше, чем на телевизионных правах, «Спартак» заработал, продавая фирменную атрибутику ‒ футболки, шарфы и другие товары ‒ 204 миллиона рублей. В сезоне чемпионата 2016/17, доход от этой позиции увеличился на 42%. «Прежде всего, это связано с расширением каналов продаж ‒ мы открыли интернет-магазин, который сразу же дал нам огромную долю продаж, плюс два оффлайн магазина», ‒ так объясняет положительную динамику Измайлов. Более 200 миллионов рублей. клуб получил от аренды стадиона (на нем проводятся концерты, конференции и другие мероприятия), лицензирования, продажи экскурсий по стадиону и билетов в музей клуба, а также от различных проектов на арене. Вице-президент «Спартака» отметил, что стадион используется по максимум для неспортивных мероприятий: «…здесь проводятся и детские праздники, и тест-драйвы автомобилей, и музыкальные фестивали, здесь снимается кино. Так, режиссёр Данила Козловский снимал свой фильм «Тренер» на стадионе спортивного клуба.

Однако, опубликованная «Спартаком» упускает некоторые важные пункты. Футбольный клуб не сообщает о размере поступлений от спонсоров и партнеров. Спонсорские поступления формируют не менее половины доходной части бюджета футбольного клуба.

«Ни у какого другого клуба Российской футбольной премьер лиги нет такого количества спонсоров, — подчеркивает Измайлов. — У «Спартака» огромная база болельщиков, у матчей клуба самые большие рейтинги на ТВ, поэтому партнерство с таким клубом, как «Спартак», интересно большому числу спонсоров. Суммы всех контрактов рыночные из-за высокого media value (охват аудитории без затрат на прямую рекламу) для партнеров от сотрудничества со «Спартаком».


Таким образом, помимо возможностей, выявленных в ходе SWOT-анализа (смена руководства, стажировка менеджеров, поддержка руководством тренерского состава, психологическая работа с игроками клуба) можно выделить также направления совершенствования коммерческой деятельности организации (на примере основного конкурента ФК «Спартак»):

Работа со спонсорами необходима, но вместе с тем клуб должен снижать зависимость от спонсорских денег и кредитов посредством:

  • продажи фирменной атрибутики
  • повышения посещаемости стадиона (в том числе продажа VIP-лож).
  • продажи ТВ-прав.

Вместе с тем ФК «ЦСКА» должен стремиться к «прозрачному раскрытию финансовой информации, поскольку в отличии от ФК «Спартак», который предоставил открытые отчёты подобных данных по клубу ЦСКА не было найдено.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Спортивный менеджмент представляет собой теорию и практику эффективного управления различными организациями физкультурно-спортивного направления в современных условиях. Таким образом, актуальна работа по воспитанию квалифицированных специалистов в сфере спортивного менеджмента.

Современные вызовы и необходимость популяризации здорового образа жизни стали отправной точкой осознания обществом значимости грамотного спортивного менеджмента, так как исключительно специалисты высокого профессионального уровня могут эффективно управлять спортивными инвестициями.

Настоящее исследование было посвящено изучению особенностей менеджмента спортивной организации. В первой главе были рассмотрены теоретические основы спортивного менеджмента. На основании главы можно сделать несколько выводов. Не существует единого определения менеджмента, однако спортивный менеджмент на сегодняшний день можно определить как управление спортивной организацией. Данное управление включает в себя ряд принципов, методов и форм, а также средств управления для достижения спортивной организацией заявленных целей.

В теоретической части работы также были рассмотрены различные виды спортивных организаций. По такому критерию как размер выделяются малые, крупные и средние организации. Форма собственности физкультурно-спортивных организаций может быть частной, государственной, муниципальной. Кроме того, различные виды организаций выделяются по целевому признаку.

Среди особенностей управления физкультурными организациями, в частности футбольными клубами можно выделить оптимизацию доходов футбольного клуба, разработку маркетинговой стратегии клуба, активное применение интернет-технологий. В век информационного общества важнейшее значение приобретает последняя особенность (применение интернет-технологий в деятельности клуба).


Вторая глава была посвящена анализу менеджмента футбольного клуба «ЦСКА». Футбольный клуб ЦСКА имеет давнюю историю и опыт побед в крупнейших соревнованиях, однако определённых проблем в управлении руководству клуба не удалось избежать.

Проанализировав структуру доходов и расходов ФК ЦСКА мы выяснили, что она является сбалансированной. Клуб получает значительную прибыль от продажи игроков и оптимизирует расходы. Однако, SWOT-анализ позволил выявить ряд проблем в управлении клубом: слабая селекция, нехватка высококвалифицированных спортивных менеджеров, невозможность приобретать игроков мирового уровня и относительно слабая селекция.

Для того, чтобы определить направления развития ФК ЦСКА мы провели сравнительный анализ клуба с ФК «Спартак». Сильной чертой менеджмента ФК «Спартак» является снижение зависимости от спонсорских денег (продажа фирменной атрибутики, повышение посещаемости стадиона (в том числе продажа VIP-лож), продажа ТВ-прав).

В своей управленческой деятельности руководство ФК ЦСКА может использовать опыт конкурентов. Кроме того, возможностями для футбольного клуба «Спартак» являются смена руководства, стажировка менеджеров, поддержка руководством тренерского состава, психологическая работа с игроками клуба.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аббосов Б.А., Худайбердиева Д.А. Спортивный менеджмент/ Аббосов Б.А., Худайбердиева Д.А.// Проблемы и достижения современной науки. - 2019. - № 1. - С. 75-76.

2. Алексеев, С.В. Спортивный менеджмент. Регулирование организации и проведения физкультурных и спортивных мероприятий: учебник / С.В. Алексеев. – М.: Советский спорт, 2018. – 687 c.

3. Алёшин В.В. Менеджмент спортивных сооружений/ Алёшин В.В. // Экономика и предпринимательство. - 2018. - № 6. - С. 912.

4. Антонов, Д.А. Организация менеджмента в современных футбольных клубах/ Антонов Д.А. // Международный студенческий научный вестник. - 2018. - № 5. - С. 99.

5. Багиев, Б.И. Пути улучшения организационно-управленческой̆ деятельности в физкультурно-спортивной организации / Б.И. Багиев, Г.Ф. Агеева // Проблемы и инновации спортивного менеджмента, рекреации и спортивно-оздоровительного туризма материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Казань, 2017. – С. 21-23.

6. Голубева В.В. Концептуальные подходы к понятию управления в сфере физической культуры и спорта/ Голубева В.В. // Научный вестник Волгоградского филиала РАНХиГС. Серия: Политология и социология. - 2018. - № 1. - С. 56-58.


7. Кашина А.П., Ткачева Е.Г. Спортивный менеджмент: проблемы и перспективы развития/ Кашина А.П., Ткачева Е.Г.// Наука-2020. - 2019. - № 31. - С. 125-128.

8. Мельникова Н.Ю., Трескин А.В., Леонтьева Н.С. Олимпийское Образование. Учебное пособие для студентов РГУФКСМиТ. – / Н.Ю. Мельникова, А.В. Трескин, Н.С. Леонтьева.– М.: РГУФКСМиТ, 2016. – 118 с.

9. Паршикова Н.В., Изаак С.И., Малиц В.Н. Развитие физической культуры и спорта: стратегия будущего // Теория и практика физической культуры. – 2017. – № 12. – С. 3-5.

10. Починкин, А.В. Менеджмент в сфере физической культуры и спорта: учебное пособие. М.: Спорт, 2016. – 149 с.

11. ПФК ЦСКА – Официальный сайт // Источник: https://pfc-cska.com/

12. Российская футбольная премьер-лига: комплексное исследование экономики российского футбола // Источник: https://www.pwc.ru/ru/assets/pwc-rfpl-research-2018.pdf

13. Управление физкультурно-спортивной организацией: учеб.пособие / Д. А. Обожина ; М-во образования и науки Рос.Федерации, Урал. федер. ун-т. — Екатеринбург : Изд‑во Урал.ун‑та, 2017. — 76 с.

14. ЦСКА НЬЮС // Источник: https://cskanews.com/pfc-cska/news-pfc-cska/naibolee-sbalansirovannoj-struktura-doxodov-vyglyadit-u-cska/

15. Щадилова, И.С. Коммерческая деятельность в спортивной индустрии: учебное пособие. – М.: МГУПС (МИИТ), 2017. – 141 с.

16. Экономика Спартака: сколько клуб заработал на чемпионстве // Источник: https://www.forbes.ru/biznes/372691-ekonomika-spartaka-skolko-klub-zarabotal-na-chempionstve

  1. Голубева В.В. Концептуальные подходы к понятию управления в сфере физической культуры и спорта/ Голубева В.В. // Научный вестник Волгоградского филиала РАНХиГС. Серия: Политология и социология. - 2018. - № 1. - С. 56.

  2. Там же. – С.57

  3. Алёшин В.В. Менеджмент спортивных сооружений/ Алёшин В.В. // Экономика и предпринимательство. - 2018. - № 6. - С. 912.

  4. Аббосов Б.А., Худайбердиева Д.А. Спортивный менеджмент/ Аббосов Б.А., Худайбердиева Д.А.// Проблемы и достижения современной науки. - 2019. - № 1. - С. 75.

  5. Кашина А.П., Ткачева Е.Г. Спортивный менеджмент: проблемы и перспективы развития/ Кашина А.П., Ткачева Е.Г.// Наука-2020. - 2019. - № 31. - С. 127.

  6. Мельникова Н.Ю., Трескин А.В., Леонтьева Н.С. Олимпийское Образование. Учебное пособие для студентов РГУФКСМиТ. – / Н.Ю. Мельникова, А.В. Трескин, Н.С. Леонтьева.– М.: РГУФКСМиТ, 2016. – С.43.

  7. Управление физкультурно-спортивной организацией : учеб.пособие / Д. А. Обожина ; М-во образования и науки Рос.Федерации, Урал. федер. ун-т. — Екатеринбург : Изд‑во Урал.ун‑та, 2017. — С. 30.

  8. 2Алексеев, С.В. Спортивный менеджмент. Регулирование организации и проведения физкультурных и спортивных мероприятий: учебник / С.В. Алексеев. – М.: Советский спорт, 2018. – С.325.

  9. Починкин, А.В. Менеджмент в сфере физической культуры и спорта: учебное пособие. М.: Спорт, 2016. – С.67

  10. Антонов, Д.А. Организация менеджмента в современных футбольных клубах/ Антонов Д.А. // Международный студенческий научный вестник. - 2018. - № 5. - С. 99.

  11. Багиев, Б.И. Пути улучшения организационно-управленческой̆ деятельности в физкультурно-спортивной организации / Б.И. Багиев, Г.Ф. Агеева // Проблемы и инновации спортивного менеджмента, рекреации и спортивно-оздоровительного туризма материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Казань, 2017. – С. 22.

  12. Щадилова, И.С. Коммерческая деятельность в спортивной индустрии: учебное пособие. – М.: МГУПС (МИИТ), 2017. – С.73.

  13. Паршикова, Н.В., Изаак, С.И., Малиц, В.Н. Развитие физической культуры и спорта: стратегия будущего // Теория и практика физической культуры. – 2017. – № 12. – С. 3.

  14. Российская футбольная премьер-лига: комплексное исследование экономики российского футбола // Источник: https://www.pwc.ru/ru/assets/pwc-rfpl-research-2018.pdf

  15. ПФК ЦСКА – Официальный сайт // Источник: https://pfc-cska.com/

  16. ЦСКА НЬЮС // Источник: https://cskanews.com/pfc-cska/news-pfc-cska/naibolee-sbalansirovannoj-struktura-doxodov-vyglyadit-u-cska/

  17. Экономика Спартака: сколько клуб заработал на чемпионстве // Источник: https://www.forbes.ru/biznes/372691-ekonomika-spartaka-skolko-klub-zarabotal-na-chempionstve