Файл: Анализ деятельности спортивной организации на примере футбольного клуба «ЦСКА».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 206

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По форме собственности физкультурно-спортивные организации делятся на государственные, муниципальные, частные и организации, находящиеся в собственности общественных организаций. По отношению к получению прибыли физкультурно-спортивные организации подразделяются на некоммерческие (не имеющие в качестве основной цели получение и распределение полученной прибыли, но имеющими права осуществлять предпринимательскую деятельность для достижения уставных целей) и коммерческие (созданные для получения прибыли и ее распределения между 
участниками)

Проведение классификации спортивных организаций по целевому признаку дает возможность выделить основные цели и задачи, функции и определить роль каждого объекта в системе управления. По данному признаку физкультурно-спортивные организации можно классифицировать следующим образом

1) организации, которые непосредственно осуществляют физкультурно-массовую и учебно-спортивную работу (спортивные школы, КФК, центры олимпийской подготовки);

2) организации, которые обеспечивают возможность для занятий физической культурой и спортом (спортивные сооружения, физкультурно-оздоровительные комплексы, парки культуры и отдыха, туристические, водные и лыжные базы, прокатные пункты спортивного инвентаря);

3) организации, которые обеспечивают медицинское обслуживание;

4) организации, которые занимаются подготовкой физкультурных кадров (высшие и средние специальные учебные заведения физической культуры и спорта);

5) организации, которые обеспечивают сферу физической культуры и спорта необходимой информацией и проводят пропаганду физкультурно-спортивных знаний (редакция спортивных журналов и газет).

Учитывая приведенные критерии классификации, на территории РФ можно выделить следующие группы спортивных организаций, которые предоставляют населению физкультурно-оздоровительные услуги: [7]

1) государственные и муниципальные организации, либо имеющие учредителями какие-либо органы государственного и муниципального управления, либо ни являющиеся подразделениями соответствующих государственных или муниципальных предприятий и учреждений;

2) коммерческие организации, основная цель деятельности которых – извлечение прибыли;

3) некоммерческие организации (спортивные секции, группы, созданные на базе общеобразовательных учебных заведений, вузов, предприятий различных форм собственности);

4) спортивные клубы.


Специфика первой группы физкультурно-спортивных организаций заключается в том, что их имущество находится в муниципальной или государственной собственности и принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (ст. 113 ГК РФ). [8]Поэтому данные спортивные организации являются единственными коммерческими юридическими лицами, которые не обладают правами собственности на имущество, принадлежащее организации.

Ряд авторов указывает на значительные противоречия, связанные с особенностями управления государственными учреждениями социальной сферы на федеральном и региональном уровнях, а также в рамках отдельных ведомственных нестыковок, что негативным образом сказывается на возможности таких организаций распоряжаться имуществом
Основная цель деятельности частных коммерческих 
физкультурно-спортивных организаций заключается в извлечении 
прибыли (ст. 50 ГК РФ). [9]Такие организации имеют в собственности обособленное имущество, учитывают его на самостоятельном балансе, могут от своего имени выступать истцом и ответчиком в суде, осуществлять личные имущественные и неимущественные права. Наиболее распространенными формами собственности коммерческих физкультурно-спортивных организаций являются акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью

1.2. Особенности управления спортивными организациями

Так как в настоящем исследовании рассматривается деятельность футбольного клуба, необходимо рассмотреть особенности управления спортивными организациями на примере менеджмента в современных футбольных клубах.

Клубный футбольный менеджмент – это набор принципов и методов управления футбольным клубом. Этот тип управления связан с оптимальным использованием футбольными клубами своих ресурсов (инфраструктуры, игроков, персонала), методов деятельности и финансовых возможностей.

Также для управления клубным футболом большое значение имеет работа с внешней средой (фанаты, спонсоры, СМИ и т. д.). Поэтому задачей управления клубным футболом является разработка механизма взаимосвязи между внешней средой (рынком) и внутренней средой (активами).

Развитие клубного футбольного менеджмента связано с совершенствованием структуры управления и кадровой политики. Актуальными направлениями развития являются такие направления, как:


Оптимизация выручки футбольного клуба:

Применительно к бизнесу экономическая эффективность определяется соотношением полученного результата и расходов или ресурсов, затраченных на его достижение. Как и любой бизнес, футбольный оценивается через его финансовые результаты, то есть разницу между всеми полученными от деятельности доходами и осуществленными в процессе функционирования расходами.

Оптимизация связана с увеличением выручки от футбольного клуба, для чего требуются три основных источника: выручка от продажи билетов, в том числе абонементов; пищевая промышленность; атрибуты; продажа трансляций; средства, полученные от различной коммерческой деятельности (например, доходы от спонсоров). [10]

Также футбольный клуб может получать доходы от трансферов игроков. Дополнительный источник финансовых поступлений может обеспечить и стадион в активе клуба, где помимо домашних матчей могут проводиться различные мероприятия (выставки, концерты). Кроме того, на территории современного стадиона сегодня обязательно строятся офисы, торговые центры, гостиницы и другие объекты коммерческой недвижимости. Актуально также расширение ритейла за счет открытия фирменных точек торговли на территории стадиона или на прилегающих к стадиону территориях.

Совершенствование инфраструктуры футбольного клуба:

Известно, что основой эффективной коммерческой деятельности любой спортивной организации является владение таким активом, как стадион. Это обуславливается отсутствием необходимости внесения арендной платы спортивным клубом сторонним организациям за право пользования их активами. Наличие стадиона в активах клуба дает возможность ежедневного и разностороннего использования его инфраструктуры (проведение любительских и корпоративных футбольных турниров, организация культурно-зрелищных мероприятий и т.д.).

Работа с болельщиками и их объединениями:

Болельщики являются главными потребителями спортивно-зрелищных услуг. Предоставление таких услуг является основным источником доходов футбольных клубов, следовательно, работа с болельщиками – это одно из приоритетных направлений развития организации. В связи с этим можно рассмотреть актуальный опыт работы футбольного клуба (ФК) «Локомотив». Так, в целях активизации и координации работы с болельщиками ФК «Локомотив» разработана система клубных карт, которые позволяют посещать южную трибуну (фан-зону) не только на домашних матчах, но и на дерби и выездные матчи клуба; участвовать в акциях, розыгрышах призов и приглашений на клубные мероприятия; получать билеты на матч сборной России из специальной квоты; пользоваться скидками и акциями в клубных магазинах.[11] Для болельщиков также предусмотрено участие в программе лояльности ОАО «РЖД» - РЖД Бонус; получение специальных предложений от партнёров Локомотива. На стадионе «Локомотив» имеются сектора для разных социальных групп (VIP-ложи; школьный, студенческий и семейный секторы). Для привлечения потребителей физкультурно-спортивных услуг ФК «Локомотив» проводит на территории своего стадиона различные культурно-зрелищные мероприятия, экскурсии по стадиону и созданному музею спортивного клуба и т.д.


Разработка маркетинговой стратегии клуба:

Не один футбольный клуб не обойдётся без маркетинговой стратегии. Её создание включает в себя несколько этапов. Первый этап посвящён исследованию рынка (выявление реальных и потенциальных потребителей услуг клуба); выявление проблем и рекомендаций по их устранению. Щадилова И. С. указывает на то, что исследование рынка предполагает изучение конкурентной среды (наличие клубов-конкурентов); оценку возможностей клубов-конкурентов (инфраструктурной составляющей, количества болельщиков, качества и цен предлагаемых услуг). [12]

На основе полученной информации проводится сопоставление возможностей клуба и клуба-конкурента по различным характеристикам, анализ конкурентных преимуществ клуба. На втором этапе необходимо определить маркетинговые цели клуба. Третий этап предполагает оценку ресурсов и возможностей клуба, которые предусмотрены на реализацию данных целей. На четвёртом этапе проводится формирование проекта стратегии. Дополнительно устанавливается перечень проблем, с которыми придется столкнуться при реализации стратегии, и определяются базовые варианты их разрешения. На заключительном пятом этапе руководители принимают окончательный вариант стратегии и план действий по ее реализации.

Активное применение Интернет-технологий:

Тенденция информатизации общества связана с увеличением доли населения в возрасте 15-72 лет, использовавшего персональный компьютер, а также доли населения, имевшего доступ к сети Интернет, и направлена на повышение уровня удовлетворенности потребности населения в информационных услугах и продуктах. Поскольку в настоящее время происходит стремительный рост пользователей Интернета и существует множество самых различных социальных сетей и сервисов (коммуникационных, новостных, блоговых и т.д.), то руководству футбольного клуба необходимо более эффективно выстраивать свою коммуникационную деятельность и взаимодействие с пользователями посредством применения информационно- коммуникационных технологий.[13]

На сегодняшний день тенденции в применении интернет технологий такие. Все клубы российской футбольной премьер-лиги (РФПЛ) используют в качестве каналов коммуникации четыре основные digital-платформы: VKontakte, Twitter, Instagram и YouTube.

При этом на зарубежную аудиторию ориентируются меньше половины клубов – лишь у шести есть англоязычная версия сайта; в то же время сайт «Зенита» представлен на 12 языках.


Все клубы РФПЛ используют свои онлайн-площадки для спонсорских активаций, при этом все больше клубов заключают соглашения об инфопартнерстве с социальными сетями (64%). [14]Среди последних трендов – снижение популярности Periscope и увеличение присутствия клубов в Telegram.

Клубы также экспериментируют с иными digital-инструментами: «Зенит» ведет свою страницу в социальной сети с функцией геопозиционирования Foursquare, «Крылья Советов» представлены в сети микроблогов Weibo, ориентированной прежде всего на китайскую аудиторию, а «Локомотив» использует фотохостинг с функциями социальной сети Pinterest.

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФУТБОЛЬНОГО КЛУБА «ЦЕНТРАЛЬНЫЙ СПОРТИВНЫЙ КЛУБ АРМИИ»

2.1. Общая характеристика ФК «ЦЕНТРАЛЬНЫЙ СПОРТИВНЫЙ КЛУБ АРМИИ»

Страна: Россия

Город: Москва

Полное название: Закрытое акционерное общество «Профессиональный футбольный клуб ЦСКА»

Прозвища: армейцы, красно-синие

Дата основания: 27.08.1911

Стадион: ВЭБ Арена

Официальный сайт: http://pfc-cska.com/

Основные цвета: красный, синий

ЦСКА — один из старейших клубов на всем постсоветском пространстве. «Армейцы» — настоящие долгожители отечественного футбола, вскоре они отметят 110-летний юбилей. [15]Интересно, что история футбольного клуба ЦСКА берет свое официальное начало в 1911-м году с… общества любителей лыжного спорта (ОЛЛС). Тогда при московской спортивной ячейке лыжников в качестве эксперимента открылась секция игры в футбол. Развлечение, которое многие называли «ногомячом», быстро нашло серьезный отклик у представителей всех профессий и сословий Москвы. Огромная популярность игры привела к тому, что пришлось формировать не одну, а целых три команды.

Все они были заявлены в низший по статусу класс «Б» чемпионата Москвы. Первым официальным матчем нынешнего ЦСКА принято считать встречу тогдашней основы ОЛЛС с «Вегой». Она состоялась в августе 1911-го года. Победу с разгромным счетом 6:2 отпраздновали более мастеровитые и напористые «армейцы». Спустя шесть лет москвичам покорилось первое серьезное достижение: став чемпионами своей лиги, они квалифицировались в престижный класс «А». Там москвичи выступали вплоть до 1922-го года.